Думаю, что частично эти мифы есть и в других странах, они разнообразны, передаются устно и письменно из поколения в поколение .40 лет назад, в начале рабочего пути я, воспринимал эти легенды , как должное, чуть позже , набирая опыт , начал отделять полезное от вредного, лишь сейчас попытаюсь собрать , объяснить происхождение мифов.Что лежит в основе длительного процесса создания устойчивых поверий, активно работающих десятилетия в жизни, обиходе пианистов , настройщиков , ремонтников и всем соприкоснувшимся к эксплуатации, обслуживанию , покупке и продаже фортепиано (акустических пианино и роялей).
1. Трещины в деке. Каждый первый играющий, продающий и покупающий фортепиано с тревогой и ужасом говорит , что есть трещины в деке. На деле , трещины лишь показывают состояние деки , более , чем в 50% случаев не оказывая существенного влияния на звук фортепиано. Потому что дека - это звук! К цене инструмента трещины , при оценке практически не имеют отношение, особенно для ценных фортепиано, известных фирм и исторических.Легенда придумана именно настройщиками , видимо, после 2 мировой, когда было привезено десятки тысяч фортепиано из Европы важно было , для продаж отличать их.
2. Трещины в раме. Более, чем в 90% трещины в раме ремонтопригодны, более 50% не влияют на строй. Почти 100% восстанавливаются. В особо ценных инструментах можно отлить заново.Самый сложный случай имел с роялем Штюрцваге- трещины появлялись со временем, это качество отливки страдало.Настраивал Блютнер обердемпфер , у которого правая четверть рамы была оторвана и закреплена косынками , он идеально держал строй.Склонным к трещинам рамам показано уменьшение мензуры струн, замена.Самые тяжелые трещины -в резонансных болтах деки и частях рамы, параллельных клавиатуре.
3. Фортепиано с упорной рамой ( полурамники). Неремонтопригодные, устаревшие.Миф благополучно развеян достойными ремонтами. И оказалось, что это золотой фонд в истории производства фортепиано, по сути , вершина фортепианно мира , на переходе к современным конструкциям.
4. Непригодность обердемпфетных (с верхним демпфером) пианино.Сложность регулировки , непон мание эстетики звука и обслуживания подобных пианино создало устойчивую легенду о невозможности их эксплуатации и обслуживания. Это связано с низкой квалификацией оценщиков и в целом , общего уровня обслуживающмих фортепиано. Эти пианино особенно приятны по ощущениям пианистам, там лучше развесовка клааиатуры .
5. Купол деки Слишком большое внимание настройщиков , занимающихся ремонтом, не учитывающим специфику усадки дерева , акустическим процессам деки, футора.Здесь может помочь лишь длительный образовательный процесс, создание реставрационных мастерских , как течения , для практического опыта , закрепления бережного отношения к декам.
6. Замок при настройке фортепиано.Возможно, международная проблема, но у нас принявшая максимальное распространение. Этот прием попросту удлиняет настройку, некорректен к продолжительности жизни колка.Ничем не оправдан, отвлекает от насущных проблем , при обучении настройке.
7. Пробочные ремонты вирбельбанка. Массово , это отечественное " достижение" , самое печальное в них, это уверенность , что это ремонты, аналогичные , для дальнейшей жизни фортепиано и качества держания строя , как замены колков и замена вирбельбанков/поврежденных участков вирбельбанков.
8. Бехштейны " золотых номеров". Совершенно послевоенная придумка , когда настройщики лихо перепродавали в бедной стране, куда четверть века не поставляли и где не производили почти приличных роялей.
Есть даже легенда , что за спекуляцию сел сам Богино.
Тогда и придумали эти " золотые номера " , как и упор в оценке на трещины в деке, чисто коммерческий трюк.
Bechstein ы були прекрасны всегда! Недаром Лист имел в конце жизни Бехштейна.
Список поверий можно дополнять,и тут и гнутые штифты, вместо перештифтовки и рихтовки, стейнвеевские колки , без пробок в раме,что улучшает звук, треугольные в сечении рейки в деке, как единственный способ зареивания, выбор клеев, смазки Бог знает чем, замена молотков и гаммерштилей на на новые, тотальные переклейки клавиатур.В основном , подобные легенды обусловлены именно коммерческим подходом к клиентам, как выработанный стереотип, для зарабатывания денег.
