Бах и его северогерманские предшественники. Часть 1. Аксиомы Брунса.
16.08.2011 в 15:34 (2155 Просмотров)
Я нашла прочную, неразрывающуюся нить между Брунсом и Бахом, чему есть подтверждение у Швейцера. На первый взгляд, здесь нет ничего особенного, но, во-первых, эта связь такая тесная, что весьма редко бывает даже у очень близких друг другу композиторов, и, во-вторых, я обнаружила связь Баха и Брунса не только в органном ракурсе - к моему удивлению, сфера влияния Брунса оказалась гораздо шире.
Обе прелюдии и фуги Брунса несомненно тематически и тонально родственны прелюдии BWV 533.Это последование контрастных по фактуре эпизодов - хорально-полифонических и токкатно аккордовых, создающих общее трагико- драматическое настроение. Вот индивидуальный творческий почерк Брунса, его отличительная черта.
При этом Брунс неохотно пользуется полифоническими приемами в прелюдиях, тогда как у Букстехуде они пышным цветом расцветают. Брунс размыкает разделы прелюдий характерными очень значительными каденционными оборотами, сознательно структурируя все произведение по разделам и утверждая гармонию применением как бы тремолирующих аккордов. Остановки такого рода не встречаются у Баха нигде, кроме 533-й, ранней арнштадтской, прелюдии.
Трагически-пафосное, импровизационно свободное начало прелюдии Баха также апеллирует к "большой" прелюдии Брунса. Только первый активнее пользуется барочными символами, а второй, как уже предшественник классицизма, старается "выпрямить" путь развития мелодии, опираясь на аккордовую структуру и общие формы движения.
Когда я дошла до так называемой "малой" прелюдии и фуги Брунса, я сделала еще более неожиданное и радостное для себя открытие. Прелюдия Брунса обнаруживает безусловную связь с фугой Баха BWV 548.
И ведь здесь тоже ми минор, тоже - трагическая экспрессия!!!! Только данный цикл Баха принадлежит уже зрелому мастеру, сложившейся личности, когда исчезла всякая необходимость подражать предшественникам. Но теперь у Баха проявилось « подражание высшего свойства» в данном случае это осознание и применение некоторых приемов, семантически свойственных данной тональности. Я не исключаю того, что у Баха это могло произойти на интуитивном уровне. Но, во всяком случае, мне приходится признать, что то самое трепетно-скорбное движение мелодических интервалов с образованием скрытого двухголосия в обеих голосах, приходящее к устою "ля" с кульминационным использованием увеличенной сексты, - то есть все то, благодаря чему мы не перепутаем 548-ю фугу Баха ни с какой другой, - бесспорно, берет свое начало в прелюдии ми минор Брунса, именующейся "малой"!!!!!!!!!!!!
Ми минор вообще - очень интересная, неповторимо многогранная тональность. И хотя для меня она прежде всего романтика, высшая лирика и самоотверженная трепетность – все же она имеет семантику трагизма безысходности, а также почти эпической повествовательности. В этой связи нельзя не обратить внимание на тождественность образов, скрепленных единым начальным построением, - фуги BWV 533, трехголосной инвенции Баха... ми минор(!). Кстати, квинтовый зачин фуги тоже имеет свои истоки в фуге Брунса.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись
