RSS лента

Музыкально-литературные закоулки

Четыре стихотворения Готфрида Бенна и Эрнст Хефлигер

Рейтинг: 5.00. Голосов: 1.
              
Вокальная музыка – удивительное искусство, сочетающее слово и музыкальный звук. Больше всего привлекают меня произведения, в которых музыка и слово равноценны, которые нет смысла слушать, не зная текста, или зная содержание лишь поверхностно. Конечно, оценка важности слова субъективна, но, по-моему чем больше ценность текста самого по себе, тем он значительнее (это почти тавтология), тем сложнее написать к нему музыку так, чтоб она тоже имела самостоятельное значение, а не воспринималась как мешающий слову шум. Тем интереснее удавшееся творение.
На этот раз я хочу рассказать о своем самом недавнем потрясении, пережитом от совсем небольшого вокального цикла Бориса Блахера на стихи Готфрида Бенна, называется "Apreslude" (кто бы мне объяснил, что это значит?). Впрочем, цикл – не громко ли сказано? Четыре стихотворения длительностью около 4 с половиной минут. Но эти четыре стихотворения засели во мне как гвоздь и не выпускают вот уже который день.
Надо признаться, я почти ничего не знаю ни о Готфриде Бенне, ни тем более о Борисе Блахере, с которым у меня в этом цикле первая встреча. Поэтому все мои впечатления спонтанны и не основаны на знании творчекого контекста, мировозрения авторов, обстоятельств их жизни.
Чистый и звонкий голос Эрнста Хефлигера полон отчаяния. Услышав этот голос, я тотчас ринулась сверяться с текстом, потому что знаю за Хефлигером способность наполнять экзистенциальной тоской все, что ни попадется. На этот раз любимый тенор меня не обманул. Я раздобыла тексты всех четырех стихотворений на немецком и переводы на русский, правда, я не знаю – наверное должны быть какие-то более авторитетные? Мне сразу показалось, что переводы не вполне передают напряженность оригинала, особенно второе стихотворение, «Слова». В немецком тексте «allein» - «один» повторено дважды, точно так же как и «много уж лет» по-немецки будет «Jahre um Jahre». Или это уже музыка накладывает свой отпечаток и диктует свою интерпретацию? О, сердце обрывается от резких перепадов: высоко (allein…) – низко (du mit dem) - снова выше (worten)... Я очень по-дилетантски описываю музыку, что поделаешь. Как хорош здесь Хефлигер, как прекрасен его голос, когда он поет так низко. И когда он поет высоко, тоже прекрасен. Помню, что впервые прочитав, что Хефлигер – лирический тенор, я почти не поверила, хотя какой же он еще? Видно, я бессознательно путала специальный термин для обозначения качества голоса и обиходное значение слова «лирический»: нежный, сентиментальный, любовный и цветочный.

