Показано с 1 по 2 из 2

Тема: статья "МАРИЯ ГУЛЕГИНА В РГГУ", "Студенческий Меридиан", ноябрь 2010 (полная версия)

              
  1. #1
    Частый гость Аватар для CHORUS-info
    Регистрация
    17.10.2008
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    169

    Post статья "МАРИЯ ГУЛЕГИНА В РГГУ", "Студенческий Меридиан", ноябрь 2010 (полная версия)


    Журнал «Студенческий Меридиан», ноябрь 2010, рубрика «СОБЫТИЕ»

    Александра РАКОВА


    МАРИЯ ГУЛЕГИНА В РГГУ
    (полная версия статьи)


    В Москве прошла беспрецедентная акция – всемирно известная оперная певица Мария Гулегина и Академический большой хор Российского государственного гуманитарного университета во главе с ведущим знаменитого онлайнового нотного архива дирижером Борисом Таракановым записали одно из величайших духовных сочинений Павла Чеснокова «Жертва вечерняя». Подобную запись певица сделала впервые.


    Борис Тараканов обладает способностью генерировать вокруг себя некое поле, привлекающее максимально интересных людей и уникальные события, в которых может поучаствовать его хор. Молодым участникам коллектива чрезвычайно полезно прикасаться к мастерству крупных музыкантов.

    Почему Мария Гулегина выбрала партнером в таком непростом проекте именно хор РГГУ, объясняется просто – она давно сотрудничает и дружит с дирижером Борисом Таракановым и его хором, который считает высококлассным. Примадонна иногда для души поет у себя дома, в Люксембурге, в русской церкви, поэтому, когда у нее появилась идея о записи духовной музыки, Борис предложил осуществить эту идею с уже знакомым коллективом.

    Любительский хор РГГУ сегодня – официально признанная «хоровая Мекка», куда может прийти даже тот, кто не знает нот, но обладает музыкальным слухом, вокальными данными и упорно желает петь. Коллектив имеет многолетнюю и разнообразную историю, которая началась без малого сто лет назад, в далеком 1912 году, когда в только что созданный хор Народного университета имени А.Л. Шанявского (РГГУ является его официальным приемником) пришел петь тенором молодой поэт Сергей Есенин.
    Вековые традиции не умирают – в те далекие годы с хором сотрудничали Федор Шаляпин, Антонина Нежданова и Сергей Рахманинов, а в наши дни с ним с удовольствием поют Хосе Каррерас, Мария Гулегина, Зураб Соткилава... Композитор Эндрю Ллойд Уэббер делал специально для этого хора переложения своих сочинений, а пианист-легенда Андрей Гаврилов на совместных концертах с удовольствием и любовью аккомпанирует в качестве концертмейстера. Хор участвует в концертах оперных звезд, лучших симфонических оркестров мира и в событийных музыкальных проектах. В качестве примера можно привести, выступление 9 мая на Поклонной горе, когда дирижер Василий Валитов предложил коллективу сделать с его симфоническим оркестром и солистами «Новой Оперы» программу военных песен, и хор какое-то время занимался только военным репертуаром.

    Коллектив исполняет и традиционную классическую вокальную музыку, например, сцены из опер «Норма», «Травиата», «Кармен», «Набукко», «Тоска», «Ринальдо», «Ликующая Руфь»... Будучи ведущим крупнейшего в рунете нотного архива, Борис Тараканов пропускает через себя сотни хоровых партитур. С формированием репертуара для каждого нового проекта проблем нет, также как нет и жанровых ограничений – хор с одинаковым успехом выступает как на сценах Большого, Малого и Рахманиновского залов Московской консерватории или театра «Новая Опера», так и в лазерном шоу «Планета Жана Мишеля Жарра».

    Вообще хор РГГУ – большая объединенная «душа» музыкантов. После репетиций ребята часто идут в сквер на Миусской и устраивают open-air с рассказами, анекдотами, чтением стихов, прозы и конечно же пением – этот феномен они называют «Поющая площадь». Однажды в дождливую погоду артисты хора переместились в подземный переход на Менделеевской, где располагается известная тусовка московских «металлистов». Когда музыканты запели «То не вечер...», к ним стали подходить ребята, одетые в кожу и металл, и подпевать. Один глубоким и тембристым басом представился: «Я – Гриша!»
    На следующей репетиции хора Гриша Сухарев уже учил новые произведения. Через месяц состоялся его концертный дебют в хоре, а через год Григорий поступил в музыкальный колледж им. Ипполитова-Иванова на вокальное отделение, где с успехом перешел уже на второй курс.

    В хоре много парней-рокеров. А началось с того, что коллектив столкнулся с традиционной нехваткой теноров. Борис Тараканов решил пойти необычным путем – он пришел в один из московских подвальных рок-клубов, зная, что там много ребят с высокими голосами. Предложение петь в хоре вызвало у рокеров, прямо скажем, не однозначную реакцию. Но двое все-таки пришли на репетицию. Им понравилось звучание собственных голосов в хоровом аккорде. Об этом узнали участники других рок-клубов. Сейчас в хоре много теноров. И это – самая дисциплинированная партия с точки зрения посещаемости и работы коллектива. Кроме репетиций они занимаются вокалом у солиста и педагога хора, известного тенора Дениса Заморского.

    Участники хора часто окунаются в мир православной музыки, исполняемой не только с концертной эстрады, но и непосредственно на богослужениях. В этом году коллектив пел Пасхальную службу в Праге в православном соборе Святого Николая, а потом дал духовный концерт в Карловых Варах в соборе Святых Петра и Павла. На следующий год хор планирует спеть Пасху в Риме. Поэтому неудивительно, что Мария Гулегина решила не только записать с этим коллективом духовные песнопения, но снять... православный видеоклип.


    Имя Марии Гулегиной – один из символов современной оперы. Ее горячий, темной окраски красивейший голос, мастерство, страсть, выдающийся актерский темперамент давно стоят особняком. Сторонница настоящей классической оперы без современных режиссерских «концептуальных кульбитов» – очень любит настоящую, умную режиссуру. Она практически одна в своем голосовом диапазоне выводит вокальное искусство мировой оперы на необходимую высоту. Ее величают не иначе как «русское сопрано с вердиевской музыкой в крови».

    Мария известна исполнением партии Тоски в опере Пуччини «Тоска». В ее репертуаре – ведущие партии в операх Верди «Аида», «Набукко», «Макбет», «Травиата», »Трубадур», «Сила судьбы», «Дон Карлос», «Бал-маскарад», «Отелло», «Эрнани», «Аттила», Беллини – «Норма», композиторов-веристов Пуччини «Манон Леско», «Турандот», Умберто Джордано «Федора», Франческо Чилеа «Адриенна Лекуврер», «Андре Шенье», Пьетро Масканьи «Сельская честь», Чайковского «Пиковая дама».

    Профессионально Мария стартовала на сцене Минского государственного оперного театра. Затем она успешно дебютировала в театре «Ла Скала» в опере «Бал-маскарад» под управлением маэстро Джанандреа Гаваццени, а партнером по сцене был Лучано Паваротти. Там Гулегина сыграла в 14 новых постановках.

    После участия в новой постановке «Андре Шенье» с Лучано Паваротти в »Метрополитен-опера» певица более 130 раз выходила на ее сцену. Затем дебютировала в Венской государственной опере в «Андре Шенье», в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в главной партии в опере «Федора» вместе с Пласидо Доминго. За роль Абигайль в «Набукко» на сцене «Арена ди Верона» ее наградили премией Джованни Дзанателло «За выдающийся дебют».

    В 1997 году примадонна впервые выступила в »Опера де Пари» в партии Тоски в одноименной опере. Давала сольные концерты по всему миру. Она – лауреат многочисленных премий и наград, среди которых – премия им. В. Беллини, премия города Милан «За развитие оперного искусства в мире», Золотая медаль Марии Дзамбони, Золотая медаль фестиваля в Осаке, Орден св. Ольги – «За общественную деятельность». Мария Гулегина – почетный член Международного параолимпийского комитета и посол доброй воли ЮНИСЕФ.

    Перед записью с хором РГГУ певица ответила на несколько вопросов.

    – Мария, чего Вы ожидаете от сегодняшней работы?

    – Перед записью об этом говорить трудно... Самое главное – почему я это делаю. Мне хотелось сделать что-то хорошее для души. В каждой христианской душе такие мысли должны быть.

    – Как вы находите работу с любительским хором РГГУ?

    – Хорошо нахожу, замечательный хор. И путь они любители – во всем мире хоровое искусство держится на таких вот сумасшедших подвижниках, я их так любя называю. Мне очень интересно и приятно с ними работать, ребята молодцы. Очень понимающие творческие партнеры.

    – Кто самый удобный для Вас партнер по сцене?

    – Удобных певцов не бывает. Я не люблю удобных певцов.

    – Это для Вас неважно?

    – Нет, это не туфли. Я люблю туфли удобные. А певец должен быть артистом. На сцене должно быть всегда интересно и как бы в заданной теме непредсказуемо. А не так, когда режиссер говорит артисту, что тот должен просто пройти из точки «А» в точку «В». Все всегда в театре должно быть по-новому, даже неожиданно!

    – Пожелание от Вас нашим молодым читателям – тем, кто хочет стать звездой, как и Вы, и смотрит на Вас с обожанием.

    – Не идите в эту профессию (смеется).

    – Настолько тяжелая профессия?

    – Очень тяжелая. Особенно сегодня. Артист должен постоянно доказывать, что он – тот, за кого его приняли. Может оказаться, что тебя возвели в ранг тигра, а ты всего лишь драный кот.
    А если участия в каком-то эксклюзивном проекте не случается, артисту трудно делать карьеру, идти. Но... путь более надежный, когда всего добиваешься своим трудом, двигаешься по ступенькам миллиметр за миллиметром. Главное – не думайте только о том, что надо делать карьеру. Мечтайте, как выйдете на сцену и получите удовольствие. Как только появится боевое настроение, все станет замечательно...
    В новых современных постановках стало совершенно необязательно знать манеру поведения российских дворян, чтобы петь, например, в авангардном «Евгении Онегине». Можно просто стучать кружками... пивными по голове друг другу, и это будет считаться – бал у Лариных... Но все же молодым надо много заниматься, читать, копать сам материал оперы, чтобы понять для себя какие-то исторические моменты эпохи, узнать культуру общения людей того времени, их поведение.

    – Хочу Вам пожелать действительно интересных постановок!

    – Спасибо большое!

    Запись произведения Павла Чеснокова «Жертва вечерняя» в изысканной редакции композитора Антона Федорова, выполненной им специально для Марии Гулегиной, проходила стремительно. Профессионализм певицы и страстное желание участников любительского хора спеть на отлично дали свои плоды. Сначала коллектив и примадонна немного порепетировали, причем пот со всех лил в три ручья. Затем была включена аппаратура для записи.

    Хор запел мощно и собранно. Было видно, что дирижер, коллектив и певица работают вместе не впервые и чувствуют друг друга. В этот раз мощный, теплый голос Марии Гулегиной звучал серьезно, отрешенно, словно откуда-то из другой эпохи, из другого, чистого – вне страстей – пространства, при этом передавая характерные интонации духовного произведения, совсем не лишенного эмоций.


    Русская духовная музыка обладает особой силой воздействия. Греческий зал РГГУ с его статуями как нельзя лучше соответствовал звучащему произведению. Слушатели просто замерли от восторга, боясь вздохнуть. Электра и Орест, Аполлон Мусагет, Марк Аврелий строго взирали со своих мест на участников записи и зрителей. Наконец, все было сделано. Борис поднял руки крестом и крикнул: «Записано! Всех люблю!!» Музыканты зааплодировали певице, подарили ей букет цветов, сфотографировались на память об очередной не простой, но благодарной совместной работе.

    Сразу после московской записи примадонна улетела в Питер на фестиваль «Звезды белых ночей-2010» к Валерию Гергиеву. Там она спела в опере «Турандот» и дала Гала-концерт по заявкам слушателей. Перед отъездом в северную столицу Мария отмечала, что это для нее самое интересное и непростое. Каждую неделю шли рейтинги – публика выбирала произведения для концерта из списка в 90 арий. Такое происходило впервые. Никто никогда до этого таких концертов не делал...
    Ну и, конечно, Мария успешно спела партию Одабеллы на премьере прогремевшей оперы «Аттила» в Мариинском театре! Партнерами были Ильдар Абдразаков, Евгений Акимов, Владимир Ванеев, Федор Кузнецов, дирижировал Валерий Гергиев. Слава Богу, это была именно та, интересная Марии традиционная постановка с простыми декорациями и хорошими, отвечающими эпохе и содержанию костюмами.

    Мария Гулегина рассказала нам по телефону: «Классная была постановка! Не рутинная, интересная по оформлению, соответствующая смыслу и содержанию оперы».

    То, что величайшее драматическое сопрано мира – Мария Гулегина – задержалась в Москве специально для записи духовных произведений с хором РГГУ, говорит о том, что сегодня, несмотря на обилие музыкальных событий, подлинно творческий человек все равно ощущает нехватку высокого, духовного. Отрадно, когда культурный мир и пространство искусства на это откликаются. Мария совместно с хором Бориса Тараканова провела замечательную акцию. Поклонники таланта певицы в таком качестве, наверное, ее еще не слышали и будут рады совместному звучанию голоса Марии и уникального творческого коллектива РГГУ.

    Вот что рассказал о работе с примадонной дирижер Борис Тараканов.

    – Борис, Вы не в первый раз сотрудничаете с певицей такого высокого уровня. Кто был инициатором проекта в этот раз?

    – Мы с Марией, где бы она не была, постоянно видим друг друга в скайпе в интернете, все время на связи, на линии. Иногда обсуждаем серьезные вопросы и перспективы, а порой просто болтаем «за жизнь» – ведь Мария коренная одесситка, уникальная собеседница. Часто наши разговоры изобилуют и одесскими шутками, и байками из музыкальной жизни, и интересными поучительными историями. Как-то раз она обмолвилась, что хотела бы сделать запись в жанре русской духовной музыки. Раньше Мария ее пела, но такой записи еще не было. Я ей сказал: «Но у тебя же есть хор, не первый год ведь поем вместе!» Она подумала-подумала и говорит: «Слушай, действительно ты прав. Когда я поеду в Питер из Вероны, то поеду через Москву. Тогда специально, заеду в РГГУ, чтобы вас навестить, с ребятами пообщаться – соскучилась – заодно и запишем». То, что сегодня получилось, – маленькое чудо.

    – Какие впечатления от работы с мастером такого уровня?