17.06.2022, 13:40
musickost
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Алексей, про ремонты чугунных рам и капитальные ремонты упорных конструкций - сделать-то можно. Вопрос в цене. Эти работы существенно удорожают ремонт. Нужна сильная мотивация для подобного ремонта. Финансово гораздо проще найти за бесценок рабочий инструмент или сделать простой ремонт.
18.06.2022, 08:22
ALEXY
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Цитата:
Сообщение от musickost
Алексей, про ремонты чугунных рам и капитальные ремонты упорных конструкций - сделать-то можно. Вопрос в цене. Эти работы существенно удорожают ремонт. Нужна сильная мотивация для подобного ремонта. Финансово гораздо проще найти за бесценок рабочий инструмент или сделать простой ремонт.
Константин, первое- что у нас есть практика много десятков лет , не делать подобных ремонтов, для того легенды и существуют, это психологический срез обслуживателей фортепиано.
Далее , только наследие, что надо всеми силами отказываться и приводить доводы. 😄
И да, в целом их ремонты сложнее, особенно роялей, так и результат другой и цены ремонтов.
29.06.2022, 10:23
ALEXY
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Маленький репортаж из Рыбинска.
Увы, это происходит повсеместно.
Казалось бы , работник рубят сук, на котором сидят.
На деле все сложнее .
30.06.2022, 20:40
maxslav
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Есть же тема
БАСОВЫЕ ШТЕГИ, зачем новая?
30.06.2022, 20:53
maxslav
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Да, и полезнее было показать цианокрил с зубчисткой или чем-то для устранения дребезга, думаю, читатели форума были бы благодарны
01.07.2022, 11:03
wau2009
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Цитата:
Сообщение от maxslav
...читатели форума были бы благодарны
:lol:
На форумклассика от силы пасётся человек 8, по разным веткам.
"ЧИТАТЕЛИ да ещё и благодарные" - это нескромно..))
01.07.2022, 15:01
ALEXY
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Название темы, про легенды.
Легенды , про ненужность вполне рабочих и перспективных инструментов от настройщиков, старая история , но сейчас особенно обострилась , в связи со стремительным уменьшением квалифицированных настройщиков, которые ещё смеют брать на себя функции оценщиков.
Про посещения форума- это от нас зависит.
01.07.2022, 18:07
Klopff
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Цитата:
Сообщение от wau2009
:lol:
На форумклассика от силы пасётся человек 8, по разным веткам.
"ЧИТАТЕЛИ да ещё и благодарные" - это нескромно..))
Кто пасется, а кто и за делом сюда ходит. Вот на данный момент:
Сейчас . Пользователей: 4, гостей: 124
128, однако! Так что, поскромнее не мешало бы!
Ну, а по теме - к счастью, хорошие настройщики еще не все вымерли, и те, кто всё-таки выжили, пока всё еще стараются свой опыт и отношение к делу передавать тем, кому это по душе и интересно. Правда, большей частью это происходит за пределами Форумклассики, о чем, конечно можно и пожалеть.
01.07.2022, 22:55
tenzing
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Цитата:
Сообщение от Klopff
Ну, а по теме - к счастью, хорошие настройщики еще не все вымерли
....как и все высококвалифицированные специалисты - от стоматологов до автослесарей.
Сведения о них передаются методом сарафанного радио, так что не все так плохо. Можно найти. Было бы желание.
10.07.2022, 00:40
ALEXY
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Одна из самых суровых по легендарности тем - об интонировке.
То сколько страсти, запретов и пустых указаний вложили преподаватели по интонировке, можно сравнить только с настроечными легендами.
Причем не слышал, чтобы учитывались разные типы фильца.
От одних рассказов про обучение на стейнвеевской фабрике встают волосы дыбом.
По недельные прокалывания молотков в части фильца, удаленного более сантиметра от ударной части, на мой взгляд, бессмысленно потраченные время и деньги.
С другой стороны: все сейчас заряжены так на обучение, любой ценой и Стенвей здесь - в лидерах авторитетов.
11.07.2022, 20:43
musickost
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Стыдно сказать, но интонировочную иголку стал с собой не так давно таскать. Нет-нет да и потыкаю у клиента. Делаю такое когда уж совсем очевидно невтерпёж супер жесткие, перепитанные молотки...