Лирический тенор по типу голоса, драматичный тенор по накалу чувств, по интенсивности переживания. Трагичнейший тенор. Не для него ли специально было написано «Apreslude»?
1958 год – это, как я понимаю, год написания. Или год исполнения тоже? Тогда, наверное, Хефлигер и был первым исполнителем. Тогда, значит, он пел этот цикл в тот же год, что изаписывал «Страсти по Матфею» с Карлом Рихтером.
Я слышу крик поэта, который не может пробиться к людям, его поиски и борьба с поэтическим словом бесплодны (или кажутся бесплодными?). Я встречала уже точно такие же мучения от своей поэтической несостоятельности в пронзительном стихотворении Марии Петровых, гораздо менее яростном, быть может, от того, что автор все-таки женщина. http://soulibre.ru/%D0%9D%D0%B8_%D0%...D1%8B%D1%85%29
Это то что вспомнилось по законам свободных ассоциаций.
Что же все-таки за странное существо – поэт? Чего он ищет? Почему ему чего-то не хватает, несмотря на то, что нам, читателям, кажется очевидной поэтическая состоятельность. И Готфрид Бенн, и Мария Петровых написали эти стихотворения в конце жизни. Столько всего прожито, столько сделано, написано – и вдруг ощущение своей немоты и бесплодия. Du findest nicht…
Мы точно знаем, что люди такого таланта прожили жизнь не напрасно. Но как можно не поверить вот этому крику отчаяния? Вот диалектика жизни. Кафка завещал своему другу сжечь все его романы. Что было бы с нами, если б друг его послушал?
Третье стихотворение еще страшнее, особенно страшно, что не понять, от чьего лица ведется речь – поэта или его врага? Сам ли Готфрид Бенн приравнивает святыни к шакальему вою? Рекомендация по достижению счастья выглядит как обращение к поэту, а не наоборот. Что значит последние четыре строчки, я не очень понимаю. Дают ли они какой-нибудь выход? Прорыв туда, где можно и хочется быть поэту? Тоже самое последнее стихотворение. Кажется, что оно более умиротворенное и лирическое, чем первых три, хоть и с сильной струей печали. Зачем тогда такой быстрый темп? У меня остается впечатление незавершености, словно дальше должно быть еще что-то. Мне привычнее, чтобы вокальное произведение заканчивалось плавной, медленной фразой. Хочется спада напряжения, тем более что текст, кажется, дает такую возможность.
Вопросов много, но даже не знаешь, есть ли на них ответы. Есть такие вопросы, на которых ответа нет.
У меня сердце болит почти физической болью от этих песен. Но не слушать их мне все равно не хочется.gotfried benn.docgotfried benn.doc - тексты стихотворений
http://www.youtube.com/watch?v=fyGCuKbDtJY

Отправить "Четыре стихотворения Готфрида Бенна и Эрнст Хефлигер" в Google Отправить "Четыре стихотворения Готфрида Бенна и Эрнст Хефлигер" в Facebook Отправить "Четыре стихотворения Готфрида Бенна и Эрнст Хефлигер" в Twitter Отправить "Четыре стихотворения Готфрида Бенна и Эрнст Хефлигер" в del.icio.us Отправить "Четыре стихотворения Готфрида Бенна и Эрнст Хефлигер" в Digg Отправить "Четыре стихотворения Готфрида Бенна и Эрнст Хефлигер" в StumbleUpon

Комментарии

Страница 3 из 3 ПерваяПервая ... 23
  1. Аватар для Юка+
    Цитата Сообщение от Bona_Puella
    Конечно, возможна. Это и называется разлад с самим собой. Я и не знаю, что в таких случаях делать. Повторюсь: жизнь сложна.
    ... "разлад с самим собой", отсюда вытекает основное желание - "быть в согласии с собой", "быть довольным собой".

    ..."жизнь сложна", чем внимательнее начинаешь смотреть, тем труднее делить на "высокое - низкое", "святое - грешное", "прекрасное - ужасное", подобное разделение ведет к ещё большему разладу собой...потому что при таком подходе ты должен отбрасывать "плохое", оставлять "хорошее"...а ты не в состоянии вытаскивать из себя какую-то свою часть, да и нет никакой уверенности в том, что ты оценил эту часть правильно...

