Иногда спрашивают: "Вот, мол, в газетах столько плохих статей пишут про музыку - хамских и безграмотных - а неужели хороших не бывает?"
Вот, по-моему, хорошая статья:
Молодые таланты в ожидании свиты
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Евгения КРИВИЦКАЯ
Московская филармония продолжила в этом сезоне абонемент, посвященный молодым талантам России. Первый концерт из этой серии представил сразу трех молодых музыкантов – скрипача Никиту Борисоглебского, певицу Марию Кулешову и пианистку Асю Корепанову. Вместе с ними на сцене Концертного зала имени Чайковского музицировал Государственный академический симфонический оркестр, за пультом которого был Александр Слуцкий.
Открывал вечер Скрипичный концерт № 4 Анри Вьетана – французского композитора-романтика. Как правило, это сочинение относят к разряду "учебных" – оно не очень интересно и оригинально с музыкальной точки зрения, но весьма выигрышно для солиста, поскольку дает возможность показать как значительную виртуозность, так и кантилену. Что с блеском продемонстрировал Н.Борисоглебский. Молодой артист представляет школу Эдуарда Грача, ученики которого обычно демонстрируют завидное мастерство, хорошую сценическую выдержку и подкупают своей темпераментной, эмоциональной игрой. Все эти качества присутствуют и у Никиты, который в свои 19 лет уже оканчивает Московскую консерваторию и является обладателем целого букета лауреатских премий.
Французскую часть вечера продолжил вокальный цикл Мориса Равеля "Шехеразада" – три поэмы для голоса с оркестром. Это раннее (1903 год) сочинение, в котором уже ярко виден гений Равеля как инструментовщика. Тончайшие краски, изобретательные сочетания инструментов, рисующие разнообразные картины Востока. В этом сочинении оркестр играет гораздо более значительную роль, чем голос. Поэтому объективным показателем возможностей М.Кулешовой оно служить не может. Порой оркестр и вовсе заглушал солистку, которая в целом держалась несколько робко, за исключением отдельных кульминационных моментов, где певица показала отличные верха. Плохую службу ей сослужила акустика зала, которая почти не изменилась после ремонта и по-прежнему малопригодна для подобных произведений, требующих филигранной отделки и дифференцированных нюансов.
Во втором отделении концерта прозвучал Первый фортепианный концерт Брамса. Ася Корепанова относится к числу редких исполнителей-романтиков: она стремится не просто реализовать текст, но одухотворить его, разнообразить фантазией и поэзией. В ее интерпретации концерт действительно передает чувства "трагического смятения и поиски внутренних сил преодоления страдания". В эмоциональной шкале солистки важную роль играют градации пиано, позволяющие ей максимально точно интерпретировать детали брамсовской динамики. Жаль, что, хотя дирижер и оркестр стремились поддержать намерения солистки, на деле это не всегда удавалось, в отдельные моменты мы скорее видели, чем слышали, как играет рояль.
Своеобразие индивидуальности Корепановой и ее творческие поиски не могут не вызывать сочувствия. Тем более что, как студентка класса Элисо Вирсаладзе – чьи интерпретации музыки немецкого романтизма являются эталонными, – Корепанова почерпнула многое из секретов своего педагога. В то же время ей не чужды и драматическая взволнованность, энергичный жест, без которого невозможно сыграть мощный финал брамсовской "симфонии с фортепиано".
На долю Корепановой достались самые восторженные овации публики, простившей все шероховатости ансамбля вроде неточных вступлений духовых. Удивило дружное отсутствие концертмейстеров всех струнных групп ГАСО: ведь молодым талантам требуется не менее блестящая свита, чем титулованным артистам. Понадеемся, что так оно и будет в дальнейшем.
-------------
По-моему, грамотно, точно, уважительно и доброжелательно. Хоть и не со всем я тут согласен - в частности, неточные вступления духовых (и литавр) явились следствием явных промахов дирижера.
И концерт был хороший, по-моему. Я, правда, только на 2-м отделении был.:lol:
26.10.2004, 12:34
deitch
Re: Хорошая статья про хороший концерт
А по-моему, довольно мрачно.
26.10.2004, 13:34
Михаил Лидский
Re: Хорошая статья про хороший концерт
В смысле, хвалят недостаточно или... как?
26.10.2004, 13:38
Алексей
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от deitch
А по-моему, довольно мрачно.
ммм... я бы так не сказал...
Так писали в советской прессе лет ... дцать назад. И не знаю - хорошо ли это... или плохо.
