RSS лента

Заметки о Скрябине

  1. Заметки о Скрябине. О Пятой сонате

    Пятая соната – наверное, одно из самых впечатляющих произведений композитора – по драматическому развитию, цельности, остроте контрастов, какой-то взрывной силе. (При том, что музыке Скрябина эти свойства вообще изначально присущи). Стал думать, в чем тут дело. Может, я Америку открываю и велосипед изобретаю… Но все-таки скажу…

    Мне кажется, что вся музыкальная суть сонаты заключена в противоборстве двух начал – женского и мужского, символически отображенных в двух типах мотивов – условно говоря, «женских» (тех, что с опоры начинаются) и «мужских» (затактовых, ведущих к сильной доле). Известно, что символистское искусство, и вообще искусство рубежа XIX – начала ХХ веков, на этой дихотомии «мужского» – «женского» просто «съехало»: «Пришла проблема пола, румяная Фефёла», как говорил тогда поэт. С вагнеровского «Тристана» это началось, а дальше поехало – «Пеллеас и Мелизанда», «Дафнис и Хлоя», «Весна Священная», «Саломея» и т.д. Разумеется, Скрябин, создававший инструментальную
    ...

    Обновлено 26.08.2014 в 19:20 Muehlbach

    Категории
    Заметки о Скрябине
  2. Заметки о Скрябине. О миноре и мажоре

    Минор у раннего Скрябина эмоционально сильнее, но в смысловом отношении гораздо проще мажора. Поэтому в юности такое впечатление производит скрябинская патетика - dis- и cis-moll' ные этюды, 3-я соната, Полонез, Экспромт b-moll. Мажор, даже в самых ранних вещах гораздо сложнее, многозначнее и чреват будущим скрябинским безумием. С годами начинаешь все больше им проникаться - именно из-за этой "червоточины"...

    Обновлено 14.08.2013 в 16:32 Muehlbach

    Категории
    Заметки о Скрябине
  3. Заметки о Скрябине. "Роман в четырех этюдах"

    Скрябин обожает дихотомии. И они обнаруживаются не только в сонатах (2-я, 4-я, 5-я с интродукцией медленной). Среди миниатюр они тоже то и дело встречаются - этюды №№ 4-5 (H-dur - E-dur), №№ 11-12 (b-moll - dis-moll) из ор. 8, 2 поэмы ор. 32, 2 пьесы ор. 57 и т.д. Есть и среди прелюдий такие пары. Причем это не формальная дань традиции - как в виртуозных пьесах 19 века (Мендельсон, Шопен, Сен-Санс и т.д.) Это нечто глубинное, архетипическое. Идущее от естественной логики жизни и развития чувства (между прочим, тут вполне может быть и биографическая, романическая подоплека, которую каждый человек в той или иной мере переживает или пережил). Этюды 4-5 - от приятной любезности к смелости и напору (Piacevole - Brioso); этюды 11-12 - от уныния к отчаянию (Andante cantabile - Patetico). Кстати, b-moll'ный явно назван неточно, и, видимо, лишь по недосмотру Скрябин не поменял ремарку (А в E-dur'ном поменял: первоначально там было Allegro).

    Очень характерная черта Скрябина - схематичность.
    ...

    Обновлено 14.08.2013 в 16:33 Muehlbach

    Категории
    Заметки о Скрябине
Яндекс.Метрика Rambler's Top100