RSS лента

duchka

Мир как гипертекст

Рейтинг: 5.00. Голосов: 17.
              
Мир как гипертекст
опыт понимания средневековой музыки
(Буклет к диску)
Со времен Трентского собора, 1545, когда церковь отказалась от символического метода экзегезы, мы совершенно утратили связь со эрудицией Средних веков, и наше понимание произведений того времени оказалось сомнительно.
Тогда для каждого художника мир материальный и Незримое совмещались в свободной перспективе, откуда и возникла идея, теперь банальная, хотя отчасти
[1] и верная, о тесной связи культа Марии и поклонения совершенной и недоступной Даме: красота видимая есть образ красоты невидимой, утверждал Гуго де Сен-Виктор.
Христианская мысль включила в себя традицию символической интерпретации Гомера и мифов, как ее практиковали стоики; оправдание ей было в учении Христа и апостолов (J III, 14 et Mt XII, 4).

В третьем веке Ориген преобразовал эти тенденции в систему, которая стала также общим методом философского, научного и художественного мышления. Осязаемое объяснялось через неосязаемое, посюстороннее через потустороннее, и наоборот; да и само слово религия трактовалось этимологически как «связывание».

В конечном счете, эта изощренность привела к прочтению на нескольких уровнях.

К буквальному смыслу прибавлялись аллегорический, тропологический (нравственный) и, наконец, анагогический, назначением которого было нахождение в описываемом признаков воплощения Царствия Небесного.
Классическая иллюстрация – истолкование образа Иерусалима, данное Иоанном Кассианом:
«В историческом смысле это город евреев;
в аллегорическом – Церковь Христова;
в анагогическом, небесная родина, наша общая мать, а в тропологическом смысле – душа человеческая, которую Господь часто порицает или хвалит, называя этим именем» («Конференции»).


Сам принцип трех духовных интерпретаций сопоставляли с тремя добродетелями cardinales : Верой, Надеждой и Любовью, а также и с тремя составляющими человека, как их представлял Ориген
[2]: тело, дух и душа.

Конечно, поэтический или музыкальный текст воспринимался большинством проще, ограничиваясь друмя или тремя уровнями, но всегда с расширенной перспективой.
Эта система включала большую долю произвола, и из невероятных причин могли выводиться самые противоречивые следствия: например, камням и растениям приписывались целебные свойства, основанные на символическом смысле их формы или цвета, а не на реальных наблюдениях.

Более синкретическое и символизирующее мировоззрение средневекового человека имело иного рода свободу мысли.
Ему достаточно было доли здравого смысла, чтобы в капле воды увидеть целый мир.
Согласно Винценту из Бове, природа – это книга, написанная рукой Божией, которую надо читать и объяснять.

Такое множественное восприятие, охватывающее разные точки зрения, является интеллектуальным богатством, и свидетельствует об устремлении к вечному, общему, о жажде порядка
[3].

Какой объект или цель может быть лучше в искусстве, чем этот поиск тайного и возвышенного смысла
(Ориген: «найти сокровища, скрытые в букве»)?

На этом диске представлены рафинированные произведения средневековой musica composita.

Программа отображает меняющиеся в течение дня звуки, от рассвета до заката.
За танцевальным характером первой песни, Donnasamor, скрыта грегорианская мелодия, тогда как мелодия Cosa crudel была позаимствована лаудой (Elcormisidivide, ms Vatican Chig.)
Con tutta gentilezza – одно из трех сохранившихся сочинений Андреа Стефани; утрата остального тем более печальна, что три его песни поражают своеобразием мелодической конструкции и какой-то анахроничной современностью – они стоят особняком в одновременном им корпусе.
Эту песню впоследвии использовал Антуан Бюнуа.

Мадригал-эстампи Passando in ombra, а также Lauda
два отголоска танцевальной эпидемии, периодически охватывавшей ищущее свободы от своих страхов и несчастий общество[4].
Аллегорический метод обогатит красоту этих песен духовным наставлением.
Образы нередко представляются общим местом, как напр., роза и крапива (rosa e orticha) в ритурнеле мадригала I bei senbianti.
Оба растения - слишком очевидная аллегория Добра и его противоположности, но крапива, или «пыл порока» использовалась более специфически как упоминание о Гоморре, «месте, отягощенном крапивой» (Soph. II,9), тогда как роза – образ будущего благословения (cf Es., 35.1).
Этот намек на воздаяние позволяет автору обратиться с просьбой, сохраняя достойную дистанцию.

В мадригале AlbaColomba
описывается личный герб[5] Джангалеаццо Висконти, герцога Миланского. Ветхо- и Ново - заветные образы ( В.З. голубь первого куплета возвещает конец проклятия, примирение и спасение; во втором куплете новозаветный образ Св.Духа использован как знак боговдохновенности триумфа Висконти; «прекрасные запахи» в ритурнеле вскрывают планы новых аннексий) придают содержанию всю значительность сопряженных смыслов, которые были общеизвестны: всемогущий и законный
(голубь был также символом Св. Амвросия, покровителя Милана) господин приносит мир и процветание; его намерения чисты и благословенны (значения упоминающихся цветов).
У Бартолино здесь необычайное изобилие средств гармонической выразительности, где величественная полифония обогащается живым ритмическим рисунком, а ономатопеи в ритурнеле создают таинственную атмосферу для описания сада – Рая.
Верхний доминирующий голос обладает здесь особо замечательной мелодической линией.

То же мастерство гармонии и в «La douce cere», написанном для семьи Каррара, владетелей Падуи и несчастливых соперников Висконти.
Эта песня – наиболее часто переписывавшаяся во всю эпоху Треченто, она находится практически в каждом манускрипте.

Тот факт, что наиболее популярной оказалась столь изысканная музыка – удивительное свидетельство преобладания хорошего вкуса в тогдашнем обществе, а также и фантастического технического уровня музыкантов.

Бартолино считается современником Ландини, но стиль его представляется более поздним. Известностью он обладал чрезвычайно широкой, чему подтверждение находится в литературе: в « Paradiso degli Alberti » Герарди да Прато, 1426
[6] г., и « Il Saporetto » Симоне Проденцани[7], около 1415 г.

Современный интерес исследователей и музыкантов к его музыке обратно пропорционален старинной его популярности.
Эта музыка предъявляет, конечно, чрезвычайно высокие требования к исполнителям, что естественно уменьшает возможности ее исполнения, и все же настало время воздать должное Бартолино как одному из первостепенных композиторов Треченто.


Еще одним примером полифонии смыслов был широко распространенное собрание Gesta Romanorum, «Деяния римлян».
В нашу задачу не входит дать иллюстрацию какому-нибудь произведению или историческому событию посредством музыки, как сейчас модно, или задать «тему» собранным здесь пьесам,
еще один широко практикуемый кошмар,
ибо с незапамятных времен музыка по праву считалась искусством превосходящим всякое другое: «ибо дело обстоит так что без музыки никакая другая дисциплина не может быть улучшена. Истинно говорят, что само мироздание состоит из некой гармонии звуков и что само небо сводится к гармоническим модуляциям.» (Isidore, op.cit. De musica. XVII)


Если история об осле (гл. 57) помещена здесь, то только потому что она столько же говорит о несчастной отвергнутой любви, сколько и « Cosa crudel », тогда как Моральное рассуждение об изложенном с помощью возможный аналогий покажет как эта ситуация вписывается в общий телеологический замысел.

«Геста» - лакомый кусочек в средневековой литературной продукции.
Ссылаясь на древних римлян и их деяния (в силу все той же привычки «авторитетом авторов» гарантировать себя от обличений и как дань античной традиции свободного риторического искусства, из которой вышла «Геста»), этот сборник анекдотов, случаев, легенд имел фантастическую судьбу.
Он был написан, вероятно, в конце ХШ – начале XIV –го веков, и верояно, священником.
Копии его так размножились, что не представляется возможным определить происхождение первоисточника: Англия, Франция, Германия...
В о всяком случае, первое известное печатное издание было сделано в Утрехте Ketelaer & De Leempt(1472), а последнее «нормальное» (не научное) датируется 1894 (Winnard Hooper в Лондоне).
В каждой христианской стране, вплоть до Белоруссии, есть свой список на латыни и на местном языке, который может сильно отличаться от других.
Изначально этот сборник служил хрестоматией для священников, откуда они черпали дидактический и назидательный материал для проповедей, так как каждая история представляла какой – либо порок или добродетель и сопровождалась моралью.

