Алексей Семененко
15.03.2008 в 18:20 (3503 Просмотров)
Зал Одесской филармонии в пятницу был непривычно полон. Аншлага не было, нет, но редко-редко можно было увидеть пустые кресла. Причин на то было две.
Во-первых, за дирижерским пультом находился Николай Дядюра - руководитель симфонического оркестра Национальной филармонии Украины. Дядюра в Одессе гость не так чтоб редкий, но и не столь частый, а потому концерты одесского оркестра под его управлением воспринимаются как событие не такое уж и рядовое.
Во-вторых, солировал Алексей Семененко - местная знаменитость, молодой, но уже не просто подающий надежды, но и начинающий их оправдывать, скрипач. Я слышал его на конкурсе Ойстраха: уже тогда, года два
назад (а парень 1988 года рождения), он был интересен. Сейчас он интересен вдвойне.
Центральное место в первом отделении занял 1-ый скрипичный концерт Паганини. Я так полагаю, что многие сойдутся на том, что этот концерт - не самое виртуозное произведение великого скрипача. Однако и самым слабым его назвать нет никакой возможности: оно требует от солиста великолепной техники, чувства меры и, конечно же, уверенности в себе, своих силах и своем инструменте. Потому что если музыкант берется
играть Паганини - это обязывает ко многому. И публика от исполнителя ожидает немалого хотя бы потому, что в ее сознании имя Паганини связывается в первую очередь с поражающей воображение виртуозностью (и, в принципе, публика в этом вопросе недалека от истины, конечно же).
Скрипичный концерт впечатлил, причем здесь есть одна тонкая трудность. Нельзя сказать, что оркестр и солист находились в состоянии полного "взаимопонимания" - оркестр раза три безжалостно заглушал скрипку (во многом, как мне показалось, это вина самого Семененко - звук его скрипки тих; не приглушен, а именно слаб в отношении громкости). В плане техники у солиста можно было насчитать некоторое количество помарок. В особо трудных местах можно было уловить характерную "напряженность" в звучании скрипичного соло. Тем не менее, общую картину эти штрихи никак не портили и вот почему: вся первая
часть вышла удивительно цельной. Меня этот концерт Паганини всегда поражал чудовищным дисбалансом в распределении ролей оркестра и скрипки (в пользу последней, конечно). Потому для меня этот концерт выглядит
чересчур "рваным", исполненным пауз между скрипичными соло и оркестровыми вступлениями. Однако вчера оркестру и солисту удалось из первой части паганиниевского концерта сделать то, что в английском языке
несколько тяжеловестно обозначается термином movement, а именно - беспрестанное музыкальное движение: была чистая Музыка и ничего кроме чистой Музыки. Согласитесь, этого вовсе не мало; по сути, это все, что требуется в Паганини.
Уже в антракте и после концерта я не раз слышал, как посетители, переговариваясь между собой, то и дело роняли словечки навроде "божественно", "беспримерно" и даже - "гениально". Как по мне, то подобные
эпитеты применительно ко вчерашней игре Семененко являются примером некоторой умственной помраченности отдельных слушателей, берущей свое начало в чрезмерной впечатлительности и гипертрофированном желании обнаружить себя в качестве "свидетеля Гения". Потому что на "гениальное" выступление солиста никак не тянуло. Но! У меня сложилось впечатление, что таким уровнем игры Семененко как бы подтверждает свою заявку на место в ряду выдающихся исполнителей, умеющих выразить в музыке собственную неповторимую индивидуальность, а за нее публика может простить и грязь, и помарки, и даже сознательную техническую небрежность. Это не значит, что он уже на этом месте - это значит, что он может таковое место занять при условии дальнейшей непрекращающейся работы над собой. И, конечно же, при условии, что все эти
бесконечные "божественно", "беспримерно" и "гениально" не залепят ему уши. Тут, кстати, раскрывается еще один момент, почему вчера его интересно было слушать: всегда интересно слушать прирожденного музыканта, индивидуальный стиль которого находится пока еще в процессе становления; еще интереснее такое наблюдение становится в том случае, если слышал этого музыканта ранее и, пусть и по-дилетантски, но все же имеешь возможность порадоваться за него и тот путь, который он прошел.
А потому на концерты Семененко в будущем пойду обязательно, что бы он ни играл.
Жаль, что в моем фотоаппарате, служащем мне также и видеокамерой, батарейки сели...
Второе отделение было полностью посвящено произведениям замечательного композитора Отторино Респиги. Перед началом зал два раза срывался в аплодисменты - вызывал на сцену дирижера, который куда-то запропал. После второй безрезультатной овации какой-то хохмач на полную включил в своем, по-видимому, мобильном главную тему из увертюры к "Севильскому цирюльнику". Пикантность ситуации заключалась в том, что именно это произведение итальянского мастера было исполнено в самом начале первого отделения. "Сольная ария" мобильника вызвала нехилые аплодисменты и выход Николая Дядюры к дирижерскому пульту.
Респиги был представлен "Птицами" и "Пиниями Рима". И то, и другое сочинение были на "ура" встречены собравшейся публикой. Да и кого могут оставить равнодушным образные картинки из "Птиц" или гимническая тема из второй "Пинии..."? Уже не говоря о величественном и устрашающем шествии погибшей полтора тысячелетия назад Империи в последней "Пинии..."...
В общем и целом: вчерашний концерт был очень и очень хорош. Еды - во! Впечатлений - во!
Фото и заметка о Н. Дядюре (из программки):
Фото и заметка о А. Семененко (из программки):
P.S. Читающего эту запись хочу попросить о маленьком одолжении: не сочтите за труд мысленно пожелать мне удачи - я ушОл на концерт из произведений Шнитке...
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись