Я просто убеждён: ненастраиваемый много лет инструмент, упавший на пол-тона, нельзя настроить за один день, даже если проходить 3-4 раза: всё равно потом поплывёт. Строй снижался постепенно, годами, и тут вдруг приходит некий удалец, и за один день его поднимает и стабилизирует! Посмотрите на такой инструмент через недельку- он обязательно поплывёт, а если не поплывёт на первый взгляд, то уж точно снизится, просто равномерно. Нужны несколько проходов, но обязательно с выдержкой в несколько дней /старые мастера говорили: неделя, лучше 10 дней/, тогда появится стабильность. Неправильным, на мой взгляд, является и тактика завышения первого прохода выше камертона с ожиданием падения строя и меньшими трудозатратами. Такая перетяжка даёт одномоментно чрезмерную нагрузку на опорные конструкции, что на первый взгляд незаметно, но потом выразится в разных дефектах, прежде всего деки, а уж возможные обрывы струн в этом случае надо воспринимать, как должное.
Только постепенно, постадийно можно поднимать строй, причём черновые проходы не должны превышать разницу в 10 Гц /для Ля1/, а последняя, чистовая настройка, как и принято, в пределах 2-х Гц.
....Если вы мне скажете: дядя, спустись с небес на землю, кто мне оплатит столько настроек, быстренько натяну и хорош- я не смогу вам ничем возразить, таковы реалии жизни. Но мы ведь должны стремиться к идеалу.....
Я просто убеждён: ненастраиваемый много лет инструмент, упавший на пол-тона, нельзя настроить за один день...
...Неправильным, на мой взгляд, является и тактика завышения первого прохода выше камертона с ожиданием падения строя и меньшими трудозатратами.
...последняя, чистовая настройка, как и принято, в пределах 2-х Гц.
По порядку.
Мне много-много раз приходилось поднимать строй на полтона за 2-3 прохода. Вполне успешно. Бывало и на целый тон, но тут уже 3-4 прохода. Был и уникальный случай с коротышкой-"циммерманом", спустившим ля до уровня фа-диеза (полтора тона). Есть щадящая методика для таких подъемов, которая не дает заметных перекосов на раму и футор: настраиваем темперацию по одной струне, затем вверх и вниз тоже по одной струне все трехструнные хоры, двойные басы идем вниз по одной струне, одиночные - через одну. Потом во всех трехструнных подстраиваем в унисон вторую струну. Потом достраиваем басы полностью. Потом третью струну во всех трехструнных. Вся настройка делается начерно, быстро. Цель - только поднять строй.
Если инструмент спустил на полтона, то завышаем центов на 20 - по окончании первого прохода скорее всего строй будет как раз в камертоне. Если исходное состояние ниже, чем на полтона, то поднимаем не больше, чем на полтона за проход, то есть понадобится 2-3 черновых прохода. При такой работе на один проход уходит максимум 20 минут. А когда инструмент начерно уже в камертоне, настраиваем начисто. Вот и вся методика.
А вот если инструмент спустил даже всего на 2 Гц, то я бы и здесь не поленился на один черновой проход потратить минут 15, уже не по одной струне, а все подряд. Заметных перекосов здесь уже не будет, но начинать настраивать начисто в этой ситуации рискованно: к концу настройки разъедется середина и 2-я - 3-я октавы. А заодно и верхние басы спустят слегка.
Всегда лучше сначала начерно загнать в камертон, заодно и познакомиться с колками и ВБ, а потом уже делать чистовую настройку.
Конечно, поднятый на полтона или больше инструмент скоро расплывется. Но вольнО же было хозяину доводить свое добро до такого состояния? Как расплывется, пусть зовет еще раз. Кстати, практика показывает, что не так уж и сильно он расплывется.
Правильно ли следует понимать, что наиболее оптимальнами условиями поднятия строя может быть по 1/4 тона до требуемых значений до 440 в ля 1ой?
Сообщение от Klopff
По порядку.
Мне много-много раз приходилось поднимать строй на полтона за 2-3 прохода. Вполне успешно. Бывало и на целый тон, но тут уже 3-4 прохода. Был и уникальный случай с коротышкой-"циммерманом", спустившим ля до уровня фа-диеза (полтора тона). Есть щадящая методика для таких подъемов, которая не дает заметных перекосов на раму и футор: настраиваем темперацию по одной струне, затем вверх и вниз тоже по одной струне все трехструнные хоры, двойные басы идем вниз по одной струне, одиночные - через одну. Потом во всех трехструнных подстраиваем в унисон вторую струну. Потом достраиваем басы полностью. Потом третью струну во всех трехструнных. Вся настройка делается начерно, быстро. Цель - только поднять строй.
Если инструмент спустил на полтона, то завышаем центов на 20 - по окончании первого прохода скорее всего строй будет как раз в камертоне. Если исходное состояние ниже, чем на полтона, то поднимаем не больше, чем на полтона за проход, то есть понадобится 2-3 черновых прохода. При такой работе на один проход уходит максимум 20 минут. А когда инструмент начерно уже в камертоне, настраиваем начисто. Вот и вся методика.
А вот если инструмент спустил даже всего на 2 Гц, то я бы и здесь не поленился на один черновой проход потратить минут 15, уже не по одной струне, а все подряд. Заметных перекосов здесь уже не будет, но начинать настраивать начисто в этой ситуации рискованно: к концу настройки разъедется середина и 2-я - 3-я октавы. А заодно и верхние басы спустят слегка.