Многочисленные Artes Praedicandi 12 - 13 вв. рекомендовали искать вдохновение в разного рода психологических и нравственных опытах в силу их доступности слушателю, а также потому что во всем сущем скрывается какая-либо религиозная истина.

«Геста» использовалась также и в монастырях, чтобы дать монахам интересное наставление, ее чтение проводилось во время трапезы.

Вклад ее в литературу нового времени совершенно замечателен: в течение многих веков она давала сожеты самым вы да ющимся писателям, таким как Джованни Бокаччо, Уильям Шекспир, Джоффри Чосер, Франсуа Рабле, Фридрих Шиллер, Томас Манн и др.

Когда пытаешься понять как многим наше время, наша культура и мы сами обязаны Средним векам, то охватывает трепет,
точно так же как при мысли о том, насколько мало мы способны понять их крайнее разнообразие взглядов.


[1] куртуазность встречается в уже развитой форме у христианских арабских поэтов Джахилии (доисламского периода, ср Абу аль Фарадж «Книга Песен»). С тендаль упоминает об этом в книге «О Любви», значительно ранее нескольких современных ученых.

[2] Ориген, 185 – 253, вел аскетическую жизнь. Днем он преподавал, а по ночам изучал Библию.
О нем говорили, что он последовал в буквальном смысле одному из наставлений... и оскопил себя.
Это экспериментальное знание и привело его, по некоторым свидетельствам, к недоверчивости в отношении прямого смысла Писаний.


[3] Это лишь один из аспектов, ведущих к другой важнейшей концепции: числу как модели мира. Интересуясь музыкальной эстетикой средних веков, надо помнить, что музыка занимала второе место среди математических наук, между арифметикой и геометрией, и как таковая, она была наукой о числах.
Э та идея была уже ясно сформулирована пифагорейцами, а затем учеными первых веков нашей эры, чьи работы почитались классическими в 12 – 14-м веках: энциклопедические труды или учебники семи свободных искусств, написанные Святыми Августином (утрачен), Боэцием, Исидором Севильским, а также не увенчанными ореолом святости Кассиодором и Марцианом Капеллой – все были написаны до 6-го ст.

Числа – и мистика, и композиционная техника. Общепринято мнение, что почти все понятия, широко распрос траненные в Средние века, и отчасти значительно позжие Возрождения, уже находятся у авторов писавших в 6-м веке и ранее.

[4] Хотя первые свидетельства истерических танцев относятся к 11-му в., пандемическими они становятся к середине 14-го, когда разразилась чума. Тут появляется знаменитая пляска Св. Вита. С 1374 по 1518 насчитывают не менее десяти общеевропейских эпидемий. Музыка воспринималась то как агент заболевания, то как средство от него, и воспоминания об этом еще долго хранились.
Эта тема музыкальной истории изучалась только с точки зрения неврологии (Бехтеревь 1908 г. Уоллер, 2008; и немного других авторов между ними).

[5]По преданию, он был составлен Петраркой и щедро прославлен в музыке:Leraydusoleil Чиконии, DelgloriosotitoloКазерты, Più chiarchelsol Антонелло, SolmetrafiglcorIТерамо, Aquilaaltera Якопо да Болоньи – лишь часть списка мадригалов, посвященных Дж. Висконти. История их написания полна увлекательнейших фактов, о которых, увы, здесь невозможно даже упомянуть.

[6]« a loro dicendo che di quelli (=madrigale) fatti a Padova per Frate Bartolino si famoso musico cantare dovessonno. E così fatto… » / «тогда они сказали, что надо будет петь мадригалы сделанные в Падуе братом Бартолино. И так и было сделано» - повествуется о событиях 1389, т. е. 37-летней давности.

[7]В двух из его сонетах говорится о шести песнях Бартолино, а в третьем упоминаются неизвестные ныне французские рондо брата Бартолино.

Отправить "Мир как гипертекст" в Google Отправить "Мир как гипертекст" в Facebook Отправить "Мир как гипертекст" в Twitter Отправить "Мир как гипертекст" в del.icio.us Отправить "Мир как гипертекст" в Digg Отправить "Мир как гипертекст" в StumbleUpon

Обновлено 01.08.2011 в 15:46 duchka

Категории
Без категории

Комментарии

Страница 5 из 5 ПерваяПервая ... 45
  1. Аватар для duchka
    Цитата Сообщение от helza
    насколько я помню, Тридентский собор призывал не к отказу от символизма, а к расширению спектра тем в религиозной живописи и обновлению арсенала художественных средств- в сторону демократичности (проще и реалистичнее).

    большое спасибо за музыку!
    Извините, Хельза, что раньше не ответил.
    Получается после драки, однако, лучше поздно, чем никогда.

    Цитирую "письмо влиятельного кардинала Беллармино направленное 12 апреля 1615 года теологу Паоло Антонио Фоскарини, (это по поводу Галилея):


    "...Во-вторых, как вы знаете, [Тридентский] собор запретил толковать Священное Писание вразрез с общим мнением святых отцов. А если ваше священство захочет прочесть не только святых отцов, но и новые комментарии на книгу «Исхода», Псалмы, Экклезиаст и книгу Иисуса, то вы найдете, что все сходятся в том, что нужно понимать буквально
    , что Солнце находится на небе и вращается вокруг Земли с большой быстротой, а Земля наиболее удалена от неба и стоит неподвижно в центре мира....."

    Историки церкви называют послетридентский период (потупив глазки) "Филологическая эксгеза"

    Ибо бибилиистике осталась одна филология.
    Обновлено 18.02.2012 в 04:42 duchka
  2. Аватар для Amphibia
    Дорогой Душка.
    Поскольку речь здесь, на форуме зашла о различных видах сокращенной записи музыки и о расшифровках, захотелось у вас спросить о чем я уже спрашивала, - тем более что разобраться тогда самой мне так и не удалось. И найти информацию в виде конкретной книги, статьи или файла.
    Насколько мне известно, вопрос об исторической преемственности и совершенствовании текстовой записи импровизации-сочинения (как его понимали в эпоху средневековья, а потом возрождения) синтетического (точнее, наверное, синкретического) плана наверное можно считать довольно хорошо изученным - в направлении музыкально-поэтическом.
    Чего не скажешь о музыкально-хореографическом.
    Известно, что жонглеры (и те, кого можно было бы сегодня назвать хореографами) в довольно одинаковой степени могли не только профессионально танцевать и сочинять танцы, но и играть на музыкальных инструментах и петь. И конечно, они пытались фиксировать свои сочинения, создавать музыкально-хореографические записи.
    Попадались ли они вам? Например, в виде табулатур?
    И сегодня я могу наблюдать, как иногда хореографы записывают себе для памяти, для постановочной работы такие, "конспекты" музыки - в виде сокращенной записи, состящей из цифр (кол-во тактов или долей) и стрелок с кружочками (это может быть и траектория движения мелодии и направления движений танцующих).


    (К слову сказать - сегодняшние хореографы в своей массе не владеют профессионально ни умением записывать хореографический текст (хотя системы записи танца существуют), ни профессиональными музыкальными умениями. Но совсем не так это было еще сто пятьдесят лет тому назад. А еще раньше - демонстрировали и еще более продвинутые способности и профессионализм в области музыки. Вспомним хоть Люлли, или Вигано с Анджолини, создававших музыку к своим балетам. Или хореографию к своей музыке).
  3. Аватар для duchka
    В танцах я профан.
    Ваш вопрос я переадресую своему другу, который пару руководств по средневековым танцам издал.
    Даже с видео приложением.
    Больше пока ничего в голову не приходит.
  4. Аватар для Амфибия
    Чудесно, спасибо! Вообще-то, на самом деле здесь дело не в танцах, а в разновидностях записи, в возрастании степеней ее точности.
    Вообще не факт, что подобую муз-хореографическую сокращенную запись исследователь-музыкант идентифицирует именно как запись и музыки и танца. Или даже например, если запись сугубо танцевальная, буквенная - наверное можно ж и запутаться, подумать что это музыкальный текст? (ну это я так, фантазирую, конечно).

    А можно узнать про эти руководства, пожалуйста?
  5. Аватар для duchka
    Ну, это Вы наверно знаете:
    http://www.graner.net/nicolas/arbeau/
    http://www.pbm.com/~lindahl/caroso/transcription/
    http://www.graner.net/nicolas/arbeau/

    http://mysite.verizon.net/vzeryeh4/dance/rendance.html
    http://www.izaak.unh.edu/nhltmd/indexes/dancingmaster/


    Я спрошу еще у знакомого, который написал практическое руководство для
    Сам я в танцах профан.

