Сообщение от lerit А Вы знаете, что вокалисты часто молчат перед ответственными выступлениями: берегут голос? Или стараются поменьше говорить... Вероятно, у Касрашвили очень часто были ответственные выступления, что она постоянно молчала.
Сообщение от Читатель Да что вы, уважаемая Василиса, оба - и Вишневская и Нестеренко - прежде всего выдающиеся оперные певцы - народные артисты СССР, завоевавшие известность не только на родине, но и за рубежом, чьи имена вошли в справочники и энциклопедии - см, например, Краткий музыкальный словарь, 2005 г. тут и тут Ну а то, что характеры у артистов не сахар, так во-первых, когда еще было сказано, что театр - это террариум единомышленников. А во-вторых, помню как давно, когда я работал лаборантом в одном НИИ и было мне лет 19, водился в нашей компании лаборантов один парень, бывший на шесть лет нас постарше. Ну, как обычно, о чем часто треплется молодые парни, собираясь в курилке? Ясное дело - о бабах. Так вот, помню, как этот парень, которого мы считали знатоком в энтом деле, нас молодых поучал: все бабы делятся на стерв и не стерв. И каких больше, спрашивали мы? Конечно - стерв! Читатель, дык понятно, что певцы (кто ж их не знает), только вот музыку они трактуют исходя из своего внутреннего мира и такие трактовки мне, например, удовольствия не доставляют, в случае с Нестеренко, вообще не понятно о чем чел поет, в случае с Вишневской стервозности и воинственности многоватос... в трактовочках... бывает и чувствос хорошо вроде б, да налет-шелуха скрипит...
Сообщение от IrinaMil Или когда Вишневская звонила Касрашвили и говорила: "Приходи ко мне, какая тебе разница , где молчать?" Если бы меня так "пригласила" моя подруга, я тут же перестала бы с ней общаться. . А Вы знаете, что вокалисты часто молчат перед ответственными выступлениями: берегут голос? Или стараются поменьше говорить...
Сообщение от tol_ Уважаемая IrinaMil! У меня вызывает глубокое уважение последовательность, с которой Вы отстаиваете версию "криминального погубления" Т.А.Милашкиной злодейскими кознями Г.П.Вишневской. Если она в какой-то период не пела Татьяну и Наташу, то не торопитесь объяснять это чьим-то заговором Начинать дискуссию по сравнению М.Ф.Касрашвили и Т.А.Милашкиной я боюсь. Согласитесь, у нас ведь нет каких-то "инструментальных" методов измерения масштабов дарований этих певиц. Вы абсолютно убеждены в приоритете Т.А.Милашкиной, для меня это не столь очевидно. Разве я писала что-нибудь о "погублении"? Я писала о факте, с которым я столкнулась. О факте, а не о некоем эмоциональном впечатлении. А факт был очевиден - как только Ростропович начал дирижировать "Онегина", выступления Милашкиной в нем свелись к минимуму, не говоря уже о том, что на гастролях в Гранд-Опера 1969 г. она Татьяну не пела вообще. А Наташа просто исчезла из ее репертуара. Конечно, это можно объяснить простым совпадением - пришел Ростропович, а Милашкиной вдруг надоели эти партии. И пришлось Ростроповичу в авральном порядке вводить Касрашвили , которая только была принята в труппу БТ. Но , по-моему, это смешно! Соткилаву я в "Тоске" слышала много раз. В частности последнюю их совместную "Тоску" с Тамарой Андреевной в 1987 г. Когда отмечался юбилей Николая Озерова, а его сын, знаменитый спортивный комментатор, сидел в директорской ложе у сцены. Был совершенно роскошный спектакль, хотя Ворошило, певший Скарпиа, уже к тому времени потерял голос и буквально говорил под музыку. Но, видимо, его хотели морально поддержать, поставив в этот спектакль. Кстати, сам Соткилава называл голос Милашкиной в передаче Караулова феноменальным, "золотым голосом эпохи", и сокрушался , что она так незаметно ушла, словно ее и не было. Я была бы не против , если бы вообще все могли записывать все, что им захочется. Но в жизни так не бывает, в жизни всегда есть победившие и проигравшие. И я счастлива, что была сделана именно эта запись "Тоски". Что все произошло так, как произошло. И эта запись получилась именно такой, как получилась. Тут расуждали о том, что эта запись была рассчитана на небольшой круг любителей, поскольку советские люди по-итальянски были "ни бель меса". Так вот я купила эту пластинку , даже не ее саму, а фрагменты из оперы, случайно зайдя в магазин "Мелодия" на Калининском и увидев фотографию чудесной молодой женщины в платье с кружевным жабо и молодого мужчины, с нежностью на нее смотревшего. Я купила эту пластинку только из-за этой пленившей меня черно-белой фотографии Милашкиной и Атлантова, ничего не зная о самой "Тоске" и думая, что ударение в этом слове падает на последний слог. Поскольку вообще все оперы обычно заканчивались трагически. Пришла и поставила самый короткий фрагмент, который в моем понимании я могла "осилить" - молитву Тоски. И мне показалось, что небо надо мной, что называется, разверзлось! И оттуда полился этот необыкновенный женский голос волшебной красоты. Я тут же залпом прослушала всю пластинку несколько раз подряд, ничего не понимая, кроме одного - что поют о любви и что это - чудо! Потом я слушала много замечательных потрясающих "Тосок" и в театре, и в записи, но сравнить ни одну с этой "Тоской" не могу. Потому что нигде нет такого моря любви как есть там. Для меня это даже не Пуччини там, а какой-то Нино Рота. Что касается дискуссии о Касрашвили и Милашкиной, то разве я их сравнивала? Я писала о том, что Касрашвили стала дублершей Вишневской, фактически отстранив Милашкину от Татьяны и Наташи. В ответ на Ваши слова о том, что Галина Павловна как раз протежировала молодые дарования, а не зажимала их. Но я воспринимаю это протежирование как очень прагматичное. О какой искренности можно говорить, если Галина Павловна пришла в ярость, увидев на Касрашвили такое же красное платье в "Тоске", как у себя? Сама Касрашвили рассказывала, что, когда ее спросили, какое она хочет платье : красное как у Вишневской, или зеленое как у Милашкиной, ответила, что, конечно, как у Вишневской. Я уверена - она думала, что ее покровительнице будет это приятно. Как подтверждение ее первенства. В результате Вишневская устроила такой скандал, что платье бросили в покраску и оно в конце концов превратилось в черное. Сам факт говорит за себя : что платье для одной исполнительницы перекрашивали по капризу другой. О каком взаимоуважении можно говорить? Или когда Вишневская звонила Касрашвили и говорила: "Приходи ко мне, какая тебе разница , где молчать?" Если бы меня так "пригласила" моя подруга, я тут же перестала бы с ней общаться. Возможно, она таким же манером и Образцову к себе частенько "приглашала". И та, как дама сама достаточно амбициозная, в конце концов не выдержала. Вы точно написали, что я убеждена в приоритете Милашкиной. А кто-то убежден в приоритете кого-то другого. Искусство ,как и любовь, вещь субъективная, этим и прекрасно. Как говорил Сергей Образцов : "Не нравится тебе Толстой - ну и хорошо! Не нравится Достоевский - ну и на здоровье!" Просто для меня красота природы всегда в приоритете перед красотой, созданной человеком. Каким бы прекрасным не был пейзаж на картине, окажешься на природе и понимаешь, что такую красоту может создать только Господь Бог. Поднимешь голову в небо - ну никогда человек ничего подобного не создаст! А кому-то может совсем и не хочется смотреть в это небо, а вполне достаточно стен квартиры или салона машины. Или диск посмотреть. И не нужна ему никакая природа с ее лесами-перелесками. Все люди разные. Для меня голос Милашкиной в безусловном приоритете перед голосом Касрашвили и вообще перед любым голосом - потому что это уникальное творение природы! Это ширь , это мощь, это абсолютная свобода, это дурманящая красота, чувственность, томление, запах - все, что есть в природе, что исходит от земли. А у кого-то, может, совсем другие критерии. Ему эта природа - "до лампочки". А нужны как раз небольшие размеры, компактность, чтобы всего было "в меру", как говорит мой брат. И вместо реки вполне достаточно картинки на стене.
