Предлагаемая Вашему вниманию статья была опубликована в июньском номере журнала «Мелодия» за 2003 год. Перед публикацией статья подверглась некоторой корректировке по политическим соображениям. Здесь печатается оригинальная версия. О, если б навеки так было! В минувшем марте великая камерная певица двадцатого столетия Зара Долуханова, отмечавшая свой юбилей, принимала дань почтения и обожания сразу в двух крупнейших концертных залах России: 14-го – в Большом зале Московской консерватории и 18-го – в Большом зале филармонии Санкт-Петербурга. Слушатели разного возраста, переполнившие в эти вечера оба зала, излучали такую любовь и нежность в адрес юбилярши, какой удостоится не каждый артист с именем и многочисленными титулами. Всё происходившее – не удивительно: через своего большого друга, профессора петербургской консерватории, Зою Петровну Лодий (1886–1957), Зара Долуханова – наследница традиций камерного пения века девятнадцатого.* Её филигранная вокальная техника, пленительный, легко узнаваемый тембр, инструментальное интонирование и, наконец, высочайшая музыкальная культура обогащали и (ныне – через записи) духовно обогащают не одно поколение слушателей. В петербургской консерватории до сих пор вспоминают исполнение Зарой Александровной романса Глинки «Ах, когда б я прежде знала» на вечере, посвящённом памяти З. П. Лодий. А это был 1958-й (!) год. Но – вернёмся в март года нынешнего. Программы вечеров-чествований были грандиозны по своему размаху: на московской сцене весь вечер был Государственный Академический камерный оркестр России под управлением Константина Орбеляна, а на петербургской – Академический симфонический оркестр филармонии и его главный дирижёр Александр Дмитриев. И как следствие – в музыкальных программах, длившихся, включая поздравления и чествования, по четыре часа, царила госпожа Опера. Здесь можно было бы заняться сравнительным анализом обоих вечеров, но их сходство – только в показе Видеосюжетов. Московский вечер – более величественный, более торжественный участием в нём высоких государственных и духовных лиц России и Армении, которые, как и полагается в таких случаях, награждали и объявляли о присуждении Певице наград: Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (Владимир Владимирович Путин вручил награду Заре Александровне уже 27 марта), а также высших наград: государственной – республики Армения и духовной – Армянской апостольской церкви. Петербургский – более домашний, несмотря на появление невесть откуда министра культуры, г-на Швыдкого с куцым букетиком, который он, к тому же, поначалу пытался вручить другой певице – Рубине Калантарян. На что Рубина Рубеновна, вышедшая на сцену в ослепительно белом наряде, со свойственной ей непосредственностью и прямотой, начала своё поздравление словами: «Зара Александровна, а я и не знала, что я Ваш двойник», вызвав тем самым бурную реакцию зала. Все выступавшие певцы были на высоте – иначе нельзя. Некоторым из них пришлось выдержать серьёзное испытание, как, например, солистке МАЛЕГОТа Наталье Бирюковой: ей пришлось петь арию Далилы сразу после того, как отзвучала видеозапись другой арии Далилы – в исполнении самой Долухановой. Но какие это были две Далилы! Великолепно звучали голоса Екатерины Семенчук, Евгения Акимова и Евгения Никитина. Какое же торжество в честь профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Зары Долухановой без её учеников? И в московской части, и в петербургской приняли участие двое из множества питомцев Певицы и Педагога: Ольга Сергеева, ныне солистка Мариинского театра, и один из любимейших учеников Зары Александровны – великолепный баритон Дмитрий Царегородцев. Хорошо знакомый москвичам, он впервые предстал перед петербургской публикой. Как и в Москве, в Петербурге он должен был исполнять свой коронный номер – Каватину Дандини из оперы «Золушка». Из-за накладки (а как же без них!) Дмитрий исполнил арию Жермона из «Травиаты» Верди. Да как исполнил! Потрясённые петербуржцы – ценители вокала – до сих пор вопрошают: «Когда же будет сольный концерт Царегородцева в Петербурге?». Но его выход в роли Пажа Королевы уже состоялся. Жаль, что москвичи были лишены возможности лицезреть великолепный проход Зары Александровны, ведомой под руку Дмитрием Царегородцевым по центральной дорожке Большого зала Петербургской филармонии под звуки россиниевской «Тарантеллы». Из музыкантов, принявших участие только в московском вечере, покорили неподражаемая Аракс Давтян, солистка ГАБТа Елена Новак, контратенор Григорий Консон – ученик Зары Александровны, и Татьяна Моногарова, ныне поющая в Швейцарии (а не в Швеции, как ошибочно написала в «Культуре» Мариам Игнатьева). Вторая неточность М. Игнатьевой (автор ошиблась, назвав Моногарову ученицей Долухановой), на мой взгляд, прозвучала как комплимент певице. Татьяна пела так выразительно, грациозно, высвечивая полутона, что её с полным основанием можно назвать духовной ученицей великой певицы. Зара Александровна Долуханова не только Мастер, являющий собой великолепный образец мирового исполнительского Искусства. Она есть частица петербургской культуры. Зоя Петровна Лодий, считавшая Долуханову своей творческой наследницей, как уже говорилось выше, преподавала в Петербурге. Не могу удержаться, и приведу здесь многократно цитируемую строчку из письма З. П. Лодий: «Моя бесконечно дорогая Зара! … Как отрадно мне знать, что наше прекрасное искусство хранится в Ваших чистых руках и мудром сердце – в Вашем удивительном таланте». В Петербурге же (тогда – Ленинграде) состоялось первое сольное выступление Певицы, и затем, в течение тридцати лет ленинградцы-петербуржцы имели счастье соприкасаться с её искусством в более чем ста концертах. Поэтому так удивительно тепло, в поздравлении от консерваторского коллектива, из уст коллеги – тоже прекрасной камерной певицы – профессора петербургской консерватории Татьяны Ивановны Мелентьевой прозвучали слова: «Вы для нас – эталон». Зару Александровну Долуханову поздравляли многие петербуржцы: это и добрая фея фестиваля «Дворцы Петербурга» Мария Сафарьянц, и актёр Иван Краско, и известный шахматист и музыкант Марк Тайманов (да простят меня те, кого я не упомянул в этих скромных заметках)… Музыкальное же поздравление квартета солистов Академии молодых певцов Мариинского театра – Ларисы Юдиной, Екатерины Семенчук, Владимира Мороза и Ильи Банника, и ода в честь Певицы на мотив романса «Гори, гори, моя звезда» в исполнении талантливого молодого баса Андрея Валентия так понравились Заре Александровне, что она аплодировала, вскочив со своего почётного кресла, словно юная принцесса. Что же с нами творит Искусство! В конце четырёхчасового вечера сидит просто Женщина, с лёгкой грустинкой и тщательно скрываемой усталостью в больших «лермонтовских» глазах. Раздаются звуки фонограммы рубинштейновского романса, и верный Паж снова берёт под руку свою Королеву, и выводит её на поклон. И Королева преображается – мы видим прежнюю, неповторимую Зару Долуханову. И слышим дивные строки Мирзы-Шафи: «О, если б навеки так было…». __________ * Более подробно об этой удивительной духовной генеалогии Вы можете прочесть в книге Сергея Яковенко «Волшебная Зара Долуханова» и выпущенном к юбилею на основе этой книги красочном альбоме. Александр КНЯЗЕВ, 2003 г.