Всегда лучше сначала начерно загнать в камертон, заодно и познакомиться с колками и ВБ, а потом уже делать чистовую настройку.
Конечно, поднятый на полтона или больше инструмент скоро расплывется. Но вольнО же было хозяину доводить свое добро до такого состояния? Как расплывется, пусть зовет еще раз. Кстати, практика показывает, что не так уж и сильно он расплывется.
Правильно ли следует понимать, что наиболее оптимальнами условиями поднятия строя может быть по 1/4 тона до требуемых значений до 440 в ля 1ой?
Не совсем. Порядок действий читайте в цитированном посте. 1-й проход - подъем на полтона и даже чуть больше: 440 + 15-20 центов, т. е. сначала ля1 - на 444-445 Гц в зависимости от того, насколько спущен исходный строй. По окончании первого прохода строй будет около 440. 2-й проход настройка начисто. Если после первого прохода строй ниже 438 - нужен еще один черновой проход.
Пианино высокое(приморье) с механикой "красный октябрь".
Было занижено примерно на пол тона, первый раз порвал бас подняв строй до -50центов от "камертона" 440гц.
Прошло пол года, решил ещё поднять, теперь строй от камертона уже занижен на 20центов + ещё один готов(бас слева оборван был при первом подъёме,справа-при последнем)
Гм, а мне вот очень часто приходится поднимать строй на целый тон, иногда и на малую терцию. Часто это ещё бывает сопряжено с необходимостью подбивки колков и замены какой-то их части, которые уже и подбивать некуда. Нижние ряды колков, особенно в басу, я стараюсь особо не забивать, это может быть чревато обрывами струн. Я обычно делаю так: начинаю вытягивать в камертон с определённым завышением, одновременно подбивая те колки, которые слабоваты, а если уже подбивать некуда, а всё равно не держит или очень слабо держит, то помечаю с торца светлой никтокраской. Потом, пройдя весь диапазон, считаю, сколько колков не держат, и если их где-то, грубо говоря, не более 50 штук (чаще всего 10-25), то говорю заказчикам, сколько это будет стоить, и, если они не возражают, то сразу меняю недержащие колки на более другие (естественно, убедившись по возможности в отсутствии расслоений в в/б), ещё раз-два протягиваю, чтобы было в камертоне (или чуть выше, до 442 Гц) и можно было худо-бедно играть, да еду восвояси, а начисто настраиваю в таких случаях через недельку. Только если вытягивать приходилось не более, чем на полтона и ни одного колка менять не приходилось, то делаю всё за раз.
Пианино высокое(приморье) с механикой "красный октябрь".
Было занижено примерно на пол тона, первый раз порвал бас подняв строй до -50центов от "камертона" 440гц.
Прошло пол года, решил ещё поднять, теперь строй от камертона уже занижен на 20центов + ещё один готов(бас слева оборван был при первом подъёме,справа-при последнем)
Цветопередача на Ваших фото необычная. Колки какие-то зелено-серые.
Не оцинковка ли? Они вообще как дежат-то? Струны часто рвутся на
слабых колках. Это давно замечено. Т.к.сползающий колок настройщик пытается
поднять чуть выше, в надежде, что там все-таки зацепит. Это чисто подсознательно.
В результате обрывы.
Пианино высокое(приморье) с механикой "красный октябрь".
Было занижено примерно на пол тона, первый раз порвал бас подняв строй до -50центов от "камертона" 440гц.
Прошло пол года, решил ещё поднять, теперь строй от камертона уже занижен на 20центов + ещё один готов(бас слева оборван был при первом подъёме,справа-при последнем)
Узлы я стараюсь переориентировать вниз. У колков, на узлах часто снова рвётся.
Как максимально быстро настроить старое вхлам расстроенное пианино, которое к тому же не настраивалось кувырнадцать лет и поэтому плохо держит строй?!!?!?
1. пианино не настраивалось.
2. строй держит плохо.
держит плохо не потому, что не настраивалось.
как поступаю я в подобных случаях:
1. предупреждаем клиента о последствиях и выборе стоимости ремонта.
2. пробиваем все вирбели подряд до упора (в моем случае - по ощущениям)
3. быстро (20 мин) и грубо вытягиваем чуть выше камертона весь строй, завышая дискант на 1/2 тона.
4. проходим точнее и нежнее еще 2-3 раза.
5. переходим к чистке, ремонту и регулировке.
6. делаем последнюю настройку.
7. предупреждаем клиента о том, что инструмент рано или поздно "поплывет" - тут, конечно, Клизма прав... НО! клиент, который ...дцать лет не настраивал свой инструмент, скорее всего не обладает настолько острым слухом, чтобы услышать фальшь.
Так что, 2-3 часа плотной работы без большого ремонта, разумеется, и можно уходить с гонораром.
и последнее: это не аксиома. каждый инструмент в подобных случаях делается методом органолептической оценки после первого прохода.
20 апреля 2024 года состоится Концерт «Вивальди. Времена года. Бах. Токката и фуга ре минор. Моцарт. Маленькая ночная серенада»
Сегодня вы услышите знаменитые сочинения, которые принято называть...
20 апреля 2024 года состоится Концерт «Рок-баллады. Scorpions, Metallica, Queen, The Beatles»
Мы приглашаем вас провести вечер под звуки несравненных культовых композиций. О каждой из них можно...
20 апреля 2024 года состоится Концерт «Созвездие черных легенд»
Новый проект Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» «Созвездие черных легенд»! Michael Jakson, Boney M, Whitney Houston,...
Социальные закладки