    ..."что делать?", пытаться найти Святого вне или внутри себя, который с абсолютной точностью будет определять Добро и Зло и освободит тебя от необходимости мучиться при принятии решений...или Жить - быть внимательным, чувствующим, любящим, целостным...
  2. Аватар для Юка+
    Цитата Сообщение от Bona_Puella
    Насчет природы. Мне кажется, нельзя так сравнивать. Это вещи разного порядка. Можно сравнивать два ума: один умнее, а другой глупее. Или это вопрос о том, что лучше - жить незадумывающейся жизнью, как животные, или осмысленной, то есть самотерзающейся, как человек? Человек вечно думает, зачем он живет, животные не думают, хотя кто их знает?
    ...если Природа не будет думать, как же тогда возможны столь сложные процессы, которые в ней происходят...человек до сих пор не смог сотворить Жизнь, это не в его силах...
  3. Аватар для Bona_Puella
    Цитата Сообщение от Юка+
    ...или Жить - быть внимательным, чувствующим, любящим, целостным...
    ...внимательным, чувствующим, любящим, целостным - все это хорошие качества. Хорошие! Все равно приходится делить, приходится разграничивать. Вы же никому не посоветуете быть нелюбящим, бесчувственным, жестоким. А если я невнимательная, не чувствующая, не любящая и особенно не целостная? Все равно разлада не избежать. Все равно такой разлад лучше, чем довольство в гармонии с собой бесчувственным, жестоким и т. д.
    По-моему, не нужно стремится к тому, чтоб освободиться от мучений, нужно принять их. И жить, ища, ошибаясь, находя. Конечно, может быть кому-то легко дается жить так, как Вы описали. У каждого свой путь.
    Но святое есть святое, а грешное есть грешное, в независимости от того, насколько правильно получается у меня их разграничить. Оттого что я не могу решить уравнение с логарифмами и еще какой-нибудь жутью, не значит, что у него ответа нет.
  4. Аватар для Юка+
    Цитата Сообщение от Bona_Puella
    По-моему, не нужно стремится к тому, чтоб освободиться от мучений, нужно принять их.
    Вы умеете принимать мучения, значит умеете принимать и разлад с самой собой... Вы счастливая...я никак не могу этому научиться.
  5. Аватар для Bona_Puella
    Цитата Сообщение от Юка+
    Вы умеете принимать мучения, значит умеете принимать и разлад с самой собой... Вы счастливая...я никак не могу этому научиться.
    Я не говорила, что умею. Я хочу уметь. Учусь потихонечку. Научусь ли - не знаю. Но и не мне об этом судить, а Другому.
  6. Аватар для Юка+
    Цитата Сообщение от Bona_Puella
    Я не говорила, что умею. Я хочу уметь. Учусь потихонечку. Научусь ли - не знаю. Но и не мне об этом судить, а Другому.
    ...а для чего Вам этому учиться?..вроде бы считаете, что мучиться - это хорошо...ведь научившись принимать мучения, Вы станете согласны с этим явлением, это перестанет вас волновать...и автоматически мучения отпадут...а если не мучиться, тогда будешь доволен собой...выходит, что для Вас вредно учиться принимать свои мучения...
  7. Аватар для Bona_Puella
    Цитата Сообщение от Юка+
    ...а для чего Вам этому учиться?..вроде бы считаете, что мучиться - это хорошо...ведь научившись принимать мучения, Вы станете согласны с этим явлением, это перестанет вас волновать...и автоматически мучения отпадут...а если не мучиться, тогда будешь доволен собой...выходит, что для Вас вредно учиться принимать свои мучения...
    Я не считаю, что мучится это хорошо. Я не думаю, что "принимать мучения"="не мучиться". Я с этим явлением не очень-то согласна, но если я не могу, не мучаясь, тянуться к прекрасному, я лучше буду мучится, чем жить без прекрасного. Тем более что откуда я знаю, что умерив свои порывы, перестану терзаться? Да я и не утверждала, что быть довольным собой обязательно плохо.
    А если не учится принимать душевные муки, и не смягчать их, а оставить как есть - крыша поедет. Можно скатиться в такие глубины тоски, что будешь головой об стену биться и искать крюк, на котором повеситься. На себе проверено. Пусть не всерьез (насчет крюка), но все же... А бывает ведь и всерьез.