По-моему, плохо. По сути концерта почти ничего не сказано. Сыграл и сыграл. Это лишь моё впечатление от текста! (имею право)
26.10.2004, 13:52
Михаил Лидский
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Алексей
По-моему, плохо. По сути концерта почти ничего не сказано. Сыграл и сыграл.
Виноват, а что такое "суть концерта"? По-моему, это оно и есть - как было дело, кто, что и как сыграл или не сыграл. Или нет? (с)
26.10.2004, 15:13
deitch
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
@Ася Корепанова относится к числу редких исполнителей-романтиков: она стремится не просто реализовать текст, но одухотворить его, разнообразить фантазией и поэзией. @
Цитата:
@Это раннее (1903 год) сочинение, в котором уже ярко виден гений Равеля как инструментовщика.@
Цитата:
Корепанова почерпнула многое из секретов своего педагога.
По-моему, так пишет человек, у которого нет своих слов.
26.10.2004, 15:55
Tristan
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Мне, честно говоря, также статья показалось журналистски довольно беспомощной. Таким языком IMHO сочинения или изложения в учебных заведениях пишут
Цитата:
Это раннее (1903 год) сочинение, в котором уже ярко виден гений Равеля как инструментовщика. Тончайшие краски, изобретательные сочетания инструментов, рисующие разнообразные картины Востока. В этом сочинении оркестр играет гораздо более значительную роль, чем голос.
Более того, как мне кажется, по статье не видно, что это был действительно ХОРОШИЙ концерт, а не выпускной музучилища, например.
Знаете, я бы промолчал, если бы эту статью привели в качестве отзыва на чей-либо концерт, но в качестве примера _хорошей_ статьи она, как минимум, удивительна.
26.10.2004, 17:03
Алексей
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Михаил Лидский
Виноват, а что такое "суть концерта"? По-моему, это оно и есть - как было дело, кто, что и как сыграл или не сыграл. Или нет? (с)
"как" не было. А без этого получается не статья, а "программка". Или нет?
26.10.2004, 17:08
Zub01
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Да как вы все смеете, да что вы вообще понимаете? :evil: Ааа.. уууу... Да знаете ли вы, что Евгения Кривицкая (авторша) - музыковед, преподаватель Московской консерватории????? (И еще, так сказать, - органистка, "все-таки музыкант") .... Вы вообще изучали партитуры во всех деталях прежде чем сметь высказывать собственное суждение???? (А то небось еще и кашляли в перерывах....)
Ну вообще-то если серьезно, я получил большой кайф: с совком у меня всегда связаны самые теплые воспоминания... я вспомнил детство - рапорт школьной пионерской организации 26-му съезду КПСС. Хотя нет, этот рапорт мы писали интереснее и содержательнее - сравнением получше будет аналогия с недельным рапортом в школьную пионерскую организацию о шефской работе над звездочкой октябрят...
Нет-нет, Deitch, она (Кривицкая) действительно много знает, я нисколько не сомневаюсь в ее квалификации как музыковеда и преподавателя (можно сказать, даже наоборот! :) ). Но своих слов, конечно, же, нет - восприятие мира происходит в какой-то степени с "музловщической установки". (Вымученность?)
Ответ на вопрос в другом потоке (насчет слова "травля", которым бросается М. Лидский и некоторые ученые профессорши). Объясняю популярно :). Некоторые господа "все-таки музыканты" (не все, разумеется) предпочитают, чтобы их при жизни считали мертвецами, то есть, чтобы о них говорили или "восторженно" или "никак". Абсолютно любая "критика" (в узком смысле слова, т.е. то, что называется "раскритиковать", высказать отрицательные моменты) - это и есть "травля", "ложь", "клевета" и проч. Я нисколько не преувеличиваю - у меня был совсем недавно повод в этом убедиться лишний раз (не на этом форуме). При этом дифирамбы, иконопись воспринимаются как само собой разумеющиеся вещи... А просить внимательней вчитаться в текст "клеветы" бесполезно - там в мозгу срабатывает какой-то щелчок (это ограничения восприятия). "Отрицательное высказывание" est "травля". На худой конец, когда при исполнении выдается откровенная порнография, но исполнитель - "лицо заслуженное" (сиречь, по определению это было "великолепно" вообще-то), при каких-то оговорках, с огромным трудом, с недомолвками и условностью (допустимо только от "квалифицированных" критиков) допускается какая-то резиновая мямля вроде "в целом было менее цельно, хотя...", "я бы сказал, что впрочем, но тут на самом деле стоит вспомнить ибо" и проч. словоблудие. К этому примешивается искреннее убеждение в том, что самый выход на сцену с прыганьем на переднем плане или извиванием на пианистическом стуле (интересно иногда наблюдать действительно гениальную квалификацию какой-нть симпатичной пианист-девицы - несуществующий шест для стриптиза становится почти осязаем, скука проходит) достаточен для обожествления и поклонения, и ни одна фраза не может быть произнесена, не будучи снабженной "три раза "кю" " на малиновые штаны (или как там в фильме "Кин-дза-дза".) А то еще начнется песня про "утонченную чувствительную натуру, которую нельзя "оскорблять" " - так это вообще тушите свет.... :oops:
Это кто-там... Онеггер, что ли, писал, когда смеялся над "корректными" критиками - он, когда начинал свою "критическую карьеру" и пытался осознать, зачем он это делает, спрашивал совета у заслуженного критика, как он умудряется писать о музыке. А тот ему в ответ - да а че, я уж 20 лет как пускаю в ход "виртуозность пальцев" и "одухотворенность" (или что-то в таком духе), и ничего, успешно. Так и тут - "она стремится не просто реализовать текст, но одухотворить его, разнообразить фантазией и поэзией" - все всё поняли, да, как "хорошо"?