11.07.2022, 20:54
ALEXY
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Цитата:
Сообщение от musickost
Стыдно сказать, но интонировочную иголку стал с собой не так давно таскать. Нет-нет да и потыкаю у клиента. Делаю такое когда уж совсем очевидно невтерпёж супер жесткие, перепитанные молотки...
Мы с тобою ,Константин, начали работать во время, когда молотки были ценнейшим материалом, о немецком фильце ходили легенды, а в обслуживании фортепиано над интонировкой висели такие груды задач первостепенных , которые необходимо было выполнить , что до интонировки и руки не доходили.
Мое окружение , попросту не умело. интонировать. Или занимались этим в микроскопических дозах.
Молотки пианино , максимум , шлифовались.
О традиции выравнивания звука, преемственности и расширения традиции разговор и не шел. .
19.09.2022, 18:57
ALEXY
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Благословение пианино , особенно с верхним демпфером.
Почему? Потому что на Майорке хранится пианино , на которое занимался и импровизировал, писал музыку Фредерик Шопен.
Есть воспоминание Жорж Санд , как она уехала, закрыв Шопена , была непогода , он волновался и играл патетическую музыку ( или написал , импровизировал) , считается, что это прелюдии des dur или h moll, d moll, где то я видел про последнюю , 24, как молитву во время бури названную.
Пианино это было с верхнем демпфером , называемое ещё обердемпфер, фирмы Плейель.
Эти старые пианино освящены музыкой Шопена , его руками и всех выдающихся композиторов и пианистов 19 века.
Уныло и кощунственно звучат разговоры старших поколений , что это несовершенная , ненужная техника .
Я надеюсь , новые поколения музыкантов и мастеровых , забудут про беспомощное злословие о старых пианино и будут бодро их и восстанавливать и на них играть , поскольку их звук ВСЕГДА великолепен и не оставляет неравнодушных , при прослушивании.
10.08.2023, 11:07
goldpompon
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Цитата:
Сообщение от ALEXY
Думаю, что частично эти мифы есть и в других странах, они разнообразны, передаются устно и письменно из поколения в поколение .40 лет назад, в начале рабочего пути я, воспринимал эти легенды , как должное, чуть позже , набирая опыт , начал отделять полезное от вредного, лишь сейчас попытаюсь собрать , объяснить происхождение мифов.Что лежит в основе длительного процесса создания устойчивых поверий, активно работающих десятилетия в жизни, обиходе пианистов , настройщиков , ремонтников и всем соприкоснувшимся к эксплуатации, обслуживанию , покупке и продаже фортепиано (акустических пианино и роялей).
1. Трещины в деке. Каждый первый играющий, продающий и покупающий фортепиано с тревогой и ужасом говорит , что есть трещины в деке. На деле , трещины лишь показывают состояние деки , более , чем в 50% случаев не оказывая существенного влияния на звук фортепиано. Потому что дека - это звук! К цене инструмента трещины , при оценке практически не имеют отношение, особенно для ценных фортепиано, известных фирм и исторических.Легенда придумана именно настройщиками , видимо, после 2 мировой, когда было привезено десятки тысяч фортепиано из Европы важно было , для продаж отличать их.
Этот пункт не раскрыт здесь к сожалению полностью. Трещины бывают двух типов: так называемые "волосянные", где слои, несмотря на нарушение структуры дерева, всё ещё плотно прилегают друг к другу. Они могут годами сохраняться в таком состоянии, но могут и разойтись в любой момент. Всё зависит от дальнейших условий содержания инструмента. Такие трещины, как правило не влияют, ни на звук инструмента, ни на строй. Но есть трещины, которые разошлись, и вот здесь уже в зависимости от положения и длинны трещины будут проблемы со звуком, и в отдельных случаях проблемы со строем, и очень даже существенные. Простая физика: когда звуковая волна распростроняется по деке в месте разрыва идёт преломление колебания. А при держании строя материал, который неоднороден будет так или иначе влиять на струнный штег. Есть ещё один более редкий тип трещин, которые разошлись окончательно, но в силу тех или иных причин почти соприкасаются краями, да ещё и в смещённой плоскости. Такие трещины будут обязательно, или производить посторонние шумы типа дребезжания, или если такогого не слышно ухом будут производить постронние обертона, создавая впечатления расстроенного звука. Поэтому говорить, что это просто легенда, не совсем корректно. Был в моей биографии случай, когда я работал в одном музыкальном магазине у владельца родом из Болгарии. Он мне всегда говорил, что трещины вообще, ни на что не влияют. И на слух определить это не возможно - он любил торговать довоенным старьём. Я же всегда слышу при настройке, есть ли такие проблемные трещины или нет. Особенно это слышно в басах, при потере звучности. Ну я ему раз и доказал, когда настраивал незнакомый мне инструмент, и не открывая его целиком, указал на проблему. Помню он очень удивился, но решил наверное, что я какой-то шарлатан. Поэтому наличие любых трещин естественным образом влияет на оценку инструмента. Так, как ремонт очень дорогостоящий и нужно всегда учитывать такого рода изъяны. В процентном же соотношении, мне кажется тоже очень сложно определить, как часто бывают проблемные фортепиано. Здесь я бы всё же разнёс инструменты по эпохам. Не реставрированные инструменты старше ста лет, скорее всего будут иметь проблемы со звуком в 95 случаях из 100.