Сообщение от Vasilisa ... Я тут уже в своем дневничке писала, что симпатию у меня не вызывают ни Вишневская, ни Нестеренко... одна злобная хамка, другой прожженый коммуняка (как оказывается в глубине такой же гневливый)... Да что вы, уважаемая Василиса, оба - и Вишневская и Нестеренко - прежде всего выдающиеся оперные певцы - народные артисты СССР, завоевавшие известность не только на родине, но и за рубежом, чьи имена вошли в справочники и энциклопедии - см, например, Краткий музыкальный словарь, 2005 г. тут и тут Ну а то, что характеры у артистов не сахар, так во-первых, когда еще было сказано, что театр - это террариум единомышленников. А во-вторых, помню что когда-то давно, когда я был молодым и работал лаборантом в одном НИИ и было мне лет 19, водился в нашей компании лаборантов один парень, бывший на шесть лет нас постарше. Ну, как обычно, о чем треплются молодые парни, собираясь в курилке? Ясное дело - о бабах. Так вот, помню, как этот парень, которого мы считали знатоком в энтом деле, нас молодых поучал: все бабы делятся на стерв и не стерв. И каких больше, спрашивали мы? Конечно - стерв!
Сообщение от mitka Vassilisa, а в "Записках" о музыке что-нибудь есть? Выше уже писала, что книжку только просмотрела, подумала-подумала, посмотрела-посмотрела и решила не читать но, думаю, о музыке бОльшая часть))))
Мне представляется, что голос Тамары Андреевны при всей своей необыкновенной красоте был чуть более крупного калибра, чем требуется для партии той же Татьяны. Возможно, именно с этим был связан ввод на эту партию Маквалы Филимоновны. Ведь у нее достаточно долгое время был голос чисто лирического плана. Наглядно это можно прочувствовать в выдающейся записи "Пиковой дамы", которая была сделана в 1974 году. Роскошно-драматический голос Милашкиной и чисто субреточный голос Касрашвили в партии Прилепы. Даже с трудом верилось, что М.Ф. в то время уже спела и Татьяну, и Тоску, и Полину. И тем более разителен был контраст с февралем 1978 года, когда я слышал Касрашвили на премьере "Отелло". Тогда со сцены звучало сочное мягкое полноценное лирико-драматическое сопрано в чудесной оправе оркестра под управлением Светланова, ничем не напоминавшее упомянутую Прилепу. А последующие международные успехи сравнивать действительно бессмысленно. Хотя бы потому, что в годы расцвета Милашкину действительно придерживали дома...
Сообщение от IrinaMil Книга Пьявко "Тенор. Из хроники прожитых жизней..." издана Изд-вом Фонда Ирины Архиповой в 2002 г. Но, мне кажется, если обратиться в Фонд (я точный его адрес не помню, но он находится в здании напротив Большого зала Консерватории), то ее там возможно приобрести. Спасибо, Ирина! Попытаюсь что-то выяснить при посещении столицы.
Уважаемая IrinaMil! У меня вызывает глубокое уважение последовательность, с которой Вы отстаиваете версию "криминального погубления" Т.А.Милашкиной злодейскими кознями Г.П.Вишневской. Понимаю, что Вы убеждены в этом, но мне трудно согласиться с Вами. У меня достаточно ярки в памяти собственные впечатления того времени. Мне никогда не казалось, что Т.А.Милашкину кто-то от чего-то "отстранил". Она пела в БТ много и успешно, у нее были прекрасные партии и своя, любящая ее (совершенно заслуженно) публика. Если она в какой-то период не пела Татьяну и Наташу, то не торопитесь объяснять это чьим-то заговором: зато прекрасно пела Лизу, Тоску, Аиду, Волхову, Леонору... Совсем неплохой репертуар, и его трудно увязать с утверждениями о притеснениях. Ваше ироническое "сочувствие Галине Павловне", которая, как Вы пишете не записала Тоску, тоже попадает несколько мимо цели. Тогда, разумеется, запрет записи воспринимался очень драматически, но прошло некоторое время и была сделана другая запись "Тоски", где партнерами Г.П.были Бонисолли и Манагуэрра. Как я писал уже, эта запись собрала множество наград и до сих пор ее тиражирует DG (теперь уже, не на виниле, конечно). Если кому-то и сочувствовать здесь, то тем слушателям, которые не смогли получить запись "Тоски" с Соткилавой (он участвовал в той прерванной записи). Лично меня именно это огорчает. Мне довелось слушать и видеть на сцене многих Каварадосси: Атлантов, Пьявко, Норейка, Соткилава (кстати, в одном спектакле с Т.А.Милашкиной)... Уверяю Вас, он был вполне достоин того, чтобы нам досталась и его запись тоже. Начинать дискуссию по сравнению М.Ф.Касрашвили и Т.А.Милашкиной я боюсь. Согласитесь, у нас ведь нет каких-то "инструментальных" методов измерения масштабов дарований этих певиц. Вы абсолютно убеждены в приоритете Т.А.Милашкиной, для меня это не столь очевидно. Я много слышал на сцене обеих, и не стал бы присоединяться к такому категоричному мнению на этот счет, как Ваше. Можно, правда сопоставлять количественно успехи на мировой оперной сцене, но это было бы несправедливо по отношению к Т.А.Милашкиной, поскольку М.Ф.Касрашвили досталось время, когда наши артисты получили гораздо больше свободы для реализации своего потенциала за пределами домашних стен.