    – Это некий шок. Трудно описать даже мысль, что нужно дирижировать самой Гулегиной. Понимаете, в совместной работе это не просто красивая женщина, уникальная певица и понимающий друг, это прежде всего высококлассный музыкант мирового уровня и мировой же известности. Ее полноправными партнерами являются такие дирижеры, как Клаудио Аббадо, Рикардо Мути, Джеймс Левайн, Валерий Гергиев... Для меня это всегда был и будет уровень небожителей. И тут никаких дружеских снисхождений быть не может – или делать хорошо, или вообще не браться за такую сторону взаимоотношений! Поэтому когда вдруг приходит осознание того, что сама Мария Гулегина поет под твою руку, конечно, поначалу это шок.
    Потом пошел творческий процесс и тут все страхи ушли на задний план, расстворились в работе. У Марии мгновенная и четкая реакция на руку, она цепко ловит взглядом каждый жест – я должен сказать, что у этой певицы вообще феноменальное профессиональное чувство дирижера и понимание его роли. В совместной работе в какие-то моменты она идет от меня, в какие-то моменты – я иду от нее, опираясь на ее видение. Получается тандем, нормальная работа. Должен сказать, что «Жертва вечерняя» – это сочинение со множеством подводных камней, часто провоцирующих соревнование между солистом и хором. В нашем случае этого не произошло, хотя Мария предложила очень неожиданную и интересную драматургическую трактовку – во всей работе доминировало взаимное чувство ансамбля и партнерского понимания. Из дубля в дубль ни Мария, ни хор не притворялись – это действительно была красивая и сокровенная молитва, исполненная с должным настроем. Может быть, благодаря этому хрестоматийно известное произведение Павла Чеснокова в стильной редакции Антона Федорова заиграло совсем новыми гранями.

    – Сотрудничество с таким суперпрофессионалом – больше ответственность или удовольствие?

    – Ответственность колоссальная. Тем более, при понимании того, что запись – это не концерт, а в любом случае то, что остается, идет в Вечность. Но, когда начинается работа, – это удовольствие, это счастье. Так что все-таки – удовольствие, помноженное на ответственность. Так сложилось, что мы сотрудничаем со многими именитыми вокалистами – среди них и Хосе Каррерас, и Зураб Соткилава, и Лев Лещенко, солисты Большого театра и «Новой Оперы»... Но Мария Гулегина – это еще и творческий друг нашего коллектива, советчик и в чем-то, наверное, наш ангел-хранитель.

    – Есть ли планы дальше работать вместе в духовном жанре?

    – Планы есть. Но это будет возможно если то, что получилось, понравится Марии и мне. Пока нам не отдадут первое сведение об этом трудно говорить. Мы пели вместе много оперной и вообще западной музыки, но в русских духовных песнопениях мы только-только притираемся друг к другу, поэтому нужно сначала посмотреть, что у нас вышло и понять, как работать дальше, что подкорректировать, а что наоборот усилить. Но главное даже не в этом. Представьте – примадонна, оперная звезда всемирной известности, приезжает в РГГУ и соглашается не просто спеть, а записаться с фактически его студенческой самодеятельностью, не гнушаясь. Это означает, что она «не гнет пальцы», а очень хороший и добрый человек. И мы все постарались сделать так, чтобы она осталась творчески не разочарована. Похоже, у нас получилось. Ребята сегодня очень старались. В это трудно поверить, но большинство из них – действительно без музыкального образования, они получают его здесь, на хоре. Я их всех очень люблю и стараюсь, чтобы им было интересно.

    – Что Вы скажете тем, кто хочет петь?

    – Ребята, идите в хоры, и вы обретете в жизни не только гармонию, но еще и новое дополнительное измерение. Приходите к нам, приходите в другие хоры, которые есть рядом, в ваших вузах, и пойте! В жизни каждого человека обязательно должен быть свой хор. Потому что человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным.


    Скан с журнала












    Последний раз редактировалось CHORUS-info; 20.10.2010 в 09:11.
    Александр Варгин.
    Музыкальный обозреватель.

  • #2

    По умолчанию Re: статья "МАРИЯ ГУЛЕГИНА В РГГУ", "Студенческий Меридиан", ноябрь 2010 (полная версия)

    Большое спасибо за выложенный материал!

  • Похожие темы

    1. Ищу ноты "Сиртаки" (полная версия)
      от Ovanes в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса Тараканова
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 19.07.2008, 12:09
    2. Полная версия "Кольца" Вагнера на фирменных VHS!
      от petz2005 в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 11.05.2008, 08:38
    3. Полная версия Кольца Вагнера на "родных" VHS!
      от petz2005 в разделе Где скачать классическую музыку?
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 08.05.2008, 21:57

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100