http://intoclassics.net/news/2010-06-22-16938 http://www.onlinedisk.ru/file/463949/
в мп3 Frederic Lamond. Бетховенские сонаты
Наконец-то я нашел некий идеал или, точнее тот "архетип" исполнения, к которому смутно стремилась моя душа и сознание. Отдавая должное великим трактовкам бетховенских сонат выдающимися пианистами прошлого и настоящего я все-таки ощущал смутную неудовлетворенность. Я почти не верил в такого Бетховена. Да, они, сонаты порой звучали со "вселенским" размахом и значением, с "божественной" красотой и "высшей правдой", но что-то в этом всем было далекое от, собственно - фортепьянной сонаты и живого исторического Бетховена.
Мне всегда казалось, что более поздние "коннотации" и всякие там "семантические" наслоения современного нам времени (и не даром прошедших двух столетий) нагрузили бетховенские творения неким чрезмерным грузом значений и почти "нечеловеческой" глубины.
Наверное все-таки каждый музыкант немного фантазирует не тему. а как же это звучало у самого автора. Где найти ту простоту и первоначальную естественность? Первозданную свежесть и глубокую искренность?
И вот - Ламонд.
Давно не получал такого удовольствия от прослушивания знакомых до нотки сонат.
наконец-то это - ТО!!!
Прежде всего - фортепьянная соната, а не театр и не фреска и не букет цветов и не картина... И какая близость к Моцарту и венской традиции классической сонаты...
да-да! наконец-то это впервые ясно слышу в "монстроузной" Аппассионате, вообще никогда не похожей на сонату. (Все-таки как же "нечеловечески" (Ленин) "испортил" вообще-музыку Святослав Рихтер!! ) )
Я понял смысл мудрой педагогики Николая Рубинштейна, который на заключительной стадии формирования ученика пианиста давал тому Концерты Тальберга. Они, де, "ставят" ученику истинное ощущение пианизма. Не превращая инструмент в средство для некоего "смежного" искусства, типа психологии, актерства, живописи или архитектуры - "с музыкальным уклоном".
Поистине, Сонаты у Ламонда абсолютно равны себе. Они фортепьянны в лучшем смысле этого жанра. Они удивительно логичны, понятны, искренни и просты той высшей простотою, которая делает авторскую мысль абсолютно естественной и удивительно красивой именно в этой естественности.
Да и каков же сам Ламонд! Ученик Бюлова, Брамса, Листа, Многократно слушал и был знаком с Антоном Рубинштейном. Какой кладезь самых великолепных традиций!
И это невозможно не почувствовать.
Патетическая соната - потрясает вторая часть. Как это просто и совершенно "сказано".
В лунной бьет "сильным разрядом" Листовская магия в простоте и логике, в совершенной и взаимосвязи фраз. Вот оно! Вот в этом направлении нужно искать тайну исполнения этой сонаты.
Alla breve без компромиссов.
В общем что и говорить. Нужно слушать и благодарить, что через Ламонда до нас дошла подлинная бетховенская традиция высокого стиля.
PS Ну конечно не все безоговорочно для нас "в деталях", но, думаю, главное услышат все.
Op. 5 Grand concerto pour piano et orchestre
1. Я так запомнил. Наверное имелись в виду и его фантазии.
2. Наверное каждый, если у педагога был этот принцип.
Из известных - Зилоти и Зауэр.
Это все, что Вас заинтересовало? ...
<...>
Обсуждение Лямонда - это дело знатоков и тех, кто задумывается над актуальными проблемами стилистики и интерпретации Бетховена, а не клоунов, рядящихся в одежды жрецов музыкального "ленина".
Значение Рихтера для Аппассионаты велико, да! Именно он воплотил в ней ленинский миф о "нечеловеческой музыке", извратив по сути и по смыслу музыку человечнейшего из композиторов.
Актерские "якоря" про ночное озеро, мерцание звезд и прочая мура создали поистине некое «чудовище», с которым всегда чувствуешь себя «между Сциллой и Харибдой»...
У Лямонда может быть впервые обозначивается человеческое лицо сонаты, не порвавшей окончательно связей даже и с Моцартом.
Пафос такого очеловечивания нисколько не ниже пафосности "монстра", которым представляется соната у СТР. А во многом перекрывает её.
Появляется некий мост через листовские традиции к совсем иному Бетховену.
Тому, кто не только не "закрыт", но даже еще толком и не раскрыт.
Рихтер по сути создал некий клон - "Рихтховена - Франкенштейна". Некий философский заворот эстетствующего Томаса Манна и музыкантов начала 20 - века
Как бы это грандиозно ни смотрелось, но это "Звездные войны" на том месте, где должен быть простой сельский пейзаж с лесом и ручьем... Скорее Есенинские -
"Как прекрасна земля и на ней человек". Именно человек, хотя и преображающий мир своей волей, подобно Бонапарту.
ИМХО, безусловно...
Для невзыскательного обывательского вкуса, разумеется нет проблемы - Рихтер форева... Не стоит и обсуждать все остальное. если это всегда так...
Последний раз редактировалось Vic; 17.07.2010 в 11:17.
Причина: грубость
[QUOTE=Mishul;986405]Простите, где Вы откопали в наследии Тальберга концерты? [/QUOTE]
Тальберг
Тальберг (Thalberg), Сигизмунд, один из наиболее знаменитых фп-ных виртуозов и вместе с тем блестящий композитор для своего инструмента, род. 7 янв. 1812 в Женеве, ум. 27 апр. 1871 в Неаполе. Внебрачный сын князя Морица Дитрихштейна и баронессы ф. Вецлар, образование получил в Вене под руков. Зехтера и Гуммеля. В 1830 он предпринял свое первое концертное путешествие по Германии и быстро составил себе имя; тогда же он написал свой Первый фортепианный концерт (op. 5).
Т. слишком односторонне культивировал виртуозность и потому не оправдал ожиданий, которые пробудили его ранние композиции. Особенно излюбленной специальностью Т-а были аккордовые пассажи, распределенные между обеими руками и окаймляющие мелодию (изобретателем этой манеры был арфист-виртуоз Пэриш-Альварс). Этим весьма блестящим эффектом Т. ослеплял долгое время, пока прием этот не сделался общим местом.
Он издал: фортепианный концерт (фа минор,op. 5), большую сонату (op. 56), дивертисмент. (F-moll, op. 7), 2 каприса (op. 15, 19), 6 ноктюрнов (op. 16, 21, 2, Grande fantaisie (op. 22), 12 этюдов (op. 26), скерцо (op. 31), Andante (op. 32), La Cadence (op. 36, этюд), романс и этюд (op. 38 Thème original et étude (op. 45), вальсы (op. 4, 47), Decaméron musical (op. 57, этюды), траурный марш с вариациями (op. 59) "апофеоз (фантазия на триумфальный марш Берлиоза; op. 5и много фантазий на темы из опер. В конце 19 и в начале 20 века фортепианный концерт (фа минор, op. 50)входил в обязательную программу обучения пианистов. (См. Г.Шонберг. «Великие пианисты»)
P.S/ - Прошу прощения за фокусы шрифта и страные смайлики вместо цифры 8 - беда Форума.
Последний раз редактировалось Nataly; 18.07.2010 в 12:41.
" Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого". Козьма Прутков.
Да я уже признал свою ошибку. Знаю, что концерт у него один. Раньше просто не было особого смысла интересоваться, а в собрании его нот почему-то осталось впечатление от нескольких концертов.
ну да не велика беда.
Речь вообще не об этом, а о "фортепианности" сонат Бетховена.
Мне не нравится когда это тонкое равновесие нарушается и соната предстает лишь "канвой" для истерического самоизвержения...
Конечно не удовлетворит и противоположное "засушивание" в ученическое и малохудожественное исполнение.
Но вот у Ламонда я нашел верный путь.
Если сам он и не дает "идеального" воплощения, то во всяком случае указывает очень и очень верное направление. Ту старую дорогу, которую забыли ради накатанного шоссе, ведущего в исполнительский тупик (вспомните предлоговские "закрытия")
Он издал: фортепианный концерт (Es-dur, op. 5) ... В конце 19 и в начале 20 века фортепианный концерт (Es-dur, op. 50)входил в обязательную программу обучения пианистов. (См. Г.Шонберг. «Великие пианисты»)
Уж не знаю, кто из нас прав, но в известных мне источниках (напр, последнее издание Нью Гроува) о фортепианном концерте Тальберга сообщатеся следующее:
опус - 5, тональность - фа минор.
См. также ссылку http://www.amazon.com/Thalberg-Conce...e=UTF8&s=music
Уж не знаю, кто из нас прав, но в известных мне источниках (напр, последнее издание Нью Гроува) о фортепианном концерте Тальберга сообщатеся следующее:
Музыка на фортепиано является одним из самых вдохновляющих и универсальных форм музыкального искусства. Создание композиций на фортепиано — это процесс, требующий вдохновения, творчества и...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
23.04.2024, 12:19
25 апреля 2024 года состоится Концерт «Вселенная NEOклассики»
6 июня, тёплым летним вечером, под самым большим звёздным куполом в Московском планетарии зазвучат произведения культовых современных...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
23.04.2024, 11:05
25 апреля 2024 года состоится Концерт Жанны Бичевской «Песни иеромонаха Романа»
Жанна бичевская «Песни иеромонаха романа»
Жанна Бичевская – уникальное явление в искусстве. За 50 лет творческой...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
23.04.2024, 11:04
Социальные закладки