RSS лента

Дундук

Грусть в зеленоватых оттенках (Blue In Green)

Рейтинг: 5.00. Голосов: 1.
              
Это мой собственный импрессионистский перевод названия композиции, которая является одной из наиболее близких мне во всей музыке. Осознанно представить грусть, которая отсвечивает зеленым, я не могу, однако, слушая это произведение - неизменно в исполнении автора, пианиста Билла Эванса - я ощущаю ее на каком-то иррациональном уровне, как будто она является не прихотью моего настроения, а, напротив, неотъемлемой частью меня самого. А рационально понимать неотъемлемое от тебя всегда намного сложнее, чем анализировать то, что может быть в тот или иной момент отделено от твоей сущности. Да и невозможно это рациональное понимание - то, в чем я всегда был глубоко убежден.

Интересно, что Эванс не часто играл это произведение с тех пор, как записал его с Майлзом Дэвисом на их легендарной пластинке "Kind of Blue". Его ранние версии на "Портрете в джазе" отличаются традиционной для пианиста вдумчивостью и сосредоточенностью, однако в них еще нет того мощнейшего энергетического посыла, который в своем набирающем силу конфликтующем сгустке станет характерным для более поздних записей Эванса. Интересно, что в последние годы жизни он стал играть Blue in Green намного чаще и в более быстром темпе, как будто спешил уложить в четыре минуты слишком многое из того невыразимого, что ему хотелось музыкально сказать. Но апофеозом красоты созерцания, той внутренней обостренной сосредоточенности, которая во многом соотносится с буддистским учением и достигает пика самовыражения на Парижском концерте 1979 года и выступлениях последних недель жизни музыканта, стала для меня запись, сделанная на концерте в Канаде в 1974 году (пластинка так и называется - Blue In Green). Собственно, уже там в игре Эванса проявляется тенденция к более ускоренным темпам, создающим атмосферу особенного напряжения, но вся суть его неустанных поисков, вся философская глубина его внутреннего мира ярчайшим образом проявляются уже в первых взятых им аккордах этого изумительного произведения. Для погружения в эту особого рода трансцендентность ему даже не нужно было импровизировать: одна лишь эта сочиненная - и сыгранная - им мелодия способна сказать очень многое без лишних слов. Мощь энергетического посыла здесь настолько колоссальна, что все попытки других музыкантов играть это сочинение "в духе Эванса" превращают его в не более чем приятное развлечение для уха.

Может быть, именно поэтому я не могу вообразить кажущуюся мне Грусть в зеленоватых оттенках, - потому, что я просто не в состоянии вобрать в себя всю мощь энергетического заряда, посылаемого мне игрой Эванса. Но в этом недобираемом "остатке" концентрируется намного больше меня, чем во всем остальном, - то, что, я знаю, существует, но то, что я никогда не смогу осмыслить и осознать.

Отправить "Грусть в зеленоватых оттенках (Blue In Green)" в Google Отправить "Грусть в зеленоватых оттенках (Blue In Green)" в Facebook Отправить "Грусть в зеленоватых оттенках (Blue In Green)" в Twitter Отправить "Грусть в зеленоватых оттенках (Blue In Green)" в del.icio.us Отправить "Грусть в зеленоватых оттенках (Blue In Green)" в Digg Отправить "Грусть в зеленоватых оттенках (Blue In Green)" в StumbleUpon

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для NeDo
    красиво написали, теперь есть чем заняться - будем искать предсмертные записи Эванса.
  2. Аватар для Дундук
    Спасибо, приятно, что усилия не пропадают даром. Ну, эта запись не совсем предсмертная, она была сделана в 74 году. Хотя отголоски совсем позднего Эванса в ней уже есть. Вообще, как показывает опыт общения на форуме, поздний Эванс многими воспринимается намного труднее, чем ранний, хотя я считаю записи двух последних лет его жизни наиболее сакраментальными, притом что в его творческом наследии ценно, разумеется, все.
  3. Аватар для WalterScott
    Да, эта запись должна была рано или поздно появиться в Вашем дневнике
    Прочитал с большим интересом, впрочем, как и всё, что Вы пишете об Эвансе и об альбоме Kind of Blue.
    Нельзя не заметить(правда, я заметил, точнее осознал, только сейчас), как название этой пьесы перекликается с названием альбома.
    Kind of Blue можно было бы, по аналогии с Вашим переводом, импрессионистски толовать как "оттенки грусти". А возможно, на самом деле, так и следует это понимать.

    Зеленоватые оттенки грусти(не имеющие ничего общего с зелёной тоской) в настроении пьесы, для меня достаточно очевидны. Правда, вряд ли это было бы так, если бы я не знал её названия.
    У меня есть одна фотография, сделанная в одном южном городе, в парке с зеленоватой иллюминацией, поздно вечером после дождя. Выглядит довольно сюрреалистично. Она навела меня сейчас на мысль, что Эванса могло вдохновить что-то подобное - вполне реальная увиденная им картина.

    Ещё я заметил, что нужное ощущение в этой записи достигается с помощью своеобразного акустического эффекта, может быть и полученного случайно. Но потом, при записи, этот эффект был, определённо, использован сознательно. Эффект, возможно, связан с акустикой помещения, расположением рояля при записи... не знаю, что там ещё могло быть, но это хорошо слышно в конце композиции.

    Возможно, в особенностях записи и кроется ответ на вопрос - почему Эванс в дальнейшем нечасто играл Blue in Green. Ему могли потребоваться для этого определённые акустические условия, которые было невозможно воспроизвести на концерте.
    Похоже, на этом альбоме Дэвис, Эванс и другие стали ещё и одними из пионеров звукозаписи, как вида искусства, "саунддизайна", как это иногда называют.




    Обновлено 22.03.2010 в 00:26 Дундук
  4. Аватар для WalterScott
    Кстати, когда писал о звуко-цветовых ассоциациях, всё время вспоминал NeDo
  5. Аватар для Дундук
    Цитата Сообщение от WalterScott
    Да, эта запись должна была рано или поздно появиться в Вашем дневнике
    Прочитал с большим интересом, впрочем, как и всё, что Вы пишете об Эвансе и об альбоме Kind of Blue.
    Нельзя не заметить(правда, я заметил, точнее осознал, только сейчас), как название этой пьесы перекликается с названием альбома.
    Kind of Blue можно было бы, по аналогии с Вашим переводом, импрессионистски толовать как "оттенки грусти". А возможно, на самом деле, так и следует это понимать.

    Зеленоватые оттенки грусти(не имеющие ничего общего с зелёной тоской) в настроении пьесы, для меня достаточно очевидны. Правда, вряд ли это было бы так, если бы я не знал её названия.
    У меня есть одна фотография, сделанная в одном южном городе, в парке с зеленоватой иллюминацией, поздно вечером после дождя. Выглядит довольно сюрреалистично. Она навела меня сейчас на мысль, что Эванса могло вдохновить что-то подобное - вполне реальная увиденная им картина.

    Ещё я заметил, что нужное ощущение в этой записи достигается с помощью своеобразного акустического эффекта, может быть и полученного случайно. Но потом, при записи, этот эффект был, определённо, использован сознательно. Эффект, возможно, связан с акустикой помещения, расположением рояля при записи... не знаю, что там ещё могло быть, но это хорошо слышно в конце композиции.

    Возможно, в особенностях записи и кроется ответ на вопрос - почему Эванс в дальнейшем нечасто играл Blue in Green. Ему могли потребоваться для этого определённые акустические условия, которые было невозможно воспроизвести на концерте.
    Похоже, на этом альбоме Дэвис, Эванс и другие стали ещё и одними из пионеров звукозаписи, как вида искусства, "саунддизайна", как это иногда называют.




    Спасибо, Вальтер, за интересный пост. Вы будете смеяться, но единственной причиной, по которой я стал писать на форуме, пребывая до этого в ранге его периодического читателя, стало недоумение по поводу того, что за четыре года существования джазового отдела практически никто подробно не писал о творчестве архиважного для музыки XX века - и не только джаза - музыканта. Поэтому пришлось регистрироваться и исправлять эту непонятную для меня странность.