12.08.2023, 01:07
ALEXY
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
А ещё легенды про 440..
Как их исполняют?
Обычно появляется некто , вооружённый бумагами от Мастеров с Марса, с индульгенцией от архиепископа Правдинского, с цидулей от Главной Ложи Свидетелей Фортепиано и начинают тянуть в е вверх.
С фортепиано больше ста лет , это , как со старым человеком , которого заставляют бежать спринтерскую дистанцию .
Что у фно, что у человека, это неизбежное потери- переломы , вывихи , растяжения....
05.02.2024, 16:45
goldpompon
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Цитата:
Сообщение от ALEXY
...Обычно появляется некто , вооружённый бумагами от Мастеров с Марса, с индульгенцией от архиепископа Правдинского, с цидулей от Главной Ложи Свидетелей Фортепиано и начинают тянуть в е вверх...
Обычно, когда человек не может возразить по существу, начинает в ответ писать абракадабру. Странно такое слышать от человека, который позиционирует себя на форуме опытным мастером. Невольно задумываешься - Жажда - ничто, имидж - всё, а не наоборот!
ПЫСЫ: недавно пару недель, как раз, предлагали купить мне Silent piano от фирмы Furstein. Пришёл поиграл, говорю владельцу, дека порвана, мне не верит конечно. Ну, отодвинул от стены и показал, что к чему, Фоме Неверующему.:-o
06.02.2024, 20:58
Барго
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Цитата:
Сообщение от goldpompon
Обычно, когда человек не может сказать по существу, начинает писать абракадабру. Странно такое слышать от человека, который позиционирует себя на форуме опытным мастером.
:lol::appl:
08.02.2024, 00:37
ALEXY
Re: Вредные легенды настройщиков СССР и России
Да, 440 герцами , что строят ля 1 октавы, с этим придётся ещё долго жить и долго ломать , особенно старинные фортепиано.Тотально , за этим стоит , возможно алчность, может , упрямство тех, кто обслуживает фортепиано, вместе с модой, цифровым праздником и даже продвинутые в теоретически вопросах специалисты, понимающие силы натяжения, сопротивления струн, дерева, пределы нагрузок, не перечат общественному мнению.
Это я не рассказываю про рафинированные тонкости , о роялях первой половины,19 века, в которые сплошь в Москве ставили пробки современные струны, соаременные молотки и губили тем самым вирбельбанки и звук и конструкции уникальных фортепиано , достояния Российской империи.
Самые простые истории , вплоть до советских пианино, сломанных быстрым повышением строя,, под флагом 440 Гц были сломаны и ломаются тысячи ценнейших фортепиано.
И это прямой профессиональный грех.
Во всей стране у тех , кто спасает фортепианное наследие царской России, СССР, их всего несколько человек, нет волонтеров и помощников , среди сотен. " мастеров и настройщиков" совсем недавно были , сейчас - словно вымирают. Значит , не чувствуют за собою величия Истории Страны, молча воспринимают уход всего отечественного и фортепианного, из музыкальной жизни .
Изначально, я обращался к людям с ключом здесь , ещё 16 лет назад, с призывами консолидироваться, во имя спасения нашей национальной культуры как огромной части мировой фортепианной культуры , в которой музыка играет огромную роль.
Реставрация , игра , образование и концертирование на исторических фортепиано, это огромный сегмент ремесленной работы в рестарации- ремонте, это обязательный воспитательной процесс, ради наших детей, последующих поколений.