Макс Регер, Органная Фантазия и Фуга ре минор op. 135b
МАКС РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135 b
Начинаю топик, посвященный одному из наиболее значительных сочинений в мировой органной литературе (а 20-го века и подавно), Фантазии и Фуге Ре минор Макса Регера, оп.135b.
Каждый органист, которому довелось это исполнять произведение, испытывает восхищение этой музыкой, гордиться наличием его в своем репертуаре. Каждый органист, кто не играл, но слышал, втайне надеется эту Фантазию и Фугу когда-нибудь сыграть.
Хочу пригласить на этот топик помимо играющих и неиграющих это сочинение органистов, слушателей, на которых этот опус произвел впечатление на концертах и записях, а также тех, кто может рассказать про Регера вообще и про это сочинение в частности. Мое персональное приглашение уважаемым посетителям этого Форума Vic и Daniil Protsyuk.
Итак, для начала давайте определим первые вопросы, которые имеет смысл обсудить. На мой взгляд, лучше начать с вопросов из области музыкознания. До исполнительских вопросов, думаю, быстро дойдем.
Итак:
- чем объяснить тот факт, что оп.135 был пройден Регером в 1914 году, но в 1916 году он таки воткнул органную Фантазию и Фугу ре минор в 135 опус, поименовав его 135b?
- Насколько я знаю, у этой Фантазии и Фуги есть как минимум 2 версии, более полная и более краткая. Чем это вызвано?
- Как происходила отправка произведения именно в 135-й опус под литерой 'b'? (под литерой 'a', как известно, у Регера стоит сборник из несложных хоральных прелюдий)? Какую именно версию отправили в 135b?
- кто был первым издателем каждой из версий?
Помимо ответов на эти вопросы приглашаю всех желающиъх задавать вопросы свои, рассказывать о своих впечатлениях от прослушивания этого сочинения на записях, концертах.
В добрый путь.
06.03.2007, 23:22
Vic
Во всём виноват Штраубе - 1
Сухие данные: ор. 135b Регера посвящён Рихарду Штраусу; премьера сочинения состоялась через месяц после кончины автора, 11 июня 1916 года в Ганновере, играл Герман Деттмер.
Цитата:
Сообщение от Clerambault
- чем объяснить тот факт, что оп.135 был пройден Регером в 1914 году, но в 1916 году он таки воткнул органную Фантазию и Фугу ре минор в 135 опус, поименовав его 135b?
Создавая Хоральные прелюдии, Регер сразу дал этому циклу ор. 135а. Вот фрагменты из его писем издателю Зимроку. Письмо от 24.11.1914: "Вместе с этим письмом Вы получите мой ор. 135а; это 30 очень лёгких хоральных прелюдий к наиболее употребительным хоралам; данное сочинение может сыграть любой органист!". Письмо от 23.04.1915: "Когда выйдут Хоральные прелюдии? В обозначении опуса они должны иметь а - ор. 135а. Пожалуйста, не забудьте об этом!". Почему Регер решил спарить эти два цикла, у меня сведений "из первых рук" нет. Учитывая скоромность композитора в высказываниях на подлинно творческие темы, очень может быть, что таких сведений нет вообще. Могу лишь сказать, что подобные сочетания - нередкость в его творчестве. Иногда в один опус входят сочинения вообще для разных инструментов и составов (см., например, ор. 131: ор. 131а - для скрипки; ор. 131b - для двух скрипок; ор. 131с - для виолончели; ор. 131d - для альта).
Цитата:
- Насколько я знаю, у этой Фантазии и Фуги есть как минимум 2 версии, более полная и более краткая. Чем это вызвано?
В процессе подготовки сочинения к печати оно действительно было подвергнуто значительной переработке. Регер отправил рукопись ор. 135b в издательство 17.05.1915. Почти год спустя, 13.04.1916, посылая корректуру сочинения, он пишет, что в нем сделаны "значительные изменения": оно стало "на 4 страницы короче" и т. п. По-видимому, здесь не обошлось без вмешательства Карла Штраубе. 11.04.1916 в Лейпциге состоялась встреча Штраубе и Регера, во время неё органист ознакомился с новым опусом своего друга, и на следующий день Регер писал Штраубе, что уже сделал все изменения в пьесе.
06.03.2007, 23:42
Vic
Во всём виноват Штраубе - 2
Цитата:
Сообщение от Clerambault
Какую именно версию отправили в 135b?
Насколько мне известно, изначально под ор. 135 b была издана версия, обкусанная под чутким руководством Штраубе. Позже напечатали первый вариант - и тоже под ор. 135b.
Цитата:
- кто был первым издателем каждой из версий?
Покоцанной - N. Simrock (1916); первоначальной, по-видимому, Breitkopf & Härtel (1987?).
06.03.2007, 23:45
Roussakoff
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Господа,
Может ли кто-нибудь выложить хорошую запись этого опуса (желательно не mp3, а flac или ape) в хорошем исполнении?
Вообще, сорри за оффтоп, кто является на сегодняшний день наиболее адекватным интерпретатором органного Регера?
08.03.2007, 20:58
Clerambault
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Roussakoff
Господа,
Может ли кто-нибудь выложить хорошую запись этого опуса (желательно не mp3, а flac или ape) в хорошем исполнении?
Вообще, сорри за оффтоп, кто является на сегодняшний день наиболее адекватным интерпретатором органного Регера?
Сейчас посмотрю. Исполнений 4-5 наверняка есть.
Наиболее адекватного исполнения Регера, по-видимому, не существует. В Европе сложились несколько параллельных стилей интерпретации музыки Регера, представители которых уверенно считают себя и своих сторонников "самыми верными, самыми глубокими интерпретаторами", на дух не перенося другие, в корне отличающиеся от их трактовки.
08.03.2007, 21:48
Clerambault
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Вот четыре исполнения:
01. Регер 15,5Mb
02. Регер и ре минор op.135b (2,56Mb + 3,58Mb)
03. Регер и ре минор op.135b (6,54Mb + 8,54Mb)
04. Регер и ре минор op.135b (9,71Mb + 12,0Mb)
В первом исполнении Фантазия и Фуга в одном треке. В остальных - по 2 трека.
Везде короткая версия.
P.S. Кстати, это, пожалуй, первая запись, где мне более-менее понравился Рогг. Концертная запись, по-видимому, но в целом очень неплохо, ИМХО. Но больше всего мне нравится другая запись.:-P
08.03.2007, 21:50
Clerambault
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Пожалуйста, если у кого-то есть ноты в издании Петерса (короткая версия) - выложите тут, плз. Качество приветствуется! (а то у Б.Тараканова очень плохое качество этих нот)
08.03.2007, 21:58
Vic
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Clerambault
Пожалуйста, если у кого-то есть ноты в издании Петерса (короткая версия) - выложите тут, плз. Качество приветствуется! (а то у Б.Тараканова очень плохое качество этих нот)
У меня имеется Петерс, но в данный момент не смогу его выложить. Если желаемое не появится через дней семь-десять, то желание попытаюсь исполнить я.
08.03.2007, 22:15
Roussakoff
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Clerambault
Вот четыре исполнения:
Спасибо! Послушаем, подумаем (если есть, чем...)
09.03.2007, 00:13
Daniil Protsyuk
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Спасибо за приглашение, но - что я могу сказать интересного?
Ничего, кроме того, что - играл обе редакции, причем мне более симпатична первая, расширенная, играл по Universal Edition.
Прекрасная музыка, спору нет. Однако эпитет "одно из самых значительных - гм, мне кажется избыточным.
Кстати, по поводу разных редакций - в первом издании, Вариаций op.73 произошла техническая ошибка и не были напечатаны пара страниц...
09.03.2007, 00:25
Vic
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Daniil Protsyuk
Кстати, по поводу разных редакций - в первом издании, Вариаций op.73 произошла техническая ошибка и не были напечатаны пара страниц...
Первое - это Lauterbach & Kuhn?
09.03.2007, 02:19
Roussakoff
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Послушал пока нечетные (1 и 3) исполнения. Да, как-то тяжко до меня доходит эта музыка. Но первое впечатление таково, то любая большая органная фуга Баха на меня действует куда сильнее, чем фуга из предложенного опуса. Кстати, мне грешным делом показалось, что во 2й теме (?) Регер воспроизвел интонации темы ля-минорной фуги Баха (a-c-h-c-a-h-e-h-e-h-c-a-e-f-e-f-d-c-f-d-f-h-f-g-..., BWV забыл...). А про нечетность не зря сказал, ибо так что-то и впрямь odd. Что именно, пока не могу объяснить. Как-то странно звучат эти Scharff'ы в фантазии...
И вообще осталось какое-то странное ощущение "невысказанности бытия"(Rilke), но в том ли счастье?..