    Что касается этого магического в своей незамысловатой красоте названия, то, я думаю, оно было придумано так же мгновенно и спонтанно, как эта мелодия, - без намеренной увязки словесного смысла с содержанием музыки. Скорее всего, кому-то из музыкантов пришло в голову назвать удобоговоримым способом последовательность аккордов - Blue / аккорд, in / аккорд, green / аккорд, причем между in и green практически нет паузы. Сам Эванс в предисловии к альбому описывал процесс его создания следующим образом:


    "There is a Japanese visual art in which the artist is forced to be spontaneous. He must paint on a thin stretched parchment with a special brush and black water paint in such a way that an unnatural or interrupted stroke will destroy the line or break through the parchment. Erasures or changes are impossible. These artists must practice a particular discipline, that of allowing the idea to express itself in communication with their hands in such a direct way that deliberation cannot interfere.
    The resulting pictures lack the complex composition and textures of ordinary painting, but it is said that those who see well find something captured that escapes explanation.
    This conviction that direct deed is the most meaningful reflections, I believe, has prompted the evolution of the extremely severe and unique disciplines of the jazz or improvising musician.
    Group improvisation is a further challenge. Aside from the weighty technical problem of collective coherent thinking, there is the very human, even social need for sympathy from all members to bend for the common result. This most difficult problem, I think, is beautifully met and solved on this recording.
    As the painter needs his framework of parchment, the improvising musical group needs its framework in time,. Miles Davis presents here frameworks which are exquisite in their simplicity and yet contain all that is necessary to stimulate performance with sure reference to the primary conception.
    Miles conceived these settings only hours before the recording dates and arrived with sketches which indicated to the group what was to be played. Therefore, you will hear something close to pure spontaneity in these performances. The group had never played these pieces prior to the recordings and I think without exception the first complete performance of each was a "take."


    Так вот, я думаю, по такой же методе были придуманы и названия (поэтому Ваше предположение о картине не лишено смысла). А мы невольно задумываемся над тем, как же здорово они в конечном счете соотносятся с самой музыкой . Похоже, магия Kind of Blue кроется не только в самой музыке, но и в том, что ее, эту музыку, окружает. В этой связи не могу не сказать, что сам не раз задумывался о своеобразной саундауре этой пластинки. Но в том-то и дело - она имеет смысл тогда, когда получается таким же образом, как те штрихи на японских картинах. Интересно, что поздний Эванс практически полностью отказался от записи в студиях, а ведь некоторые его ранние студийные записи обладают тем саунддизайном, о котором мы говорим. Это в полной мере относится к Portrait in Jazz, Explorations и нек. другим пластинкам.


    Кстати, из двух треков Blue in Green на пластинке Portrait in Jazz я больше люблю альтернативный четырех-с-половиной-минутный, который Эванс изначально отверг и который вошел только на CD-переиздание.

    P.S. Сначала перепутал и накатал ответ в Вашем посте. Поэтому не удивляйтесь надписи "обновлен" там внизу.
    Обновлено 26.03.2010 в 17:34 Дундук
  6. Аватар для WalterScott
    Только уточню, на всякий случай(хотя это и излишне, скорее всего), что под акустическим эффектом я подразумевал именно звучание рояля, которое мне показалось определённым образом срежиссированным.
    А то вдруг кто-нибудь подумает, что несколько нот, сыгранные на контрабасе смычком в конце композиции, я принял за некий диковинный эффект
  7. Аватар для kalina
    Красивая музыка и добрый по содержанию дневник.
    Спасибо!
  8. Аватар для Г-н Недостоевский
    От этой пластинки меня как-то всегда било, как электрическим током. Я ее никогда не ставил своим студентам, несмотря на исключительную полезность, и сам LP довольно быстро продал: он и в эпоху CD стоил денег диксилендов накупил, дурень
    Обновлено 22.03.2010 в 10:37 Дундук
  9. Аватар для Дундук
    Цитата Сообщение от WalterScott
    Только уточню, на всякий случай(хотя это и излишне, скорее всего), что под акустическим эффектом я подразумевал именно звучание рояля, которое мне показалось определённым образом срежиссированным.
    А то вдруг кто-нибудь подумает, что несколько нот, сыгранные на контрабасе смычком в конце композиции, я принял за некий диковинный эффект
    Да я понял Вас. Кстати, хорошо, что Вы вспомнили об этих нотах, сыгранных смычком под конец, - в них есть своя особая прелесть.
  10. Аватар для Дундук
    Цитата Сообщение от Г-н Недостоевский
    От этой пластинки меня как-то всегда било, как электрическим током. Я ее никогда не ставил своим студентам, несмотря на исключительную полезность, и сам LP довольно быстро продал: он и в эпоху CD стоил денег диксилендов накупил, дурень
    В каком смысле, Федор Михалыч? Пластинка ведь, в отличие от более поздних записей пианиста, звучит достаточно "мирно".
    (Диксиленды - это хорошо.)

    P.S. Опять нечаянно ответ не там написал.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100