Страница 1 из 3 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 21

Тема: микротоновая музыка

              
  1. #1

    По умолчанию микротоновая музыка

    Подскажите, пожалуйста, микротоновая музыка - это что? Знакома с различными направлениями в современной музыке, но ни разу не слышала о микротоновой. (вопрос непраздный...)

  • #2

    По умолчанию Re: микротоновая музыка

    Микротоновая музыка - то же, что микрохроматика: музыка, написанная с использованием интервалов меньше полутона (четвертитоны и т.д.). Такие интервалы были еще в древнегреческих ладовых системах, потом в западной традиции были на много веков утрачены, а на востоке (в Индии, арабских странах, в Японии) оставались. В Европе в начале XX века микрохроматику заново и независимо друг от друга обосновали итальянец Бузони (известный в широких музыкантских кругах как редактор Баха), и русский Кульбин. Писать, используя микроинтервалы, начали параллельно Айвз, Вышнеградский, Хаба, Лурье, Матюшин и другие, потом в СССР это направление было на несколько десятилетий искусственно закрыто, а на Западе развивалось и сейчас продолжает.

    Это основное, по верхам; если вам хочется знать больше, спросите Гугль или здешних специалистов, они добавят подробности и распишут в красках, каково, например, петь оперы Алоиса Хабы, и про кластеры Пендерецкого скажут, и про идеи Суслина с Губайдулиной, и про многое другое, о чем я забыл упомянуть.

  • #3
    Николай Scratch Аватар для DJ Хруст
    Регистрация
    17.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,782
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Re: микротоновая музыка

    Ещё один "пионер" микрохроматики 1920-х - Арсений Авраамов. Микрохроматика развивалась в русских музыкальных электронно-оптических опытах ("шоринофон", etc.), наследником которых стал оптический аддитивный синтезатор Е. Мурзина АНС, деливший октаву на 72 равные части. Такое деление октавы приближало строй к натуральным гармоникам №№5,7,11 etc. (о таком строе размышляли ещё в 20-е).
    Для АНС'а Писали Шнитке, Губайдулина, Денисов, Крейчи и т. д..

    Новую жизнь в микрохроматику вдохнул спектрализм. Причины "микрохроматизации" музыки спектралистов - те же, что и создания микрохроматического строя в АНС'е.

    Четвертитоновую микрохроматику использовал ещё и Лигети в Ramifications, и род "свободной" микрохроматики 0 во втором квартете.

    Самое тонкое деление полутона, думаю, использовал литовский композитор Мажулис. Кажется, он делил полутон до 60-и градаций.

  • #4

    По умолчанию Re: микротоновая музыка

    Цитата Сообщение от Oliarela
    Подскажите, пожалуйста, микротоновая музыка - это что? Знакома с различными направлениями в современной музыке, но ни разу не слышала о микротоновой. (вопрос непраздный...)
    Есть хорошая книга - "Микротоновая музыка", автор - Г.Когут. Там детально - теоретические основы, современный уровень в США и еще масса полезой информации - термины, классификация микротоновых структур и пр. Сложновато для тех, кто не знает основ акустики и вообще - для тех, кто не интересовался ранее этой темой. Но после прочтения мышление просветляется. Книга есть в Гнесинке, в библиотеке и в консерватории (в Москве).
    Удачи!
    Julik.

  • #5

    По умолчанию Re: микротоновая музыка

    Спасибо за информацию. О микрохроматике я слышала. Я правильно поняла: микротоновая музыка и микрохроматика - разные названия одного и того же направления?

