Записи без категории
Несколько месяцев назад я, воодушевленная результатами исследований ми-минорных прелюдий и фуг Брунса и Баха, познакомилась еще с одним потрясающим циклом Николауса Брунса и пришла к еще более удивительному выводу - оказалось, что брунсовские аксиомы, справедливые для Баха, не исчерпываются теми закономерностями, которые я изложила в предыдущей заметке об этих двух композиторах. Участие Брунса, пусть даже и заочное, в формировании индивидуального стиля Баха оказалось опять гораздо активнее, чем мне представлялось раньше. Я имею в виду два цикла - прелюдию и фугу Брунса и BWV 535 Баха, опять же объединенных общей тональностью - соль минор. Фактура начальных тем обеих прелюдий представлена волнообразными пассажами, изобразительными, словно графический рисунок, в недрах которых образуется скрытое двухголосие. (В четырех соль-минорных прелюдиях Букстехуде подобная фактура в начальных темах встречается не везде.) Фуги в обеих циклах являют собой ту поразительную ...
В истории музыки существуют жанры, которые впитывают в себя все особенности данной эпохи, а потому и точнее других соответствуют ей. Жанр сонаты является одним из самых распространенных и многочисленных в музыке барокко. Но если ко времени написания интересующего автора произведения (первая половина XVIII века) опера, барочный инструментальный концерт, прикладные жанры духовной музыки уже полностью сформировались и обрели цельную, законченную структуру, то соната так и осталась своеобразной «творческой лабораторией», в которую из разных направлений и жанров вливались интересные композиторские находки, вплоть до проявлений формы сонатного аллегро, т.е. предстоящей эпохи классицизма. Единственный факт, который остается неоспоримым в череде неопределенностей барочной сонаты – ее камерность. Однако камерность никогда не создавала жестких рамок для композиторского мышления. Таким образом, барочная соната так и не обрела окончательного вида, оставшись во всем многообразии форм и жанровых ...
Содержание: 1.Орган в культуре Архангельска XVII-начала ХХ вв. ………………….……...3 2. Первые шаги к возрождению…………………………………………………...3 3. Специфика архангельского органа: особенности диспозиции, трактуры, внешнего оформления………………………………………………….6 4. О некоторых замечательных органистах……………………………………….7 5. Органные семинары и курсы в Архангельске………………………………….9 6. Орган сегодня……………………………………………………………………10 7. Заключение………………………………………………………………………12 8. Приложение I................................................. .................................................. .....13 9. Приложение II................................................ .................................................. .....15 ...
Барочные композиторы очень часто сортировали свои произведения по шесть (или по двенадцать) в цикле. У Баха, кроме шести органных сонат еще шесть Английских и Французских сюит, шесть партит, шесть сюит для виолончели и для скрипки соло, столько же Бранденбургских концертов, столько же хоралов из собрания Шюблера. У Корелли сонаты ор.5 тоже объединяются в два цикла по шесть сонат. Его кончерто гроссо составляют четыре полных опуса по двенадцать произведений. Так Бах и Корелли со товарищи, по одной из версий, зашифровали свое почтение шести дням сотворения мира. Мендельсон в органных сонатах не то интуитивно, не то сознательно воспринял эту игру чисел. Его примеру последовал Луи Вьерн. Кстати, по этой же причине многие композиторы с большим пиететом относились к числу 7, приняв во внимание день отдыха Вседержителя.Это можно заметить по клавирным концертом Баха, но особенно известен в этой связи Букстехуде. Есть у него три замечательных сборника трио- сонат, по ...
Что объединяет мою любимую сонату и мою любимую симфонию? Безусловно, это волевое, энергичное, деятельное начало, патетика борьбы, счастье преодоления!!!!! В обеих произведениях эта идея заявлена уже в сфере главной темы, где и отражается максимально лаконично ее сущность. Я имею в виду основной тезис данной концепции, послуживший отправной точкой всего ее развития, - это одухотворенный, полный героического пафоса стремительный подъем на вершину III ступени по звукам тонического трезвучия с поступенным возвращением к тонике и последующим секвенционным развитием этой интонации. Как это просто и прекрасно!!!!!!! И ведь не случайно я идентифицирую себя именно с этими двумя произведениями мировой сонатно-симфонической литературы!!!! Как же важно мне не потерять того счастливейшего ощущения ясного и верного направления мысли и, как следствие, необычайного душевного подъема, которые настолько связывают меня с Моцартом и Бетховеном!!!!....
По Яворскому это - Тайная вечеря. Невозможно выразить словами, как велико значение 1 темы фуги для всей истории музыки..... Сколько раз это скорбное, искреннее и в то же время полное какой-то безусловной решимости воззвание к Богу встречается в кантатах Баха...!!!!! Нельзя не вспомнить в этой связи 1 часть 4 симфонии Брамса!!!!!! Концепция симфонии уже другая, но этимология темы абсолютно та же - ее возвышенная лирика без сомнения берет начало у Баха. Также в цикле Брамса "4 строгих напева", в последней песне, используется аналогичный ход. Вторая тема фуги, несмотря на свою лаконичность и простоту, заключает в себе глубокий смысл. Нисходящий ход от 3 к 7 ступени символизирует скорбь, а восходящая кварта - всегда утверждение веры!!! Этим аналитическим выводом мы подтверждаем тезис Яворского о символике Тайной вечери... Ну и третья тема - так называемый "символ страдания". Это образец так называемого напевно-лирического тематизма, этимологически ...
Мендельсон - великий последователь Баха!!!!!!... Не один только философско-трагический до минор сближает 1 часть его 2-й сонаты с моей любимой фугой Баха из одного позднего, лейпцигского цикла (BWV 546)... Один в фуге, другой в сонате используют эти композиторы один из прекраснейших и убедительнейших риторических символов - движение по звукам септаккорда II ступени, ведушее к VII ступени. Различие в том, что Бах придает этой интонации очертания креста, а у Мендельсона она звучит как-то по-романтически стихийно. Кстати, ЭТУ интонацию можно встретить также и у Баха, в ми миноре, в маленькой прелюдии № 7. Но там Бах комбинирует в кресты другие мотивы, (соответственно придавая крестам иной смысл), не касаясь данной фигуры.
Я нашла прочную, неразрывающуюся нить между Брунсом и Бахом, чему есть подтверждение у Швейцера. На первый взгляд, здесь нет ничего особенного, но, во-первых, эта связь такая тесная, что весьма редко бывает даже у очень близких друг другу композиторов, и, во-вторых, я обнаружила связь Баха и Брунса не только в органном ракурсе - к моему удивлению, сфера влияния Брунса оказалась гораздо шире. Обе прелюдии и фуги Брунса несомненно тематически и тонально родственны прелюдии BWV 533.Это последование контрастных по фактуре эпизодов - хорально-полифонических и токкатно аккордовых, создающих общее трагико- драматическое настроение. Вот индивидуальный творческий почерк Брунса, его отличительная черта. При этом Брунс неохотно пользуется полифоническими приемами в прелюдиях, тогда как у Букстехуде они пышным цветом расцветают. Брунс размыкает разделы прелюдий характерными очень значительными каденционными оборотами, сознательно структурируя все произведение по разделам ...