Der Rosenkavalier - Salzburg 2004
12.03.2009 в 17:23 (9603 Просмотров)
Вложение 372
Рихарда Штраусса всегда очень уважал. Сначала как симфонического композитора, а потом и как оперного. Но любовь пришла не сразу. Зато как пришла, то зацепилась. И в последние несколько лет он все ближе подходить к тому чтобы стать моим самым любыми оперным композитором (хотя не уверен что получиться, Вагнер уж совсем прочно удерживает свою позицию).
Какая из его опер сама любимая, трудно сказать, да наверняка такой одной и нет. Но "Кавалер розы" всегда без сомнения была одной из самых любимых. А в последнее время, так получилось, что смотрел несколько раз в театре и купил на малое количество записей на DVD. Из всего что увидел, одно из самых ярких впечатлений произвела постановка Роберта Карсена 2004 г. с Зальцбуршкого фестивала.
Ничего сверх нового Карсен с оперой не сделал, но все равно произвел огромный скандал. А именно, он перенес действие оперы с времен Марии Терезии, в время написания оперы, а именно перед начало первой мировой войны.
Мне, кажется что этот перенос времени действия, на столько логичен и гармоничен, что просто удивляюсь реакции публики. Ну тут дело скорее в другом, об этом чуть позже. Опера сама и является ностальгическим реверансом в сторону старой Вены и времен которых больше нет, а центральным мотивом является не заметное, но неотвратимое прохождение времени.
Карсен, как раз этим и воспользовался и прекрасно показал, что опера то одинаково хорошо рассказывает и об закате имперской эпохи Австрии. Причем постановка совершенно естественно подходить к либретто, даже без малейших швов. И даже начинаешь думать, не писали ли Гофманшталль и Штраусс, на самом то деле как раз об их времени.
Первый акт происходить в дворце Маршалин, причем шикарно использована огромнейшая сцена Фестшпильхауза. В центре спальная Маршалин, а вдоль сцены разные прихожие и другие комнаты, в которые входить можно только из одной в другую, как в настоящих дворцах. Поэтому и действие происходить одновременно в нескольких помещениях, что дает еще дополнительные возможности лоя комментариев. Одна из самых интересных находок, это итальянский певец, который ну уж очень похож на Марио Ланцо, такого оперного суперстара, который всем раздает свои пластинки и автографы, а все горничные просто без ума от него.
От этого акта и второго, который происходить в огромном буржуазном зале за длиннейшим объеденным столом, публика еще была в восторге. Ну тут Карсен продолжил логично свою постановку и на третье действие, и поместил действие в публичный дом. Что на самом-то деле, учитывая намерения и поведение Барона и Декаданс этого времени, совершенно естественно. Наверняка, кого-то в публике смутили откровенные сцены секса, травести или просто очень умная находка с голым мужиком, который заходить в комнату покурить после секса. Но кажется, что это было бы все еще ничего, если бы в самом окончании спектакля Карсен, не заставил выпившего "негритенка" взят автомат и всех их послать к черту, а с заднего плана не вышли марширующие солдаты, явно уже предвещая мировую войну и конец Австрийской империи. Кажется, этот момент и взбесил австрийцев в Зальцбурге. Ведь, сам спектакль они чувствуют как что-то свое, рассказывающее о их великом прошлом с большей дозой ностальгии и сентиментальности, и поэтому когда им показывают, что как раз это "великое" прошлое разрушилось из внутри самостоятельно, то это их задевает за живую. Но, ни в малейшем не уменьшает качество самой постановки.
С этой точки зрения, на мой взгляд, это просто лучшая, и визуально самая интересная постановка "Кавалера розы".
Пьечонка и Кирхшлягер просто идеальный как Маршалин и Октавиан, на сегодняшний день, они одни из лучших исполнительниц этих ролей, а этот DVD прямое доказательство этому. Миа Перссон красиво поет и не плохо играет, да и все, как то мне ее Софи безразлична. Зато Хавлата в роли Барона играет так, что просто захватывает дух. Вот, что у нег прекрасно получается этот тот особый провинциальный австрийский дух и акцент, смотреть на его игру и слушать как говорить/поет по австрийский, это просто что-то. Музыкально он даже лучше звучит в записи чем в живую.
Хотя бытует мнение, что Венскому филармоническому оркестру не зачем репетировать этот спектакль, т.к. там его все знают наизусть, и что даже справятся без дирижера (что наверняка и так), но все равно посмотрев уже пару спектаклей в Вене, могу сказать, что все-таки звучат-то они по разному и многое зависит от дирижера. В данном случае это Семен Бычков, который провел достаточно интересный спектакль, но не более того.
В любом случае это, из обилия записей этой оперы на DVD, мне кажется это самой интересной. Остальные можно спокойно слушать не обращая внимание на происходящее (разве что еще интересна постановка Отто Шенка в Венской Опере с Клейбером, но она то лучше смотрится в живую, чем на DVD, где выглядит как то уж сильно устаревшей)











Отправить другу ссылку на эту запись
