Кто и куда нас ведёт - направления и приёмы разрушения
7-го апреля мы побывали на концерте в зале Глазунова Санкт-Петербургской консерватории под названием Вечер вокальной музыки BEL CANTO, или Премьеры сочинений студентов и аспирантов кафедры специальной композиции и импровизации и хотели бы поделиться своими впечатлениями.
Организаторы концерта явно подзабыли, что означает это самое Bel canto. Общая характеристика прозвучавших сочинений такова:
1. Отсутствие мелодического начала: от мелодической бездарности до осознанной установки и вовсе вывести центральный компонент музыки (мелодию) за её пределы, замена мелодического поиска второстепенным, прикладным и вспомогательным инструментарием, сонористикой, плюс всевозможные фокусы, выверты, выморочивания. Вокальные партии, по самому своему существу наиболее нуждающиеся в мелодии, состояли из возгласов, воплей, непосредственного озвучивания эмоций и в лучшем случае - речитативов; партии сопровождающих инструментов – из мелких мотивчиков и не более того.
2. Стремление выйти из формы (тональности, лада, осмысленного упорядоченного целого). Прозвучавшие сочинения представляют собой аддитивные совокупности (в противоположность органическому целому), поскольку лишены цементирующего их воедино мелодического содержания. Общая черта аддитивных совокупностей - их можно произвольно поделить на 2, 3… n частей, прослушивая которые по отдельности, нельзя сказать, что это не полное построение, что чего-то где-то не хватает. Разрыв связей при делении аддитивной совокупности не ведёт к изменению качества целого.
3. Безыдейность и откровенная негативщина, воспевание патологий, всевозможных болестей. Авторы нарочито ищут дурные и игнорируют положительные образы, например, сельская сцена «Муж жену бросил», или песня «Утонувшая девушка» – ну зачем же так упорно искать именно в этой стороне? Ещё пример – молодая композиторша (класс заведующего кафедрой композиции Танонова) озаботилась положить на музыку стихи о крысе, вокал со сцены озвучивал следующее: В лесу нашла я крысу … и несу её домой – певица вынимает откуда-то крысу и держит её за длинный хвост, крыса висит покачиваясь, но не дёргаясь (содрогнувшимся зрителям наконец удаётся разглядеть, что вроде она не настоящая) – вокал продолжает на форте – вот несу её, а она мо-о-о-о-окрая и ещё так несколько раз. Со сцены шёл мощный поток отрицательных эмоций, один за другим звучали болезненные монологи и чёрный юмор. На потоке этой звуковой и психологической дисгармонии одна женщина в зале потеряла сознание – вызвали скорую, поливали её водой, массировали виски, откачав, вывели под руки из зала - действие продолжилось. А ведь от настоящей музыки люди наоборот оздоравливаются и крепнут духом!
4. Опять назойливые этнические изыски – студент с монгольской фамилией и внешностью («композитор» и вокалист) в сопровождении бас-кларнета (кларнетист не столько звучал, сколько пошумел клавишами. Такова была задумка – клавишами без тяги постучать.) исполнили заклинания. Шаман наполнил зал … ну просто неприличными звуками, то была сама противоположность Bel canto, а уж о какой-либо мелодии тем более разговору нет!
Заметьте! - Это был не какой-нибудь неформальный студенческий капустник-междусобойчик, нет! Это студенты и аспиранты кафедры специальной композиции и импровизации показывали своё профессиональное лицо, показывали то, чем они в консерватории за государственный счёт занимаются, и то, как и чему их там учат. Ну и что же делать в этом кругу мелодисту? Не потому ли такие как Гаврилин переводятся с композиции на фольклористику?
Нам жалко было и слушателей (их времени, душевного равновесия и здоровья) и конечно, исполнителей, которые при разучивании этой болезненной и бездарной дребедени должны были повторять её больше, чем один раз. Не шибко много чести и достоинства прибавляют такие вечера концертному залу имени Глазунова.
Мы озадачились вопросами –
Чем именно занимаются в государственном учреждении высшего музыкального образования на отделении композиции? – И ведь эти студенты и аспиранты «творят» под руководством как корифеев и недавно оперившихся специалистов, таких как Слонимский, Банщиков, Танонов, Мажара, Петрова и др.
Как оказалось возможным брать на обучение композиции молодёжь, не убедившись в наличии у неё мелодического дара?!
Отчего теперь так много девиц на композиции? Мальчики даровитые перевелись?
Мы также проанализировали фамилии, так или иначе упомянутые в буклете этого примечательного концерта – Малевич, Шекмар, Танонов, Габибова, Албегов, Позин, Мамедов, Хасин, Кацман, Баттулга, Алмамедова, Зелигер, Феляуэр и продолжаем размышлять – кого воспитывает консерватория, кому она даёт приют, кому по окончании распределяются тёплые бюджетные места в Санкт-Петербурге? На Руси перевелись музыкальные таланты?! (А ведь и остальная часть, с русскими фамилиями – учитывая заинтересованность некоторого меньшинства брать себе русские фамилии - не факт что русская.)
10.04.2014, 21:55
usman
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от eest1004
Организаторы концерта явно подзабыли, что означает это самое Bel canto.
Может, название заведомо использовалось в ироническом смысле? ;-)
Цитата:
Как оказалось возможным брать на обучение композиции молодёжь, не убедившись в наличии у неё мелодического дара?!
Возможно, у молодёжи наличествуют ритмический, гармонический и прочие дары. Или Вы правда по наивности ожидали bel canto? :-o
Цитата:
Отчего теперь так много девиц на композиции? Мальчики даровитые перевелись?
Мы также проанализировали фамилии, так или иначе упомянутые в буклете этого примечательного концерта
А вот гендерный и национальный аспекты Вы зря затронули. Это неполиткорректно.
P.S. Шрифт можно чуть поменьше ;-)
10.04.2014, 23:13
Янс
Re: Происшествие в зале Глазунова
Автор, Вы не из конкурирующей фирмы, случайно?)
А если серьёзно, то единственное, что можно сделать в подобном случае, это встать и уйти.
Может быть, прямо во время исполнения творения о крысе- хотя это, конечно, невежливо.
Но я в последнее время считаю, что если от исполнения мутит, то нужно позаботиться о своём здоровье, в первую очередь).Однако Вы пишете, что люди падали в обморок, им растирали вискИ,
но они продолжали есть кактус?) Может , не всё так плохо было, раз народ не уходил, или это были заинтересованные лица-родственники, знакомые, друзья педагогов?)
Вы не записали, случаем, какой-нибудь шедевр, а то ведь приходится Вам на слово верить)
10.04.2014, 23:23
Muzylo
Re: Происшествие в зале Глазунова
Автор стебется, а мы верим.
10.04.2014, 23:35
usman
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от Muzylo
Автор стебется, а мы верим.
А мы тоже постебёмся ;-)
Цитата:
Сообщение от eest1004
партии сопровождающих инструментов – из мелких мотивчиков и не более того.
У Вас недопонимание мелких мотивчиков или аллергия на них? Тут надысь по радио вещицу такую передавали — сплошь мелкие мотивчики... Но, Вы будете смеяться — ничего так, очень неплохо пошла...
11.04.2014, 11:44
eest1004
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от usman
Может, название заведомо использовалось в ироническом смысле? ;-)
Возможно, у молодёжи наличествуют ритмический, гармонический и прочие дары. Или Вы правда по наивности ожидали bel canto? :-o
А вот гендерный и национальный аспекты Вы зря затронули. Это неполиткорректно.
P.S. Шрифт можно чуть поменьше ;-)
1:
Если бы это был студенческий капустник-междусобойчик, то еще можно было бы предположить, что термин употреблен в ироническом смысле слова.
2:
Это восхитительно, если у них действительно наличествуют "ритмический, гармонический и прочие" второстепенные дарования, однако для получения бюджетного места на композицию крайне важно иметь главное для композитора - мелодическое дарование.
3:
А что такое "политкорректность" и зачем? - Правильность в государственном смысле?
Мы то ведь стараемся выражаться правильно и справедливо. - Это кому-то мешает, кого-то пугает??
А почему нельзя обсуждать национальный и гендерный аспекты музицирования? Нам необходимо одеть шоры и их, этих аспектов, в упор не замечать? Вы именно этого добиваетесь??
4:
Да, размер шрифта в принципе можно критиковать.
11.04.2014, 11:57
usman
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от eest1004
4:
Да, размер шрифта в принципе можно критиковать.
Ой, Вы сразу объясните, Вы это всё серьёзно писали? Тут было мнение, что нет:
Цитата:
Сообщение от Muzylo
Автор стебется, а мы верим.
В качестве "стебала" ещё бы сгодилось, а так нет...
11.04.2014, 12:18
eest1004
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от Янс
Автор, Вы не из конкурирующей фирмы, случайно?)
А если серьёзно, то единственное, что можно сделать в подобном случае, это встать и уйти.
Может быть, прямо во время исполнения творения о крысе- хотя это, конечно, невежливо.
Но я в последнее время считаю, что если от исполнения мутит, то нужно позаботиться о своём здоровье, в первую очередь).Однако Вы пишете, что люди падали в обморок, им растирали вискИ,
но они продолжали есть кактус?) Может , не всё так плохо было, раз народ не уходил, или это были заинтересованные лица-родственники, знакомые, друзья педагогов?)
Вы не записали, случаем, какой-нибудь шедевр, а то ведь приходится Вам на слово верить)
Насчет "уйти" - мысль верная.
Немало пришедших на концерт в ходе его, не дождавшись окончания, действительно зал покинули.
Насчёт здоровья - тоже все верно. Женщину, потерявшую сознание, после того как удалось ей его восстановить, поднять в сидячее положение и дав еще передохнуть, вывели под руки из зала. Естественно, она не возвращалась.
По поводу поедания кактусов - там были, минимум, две заинтересованные категории: родственники+их педагоги+коллеги и любопытствующие с аналитическим намерением. Нас ко второй категории можно отнести, но и мы не вытерпели и ушли раньше.
Да, если сидишь в середине ряда, выходить вне антракта неудобно.
О, если бы за такие вечера давали молоко за вредность!
Ну, мы немножко пописываем, время от времени (Ваш вопрос о "конкурирующих фирмах"), но мы ничего не выдвигали на сей концерт - чтобы, скажем, будучи задвинутыми - разразиться от этого критикой.
Вот незадача! - к сожалению, не записывали. Не додумались. Мы ведь по привычке записываем только то, что стоит повторного прослушивания. Зал имени Глазунова весьма вместительный зал, и поначалу он был процентов на 80 полон - как бы Вам состыковаться с другими слушателями?
11.04.2014, 12:24
eest1004
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от Muzylo
Автор стебется, а мы верим.
Мы не вполне понимаем это слово.
Здесь на форуме мы представили подробный, добросовестный и весьма точный отзыв на концерт.
Кому-то не нравится? - Ну, что ж! Это не к нам.
11.04.2014, 12:26
eest1004
Re: Происшествие в зале Глазунова
У Шопена с мелодической составляющей всё нормально!
11.04.2014, 12:37
eest1004
Re: Происшествие в зале Глазунова
Хм!
Вы болезненно недоверчивы и совсем не можете различать реалии и декорации?
О серьёзности нашего отзыва и также добросовестности и подробности его я уже написал выше.
11.04.2014, 12:37
usman
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от eest1004
У Шопена с мелодической составляющей всё нормально!
Да что Вы говорите! Надо же, угодил Шопен, удовлетворил строгого ценителя композиторского мастерства... А ведь всё короткие мотивчики ;-)
А у Баха с мелодией как? Вас не беспокоит её отсутствие?
11.04.2014, 12:39
eest1004
Re: Происшествие в зале Глазунова
Так тут же все гармонией соединено-сцеплено-упорядочено!! И мелодия угадывается!
11.04.2014, 12:39
eest1004
Re: Происшествие в зале Глазунова
Что уж Вы, право, в трех соснах-то запутались!
11.04.2014, 12:41
usman
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от eest1004
Так тут же все гармонией соединено-сцеплено-упорядочено!! И мелодия угадывается!
Так, может, где не угадывается, Вы просто не в состоянии угадать?? Мы же здесь не осведомлены о Ваших способностях...
И вообще, давайте будем последовательны. Если без лишней мистики, когда что-то там угадывается (а Вам по ночам голоса не слышатся? ;-)), взглянуть на прелюдию Баха, то ясно видно, что там, как Вы выразились
Цитата:
наличествуют "ритмический, гармонический и прочие" второстепенные дарования, однако для получения бюджетного места на композицию крайне важно иметь главное для композитора - мелодическое дарование.
Т.е., если ничего не угадывать, то мелодия, всё-таки отсутствует, и второстепенные дарования Баху не оставляют шансов получить бюджетное место на композицию (по причине отсутствия главного)?
11.04.2014, 13:02
eest1004
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от usman
Так, может, где не угадывается, Вы просто не в состоянии угадать?? Мы же здесь не осведомлены о Ваших способностях...
И вообще, давайте будем последовательны. Если без лишней мистики, когда что-то там угадывается (а Вам по ночам голоса не слышатся? ;-)), взглянуть на прелюдию Баха, то ясно видно, что там, как Вы выразились Т.е., если ничего не угадывать, то мелодия, всё-таки отсутствует, и второстепенные дарования Баху не оставляют шансов получить бюджетное место на композицию (по причине отсутствия главного)?
И ещё раз: В Вашем нотном примере её величество ГАРМОНИЯ сцепляет-соединяет и упорядочивает звуковой материал в единое смысловое целое. В гармонической последовательности и тем более с мелодическими намеками (мотивами) - всегда таится мелодия, а точнее сказать мелодиИ.
Вот так еще одно Аве Мария и сочинили.
11.04.2014, 13:06
eest1004
Re: Происшествие в зале Глазунова
И еще к слову -
У ИСБ, конечно, есть недостатки. Моцарт, например, больше мелодист, чем ИСБ.
11.04.2014, 13:12
usman
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от eest1004
У ИСБ, конечно, есть недостатки. Моцарт, например, больше мелодист, чем ИСБ.
Это вполне ясно Вас характеризует. До свидания.
11.04.2014, 13:16
eest1004
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от usman
Это вполне ясно Вас характеризует. До свидания.
Да, да! Всего Вам соответственного!
11.04.2014, 14:54
lerit
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от eest1004
И еще к слову -
У ИСБ, конечно, есть недостатки. Моцарт, например, больше мелодист, чем ИСБ.
И хто бы гаварыл...
11.04.2014, 16:09
kalina
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от eest1004
И еще к слову -
У ИСБ, конечно, есть недостатки. Моцарт, например, больше мелодист, чем ИСБ.
Кто и куда нас ведёт - направления и приёмы разрушения
7-го апреля мы побывали на концерте в зале Глазунова Санкт-Петербургской консерватории под названием Вечер вокальной музыки BEL CANTO, или Премьеры сочинений студентов и аспирантов кафедры специальной композиции и импровизации и хотели бы поделиться своими впечатлениями.
"Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!"
11.04.2014, 23:41
kalina
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от eest1004
7-го апреля мы побывали... и хотели бы поделиться своими впечатлениями...
...Нам жалко было и слушателей ... и конечно, исполнителей... Мы озадачились вопросами... Мы также проанализировали фамилии, так или иначе упомянутые в буклете этого примечательного концерта...
Цитата:
Сообщение от eest1004
Насчет "уйти" - мысль верная.
... и мы не вытерпели и ушли раньше.
Да, если сидишь в середине ряда, выходить вне антракта неудобно.
...Ну, мы немножко пописываем, время от времени...
Цитата:
Сообщение от eest1004
Мы не вполне понимаем это слово.
Здесь на форуме мы представили подробный, добросовестный и весьма точный отзыв на концерт.
Кому-то не нравится? - Ну, что ж! Это не к нам.
Как вас много...:roll:
...
Добросовестно
Болячки не скрывают
Безымянные...
12.04.2014, 13:20
eest1004
Re: Происшествие в зале Глазунова
Благодарю Вас за эту замечательную подборку!
ИСБ - один из моих любимейших композиторов.
У него есть изумительные мелодии.
12.04.2014, 13:22
eest1004
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от kalina
Как вас много...:roll:
...
Добросовестно
Болячки не скрывают
Безымянные...
А вот как можно из того же невообразимую пошлятину сделать.
Впрочем музыка располагает,
она написана уже на грани хорошего вкуса.
От великого до смешного половина Спивакого.
А вот как можно из того же невообразимую пошлятину сделать.
Впрочем музыка располагает, она написана уже на грани хорошего вкуса.
От великого до смешного половина Спивакого.
Я сначала похвалил предложенную здесь kalina подборку и лишь потом её прослушал и почувствовал, всё более с оскоминкой - как много в ней минорно-пессимистически-религиозного направления и затянутости! У ИСБ ведь и лучше мелодии есть, и на другие темы и настроения.
По поводу Вашего "она написана уже на грани хорошего вкуса" - верно замечено.
К недостаткам ИСБ следует, например, отнести - зажёвывание материала и надрыв духа, в качестве следствий имеющие громоздкость, затянутость, занудность (да простят мою прямоту подслеповатые и не критические ценители Баха!).
13.04.2014, 20:12
usman
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от eest1004
К недостаткам ИСБ следует, например, отнести - зажёвывание материала и надрыв духа, в качестве следствий имеющие громоздкость, затянутость, занудность...
Интересное дело, Бах с "Пассионами" Вам не подходит, Песегова с "Крысой" тоже... Какого же рожна Вам подавай? :-o
13.04.2014, 21:48
VINOGRADOV
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от eest1004
К недостаткам ИСБ следует, например, отнести - зажёвывание материала и надрыв духа, в качестве следствий имеющие громоздкость, затянутость, занудность (да простят мою прямоту подслеповатые и не критические ценители Баха!).
У И.С.Баха нет недостатков. 8)Это высший уровень.После того как вы ознакомились с его произведениями,поиграли что то, и берете к примеру,для разнообразия так сказать,сочинения других ,менее известных композиторов то это сразу видно и слышно.
13.04.2014, 22:24
Muzylo
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от eest1004
К недостаткам ИСБ следует, например, отнести - зажёвывание материала и надрыв духа, в качестве следствий имеющие громоздкость, затянутость, занудность (да простят мою прямоту подслеповатые и не критические ценители Баха!).
Все-таки главный недостаток ИСБ - т.н. "полифония" (так именуется подслеповатыми неумение ИСБ забабахать красивую фактурку с зашибенными аккордами).
13.04.2014, 22:49
After hours
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от Muzylo
Все-таки главный недостаток ИСБ - т.н. "полифония" (так именуется подслеповатыми неумение ИСБ забабахать красивую фактурку с зашибенными аккордами).
И был озадачен... Не исполнением, а самой музыкой Генделя. Сплошная красивая фактурка с зашибенными аккордами, а полифонии кот наплакал. Я-то по наивности считал, что барокко = полифония...
Да-да, я в курсе, что Бах писал музыку архаичную для своего времени :)
И был озадачен... Не исполнением, а самой музыкой Генделя. Сплошная красивая фактурка с зашибенными аккордами, а полифонии кот наплакал. Я-то по наивности считал, что барокко = полифония...
Да-да, я в курсе, что Бах писал музыку архаичную для своего времени :)
Не понял. Шутка юмора? :) Сплошная полифония. Линеарная, как ей и положено.
13.04.2014, 23:07
Янс
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от VINOGRADOV
У И.С.Баха нет недостатков. 8)Это высший уровень.После того как вы ознакомились с его произведениями,поиграли что то, и берете к примеру,для разнообразия так сказать,сочинения других ,менее известных композиторов то это сразу видно и слышно.
Вот я тоже для себя определила двух композиторов планетарного масштаба-Бах и Гендель. Несмотря на наличие других, потрясающе гениальных, эти двое для меня за рамками сравнений.
13.04.2014, 23:24
Muzylo
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от Янс
Вот я тоже для себя определила двух композиторов планетарного масштаба-Бах и Гендель. Несмотря на наличие других, потрясающе гениальных, эти двое для меня за рамками сравнений.
Вы бы понравились Гарри Галлеру, однако :)
14.04.2014, 07:06
After hours
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от Muzylo
Не понял. Шутка юмора? :) Сплошная полифония. Линеарная, как ей и положено.
Переслушал. Ну да, полифония преобладает. Но уж не сплошная.
14.04.2014, 09:34
Muzylo
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от After hours
Переслушал. Ну да, полифония преобладает. Но уж не сплошная.
Ну, есть аккомпанемент, идущий от continuo (Гаврилов, не в упрек ему, играет его аккордами, а надо арпеджиато), остальное - она самая, линеарная :-)
14.04.2014, 15:36
eest1004
Re: Происшествие в зале Глазунова
Цитата:
Сообщение от Янс
Вот я тоже для себя определила двух композиторов планетарного масштаба-Бах и Гендель. Несмотря на наличие других, потрясающе гениальных, эти двое для меня за рамками сравнений.
Вот это интересное сравнение, верный ход мысли.
У Генделя как раз и нет тех баховских недостатков, которые я перечислил.