    Два раза получилось, но зато с линками.
    Обновлено 20.02.2012 в 13:01 duchka
  6. Аватар для duchka
    О музыкантах (сиречь композерах)
    и исполнителях:

    Беда Достопочтенный
    672-735 годы

    Музыкант - это тот, кто, применив рассуждение, основывает науку пения не только на служении делу,
    но и на силе созерцания. То же самое мы видим в трудах строительных и военных: ведь называются
    имена тех, властью и рассуждением которых здания были построены, им приписываются здания и
    назначаются триумфы, а не тем, чьими трудами и службой они завершены. Отсюда следует и определение
    метрики.
    Между музыкантом и певцом - большая разница.
    Первые понимают, вторые исполняют то, что создает музыка, а тот, кто поет, чего не понимает°, называется скотом.


    Аврелиан из Реоме
    IX век

    Глава VII. О разнице между музыкантом и певцом. Между музыкантом и певцом такая же разница, как
    между грамматиком и простым читателем, как между телесным воплощением художественного замысла и
    самим замыслом. Ведь телесное воплощение замысла - это как бы слуга, замысел же - господин. Если
    труд не будет оживляться замыслом, руки работающего будут делать напрасную работу. Ведь всякое
    искусство и наука естественным образом имеют замысел, более достойный уважения, чем [его]
    исполнение, которое выполняется с помощью рук и труда. Ибо гораздо важнее знать, что делать, чем
    делать то, что известно. Поэтому получается, то теоретик не нуждается ни в каких практических
    действиях, в то время как нет пользы от работы, которой не руководит разум. Насколько велика слава
    музыкального искусства, видно из того, что прочие ремесленники получили название от инструментов:
    молотобоец - от молота, кифаред - от кифары и прочие, названные по инструментам труда. Но только
    музыкант, продумав умозаключения, пользуется наукой о музыке не на основании рабства в труде, а на
    силе размышления. [...]
    Поэтому разница между музыкантом и певцом, по-видимому, такая же, как между учителем и учеником
    Аurеlianus Rеоmensis, Musica disciplinae.


    Иоанн Коттон
    XI - начало XII века
    .....Поэтому, бесспорно, очень похвален, весьма полезен, отнюдь не заслуживает презрения труд,
    положенный на изучение музыки, раз он делает постигшего это искусство способным судить о сочиненном
    песнопении, исправлять ошибочно изложенное, сочинять новое. Не следует также умалчивать о том, что
    между музыкантом и певцом разница немалая; в то время как музыкант в отношении искусства всегда
    поступает правильно, певец зачастую держится правильного пути только по привычке, [полученной от
    практики]. С кем поэтому можно лучше сравнить певца, как не с пьяницей, который хотя и попадает


    домой, но совершенно не знает, по какой улице возвращается. Ведь и мельничное колесо издает


    кое-когда нестройный скрип, хотя поступает в этом отношении, конечно, бессознательно; на то она и
    вещь неодушевленная.
    Гвидо в своем "Микрологе" прекрасно говорит об этом в следующих словах: "Велико различие между
    музыкантом и певцом: первые высказывают, вторые знают, что дает музыка, а тот, кто делает то, чего
    не понимает, скотом именуется".


    Иоанн де Мурис
    1290-1351 годы
    . Что такое музыкант. Музыкантом называется тот, кто владеет музыкой, подобно тому как арифметиком
    [называется] тот, кто владеет арифметикой, а судьей - тот, кто обладает справедливостью. И
    поскольку бывает два рода музыки, а именно - теоретическая и практическая, то в подлинном смысле
    слова музыкант-это тот, кто владеет теоретической музыкой, которая направляет практическую музыку и
    повелевает ею; тот же, кто владеет только практической музыкой и лишен умозрительной, не должен
    считаться музыкантом в собственном смысле слова, и поэтому он, согласно Боэцию, получает свое
    название не от музыки, а от музыкальных инструментов, которыми пользуется и с помощью которых
    служит музыке. Так, например, кифарист получает свое имя от кифары, трубач - от трубы, играющий на
    лире - от лиры, играющий на виоле - от виолы, органист - от органа, а прочие подобным же образом от
    различных других искусственных [artificialis] музыкальных инструментов.


    Против модернистов Ars nova (бонус, для веселия)

    С каким лицом дерзают дискантировать и сочинять дисканты те, которые мало или ничего не знают о
    природе консонансов, которые в них различать не умеют, какие из них более или менее совершенные,
    какие не консонантны, какими шире надо пользоваться, в каких местах, и не знают многого того, чего
    искусство требует. Они поют неточно, наобум. Такие невежды не стыдятся петь в церкви! Если случайно
    окажутся в согласии с текстом, не знают, как это согласие продолжить, и тотчас впадают в разлад.
    О горе! В наше время некоторые хотят свои недостатки украсить глупой поговоркой! Это, говорят они,
    новый род дисканта, мы пользуемся новыми консонансами. Они оскорбляют разум тех, кто видит эти
    ошибки, оскорбляют слух. Вместо радости тоску наводят! О глупое присловье! О нелепое извинение!
    Какое злоупотребление, какое невежество, зверство! Осла принимают за человека, козу - за льва, овцу
    - за рыбу, змея - за лосося! О, если бы прежние ученые музыканты услышали таких дискантистов, что
    бы они сказали, что бы сделали?! Ты для меня соблазн, замолчи, у тебя разлад, разлад! Пытаются
    дискантировать даже не умеющие петь, а ведь дискант - это пение (cantus). Есть и такие, кто слишком
    распущенно дискантирует, излишне увеличивает число букв; одни слишком гокетируют, другие дают
    множество украшений, в не надлежащих местах делают скачки, лают наподобие собаки, делают
    неестественную гармонию. Есть и в наши дни хорошие дискантисты, но пользуются лишь новым способом
    пения; они применяют мелкие ноты и отвергают старинные органумы, кондукты, мотеты, гокеты, дают
    трудные для пения и для нотации дисканты.


    Цитат набрать можно еще множество,
    но, думаю, умному - достаточно.

    °и не знает того, о чем говорит - (прим Душки)
    Обновлено 21.02.2012 в 17:04 duchka
  7. Аватар для duchka
    Для ясности.
    Предыдущий пост - продолжение следующего диалога:




    Сообщение от duchka
    1)То есть, дорогой Крисп, в 13-17 веках понятия "исполнитель" не существовало?(Вот именно в современном понимании этого слова.)


    ответ от Crisp:
    "Про "исполнителей" XIII в. Что, слово "исполнитель" нашли у Маркето? Молодец! У римлян, кстати, тоже был "пролетариат" -- тоже слово было. И вот на этом основании мы будем рассуждать о "диктатуре пролетариата" в эпоху Мария и Суллы. Это есть подлинно исторический подход!"


    (Забавная подмена смысла отмечена красным)


    Комментария не будет.

    Только вопрос,
    это специально сделано (подмена)
    или "рефлекторно", как Шура Балаганов?
    Обновлено 22.02.2012 в 19:12 duchka
  8. Аватар для Amphibia
    Цитата Сообщение от duchka
    Ну, это Вы наверно знаете:
    ....
    Предпоследнюю не знала, спасибо!
    И там всюду нотки - либо понятные, либо расшифрованные. Никаких табулатур.
    Про знакомого - очень интересно!)



    Касательно приведенных вами цитат о певцах: как практикующий педагог/импровизирующий исполнитель хочу отметить, что очень вас понимаю! Общее представление об импровизационности культуры средневековья и Возрождения никак не отменяет того факта, что кто-то мог импровизировать, варьировать, сочинять и исполнять музыку, а кто-то мог делать только последнее, по понятным причинам.
    Во все времена можно встретить тех, кто хуже умеет пользоваться ушами и головой, кто не соображает что делает, - и тех, кто богаче музыкально одарен и лучше образован.
    Понятно, что всеж, первые чаще встречаются среди исполнителей, вторые - среди импровизаторов и композиторов.
    О, если бы прежние ученые музыканты услышали таких дискантистов, что
    бы они сказали, что бы сделали?!
    И конечно, во все времена можно услышать сетования то том, что вот раньше, в старину - все делали лучше и правильнее.
    Обновлено 21.02.2012 в 21:31 Amphibia
Страница 5 из 5 ПерваяПервая ... 45
Яндекс.Метрика Rambler's Top100