RSS лента

Дневник романтического аналитика.

Бах и его северогерманские предшественники. Часть 1. Аксиомы Брунса.

Рейтинг: 5.00. Голосов: 1.
              
Я нашла прочную, неразрывающуюся нить между Брунсом и Бахом, чему есть подтверждение у Швейцера. На первый взгляд, здесь нет ничего особенного, но, во-первых, эта связь такая тесная, что весьма редко бывает даже у очень близких друг другу композиторов, и, во-вторых, я обнаружила связь Баха и Брунса не только в органном ракурсе - к моему удивлению, сфера влияния Брунса оказалась гораздо шире.
Обе прелюдии и фуги Брунса несомненно тематически и тонально родственны прелюдии BWV 533.Это последование контрастных по фактуре эпизодов - хорально-полифонических и токкатно аккордовых, создающих общее трагико- драматическое настроение. Вот индивидуальный творческий почерк Брунса, его отличительная черта.
При этом Брунс неохотно пользуется полифоническими приемами в прелюдиях, тогда как у Букстехуде они пышным цветом расцветают. Брунс размыкает разделы прелюдий характерными очень значительными каденционными оборотами, сознательно структурируя все произведение по разделам и утверждая гармонию применением как бы тремолирующих аккордов. Остановки такого рода не встречаются у Баха нигде, кроме 533-й, ранней арнштадтской, прелюдии.
Трагически-пафосное, импровизационно свободное начало прелюдии Баха также апеллирует к "большой" прелюдии Брунса. Только первый активнее пользуется барочными символами, а второй, как уже предшественник классицизма, старается "выпрямить" путь развития мелодии, опираясь на аккордовую структуру и общие формы движения.
Когда я дошла до так называемой "малой" прелюдии и фуги Брунса, я сделала еще более неожиданное и радостное для себя открытие. Прелюдия Брунса обнаруживает безусловную связь с фугой Баха BWV 548.
И ведь здесь тоже ми минор, тоже - трагическая экспрессия!!!! Только данный цикл Баха принадлежит уже зрелому мастеру, сложившейся личности, когда исчезла всякая необходимость подражать предшественникам. Но теперь у Баха проявилось « подражание высшего свойства» в данном случае это осознание и применение некоторых приемов, семантически свойственных данной тональности. Я не исключаю того, что у Баха это могло произойти на интуитивном уровне. Но, во всяком случае, мне приходится признать, что то самое трепетно-скорбное движение мелодических интервалов с образованием скрытого двухголосия в обеих голосах, приходящее к устою "ля" с кульминационным использованием увеличенной сексты, - то есть все то, благодаря чему мы не перепутаем 548-ю фугу Баха ни с какой другой, - бесспорно, берет свое начало в прелюдии ми минор Брунса, именующейся "малой"!!!!!!!!!!!!
Ми минор вообще - очень интересная, неповторимо многогранная тональность. И хотя для меня она прежде всего романтика, высшая лирика и самоотверженная трепетность – все же она имеет семантику трагизма безысходности, а также почти эпической повествовательности. В этой связи нельзя не обратить внимание на тождественность образов, скрепленных единым начальным построением, - фуги BWV 533, трехголосной инвенции Баха... ми минор(!). Кстати, квинтовый зачин фуги тоже имеет свои истоки в фуге Брунса.

Отправить "Бах и его северогерманские предшественники. Часть 1. Аксиомы Брунса." в Google Отправить "Бах и его северогерманские предшественники. Часть 1. Аксиомы Брунса." в Facebook Отправить "Бах и его северогерманские предшественники. Часть 1. Аксиомы Брунса." в Twitter Отправить "Бах и его северогерманские предшественники. Часть 1. Аксиомы Брунса." в del.icio.us Отправить "Бах и его северогерманские предшественники. Часть 1. Аксиомы Брунса." в Digg Отправить "Бах и его северогерманские предшественники. Часть 1. Аксиомы Брунса." в StumbleUpon

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для yohji_nap
    Переставайте читать Швейцера, мой Вам совет Слишком устарел уже для исследовательской работы. Замечательно, что Вы сами смогли найти связь между брунсовским малым ми минором и баховской темой - проблема в том, что это не связь лично Брунса и Баха. Это общая тенденция и традиция к тому времени - писать темы для фуг в ми миноре, которые обыгрывают подобным образом хроматическую кварту - см. Муффат-младший, Кирнбергер, и т.д. В общем, поглядите монографию Вильямса по органным работам, если есть возможность.
  2. Аватар для Элегия
    Огромное спасибо за комментарий!
    yojil-nap, услышанная несколько месяцев назад незнакомая мне прелюдия и фуга Брунса пробудила во мне желание написать про соприкосновение Баха и Брунса еще в соль минорах, а именно - в единственной соль-минорной прелюдии и фуге Брунса и BWV 535. Фактура основных тем обеих прелюдий представлена волнообразными ниспадающими пассажами, в недрах которых образуется скрытое двухголосие (в соль-минорных циклах Букстехуде подобная фактура встречается не везде). Фуги в обеих циклах являют собой ту поразительную танцевальность, в которых за внешней энергией и упругостью ритма запечатлено стремление духа в высшую сферу. Эта закономерность распространяется также и на соль-минорные фуги BWV 542 и 578. У Букстехуде они не всегда танцевальны (например, 149-я фуга имеет скорее оттенок риторичности)
    Кроме того, некоторые находки Брунса в этом цикле обрели второе рождение у Баха вне тонального контекста. Так, использованное в прелюдии и в фуге вращение вокруг одного звука с небольшой амплитудой (извините, нотные примеры не умею вставлять) встречается в той же прелюдии BWV 533, а педальное соло на границе второго и третьего условных разделов есть явный прообраз педального соло в разработке фуги BWV 565, как более развитой вариант брунсовской темы.
    Наверно, я опять изобретаю велосипед.)))
    Обновлено 18.08.2011 в 00:15 Элегия

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100