Здравствуйте! Всегда было интересно можно ли музыку или музыкальные впечатления как-то адекватно отобразить в живописи? Вообще в чем смысл изображения музыки именно в живописи? Что Вы думаете об этом? Вот, например, картина Владимира Вейсберга «Композиция 8 (Белая фуга)»: http://www.tretyakovgallery.ru/pictu...4691e0476b.jpg И картина Чюрлениса «Фуга»: http://rusbatya.ru/2007/1/skazka/skazka4-main.jpg Было бы очень интересно услышать мнение профессиональных музыкантов обитающих на этом форуме!
Мне вспомнилась цитата из книги Б.Р.Виппера "Введение в историческое изучение искусства": "Если принять время за четвёртое измерение, то можно было бы сгруппировать искусства по измерениям следующим образом: искусства с одним измерением не существует; одно искусство - живопись - существует в двух измерениях; два искусства - скульптура и архитектура - в трёх измерениях и три искусства - музыка, мимика и поэзия - в четырёх измерениях. При этом каждое искусство стремится преодолеть свойствнную ему шкалу измерений и перейти в следующую группу. Так, живопись и графика создают свои образы на плоскости, в двух измерениях, но стремятся поместить их в пространство, то есть в три измерения. Так, архитектура есть трёхмерное искусство, но стремится перейти в четвёртое, так как совершенно очевидно, что воспринять все объёмы и пространства архитектуры мы способны только в движнии, в перемещении, во времени. (...) Подводя итог высказанным соображениям, можно было бы сказать, что геометически архитектура есть пространственное искусство, но эстетически - также и временное." Эта очень интересная мысль, адресованная теоретикам, иными словами говорит о том, что, когда мы вступаем в контакт с произведением искусства, наше восприятие расширяется. Труднее всего дать определение, что есть восприятие, в тот момент, когда оно изменяется... О музыке говорить труднее, чем об изобразительном искусстве: музыкальные образы незримы и организация музыки - организация времени и звучащих комплексов - трудно передаваема на обычном разговорном языке. Изобразительное искусство точно передаёт компоненты своей структурной организации: обьёмы, цвета, пространства. И восприятие картины предоставляет зрителю необходимое время: можно обращаться к ней в любой день и смотреть долго или, наоборот, не долго. Сравнение изобразительного и музыкального искусств - всегда плодотворный опыт: тогда мы имеем возможность оценить и проанализировать само наше восприятие. Можно было бы, представив себе гипотетическое продолжение приведенной цитаты, задаться вопросом: а как выглядит трёхмерное произведение искусства на взгляд из четвёртого измерения (если бы таковой был возможен)? Каково пятое измерение?.. Недавно на форуме сама собой возникла дискуссия на похожую тему: http://www.forumklassika.ru/showthre...t=67102&page=8 (и т.д.) Размышления эти, может быть, следовало бы продолжить. Картину В.Вейсберга "Белая фуга" я недавно видела, по-моему, на выставке "Поле действия. Московская концептуальная школа и её контекст". Сейчас в Центре современного искусства открылась выставка "Видеть звук": http://www.ncca.ru/events.text?filial=2&id=830 или http://www.vesti.ru/doc.html?id=432961 Постараюсь посетить эту выставку.