Интонация на скрипке
19.01.2009 в 13:21 (7069 Просмотров)
Здесь я приведу только пару примеров, показывающих неоднозначность интонации на скрипке. Сначала запись (A string.mp3 - в самом низу странички) и каритинка с анализом открытой струны Ля, показывающие, что высота тона меняется в зависимости от силы извлечения звука. Струны "Голубой Томастик", которые являются средними по жесткости. С более мягкими струнами интонационная вилка будет шире. Как видно на картинке самый тихий звук на 6 центов ниже эталона, а самый громкий - на 9 центов выше.
Чтобы не перегружать страничку четырьмя картинками, я совместил в Фотошопе их вместе:
Самая левая чёрная полоса - это выбор самого тихого звука из осциллограммы. Результат виден справа в верхней части таблицы: 438.53 Hz (A3-6 cents).
Самый громкий звук, правая черная полоса, и результат внизу таблицы со значениями: 442.38 Hz (A3+9 cents).
Теперь вторая картинка и запись (c sharp.mp3 - внизу страницы). Опять я совместил в Фотошопе четыре картинки для наглядности. Здесь мы видим осциллограммы четырех нот. Черными полосами выделены слева направо: До - Ре бемоль (названная в программе как До диез - C#4) и Ре - До диез. Каждую пару я играл легато в пифагоровом строе.
Обратите внимание, что нота До второй октавы записана, как нота на октаву выше. То есть, вторая гармоника гораздо громче первой - вот компьютер и среагировал на самую громкую гармонику. Я делал несколько записей, крутился, менял положение микрофона, расстояние - все в пустую - только вторая гармоника. Ну да ладно, делим пополам и получаем, что До я играл с частотой 523.06 Hz. Сразу замечу, что по имеющейся у меня таблице темперации нота До имеет 523.2 Гц. Далее на легато я играл ноту Ре бемоль так, как делаю это обычно - пальцы вместе (а они у меня не тоненькие). Получилось 547.18 Гц - темперированная нота имеет 554.24 Гц.
Третья осциллограмма - это нота Ре 587.81 Гц - темперированная Ре равна 587.2 Гц.
И четвертая осциллограмма - это нота До диез, которую я играл поближе к Ре (на толщину своих пальцев, однако) - 558.56 Гц, что на 13 центов выше темперированной.
Теперь построим все числа по ранжиру от До до Ре:
До = 523.06
Ре бемоль = 547.18
До диез = 558.56
Ре = 587.81
Теперь сравним расстояние между ними всеми:
До-Ре бемоль = 24.12 Гц
Ре бемоль-До диез = 11.38 Гц
До диез-Ре = 29.25 Гц.
Получается, что расстояние между Ре бемолем и До диезом чуть меньше четверти тона. В чистом строе до диез обычно ниже ре бемоля, в темперированном они одинаковы. Еще нужно учесть индивидуальные особенности интонирования разными иузыкантами. Помнится, читал у Мостраса в "Интонации на скрипке" (жаль, что у меня сейчас нет этой книги) как разнится интонация у разных скрипачей. Как примеры там кажется был Ойстрах, Хейфец и еще кто-то, не помню. И разбиралось одно произведение: кажется Мелодия Чайковского, но я уже забыл. Но суть не в этом. Показывалось, что разные скрипачи по-разному интонируют полутоны даже в одном сочинении.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись
