Вечер Прокофьева
25.11.2012 в 18:15 (7644 Просмотров)
Скрипичная соната №1
Йожеф Сигети – Иосиф Левин, 1949
Скрипичная соната №2
Йожеф Сигети – Леонид Гамбро, 1945
Соната для скрипки соло
Сигети, 1954
Пять пьес для скрипки и ф-но (N.B. Последняя пьеса посвящена Сигети)
Сигети – Буссотти, 1954
Трансфер с американских пластинок.
Каркасом для первой скрипичной Прокофьева служит барочная церковная соната. Эта старинная форма, как широченный гребень, скрепляет непослушные, там и сям дыбящиеся лохмы эмоций. Здесь практически нет тематизма, за исключением архаичной вступительной темы у скрипки и красивой грустной мелодии в третьей части. Мне всегда так и представлялась эта соната: разговор на руинах. Ну, и «гуляющий ветер» - туда же, в кассу.
Эту запись с Левиным считаю выдающейся, ничем не уступающей ойстраховской. Для Сигети здесь характерны некоторая утрированность драматической декламации, обильное, жирное вибрато, интересное пиццикато (как бы нечленораздельные звуки из гортани, поросшей волосами) в первой части, наводящее ужас.
На мой взгляд, соната безнадежно устарела, чего не скажешь о второй с ее гайдновским языком.
Вторая соната, которая представляет собою транскрипцию флейтовой и написана была, если не ошибаюсь, ранее первой, у Сигети драматизирована. Акцент сделан на последней четверти финальной части, где иллюзии вдруг смывает набежавшая волна реальности. Мне же больше по душе иллюзии. Поэтому во второй сонате предпочитаю ансамбль Мильштейн – Бальзам, с нежным перламутровым звуком у скрипки. В целом звуковая колористика напоминает акварель – пейзаж с видом на какую-нибудь итальянскую гавань с обязательным тучным розоватым облачком в верхнем углу. Таков Мильштейн. Это очень известная запись на EMI, поэтому, наверное, нет смысла ее выкладывать. Интонационно Мильштейн также более изощрен, его неистощимая звуковая палитра позволяет находить неожиданные сочетания красок, заставляющие вспомнить о камерных полотнах Айвазовского, об их солнце цвета яичного желтка и бесконечных градациях солнечного света, теряющегося и гаснущего, но все же напоминающего о себе на более темных участках картины, питающего собою, как раскинутая сетка кровеносных сосудов, всю свежую живопись полотна.
Короче, Сигети не столь колористичен. Но у Сигети здесь, во второй Прокофьева, тоже есть интересные приемы звукоизвлечения: staccato volant – подпрыгивающий смычок (Мильштейн, например, обходится без volant – его стаккато смотрится в целом более благородно); эффект «залипания» пальцев левой руки на струне, характерный для старой довоенной скрипичной школы.
Тема четвертой части у Мильштейна пейзажирована и расцвечена, у Сигети – напротив, механизирована в несколько утрированном роде и напоминает танец балерины, заводящейся на ключик. Это характерный прием и для прокофьевского письма, где гаджет – главный «герой» большинства сочинений.
Игра Гамбро не мешает слушать Сигети.
Ссылка:
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись