Грусть в зеленоватых оттенках (Blue In Green)
21.03.2010 в 16:01 (3952 Просмотров)
Это мой собственный импрессионистский перевод названия композиции, которая является одной из наиболее близких мне во всей музыке. Осознанно представить грусть, которая отсвечивает зеленым, я не могу, однако, слушая это произведение - неизменно в исполнении автора, пианиста Билла Эванса - я ощущаю ее на каком-то иррациональном уровне, как будто она является не прихотью моего настроения, а, напротив, неотъемлемой частью меня самого. А рационально понимать неотъемлемое от тебя всегда намного сложнее, чем анализировать то, что может быть в тот или иной момент отделено от твоей сущности. Да и невозможно это рациональное понимание - то, в чем я всегда был глубоко убежден.
Интересно, что Эванс не часто играл это произведение с тех пор, как записал его с Майлзом Дэвисом на их легендарной пластинке "Kind of Blue". Его ранние версии на "Портрете в джазе" отличаются традиционной для пианиста вдумчивостью и сосредоточенностью, однако в них еще нет того мощнейшего энергетического посыла, который в своем набирающем силу конфликтующем сгустке станет характерным для более поздних записей Эванса. Интересно, что в последние годы жизни он стал играть Blue in Green намного чаще и в более быстром темпе, как будто спешил уложить в четыре минуты слишком многое из того невыразимого, что ему хотелось музыкально сказать. Но апофеозом красоты созерцания, той внутренней обостренной сосредоточенности, которая во многом соотносится с буддистским учением и достигает пика самовыражения на Парижском концерте 1979 года и выступлениях последних недель жизни музыканта, стала для меня запись, сделанная на концерте в Канаде в 1974 году (пластинка так и называется - Blue In Green). Собственно, уже там в игре Эванса проявляется тенденция к более ускоренным темпам, создающим атмосферу особенного напряжения, но вся суть его неустанных поисков, вся философская глубина его внутреннего мира ярчайшим образом проявляются уже в первых взятых им аккордах этого изумительного произведения. Для погружения в эту особого рода трансцендентность ему даже не нужно было импровизировать: одна лишь эта сочиненная - и сыгранная - им мелодия способна сказать очень многое без лишних слов. Мощь энергетического посыла здесь настолько колоссальна, что все попытки других музыкантов играть это сочинение "в духе Эванса" превращают его в не более чем приятное развлечение для уха.
Может быть, именно поэтому я не могу вообразить кажущуюся мне Грусть в зеленоватых оттенках, - потому, что я просто не в состоянии вобрать в себя всю мощь энергетического заряда, посылаемого мне игрой Эванса. Но в этом недобираемом "остатке" концентрируется намного больше меня, чем во всем остальном, - то, что, я знаю, существует, но то, что я никогда не смогу осмыслить и осознать.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись
