Момент, когда я полюбила оперу
07.04.2013 в 22:59 (6589 Просмотров)
Давненько я не писала музыкальный дневник. Но следующее событие обязательно нужно зафиксировать. А именно: мне кажется, я полюбила оперу! Все началось с того,что мне, несмотря на нелюбовь к опере, доводилось нередко ее слушать. Меня, как любителя инструментальной музыки, всегда расстраивало, что в опере люди - солисты - вторгались в музыку, заслуживающую того, чтобы быть самостоятельной, самой по себе, быть самодостаточной, обожаемой и божественной абстракцией. То есть, музыка в опере вынуждена снисходить до людей, и такое соседство делает ее менее действенной, менее серьезной. Потом, плюс к этому, стало расстраивать,что в конце практически любой оперы слушателя ждет неминуемый стресс - кто-то умирает, кого-то убивают, кто-то совершает преступление…
Но тут недавно мне довелось побывать на опере "Сомнамбула" в Большом театре. Она показала мне, что есть позитивная опера. Ладно, насчет позитивности можно спорить, но, по крайней мере, никто не умер! Эта опера, из-за обилия слов любви, обволакивает слушателя ощущением светлой идиллии; так обволокла она и меня своей благостностью. Вслед за этим мне довелось услышать "Франческу да Римини" Рахманинова в исполнении Капеллы Полянского, это была первая опера, на которую я шла с желанием. И тут мне открылась вся сила оперы. Дело в том, что готовясь к прослушиванию, я начала читать "Божественную комедию" Данте. Первая часть "Божественной комедии" - про Ад, во втором круге которого и томится Франческа. До этой оперы до мня просто не доходило, насколько все показываемое в книге пугающе и страшно. Только хор,изображавший стоны душ, на фоне музыки смогли создать полное впечатление,слившись с книгой в единое целое. То есть, слово спетое и музыка в совокупности могут произвести очень мощное впечатление. Немаловажно тут было то, что эта опера - на русском языке, и можно в пении было вычленять слова, что позволяло воспринимать музыкальный смысл каждого слова (в отличие от прослушивания на итальянском, где грубо понимаешь обобщенный смысл фразы). Вообще, эта опера мастерская именно в этом отношении - музыка следует за словом, за эмоцией фантастически.
Сегодня, по пути на "Отлелло", я поняла, то в опере есть еще та прелесть, что множество их - известных, широко любимых людьми опер - конечно. То есть это охватное множество (что очень важно для меня, человека, постоянно стремящегося к структуризации). Несмотря на то, что по ходу были какие-то отвлекающие моменты- посередине исполнения прервались русские субтитры, у одного из солистов сломался пюпитр - все равно, опера была захватывающей. То есть, если следить за сюжетом, опера выхватывает вас из настоящего мира, переносит на несколько часов, скажем, на 500 лет назад, с укладом жизни и логикой тех людей. А это хороший отдых от здешних трудностей. Я вижу в этом коренное отличие оперы от инструментальной музыки, которая стремит нас вглубь самих себя. Размышляя о слушаемой музыке, по сути, прорабатываешь какой-то эмоциональный аспект своей души, что-то решаешь, обозреваешь себя со стороны, может быть, сострадаешь себе. Слушая оперу, ты следишь за другими и сострадаешь другим. Вероятно, это делает оперу более развлекательной, но главное, что это совершенно другой, отличный от инструментальной музыки вид искусства.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:










Отправить другу ссылку на эту запись