Вообще, IMHO, абсолютно глупо (хотя я всегда был за "просветительский элемент" в статьях) превращать рассказ о концерте в демонстрацию музыковедческих штампов. Это как бы другая крайность :).
Теперь малость о другом. Типа личное. Про этого самого Никиту (Борисоглебского) - удивительное дело (обычно детские исполнения я быстро забываю) - но мне он запомнился на одном концерте в прошлом году в декабре, когда силами Московской консерватории проходил фестиваль музыки С.С.Прокофьева - он, в общем, удивительно вполне почти по-взрослому сыграл 2-ю сонату СС, и я даже это запомнил, выделив его среди остального в том концерте :) - мне представляется, что потенциал достаточно большой - ну, если, конечно, он не будет задушен манией величия и пост-вундеркиндским периодом созревания, что, к сожалению, так часто происходит :oops: В общем (не могу сказать "советую") предлагаю всем интересующимся тем, что происходит среди молодых музыкантов, не пропустить по возможности концерт с участием Н. Борисоглебского. Может, и я как-нть зайду даже :).
26.10.2004, 20:08
Михаил Лидский
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от deitch
По-моему, так пишет человек, у которого нет своих слов.
Я отнюдь не стремлюсь представить автора статьи большим художником слова. Более того, я отнюдь не настаиваю, что приведенная мною статья полна оригинальных, свежих мыслей.
Я всего лишь хочу сказать, что статья корректно описывает концерт, не содержит ошибок, личных выпадов - автор держится достойно и скромно, - хотя и критические замечания в ней имеются:
Цитата:
Порой оркестр и вовсе заглушал солистку, которая в целом держалась несколько робко... ...овации публики, простившей все шероховатости ансамбля вроде неточных вступлений духовых.
Цитированные Вами высказывания и в самом деле достаточно банальны, но от этого сказанное г-жой Кривицкой не перестает быть правдой. На мой взгляд, в нынешней ситуации, когда музыкальные обозреватели склонны демонстрировать стилистические изыски, публикуя статьи невежественные - как по содержанию, так и по форме (примеры неоднократно приводились на форуме), - статья Е.Кривицкой вполне может быть названа хорошей.
26.10.2004, 20:20
Михаил Лидский
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Tristan
Мне, честно говоря, также статья показалось журналистски довольно беспомощной. Таким языком IMHO сочинения или изложения в учебных заведениях пишут
Об этом я уже написал в ответе Deitch'у: возможно, журналистски статья и не блестяща, но на мой взгляд, это не имеет принципиального значения (не имею в виду коммерческий аспект проблемы).
Цитата:
Сообщение от Tristan
Более того, как мне кажется, по статье не видно, что это был действительно ХОРОШИЙ концерт, а не выпускной музучилища, например.
А что, по Вашему мнению, должно быть написано в статье, дабы убедить не слышавшего концерт читателя в том, что концерт был хорош?
Когда я назвал этот концерт хорошим, я, разумеется, имел в виду соответствующий контекст: это был концерт студентов, а не готовых артистов. И в этом качестве он был хорош (2-е отделение, по крайней мере). Мне кажется, что статья Е.Кривицкой дает о нем вполне адекватное представление.
Что касается выпускного музучилища, то разве что девальвация оценок может быть причиной того, чтобы о выступлении на экзамене говорили так, как пишет рецензент "Культуры" об игре г-жи Корепановой.
