RSS лента

murom

Интонация на скрипке

Рейтинг: 5.00. Голосов: 5.
              
Здесь я приведу только пару примеров, показывающих неоднозначность интонации на скрипке. Сначала запись (A string.mp3 - в самом низу странички) и каритинка с анализом открытой струны Ля, показывающие, что высота тона меняется в зависимости от силы извлечения звука. Струны "Голубой Томастик", которые являются средними по жесткости. С более мягкими струнами интонационная вилка будет шире. Как видно на картинке самый тихий звук на 6 центов ниже эталона, а самый громкий - на 9 центов выше.
Чтобы не перегружать страничку четырьмя картинками, я совместил в Фотошопе их вместе:
Самая левая чёрная полоса - это выбор самого тихого звука из осциллограммы. Результат виден справа в верхней части таблицы: 438.53 Hz (A3-6 cents).
Самый громкий звук, правая черная полоса, и результат внизу таблицы со значениями: 442.38 Hz (A3+9 cents).


Теперь вторая картинка и запись (c sharp.mp3 - внизу страницы). Опять я совместил в Фотошопе четыре картинки для наглядности. Здесь мы видим осциллограммы четырех нот. Черными полосами выделены слева направо: До - Ре бемоль (названная в программе как До диез - C#4) и Ре - До диез. Каждую пару я играл легато в пифагоровом строе.

Обратите внимание, что нота До второй октавы записана, как нота на октаву выше. То есть, вторая гармоника гораздо громче первой - вот компьютер и среагировал на самую громкую гармонику. Я делал несколько записей, крутился, менял положение микрофона, расстояние - все в пустую - только вторая гармоника. Ну да ладно, делим пополам и получаем, что До я играл с частотой 523.06 Hz. Сразу замечу, что по имеющейся у меня таблице темперации нота До имеет 523.2 Гц. Далее на легато я играл ноту Ре бемоль так, как делаю это обычно - пальцы вместе (а они у меня не тоненькие). Получилось 547.18 Гц - темперированная нота имеет 554.24 Гц.
Третья осциллограмма - это нота Ре 587.81 Гц - темперированная Ре равна 587.2 Гц.
И четвертая осциллограмма - это нота До диез, которую я играл поближе к Ре (на толщину своих пальцев, однако) - 558.56 Гц, что на 13 центов выше темперированной.
Теперь построим все числа по ранжиру от До до Ре:
До = 523.06
Ре бемоль = 547.18
До диез = 558.56
Ре = 587.81
Теперь сравним расстояние между ними всеми:
До-Ре бемоль = 24.12 Гц
Ре бемоль-До диез = 11.38 Гц
До диез-Ре = 29.25 Гц.
Получается, что расстояние между Ре бемолем и До диезом чуть меньше четверти тона. В чистом строе до диез обычно ниже ре бемоля, в темперированном они одинаковы. Еще нужно учесть индивидуальные особенности интонирования разными иузыкантами. Помнится, читал у Мостраса в "Интонации на скрипке" (жаль, что у меня сейчас нет этой книги) как разнится интонация у разных скрипачей. Как примеры там кажется был Ойстрах, Хейфец и еще кто-то, не помню. И разбиралось одно произведение: кажется Мелодия Чайковского, но я уже забыл. Но суть не в этом. Показывалось, что разные скрипачи по-разному интонируют полутоны даже в одном сочинении.
Миниатюры Миниатюры Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	A-string.jpg 
Просмотров:	1800 
Размер:	37.4 Кб 
ID:	37135   Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	C-sharp.jpg 
Просмотров:	1446 
Размер:	75.3 Кб 
ID:	37136  
Миниатюры Вложения

Отправить "Интонация на скрипке" в Google Отправить "Интонация на скрипке" в Facebook Отправить "Интонация на скрипке" в Twitter Отправить "Интонация на скрипке" в del.icio.us Отправить "Интонация на скрипке" в Digg Отправить "Интонация на скрипке" в StumbleUpon

Обновлено 22.10.2009 в 15:47 murom

Категории
Учитель скрипки

Комментарии

  1. Аватар для jevlampij
    Дорогому murom'у: изучаем. (А просмотров статистика неправильная.)
  2. Аватар для Г-н Недостоевский
    Вот поэтому-то я всегда жалел, что не научился играть именно на скрипке, альте или виолончели. С детства меня занимало, как удается моим партнерам по ансамблю при игре вверх извлекать полутона как будто выше моих "ровных", а при игре вниз - как будто ниже. Я списывал это на недостаток слуха и развитое воображение до тех пор, пока на 1 курсе училища не получил элементарные сведения об акустике и не стал их углублять и расширять.

    Затронутая Вами тема должна быть для струнников совершенно очевидна, но для композиторов, особенно юных, представляет значительный интерес (как и предыдущая о сложных звуках).

    Что касается разницы в высоте одного и того же тона при разной динамике, правильно ли я всегда себе представлял, уважаемый Муром, что это - "механоакустическая" коррекция тона? Ведь под давлением волоса смычка струна несколько сокращается в длине, отчего громкие ноты на струнных могут звучать заметно выше?
    Во всяком случае, думая о том, как записать в собственнных композициях необходимые мне "плавающие" пицикато, я предписывал игру в громком (но не до бартоковского!) нюансе, что очень хорошо срабатывало, как мне казалось, именно по этому принципу. К сожалению, не могу проверить правильность того же принципа в отношении громкого arco. Разъясните пожалуйста, прав я или нет?
    P.S. Попробую вернуть книгу Мостраса, - на мой взгляд, одно из фундаментальных русских исследований по интересующему меня вопросу - ее одна альтистка зажала) и отсканировать.
  3. Аватар для murom
    Что касается разницы в высоте одного и того же тона при разной динамике, правильно ли я всегда себе представлял, уважаемый Муром, что это - "механоакустическая" коррекция тона? Ведь под давлением волоса смычка струна несколько сокращается в длине, отчего громкие ноты на струнных могут звучать заметно выше?
    Струна не может сокращаться, только удлиняться. Но может увеличиваться напряжение. Когда мы смычок ведем медленно, то как бы тормозим струну и она может колебаться чуть-чуть медленнее (каких-то 2 колебания в секунду на фоне 500 - это и есть чуть-чуть). Если проводить смычком быстрее, а значит и раскачивать струны сильнее, то трение уменьшается (все знают, что чем быстрее, тем меньше трение), а значит смычок не тормозит струну - струна звучит как и настроена. Если увеличть скорость значительно (особенно перед снятем его в воздух), то струна колеблется настолько широко, что дополнительное напряжение в струне повышает его тон, т.е. струна попросту колеблется чуть-чуть быстрее (те же 2 колебания в секунду на фоне 500).
    Жильная струна Соль при таком изменении динамики может свучать на пол-тона выше, чем была настроена на пиано.
    Во всяком случае, думая о том, как записать в собственнных композициях необходимые мне "плавающие" пицикато, я предписывал игру в громком (но не до бартоковского!) нюансе, что очень хорошо срабатывало, как мне казалось, именно по этому принципу. К сожалению, не могу проверить правильность того же принципа в отношении громкого arco. Разъясните пожалуйста, прав я или нет?
    При игре пиццикато начальный звук, который ну очень короткий, как удар, - там тон немного выше (примерно 4-5 Гц на открытой струне Ля). Остальной звук в тоне настройки. Никакого "плавания" я не заметил. Если же прижать струну пальцем, то продолжение после атаки слишком короткое, чтобы "поплавать".
    А про игре arco я ведь описал выше.
    Обновлено 20.01.2009 в 04:11 murom
  4. Аватар для Г-н Недостоевский
    Спасибо! Да, я конечно имел в виду не сокращение, а растяжение. Такие описки часто преследуют людей, которые путают право и лево (я даже в машине вынужден был сделать себе наклейку с надписями "право" и "лево"). Но мне в голову не приходило, что именно амплитуда может так сильно влиять на частоту! Что же тогда происходит при пиццикато?
  5. Аватар для Ольга Гинзбург
    Спасибо, дорогой Муром, за интересные вещи, о которых не знала.
  6. Аватар для IlyaSur
    Мне кажется, что Вы слегка смешиваете разные понятия: механическое "гуляние" струны и игровой строй. Про строй: после Мостраса была теория зонной природы слуха Гарбузова (кажется так) и об этом довольно подробно есть в "Проблемах музыкального интонирования" Переверзева 1966г (на руках книги тоже нет, но название верное).
    Если упрощённо, то пифагоров строй подходит для выразительного интонирования мелодии без гармонии, а натуральный содержит чистые интервалы (без биений) которыми невозможно сыграть чистую и выразительную мелодию. Струнники и хоровики "бодаются" с темперированным роялем, когда мелодия идёт в унисон. Если аккомпанемент достаточно далеко, то это не так заметно. Точное понимание где и как подтянуть или опустить, наверное, помогает при игре, но на практике проще слушать и чувствовать общее звучание и выразительность.
    Про "гуляние": можно добавить, что такое происходит не только со струнами. Если "рвать" баян (ну померла у вас тёща) строй меняется так же. Попробуйте подудеть в детскую губную гармошку или пищалку от резиновой игрушки: от сильного напора язычок слегка зажимается и звучит чуть ниже; меньше напор воздуха – громкость максимальная и самый высокий тон; ещё меньше напор – звук ниже и тише и т.д.
    А отличие струн жильных от металлических? Возможно здесь прямая зависимость – не удаётся форсированно раскачать сталь, чтобы колебания были чаще; и гораздо легче это сделать с мягкой жилой.
  7. Аватар для murom
    Мне кажется, что Вы слегка смешиваете разные понятия: механическое "гуляние" струны и игровой строй.
    я не смешиваю, Я просто показал и то, и другое. И никакого отношения повышение тона от динамики к пифагорову строю я не показал.
    я здесь не читал лекцию об этих строях, а просто привел пример, т.с. для наглядности.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100