Книга Пьявко "Тенор. Из хроники прожитых жизней..." издана Изд-вом Фонда Ирины Архиповой в 2002 г. Но, мне кажется, если обратиться в Фонд (я точный его адрес не помню, но он находится в здании напротив Большого зала Консерватории), то ее там возможно приобрести. Что касается взлета Касрашвили, то он напрямую связан с протекцией Галины Павловны. Ей нужно было удалить Милашкину от себя - она удалила, видимо, считая возможности Касрашвили гораздо более скромными. Как , кстати, и Фоминой, которая всю карьеру была надежной дублершей, не более того. Когда Ростропович в 1967-1969 гг. начал в Большом дирижировать "Войной и миром" и "Евгением Онегиным" , Милашкина была фактически отстранена от этих партий и заменена на Касрашвили. Я провела долгие часы в Театральной библиотеке, штудируя театрально-концертные программки. Татьяну с Ростроповичем Милашкина спела пару раз в утренниках, а Наташу последний раз спела в 1968 г. Хотя на тот момент была чудо как хороша внешне, ну просто вылитая Наташа! Там еще были фотографии бала с Мазуроком. То, что певица с фантастическим голосом была отстранена от исполнения своих коронных партий и заменена молодой Касрашвили - прямая "заслуга" Галины Павловны. Лично я ничего против Маквалы Филимоновны, как певицы, не имею, хотя мне от ее пения никогда не было "ни тепло, ни холодно", но было так, как было. Она фактически вытеснила Милашкину с Татьяны и Наташи благодаря Вишневской и Ростроповичу. Об этом как-то никто не говорит, а вот то, что бедняга Галина Павловна, находясь уже далеко не в лучшей вокальной форме, не записала "Тоску", подается как преступление.
Vassilisa, а в "Записках" о музыке что-нибудь есть?
Полностью согласен с ходом Вашей мысли. Но опять-таки ради точности скажу, что Отелло на Арене Атлантов спел в 80-е годы, то есть лет через 10 после обсуждаемых нами событий. К тому моменту у него уже была надежная международная репутация. Каюсь, на заре моего коллекционирования записей меня инструментальная музыка мало волновала. Вполне возможно, что упоминаемая Вами пластинка Горовица была первой или одной из вервых. Я ее просто не видел в продаже. Но чуть позже у меня появились выпущенные "Мелодией" по лицензии CBS (она же Columbia) записи Горовица: "живой" сольный концерт в Карнеги-холле на двух дисках и диск с сочинениями Шумана, в том числе "Крейслерианой". Но это так, к слову...
Сообщение от Дискограф Согласен практически со всем, Вами написанным, уважаемый Читатель. Но все же мне представляется, что запись "Тоски" именно делалась с расчетом не только на внутренний, но и на внешний рынок грампластинок... Конечног, конечно, уважаемый Дискограф. Я это и имел в виду. Поэтому, в частности, выпуск сразу двух российских Тосок, был тем, что обычно принято называть "перебор". Сообщение от Дискограф К середине 70-х годов в "Мелодии" произошел поворот от откровенного воровства западных фонограмм в государственном масштабе к более цивилизованным отношениям с крупнейшими фирмами грамзаписи. Для создания видимости хоть какого-то равноправия в этом вопросе необходимы были записи не только русских опер, которые на Западе фактически неизвестны, но и популярного ходового оперного репертуара. Равноправие это так и не сложилось, но все же в каталоге "Мелодии" изредка появлялись записи западноевропейских опер, которые могли быть интересны на Западе. А интересны могли быть записи только на языке оригинала. Кстати, в юбилейных пластинках, выпущенных к 200-летию Большого, содержались фрагменты исключительно на языке оригинала. И впервые же в 1976 году на пластинке с фрагментами прощального концерта в честь Рудольфа Бинга было обозначено "Выпущено по лицензии фирмы Polydor", хотя и без размещения логотипа Дойче Граммофон... Все-таки, как я думаю, для Запада представляли интерес в исполнении российских певцов прежде всего записи русских опер. Это то, чего у них не было. Или было не очень много - сходу приходит на ум записи Жизни за царя и Бориса Годунова с Христовым и Геддой. Интерес же к записям итальянских опер хоть может быть и был, но был, как я думаю, не слишком велик. Он был обусловлен появлением в Советском Союзе в те годы целой когорты великолепных певцов итальянской школы, прошедших стажировку в Скала по соглашению об обмене - у нас обучали их балерин, они в ответ - наших певцов. Атлантов как раз и был одним из таких певцов. В то время как раз началась его международная известность, помню как по центральному телевидению показали Отелло из Арены ди Верона, где он совершенно блестяще спел заглавную партию. Что до перехода к выпуску т.н. лицензионных записей, то это было обусловлено тем, что в 1973 г. СССР присоединился ко Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция) - сообщение об этом см, в специальной статье в Вики: тут. Кстати, царская Россия тоже не признавала международное авторской право - может быть некоторые вспомнят роман Джека Лондона "Мартин Иден" где упоминается, что книги героя романа были изданы и в России, но от этого он не получил ни шиша. А первой лицензионной записью, как мне помнится, был все же не прощальный концерт в честь Бинга, а пластинка, на которой Владимир Горовиц играл 2-ю сонату Рахманинова и некоторые другие его произведения, выпущенная по лицензии фирмы "Коламбиа". Об этом было написано на конверте, но фирменного логотипа Коламбии там также не было. Их стали ставить на лицензионные пластинки позднее.
Во многом соглашусь с Вами. Возможно, что мне в моих воспоминаниях мешает некоторая хронологическая путаница - виноват не только старческий склероз, но и то, что я сию секунду на работе и пишу здесь только вместо перекуров . Для меня тоже Касрашвили-Дездемона была явлением, но лично я уже к этому моменту воспринимал ее как звезду. Что касается "страданий" А.Григорьевой, то я к этому вопросу отношусь "философски". Заслуги ее как педагога несомненны. Но вокальная педагогика часто превращается в магию с элементами шаманства. Бывает так, что студент очень достойного педагога сталкивается с трудноразрешимой проблемой, которую вдруг после длительных безуспешных попыток, удается решить с помощью разовой сторонней консультации. Иногда причина успеха в том, что консультант сам когда-то сталкивался с тем же самым. Я сам в вокальной педагогике не компетентен, но такие "чудеса" я наблюдал с близкого расстояния, когда у студента буквально за десять минут получалось то, над чем бились месяцы, и только потому, что над ним совершили какие-то непонятные мне, непосвященному, пассы (возможно, показали точку фокуса)... Среди моих знакомых есть (или, увы, были) очень хорошие вокальные педагоги, и я знаю, что такая практика (проконсультироваться "на стороне") иногда применяется. Моя хорошая знакомая как-то раз водила своего студента к девяностолетнему (!) П.Г.Лисициану и была в восторге от того, чего они добились за одно единственное занятие. Думаю, что нечто подобное и было в случае, который мы с Вами имеем в виду, вспоминая эпизод на конкурсе Глинки. Это никак не подрывает авторитет А.Григорьевой как педагога.
Полагаю, что гнать нас отсюда совершенно не за что, поскольку мы обсуждаем именно по теме. Просто тема имеет много аспектов. Разумеется, административная деятельность как Касрашвили, так и Руденко должна оставаться за скобками при оценке их художественных достижений. Просто лично для меня выход Маквалы Филимоновны на первые позиции в Большом связан с ее участием в премьере "Отелло". Но это было через три с лишним года после отъезда Галины Павловны. Но, согласитесь, в первые годы работы в театре вряд ли кто-то предполагал, что Касрашвили когда-либо споет, к примеру, Сантуццу или ту же Дездемону. О взаимоотношениях ГПВ и ЕВО говорить как-то затруднительно. Эпизод на конкурсе Глинки, описанный в "Галине", является единственным материалом, доступным широкой публике. "Пострадавшей стороной" там выглядит А. Григорьева - педагог ЕВО, о которой Елена Васильевна всегда публично отзывается очень тепло. Показательно, что обе гранд-дамы хранят молчание по поводу своих взаимоотношений. Возможно, так и следует поступать. Будет меньше информационных поводов...
Ой, уважаемый Дискограф, я опасаюсь, что нас с Вами сейчас отсюда прогонят за злостное уклонение от темы обсуждения. Но, раз уж так, то попытаюсь коротко ответить. Оценивая конкурентоспособность М.Ф.Касрашвили, я в первую очередь опираюсь на собственные впечатления и воспоминания. Готов допустить, что порой происходит какое-то смещение временных планов в памяти, но мне вспоминается, что взлет Касрашвили был очень ярким. Сразу же, в профилактических целях, призываю абстрагироваться от ее деятельности по административному руководству оперной труппой БТ. Не будем об этом. Но если оценивать ее вокальные успехи, то они мне с самого начала представлялись очень значительными. Не исключаю, что началу ее карьеры способствовала "знатность" ее происхождения (кавычки указывают на переносный смысл: имеется в виду то, что она - ученица выдающейся певицы Веры Давыдовой), а также та поддержка, которую ей оказывала как раз Г.П. Кстати, развивая последний момент, вспомним, что Г.П. на старте очень интенсивно (настолько интенсивно, что вызвала недовольство многих) поддерживала в Большом молодую Е.В.Образцову. Именно она (Г.П.) стала источником устной информации, распространившейся по музыкально-театральной Москве, о том, что в Ленинграде появилась фантастически талантливая молодая певица Елена Образцова (тогда еще студентка). Именно из этих слухов (употребим это слово для простоты), в явной форме ссылавшихся на Вишневскую, я впервые узнал о существовании Е.В.Образцовой до того, как представилась возможность ее услышать и увидеть.
Сообщение от tol_ Г.П.Вишневская довольно много занималась с молодыми певицами стажерской группы, вводя их в свои партии. Слышал сам от Н.В.Фоминой, какую помощь оказала ей Г.П. в период подготовки партии Лизы (это было сказано после отъезда Г.П.Вишневской), да и М.Ф.Касрашивили рассказывала, как Г.П. помогала ей готовить Наташу Ростову, ау же она-то (Касрашвили) была была не менее серьезной конкуренткой за положение в Большом, чем Милашкина, или Биешу. Вы серьезно говорите о возможности конкуренции со стороны Маквалы Филимоновны в последние годы пребывания Вишневской в Большом? Да, Касрашвили очень правильно выстроила развитие своего голоса и карьеры, начав с партий лирического плана. По существу, Тоска в 1972 году стала первой ее партией в ином, более престижном репертуаре. Но одной этой партией, даже с добавлением Полины в "Игроке", Касрашвили на тот момент не могла быть конкуретнкой ни Малашкиной, ни Биешу, которые пели основной лирико-драматический репертуар уже многие годы. Кстати, отчество Биешу - именно Лукановна, а не русифицированное Лукьяновна. Давайте будем точными и в этом.
