| Риман в переводе и с примечаниями Энгеля |
Комментарии |
| что-же касается логически-разумнаго движенія мелодіи, то основой его, какъ тому учитъ насъ исторія музыки, является общая всемъ векамъ и народамъ діатоническая гамма,—простое поступенное послљдованіе коренныхъ (первичныхъ) тоновъ нашей теперешней звуковой системы: |
Диатоническая гамма объявлена всеобщей и разумной основой логики мелодического движения
|
|
Въ этой гамме мы видимъ следующее правильно чередующееся размљщеніе тоновъ и полутоновъ (h с1, е f)
|
|
| <- … 1, 1, 1/2, 1, 1, 1, 1/2, 1, 1, 1/2, 1, 1, 1, 1/2 … -> |
| Эта основная гамма охотно применялась въ теченіе тьісячелљтій, что даетъ намъ право съ твердой уверенностью предполагать, что она удовлетворяетъ требованіямъ (нашей) природы, является естественно-необходимой, логически-разумной. И действительно, всякое другое, уклоняющееся отъ этого пути, образованіе мелодіи можетъ быть сведено къ этому основному построенію. |
Основной гаммой названо правильное чередование разделённых полутонами групп по 2 и 3 тона, испытанное тысячелетиями охотного применения |
| Звуки основной гаммы находятся другъ къ другу въ известныхъ отношеніяхъ, которые уверенно постигаются ухомъ, и въ акустике и математике выражаются точными простыми числовыми отношеніями. Этимъ числовымъ отношеніямъ соответствуютъ и условія, при которыхъ возникаютъ и продолжаются колебанія упругихъ телъ (въ конце концовъ — воздуха), являющіяся причиной звука. |
Основная гамма удобна для точных числовых выражений в простых соотношениях и благоприятна для постижения слухом |
| Такія простыя соотношенія, наблюдаемыя при колебаніи струнъ, а также заключенныхъ въ трубку воздушныхъ столбовъ, — или, оставляя въ стороне физику и принимая во вниманіе только область слуховыхъ воспріятій, — такія удовлетворяющія ухо отношенія тоновъ между собою, при которыхъ последованія ихъ другъ за другомъ кажутся намъ музыкально-понятными, осмысленными, называются гармоническими (отъ греческаго слова άρμόξειν = связывать, устраивать). Эти-же отношенія будутъ играть руководящую роль, если мы станемъ разсматривать и сочетанія нљсколькихъ одновременно-звучащихъ голосовъ, т. е. „гармоніи" (аккорды) въ современномъ смыслљ этого слова. |
Указано: так называемые гармонические соотношения тонов удовлетворяют слух, понятны восприятию как музыкально осмысленные горизонтали, руководят вертикальными гармониями и достаточно просты в числовом виде. |