09.03.2007, 08:24
Clerambault
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Рискну дать рекомендацию по прослушиванию тем, кто с этой музыкой не знаком. Первое впечатление - оно ведь очень важно.
Начинайте слушать НЕ с первого выложенного исполнения. Его я скорее дал как пример отвратительного и бездарного исполнения Регера (на мой взгляд). Слушайет вначале второй или третий варианты.
09.03.2007, 08:29
Roussakoff
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Clerambault
Рискну дать рекомендацию по прослушиванию тем, кто с этой музыкой не знаком. Первое впечатление - оно ведь очень важно.
Начинайте слушать НЕ с первого выложенного исполнения. Его я скорее дал как пример отвратительного и бездарного исполнения Регера (на мой взгляд). Слушайет вначале второй или третий варианты.
Так хоть бы предупредили:silly:... А то сижу, мучаюсь, не могу понять, что происходит, думаю, что сам уже отупел до крайности...
09.03.2007, 18:59
Roussakoff
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Еще тут между делом проехал четвертый вариант. Кажется, что все вполне разумно. С нотами бы, конечно, с расписанной регистровкой (хотя, если я верно понимаю, там все не так тонко и деликатно, как в барокко).
09.03.2007, 22:14
L'organiste
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Off, я тут, читая монографию о Шенберге, наткнулась на фразу о регеровской "большой фантазии и фуге "Ад""... это что такое?? никогда не сталкивалась?!
09.03.2007, 22:35
Vic
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от L'organiste
Off, я тут, читая монографию о Шенберге, наткнулась на фразу о регеровской "большой фантазии и фуге "Ад""... это что такое?? никогда не сталкивалась?!
Вероятно, Симфоническая фантазия и фуга ор. 57 (1901), которая, как сообщают некоторые исследователи, будто бы навеяна "Адом" из "Божественной комедии" Данте. Никогда не сталкивались с этим произведением Регера? ;)
09.03.2007, 22:44
L'organiste
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Vic
Вероятно, Симфоническая фантазия и фуга ор. 57 (1901), которая, как сообщают некоторые исследователи, будто бы навеяна "Адом" из "Божественной комедии" Данте. Никогда не сталкивались с этим произведением Регера? ;)
С op.57 как раз сталкивалась, а вот с таким названием - нет... :roll:
:-)
11.03.2007, 19:08
Blackmore
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Roussakoff
Послушал пока нечетные (1 и 3) исполнения. Да, как-то тяжко до меня доходит эта музыка. Но первое впечатление таково, то любая большая органная фуга Баха на меня действует куда сильнее, чем фуга из предложенного опуса. Кстати, мне грешным делом показалось, что во 2й теме (?) Регер воспроизвел интонации темы ля-минорной фуги Баха (a-c-h-c-a-h-e-h-e-h-c-a-e-f-e-f-d-c-f-d-f-h-f-g-..., BWV забыл...). А про нечетность не зря сказал, ибо так что-то и впрямь odd. Что именно, пока не могу объяснить. Как-то странно звучат эти Scharff'ы в фантазии...
И вообще осталось какое-то странное ощущение "невысказанности бытия"(Rilke), но в том ли счастье?..
Тяжелое произведение, но интересное, вообще органная музыка 20 века дает ни с чем не сравнимые ощущения...
Кстати не знал, что это самое выдающее произведение Регера, кое-что из его остальных вещей оставляло гораздо более сильное впечатление.
Надо еще кончено послушать, но первая ассоциация, что фуга Регера полна аллюзиями на фугу Баха BWV 543
11.03.2007, 21:20
Clerambault
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Blackmore
Кстати не знал, что это самое выдающее произведение Регера, кое-что из его остальных вещей оставляло гораздо более сильное впечатление.
Например, какие органные произведения Регера оставили у гораздо более сильные впечатления? Если можно, сделайте даже 2 списка: а) что слушали из органного Регера вообще; б) что оставило более сильное впечатление.
С интересом жду.
14.03.2007, 11:43
Vic
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Blackmore
Кстати не знал, что это самое выдающее произведение Регера, кое-что из его остальных вещей оставляло гораздо более сильное впечатление.
Почему Вы решили, что ор. 135b - "самое выдающееся произведение Регера"?
14.03.2007, 23:14
Blackmore
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Vic
Почему Вы решили, что ор. 135b - "самое выдающееся произведение Регера"?
А разве произведение, которое
Цитата:
Каждый органист, которому довелось это исполнять произведение, испытывает восхищение этой музыкой, гордиться наличием его в своем репертуаре. Каждый органист, кто не играл, но слышал, втайне надеется эту Фантазию и Фугу когда-нибудь сыграть.
нельзя назвать, если не самым выдающемся, то таким произведением, которое должно первым делом ассоцироваться с именем автора, как скажем BWV 565 прочно связано с именем Баха, а Op. 18 именем С. Франка.
To Clerambault
Завтра пострараюсь дать список того, что слышал у Регера
14.03.2007, 23:29
Selega
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Vic
Почему Вы решили, что ор. 135b - "самое выдающееся произведение Регера"?
я тоже не понял. почему ни "а", ни фантазии? :-?
14.03.2007, 23:31
Vic
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Blackmore
А разве произведение, которое ... нельзя назвать, если не самым выдающемся, то таким произведением, которое должно первым делом ассоцироваться с именем автора, как скажем BWV 565 прочно связано с именем Баха, а Op. 18 именем С. Франка.
На мой взгляд, совершенно необязательно сочинение, которое "каждый органист надеется сыграть" и т. д., является "самым выдающимся произведением".
15.03.2007, 00:05
Blackmore
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Согласен слово "самый" не хорошее слово в данном случае и вообще в искусстве, есть круг явлений более значительных и менее значительных, в котором все элементы являются более менее равноправными. А придание чему-то исключительного статуса "самый" ведет обычно к острым, но малопродуктивным дискуссиям и недопониманию.
Поэтому прошу извинить меня за такое неосторожное обращение со словом и указать круг произведений г-на Регера, на которые следует обратить внимание в первую очередь.
15.03.2007, 00:18
Vic
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Blackmore
...прошу ... указать круг произведений г-на Регера, на которые следует обратить внимание в первую очередь.
Смотрю на его список сочинений для органа и не знаю, что ответить: пьесы - одна другой лучше. Может быть, начать с Двух фантазий на хоралы ор. 40 ("Wie schцn leucht't uns der Morgenstern" и "Straf' mich nicht in deinem Zorn")? Это было начало органного Регера для меня - и я не жалею. Над "полным" списком - подумаю. (Уклонились мы, однако... Сейчас нас Clerambault пристукнет первой версией op. 135b!)
15.03.2007, 00:26
Повеса
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Витюх, у нас вон какой дискец был в продаже (см. ниже).
Это целая серия, как я понял, там шесть дисков.
Но я фортепьянные концерты Моцарта приобрёл:roll:
23.03.2007, 21:29
ror
Re: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
- доставка файлов из интернета на дисках почтой
15.05.2007, 21:26
Roussakoff
Ответ: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
to Clerambault:
В соседней теме Вы описали основные тенденции в исполнении музыки Регера. Не могли бы Вы к каждому направлению назвать пару-тройку квалифицированных исполнителей?
15.05.2007, 21:39
Clerambault
Ответ: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Roussakoff
to Clerambault:
В соседней теме Вы описали основные тенденции в исполнении музыки Регера. Не могли бы Вы к каждому направлению назвать пару-тройку квалифицированных исполнителей?
Я назову одних, кто-то возразит, назовет своих.
Нетушки. Каждый слушает и отмывает крупинки золота на свой вкус.
Не хочу тут диктовать. Тем более, что не уверен, хорошо ли я разбираюсь в этой музыке. В смысле, что есть "хорошо", а что "не очень"...
15.05.2007, 21:46
Roussakoff
Ответ: Макс РЕГЕР. Органная Фантазия и Фуга ре минор op.135b
Цитата:
Сообщение от Clerambault
Я назову одних, кто-то возразит, назовет своих.
Насколько я понимаю, квалификация и стиль суть объективные признаки. Притом я не призываю к тому, чтобы как-то оценивать те или иные исполнения. Просто пока, окромя Рогга, вообще ни одно имя не прозвучало. Ну и еще при открытии одного Вашего трека высветилась фамилия Кайзер. В конце концов, можно просто назвать людей, который более-менее систематически играют Регера и вообще к этому автору неровно дышат.
Короче, в поисках лично мне не за что зацепиться. Ну не самому ж мне, право, играть себе все это хозяйство --- не вытяну!
Помнится, Даниил Процюк еще Розалинду Хаас называл...
15.05.2007, 22:07
Vic
Розалинда Хаас
Розалинда Хаас, похоже, записала все сочинения Регера для органа: Max Reger - Sдmtliche Orgelwerke. Vol. 1 - 12. Rosalinde Haas an der Albiez-Orgel zu Frankfurt/Main. Musikproduktion Dabringhaus und Grimm Mdg R 3350-3361. 1988 - 1991. Непокоцанная, исполненная по автографу Фантазия и фуга ор. 135b расположилась в этом собрании в томе 5.
16.05.2007, 01:08
Roussakoff
Ответ: Розалинда Хаас
Цитата:
Сообщение от Vic
Розалинда Хаас, похоже, записала все сочинения Регера для органа
И что Вы думаете об этом исполнении? Имеет ли смысл озаботиться его приобретением?
Вчера на ночь послушал. Понравилось более четырех ранних вариантов, однако все равно остается странное ощущение, что из этого опуса можно выжать гораздо более того, что приходится слышать в предлагаемых исполнениях. Мне трудно это как-то рационально объяснить. Просто кажется, что остается некая недосказанность, логическая незавершенность, причем исходящая не от произведения, а от исполнения.
Вчера на ночь послушал. Понравилось более четырех ранних вариантов, однако все равно остается странное ощущение, что из этого опуса можно выжать гораздо более того, что приходится слышать в предлагаемых исполнениях. Мне трудно это как-то рационально объяснить. Просто кажется, что остается некая недосказанность, логическая незавершенность, причем исходящая не от произведения, а от исполнения.
Соглашусь.
Во-первых, Вами прослушано уже пятое исполнение этого ранее незнакомого Вам сочинения - совершенно естественно, что само произведение начинает Вам нравится все больше и больше. Предрекаю: после 10-го Вы начнете получать истинное удовольствие, а после 15-го станете фанатом музыки Регера в целом и этой ФиФ в частности! :appl:
Во-вторых, пятая запись, на мой вкус, конечно же не лучше, чем запись Церера и Рогга. Советую послушать еще раз этих двух. Думаю, некоторые свои тогдашние впечатления Вы обновите.
На последней, пятой, записи и орган, увы, не фонтан, для этого сочинения вяловат и неярок, и запись просто-таки кошмарного качества, да и сыграно все на скорую руку, хоть и довольно качественно. Для себя я давно определил, что тот же Церер играет интереснее.
В главном согласен - ни одна из этих 5 записей не является даже приближением к желаемому варианту исполнения. Может кто выложит расхваленное исполнение Розалинды Хаас? В авторских темпах...
1. Предрекаю: после 10-го Вы начнете получать истинное удовольствие, а после 15-го станете фанатом музыки Регера в целом и этой ФиФ в частности! :appl:
2. Может кто выложит расхваленное исполнение Розалинды Хаас? В авторских темпах...
1. Видимо, прав был Даниил Процюк, когда писал в своей книге о том, что, в сущности, музыка Регера до сих пор остается terra incognita.
2. Быть может, в пределах месяца мне удастся что-то из этого комплекта раздобыть. Тогда выложу.
1. Видимо, прав был Даниил Процюк, когда писал в своей книге о том, что, в сущности, музыка Регера до сих пор остается terra incognita.
Я сказал бы несколько иначе.
Музыка Регера из тех, что сама сразу ноги не раздвигает (сорри за натурализм сравнения). Секс с музыкой Регера (в том числе и у слушателя - не только у исполнителя) возможен только после познания её философии, сущности, только после нахождения с ней гармонии в отношениях. Как с шикарной и умной женщиной.
А всякие ТоккатыБёльманы, АдажиоАльбинони, и многие другие довольно бестолковые пьесы - те ноги раздвигают сразу, по первой же команде. Такие мне не нравятся! :lol:
Так что 5-й, 10-й, 15-й варианты произведения Регера, прослушивание каждого из них по несколько раз - это этапы постижения сути эстетики Регера, его музыкального языка, его образных сфер.
Хаас ждем...
Дело, наверное, еще и в том, что нигде его особо не услышишь. Скажем, за весь этот сезон, который я довольно детально отслеживал, Регер звучал лишь дважды: в концертах Даниэля Зарецкого и Гунтера Роста в соборе. И еще 17 июня будет играть Любовь Шишханова (во всяком случае, так написано на сайте). Кроме того, разжится записями (лицензионными8)) даже в Москве, как выяснилось, довольно трудно. В приличных магазинах я видел максимум 2--3 диска со сборной солянкой. Да и на пресловутом Амазоне особого изобилия как-то не наблюдается.