    Вообще, что у нас это такое? Разбор меня по косточкам? Я не понимаю, Вас интересует или раздражает моя "мысля". Вы как будто пытаетесь поймать меня на каком-то противоречии? Или мне уже мерещится? А то у меня уже "мучения" начинаются Я же плохая ученица, Вы ж не думайте.
    Такие беседы можно продолжать бесконечно - тоже проверено на собственном опыте.
    Я, конечно, сама все это развела, но "я тебя породил - я тебя и убью"...если понадобиться.
  8. Аватар для Юка+
    ...мне хотелось показать Вам, что деля на "прекрасное" и "непрекрасное", у Вас обязательно (проверено на собственном опыте) появится желание убирать с дороги "непрекрасное", этим "непрекрасным" можете оказаться Вы сами или другой человек.
  9. Аватар для Bona_Puella
    Цитата Сообщение от Юка+
    ...мне хотелось показать Вам, что деля на "прекрасное" и "непрекрасное", у Вас обязательно (проверено на собственном опыте) появится желание убирать с дороги "непрекрасное", этим "непрекрасным" можете оказаться Вы сами или другой человек.
    Это важное замечание. Приму к сведению и буду стараться не впасть в такую ошибку. Но совсем не делить я не могу, для этого мне понадобится убить какую-то часть меня.
    Я думаю, при осторожном подходе это не страшно, если помнить, что все мы люди и все периодически ошибаемся.
    Давайте на этом закончим, я имею в виду ЭТОТ разговор. Можно какой-нибудь другой начать...
  10. Аватар для Юка+
    Дорогая Bona_Puella, Вы удивительная и прекрасная! Это уже произошло с Вами.
    Обновлено 12.04.2012 в 23:50 Юка+
  11. Аватар для Bona_Puella
    Цитата Сообщение от Юка+
    Дорогая Bona_Puella, Вы удивительная и прекрасная! Это уже произошло с Вами.
    Спасибо за милые слова!
  12. Аватар для Artadg
    Цитата Сообщение от Bona_Puella
    Чтоб из-за одного слова все рухнуло... В моем словаре есть глагол ermuden- утомлять, может, это просто существительное с тем же корнем? Тогда появление зануды в переводе Медведева вполне логично, а дословно "ваши этюды утомительны". То есть, скуку лютую нагоняют.
    Насчет авторства. Я слышу в этом стихотворении довольно жесткие нападки, даже оскорбления, на некоторую систему ценностей, на искусство. Большая разница, обвиняет ли автор кого-то другого, или самого себя. В контексте цикла, где это стихотворение идет сразу же после "Слов", где очевидный автопортрет, можно предположить, что и здесь поэт говорит о своем творчестве. По крайней мере, Борис Блахер дает право на такую интерпретацию. Тогда весь цикл будет так развиваться: нарастание беспокойства в 1-м стихотворении- выкристаллизовавшаяся тоска во 2-м - отчаяние, выражающее себя в сарказме в 3-м, с прорывом в последнем четверостишии - смирение и примирение в последнем стихотворении.
    Извините, привёл Ваш текст полностью. Ибо, если бы я какие-то слова исключил - это прозвучало бы так же невежливо, как если бы я во время Вашей речи иногда затыкал себе уши. А мне дорого каждое Ваше слово.
    .
    Я потому и не испугался Ermuden существительного, потому что где-то в глубине таилось знание об ermuden утомлять, (я немного знаком с немецким). По крайней мере, слово "усталый" я знаю, и смысл приставки "er-" мне известен.
    .
    Ваше описание развития идеи (осуществлённое) в этом цикле проникает в самую суть и включает в себя мои реплики как необязательные, уточняющие дополнения. Снимаю шляпу (с низким поклоном).
  13. Аватар для Bona_Puella
    Цитата Сообщение от Artadg
    Извините, привёл Ваш текст полностью. Ибо, если бы я какие-то слова исключил - это прозвучало бы так же невежливо, как если бы я во время Вашей речи иногда затыкал себе уши. А мне дорого каждое Ваше слово.
    .
    Я потому и не испугался Ermuden существительного, потому что где-то в глубине таилось знание об ermuden утомлять, (я немного знаком с немецким). По крайней мере, слово "усталый" я знаю, и смысл приставки "er-" мне известен.
    .
    Ваше описание развития идеи (осуществлённое) в этом цикле проникает в самую суть и включает в себя мои реплики как необязательные, уточняющие дополнения. Снимаю шляпу (с низким поклоном).
    Я польщена и смущена
Страница 3 из 3 ПерваяПервая ... 23
Яндекс.Метрика Rambler's Top100