Я с трудом пытаюсь нащупать и сформулировать тему, представляющуюся мне важной. В названии я ее обозначил как «музыка и развитие». Попробую пояснить, что я имею в виду. Начну с «апофатики», то есть с обозначения того, что я не имею в виду.
Я не имею в виду (в смысле темы для обсуждения) «развитие музыки» – то, как об этом говорится в истории и теории музыки. Я также не размышляю о роли музыки в личностном развитии – не потому, что эта тема полностью исчерпана – далеко нет – но потому, что она, все-таки, достаточно давно и обстоятельно осмысливается.
Меня же волнует иное: общественное развитие. Само по себе понятие сложное, неоднозначно трактуемое, соприкасающееся с категорией «прогресса», с концептами «премодерна», «модерна», «постомдерна» и т.д., с т.н. формационным, классовым и цивилизационным подходом, с, с понятиями «укладов» и многими другими интересным вещами из современной социологии, социальной философии и политики.
Обсуждая «общественное развитие» – с какой бы точки зрения, в рамках какого бы «подхода» это ни делалось – основными объектами и факторами анализа являются политические и экономические институты и, естественно, разговор ведется на языке соответствующих критериев и понятий. Когда речь заходит о «развитии культуры», в ход идут испытанные приемы систематизации и периодизации наблюдаемых процессов в области «культурного строительства» или культурной деградации. В этом дискурсе всегда много идеологии, политики и религиозно-церковного взгляда на историю. Иногда (довольно часто) явно или неявно предполагается наличие некой шкалы культурного развития, некоего образца, с которым можно сравнивать направление (верное или ошибочное) или меру отставания от «передовой культуры».
Так или иначе, но, говоря о развитии, мы интуитивно имеем в виду возникновение чего-то нового, часто, например, с развитием связывают процесс возрастания сложности рассматриваемой системы и т.п. (Вопрос о том – что есть развитие, а что таковым не является, хотя и может выглядеть как развитие – сложный и неоднозначный. Это предмет другой дискуссии и она ведется; здесь же мы ограничимся интуитивным пониманием того, что такое развитие.)
Теперь, наконец, о музыке и ее роли и месте в общественном развитии.
Первое (простое и, вроде бы, очевидное) – музыка может служить признаком, критерием развития общества. Общество, в котором «уже есть» Моцарт-Бах-Бетховен и т.п. следует считать более развитым, нежели общество в котором «пока еще» ничего подобного не рождается. (Именно рождается, а не просто «имеется»: и в каком-нибудь африканском племени дикарей можно включить радио и дикари будут, возможно, и с удовольствием слушать музыку этих и других композиторов. Хотя, если «только имеется» - тоже неплохо, Это тоже развитие, особенно, если слушатели и любители образуют некую постоянную, устойчивую среду.) Но и с этой «очевидностью» можно спорить, приводя примеры «плохих» обществ (плохих, скажем, с политической точки зрения, с позиций имеющихся в обществе свобод или иных ценностей), в которых жили и творили великие композиторы и музыканты в то время как их страны и народы пребывали в неприемлемых состояниях тирании, деспотии и пр. В связи со сказанным, возникает вопрос о второй роли музыки: воздействие музыки на общество, на его нравы и «умягчение сердец». Есть это воздействие или это иллюзия, или же воздействие ничтожно мало?
Важно отметить свойство или фактор, присущий музыке: исключительная универсальность и длительность влияния на людей. Моцарт воздействует на слушателя и при феодализме и при капитализме и при социализме, и на немцев, и на украинцев, и на евреев, безотказно «действуя» третье столетие и конца этому не видно.
Я вряд ли исчерпал возможные «роли» музыки в обществе, но это можно, при необходимости, продолжить. Я перепрыгну на другой вопрос, актуальный и злободневный: мир в целом и наша страна (Россия) переживают сложный период трансформаций разного рода. Они сложны, их движущие силы неочевидны и трудно с уверенностью утверждать, что развитие продолжается, что мы не деградируем, не вырождаемся или не приближаемся к цивилизационному коллапсу. Музыка не перестала рождаться и исполняться, однако есть ощущение, что эпоха великих композиторов завершилась. Три столетия наблюдалось устойчивое появление гениев – поколение за поколением – и довольно давно мир лишь потребляет созданное, не рождая ничего сопоставимого по творческому уровню. Верно ли это наблюдение, должно ли оно тревожить, дает ли оно основание говорить об остановке развития? Есть ли надежда или, тем паче, основания ожидать возрождения равноценного творческого потока в будущем? Или же имеющийся «мировой музыкальный ресурс» – это все, с чем нам двигаться далее? Хватит ли его для развития, или его хватит лишь для музыкального сопровождения деградации и вырождения?