Сообщение от IrinaMil Уважаемый tol_! Строки Орфенова о Биешу на стр. 201 его книги "Записки русского тенора". Дословно: - Я не один раз предлагал талантливейшей Марии Биешу поступить в Большой театр, но она, чувствуя сильнейшую оппозицию в лице Вишневской, не решалась. Что касается "Чио-Чио-сан" - я имела в виду постановку Олега Моралева 1966 г., где Вишневская пела с Пьявко и которая долгое время шла впоследствии. Я, например, видела ее девочкой на сцене КДС. Как видите, между 1966 и 1967 гг. - всего ничего. Кстати, сейчас так сразу не могу найти, нужно поискать, но Архипова тоже где-то упоминала, что Биешу не пришла в БТ из-за резко негативной позиции Вишневской. А книжку "Записки радиота" , которую Вы рекомендуете к прочтению и называете "интереснейшей", я бы не назвала очень корректной, поскольку в ней фигурируют явные слухи и домыслы самого автора. Чего стоят ее слова о том, что после смерти мужа Катульской в их квартире стали жить Атлантов с матерью, поскольку у Атлантова в Москве не было квартиры. Тогда как интересующимся хорошо известно, что у него была квартира на Котельнической набережной, которую ему дали при переходе в БТ. Поклонники об этом прекрасно знают , уж поверьте мне. К тому же сам Владимир Андреевич упомянул в книге Коткиной, что Фурцева дала ему эту квартиру. А чего стоит эпизод , как уважаемая "радиотша", прийдя по делам в квартиру Шмыги и Канделаки, заглядывала в спальню к Шмыге - какие игрушки у нее на кровати! По-моему, это банальные воспоминания любопытной дамы, которой хотелось похвастаться своей "вхожестью" к знаменитым людям. Благодарю Вас за разъяснения, IrinaMil! Признаю, что знаком с книгой А.И.Орфенова по электронной версии. Вполне может быть так, что в ней есть какие-то изъятия по сравнению с бумажным вариантом. Что же касается приведенной Вами цитаты, то здесь я пока не вижу доказательств какой-то агрессивной активности со стороны Г.П.Вишневской против М.Л.Биешу. Это вполне могла быть следствием ее, Марии Лукьяновны, опасений, а скорей всего - нежеланием формального отдаления от своего театра, где ее носили на руках (я писал об этом ранее). Предлагаю Вам посмотреть на это в таком контексте. Когда Вишневская уехала, карьера и форма М.Л.Биешу была в расцвете (ей было 37 лет). Казалось бы, что стоило тогда, когда предполагавшиеся преграды упали, поступить в Большой театр? Все-таки, думаю, что не входить в штат Большого, это был ее (или "начальства") выбор, тем более, что фактически она пела в спектаклях Большого (еще со времен, когда там же служила Вишневская) с той частотой, которая была свойственна звезде ее класса. Думаю, что рассказы о том, что злобная примадонна съедала конкуренток и не пускала их на сцену, - не более, чем дань некоторым устойчивым литературным и житейским стереотипам (от своей бабушки слышал такие же рассказы про А.В.Нежданову). Это примерно то же самое что типовой сюжет, прослеживающийся в сказках разных народов. . Кстати, не сочетается это с тем, что Г.П.Вишневская довольно много занималась с молодыми певицами стажерской группы, вводя их в свои партии. Слышал сам от Н.В.Фоминой, какую помощь оказала ей Г.П. в период подготовки партии Лизы (это было сказано после отъезда Г.П.Вишневской), да и М.Ф.Касрашивили рассказывала, как Г.П. помогала ей готовить Наташу Ростову, ау же она-то (Касрашвили) была была не менее серьезной конкуренткой за положение в Большом, чем Милашкина, или Биешу. А что касается книги Татьяны Александровой, то от обсуждения ее я уклонюсь. Скажу лишь, что она показалась правдивой в том числе и потому что я там узнал некоторые детали, которые наблюдал с достаточно близкого расстояния еще во времена описываемых событий.
Сообщение от IrinaMil Сейчас нет ни владельцев, ни начальников! И выдающихся артистов - по пальцам пересчитать. Так что дискуссия о том, что для искусства лучше, может быть бесконечной. А выдающимся артистам, как здесь уже отмечалось, никто не запрещал сделать свою собственную запись. Им предлагали сделать ее позже, но позже - им было неинтересно. У них на "позже" были другие планы. И потом - Галине Павловне было важно доказать свое первенство. Я думаю, что это для нее было не менее важно, чем сама "Тоска". Поэтому , видимо, Атлантову и пришлось брать "массой" с привлечением Архиповой, которую "подруга" Вишневская , видимо, уже достала. Она ведь за несколько лет до этого собиралась спеть "Кармен" в постановке Покровского-Ростроповича, "запихнув" Ирину Константиновну во 2-й состав. О чем сама Архипова рассказывает в книге Пьявко "Тенор". А среди причин невыезда Милашкиной в Милан называют и ревность Галины Павловны, имевшей большие связи в ЦК и , соответственно, в Госконцерте. Вообще говорят, что когда юная 23-летняя Милашкина впервые в мае 1958 г. спела Татьяну в "Онегине" и о ней на следующий день заговорила вся Москва, для Вишневской , по-моему, находившейся тогда в декрете, это было "ударом грома". Конечно, слухи всегда остаются слухами, но, например, о том, что Вишневская была против прихода в БТ другой сопрано с выдающимся голосом - Марии Биешу - пишет в своей книге Анатолий Орфенов, долгие годы бывший завтруппой БТ. Он пишет, что Биешу не решилась на приход в БТ, чувствуя сильную оппозицию в лице Вишневской. Естественно - Галина Павловна тогда только что сама спела "Чио-Чио-сан", а тут вдруг девочка из молдавского села признается в Японии лучшей Чио-Чио-сан мира. Еще одна "головная боль" ей была не нужна. Будьте добры, подскажите, где, когда и кем выпущена книга Пьявко? То, что для ГПВ не существовало понятия "дружба", можно легко понять хотя бы по тому факту, что партию Марины Мнишек в записи Караяна пела именно она, а не ИКА. В "Галине" ГПВ пишет, что "Милашкина всегда пела за мной во вторых составах и люто меня ненавидела". Полагаю, что ненависть Галины Павловны по отношению к Милашкиной была ничуть не меньшей, а гораздо большей. Ведь Тамара Андреевна первой спела на сцене "Ла Скала" в 1961 году в "Битве при Леньяно", выступив дублершей самой Антониетты Стеллы (при этом Милашкина была безвестной стажеркой в миланском театре. Каково же должно было быть впечатление от ее голоса, если ей доверили выступление в одной из культовых для Милана вердиевских опер!). Наверняка имела место откровенная черная зависть меркантильного свойства, связанная с ............ Е.К. Катульской (специально даю отточие, чтобы не уклоняться в иную тему; завсегдатаи Большого с ходу поймут, о чем я говорю). Так что стремление в очередной раз утвердить свою власть в труппе было для Вишневской делом не чести, но принципа. А принцип взял и не сработал...
Сообщение от tol_ Но важней другое. Специально для тех, кто верит в драматическую легенду о том, что Г.П. помешала приходу в Большой театр М.Л.Биешу, сообщаю, что М.Л.Биешу на сцене Большого театра выступала не с отдельными случайными гастролями, а на регулярной основе. Ее имя даже бывало на премьерных афишах, т.е. она была вполне наравне с постоянными солистами БТ. Что же касается перехода в БТ, то такие вопросы применительно к таким звездам, как Биешу, решались "наверху". Ее буквально носили на руках в Кишиневском оперном театре, она была там лидер, икона, символ и все, что хотите. Совершенно не уверен, что она была готова к тому, чтобы все это бросить (впрочем, в Москве она пела настолько много, что даже имела там постоянную квартиру). Если бы такое решение у нее и созрело, то весьма вероятно, что оно было бы заблокировано "наверху", поскольку театры в союзных республиках, по представлениям того времени, не должны были лишаться своих премьеров и примадонн, хотя их выступления в БТ в качестве приглашенных звезд приветствовалось. Между прочим, именно на такой же основе регулярно пел в БТ и В.Норейка. Он тоже пел в том числе и премьеры. Совершенно правильный и исчерпывающе точный абзац! Случаи перехода в Большой крупных СОСТОЯВШИХСЯ певцов из других театров были крайне редки и являлись исключением из правила. К ним можно отнести появление в Большом Юрия Гуляева и Бэлы Руденко из Киевской оперы. Хотя можно предположить, что в Киеве нужно было развести Руденко и Мирошниченко... Болот Минжилкиев, перешедший из Фрунзе в Кировский театр, - вообще раритет. В республиканских оперных театрах практически всегда в труппах были певцы коренной национальности, обладавшие голосами экстра-класса и достойные выступать не только на сцене Большого, но в Скала и МЕТ. Молдова - уже упоминавшаяся Мария Лукановна. Эстония - Хендрик Крумм и Маргарита Войтес. Латвия - Карлис Зариньш. Литва - Виргилиюс Норейка, Эдуардас Канява и Вацлавас Даунорас. Белоруссия - Зиновий Бабий. Казахстан - Ермек Серкибаев. Киргизия - Кайыргуль Саартбаева. Туркмения - Мединиет Шахбердыева. Армения - Ваган Миракян. Азербайджан - Фидан и Хураман Касимовы. Про Ленинград, Киев и Тбилиси я просто умалчиваю. Там общий уровень трупп был на высшем уровне. А ведь были еще Одесса (Ткаченко, Макаров, Мороз), Новосибирск, Свердловск, Саратов, Донецк, Улан-Удэ (Линховоин)... Естественно, Большой не мог вместить в себя всех "звезд", которые были тогда на просторах страны.