  • #6

    Smile Re: микротоновая музыка

    В общем, это почти синонимы. Микротоновая музыка - это музыка, использующая интервалы меньше 100 центов темперированного 12-ступенного строя, или меньше 90 центов ДИАТОНИЧЕСКИХ структур (мы некоторые их них называем "ладами народной музыки"). Поскольку они в реальной музыкальной практике не темперированы, то в них величина диатонического полутона 90 центов. Приблизительно так объяснено в книге "микротоновая музыка".
    Микрохроматика - составное слово, состоит из микро,- и "хромос" (по-гречески - краска), т.е., "украшение микротоновыми красками"... Так что это вроде бы одно и то же. Но если это "окраска" - то это скорее средство, эффект и пр. Если это - основное средство выразительности, то это - микротоновая музыка.
    Удачи всем!
    P.S.Кстати, если Вы находитесь в Киеве - зайдите в музыкальное училище им. Р.Глиэра, там есть нотный киоск, где можно купить книгу "Микротоновая музыка"

  • #7
    Николай Scratch Аватар для DJ Хруст
    Регистрация
    17.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,782
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Re: микротоновая музыка

    Не могу с этим окончательно согласиться, хоть это, может быть, и не важно.

    Слово "микрохроматика" произошло не напрямую от греческого слова "хромос", но от музыкального термина "хроматика" как полутоновая система. "Микрохроматика", следовательно, система, в которой полутон делится на более мелкие части.

    По поводу слова "микротоновость": про него хорошо сказала одна исследовательница, читавшая доклад по творчеству как раз Мажулиса, некоторые произведения которого вообще не выходят за рамки полутона (!).
    Слово "микротоновость" нельзя применить к творчеству Мажулиса, так как если под словом "тон" мы подразумеваем интервал, то правильнее здесь было бы сказать "микрополутоновость", а если мы имеем ввиду тон как звук, то это вообще невозможно, т. к. тон может быть громкий, тихий, высокий, низкий, но не может быть "микро".

    Поэтому я предпочитаю всё-таки термин "микрохроматика".

  • #8

    Post Re: микротоновая музыка

    Уважаемый DJХруст!
    Микрохроматика - действительно не производное напрямую слово от "хромос", но напрямую отражает смысловую часть его.
    А "микрополутоновость" входит в сферу "тоновости" так же, как и "полутоновость", иначе к "полутоновости" можно было бы применить те же ограничения, которые Вы указали в своем замечании. Но основной смысл нам известен, поэтому и микротоновость (и "микрометр" и др. сочетания, образованные совместно с "микро-") - обозначают "микро - часть" от целого (аналогично "нано-", "пико-", "фемто-" и т.д., а в противоположную сторону - количество "целых частей": "кило-", "мега-", "гига-" и пр.). Согласен, что над терминологией еще придется поработать. В США проще - наиболее распространенной там считают Just Intonation (эквивалент нашего "чистого строя"), хотя указывают meantone- и ET (равномерные темперации), а все вместе называют - microtonality.
    Возможно, с распространением у нас микротоновой музыки будет совершенствоваться и понятийный аппарат, и терминология.
    Удачи всем!

  • #9
    Николай Scratch Аватар для DJ Хруст
    Регистрация
    17.02.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,782
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Re: микротоновая музыка

    Уважаемая Julik!
    Во многом так, но именно "производство" термина от "хроматики" делает это понятие именно "системным", а не "красочно-эффектным". Ведь хроматика - это система и микрохроматика - тоже система, а не просто "эффект". Хотя чаще оба понятия употребляют просто в смысле "применение интервалов меньше полутона" независимо от контекста.

  • #10

    Post Re: микротоновая музыка

    Уважаемый DJХруст!
    Мне тоже нравится определение "микрохроматика". Но, независимо от моего "нравится", я пытаюсь найти и использовать тот термин, который наиболее точно отражает суть процессов.То, что "хроматика" и "микрохроматика" содержат слово "хромос" - еще не все. Диатоника и
    хроматика - две категории музыкального мышления, развитие и осознание их происходило тысячи лет ( во всяком случае,в античности уже были известны диатоника, хроматика и энгармоника,последняя - совсем в ином "первичном" смысле, нежели в наши времена) (Есть хорошая книга по этому поводу - "Диатоника и хроматика как категории музыкального мышления" И.Котляревского). В любом случае,после многих сотен и тысяч лет,хроматика все еще истолковывается нами как
    производное от диатоники,а ближе к нашему времени - как сфера,контрастирующая диатонике и образующая с нею единую гармоничную структуру.
    А теперь представим себе, что мы называем музыкальное произведение, основанное на использовании обертонового звукоряда ("спектральную" или "обертоновую" музыку) "микрохроматикой". В таком случае нам следует "найти" в таком произведении некую "микродиатонику", или - диатонику? Но в структуре обертонового ряда нет ни хроматики, ни диатоники - там все элементы структуры ОСНОВНЫЕ, это, если можно так выразиться, БЕСКОНЕЧНАЯ ДИАТОНИКА.(То же самое можно сказать и о применении знаков альтерации в обозначениях обертонового звукоряда - седьмой обертон - это не си-БЕМОЛЬ (символ, указывающий на понижение 7-й ступени пифагорова строя!), а там есть
    7-й обертон - и все (для него лучше придумать свое название, т.к. в обертоновом ряду си-бемоль появилось не от понижения некоей "основной" ступени СИ). Так это микрохроматика, или что-то иное?
    Мы можем выбрать для композиции (как средство) структуру, образованную шагом, допустим, 67 центов, совершить 211 таких шагов,тоникой избрать 106 ступень - нам ничего не мешает это
    сделать в 21 веке. Воспринимая структуру (по аналогии с Шенбергом) как систему РАВНОПРАВНЫХ тонов с неким центром, мы также не сможем назвать это произведение "микрохроматическим", т.к. в нем нет ни микродиатоники, ни микрохроматики (как у Шенберга - нет диатоники и хроматики, есть интервалика, а в нашем случае - микроинтервалика).
    Наконец, кроме музыкальной теории и практики есть еще измерения, нуждающиеся в достаточно точном измерительном аппарате. С 19 века мы пользуемся системой, предложенной Эллисом, хотя в 20-м пытались "упростить" его систему и перейти к 1/1000 октавы - миллиоктаве. Это - около 80 градаций в полутоне. Не прижилось. А то можно было бы назвать такую музыку "миллиоктавной", и это больше соответствовало той музыке, с которой мы имеем дело. Более того,некоторые музыковеды и исследователи уже более 30 лет жалуются на неточность измерений в пределах системы Эллиса, постоянно добавляя десятые доли цента к целым числам (А.Герцман в "Античном музыкальном мышлении" убедительно говорит об этой проблеме). Что такое 1/10 доля цента?
    Это 1/12000 часть октавы, то есть, сегодня мы уже не можем использовать и термин "миллиоктава", поскольку измеряемые интервалы меньше этой величины. Значит - переходим к "микро" - то есть,
    к интервалам, состоящим из миллионных долей тона. И это кажется логичным и естественным, без привнесения терминов и понятий, которые следует потом дополнительно объяснять.
    Так я думаю (сегодня - так, а там - посмотрим).
    Всем - удачи!

  • Страница 1 из 3 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Интернет О книге Геннадия Когута "Микротоновая музыка"
      от commator в разделе Публикации о музыке и музыкантах
      Ответов: 21
      Последнее сообщение: 24.02.2015, 10:12
    2. Микротоновая нотация с помощью Pitch Bend
      от imina в разделе Нотный набор
      Ответов: 134
      Последнее сообщение: 03.01.2014, 02:36
    3. Органный концерт "Музыка планет – музыка любви". Играет Мария Блажевич
      от Dmitry Ushakov в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 07.03.2012, 02:22
    4. Москва Старинная музыка и музыка XX века на фирменных CD
      от stranger7 в разделе Продажа и дарение CD и DVD
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 24.03.2011, 20:37
    5. Эшпай, музыка к к/фильму "Тень". Ноты, понятное дело, сама музыка есть))))
      от Ыук в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса Тараканова
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 25.09.2006, 19:38

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100