Цитата:
Сообщение от Tristan
Знаете, я бы промолчал, если бы эту статью привели в качестве отзыва на чей-либо концерт, но в качестве примера _хорошей_ статьи она, как минимум, удивительна.
Об этом опять же см. выше. Если бы Вы могли прислать сюда лучшие статьи из газет, был бы Вам признателен. Можно было бы и обсудить.
26.10.2004, 21:32
Михаил Лидский
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Алексей
"как" не было.
Ну, может быть, недостаточно детально, но все же было. Еще раз подчеркну, что это был не обычный концерт, а своего рода "выставка юных дарований".
Борисоглебский - с блеском продемонстрировал виртуозность и кантилену, завидное мастерство, хорошую сценическую выдержку, его игра эмоциональна и темпераментна (прошу извинить неуклюжесть этой фразы - я более или менее механически пересказываю соответствующие места статьи).
Кулешова - показала отличные верха, но ее было плохо слышно и держалась она робко; поэтому (это уже мой вывод - думаю, правильный) впечатление от ее пения невнятное.
Корепанова - явно произвела на рецензента сильное впечатление как уже вполне серьезный интерпретатор:
Цитата:
В ее интерпретации концерт действительно передает чувства "трагического смятения и поиски внутренних сил преодоления страдания". В эмоциональной шкале солистки важную роль играют градации пиано, позволяющие ей максимально точно интерпретировать детали брамсовской динамики. Жаль, что, хотя дирижер и оркестр стремились поддержать намерения солистки, на деле это не всегда удавалось, в отдельные моменты мы скорее видели, чем слышали, как играет рояль.
Кроме того, говорится, что Корепанова переняла многое от своего профессора (тут, правда, некоторая неясность: по-видимому, молчаливо предполагается, что Э.К. Вирсаладзе в трактовках романтиков несколько "суховата"), но при этом
Цитата:
ей не чужды и драматическая взволнованность, энергичный жест, без которого невозможно сыграть мощный финал брамсовской "симфонии с фортепиано".
Несколько критических замечаний сделано в отношении оркестра.
Думаю, для газеты этого вполне достаточно, особенно если сравнить с тем, что в них обычно пишут - в лучшем случае, "я сошла с ума" /(с) Регардс/, а в худшем (Варя, извините меня пожалуйста: ) -
Цитата:
Рассказывают, что, уже подлетая к Москве, Бэттл подралась в самолете, затем поругалась в гостинице со всеми, с кем только встретилась, начиная от горничной, заканчивая менеджерами, затем, купив в магазине банку икры и обнаружив в другом такую же - дешевле, пыталась первую вернуть обратно со страшным скандалом.
Все познается в сравнении, как говорится...
26.10.2004, 22:31
deitch
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Михаил Лидский
Я всего лишь хочу сказать, что статья корректно описывает концерт, не содержит ошибок, личных выпадов - автор держится достойно и скромно, - хотя и критические замечания в ней имеются.
Т.е. вы хотите сказать, что статья не отвратительна. Признаю. :roll:
Цитата:
Сообщение от Михаил Лидский
Цитированные Вами высказывания и в самом деле достаточно банальны, но от этого сказанное г-жой Кривицкой не перестает быть правдой.
Правда не банальна.
Цитата:
Сообщение от Михаил Лидский
На мой взгляд, в нынешней ситуации, когда музыкальные обозреватели склонны демонстрировать стилистические изыски, публикуя статьи невежественные - как по содержанию, так и по форме (примеры неоднократно приводились на форуме), - статья Е.Кривицкой вполне может быть названа хорошей.
В принципе, я не слежу за муз. журналистикой. Из муз. журналистов лично знаю только Илью Овчинникова. По-моему, то что он делает гораздо интереснее с проф. точки зрения. Впрочем, это - субъективно, конечно.
26.10.2004, 22:44
Михаил Лидский
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от deitch
Т.е. вы хотите сказать, что статья не отвратительна. Признаю.
:appl:Именно это я и хочу сказать. Особо подчеркиваю это потому, что о множестве статей других муз.обозревателей я так сказать, увы, не могу.
Цитата:
Сообщение от deitch
Правда не банальна.
Да, конечно. :-)
Цитата:
В принципе, я не слежу за муз. журналистикой. Из муз. журналистов лично знаю только Илью Овчинникова. По-моему, то что он делает гораздо интереснее с проф. точки зрения. Впрочем, это - субъективно, конечно.
Пожалуйста, пришлите сюда статью Ильи Овчинникова по Вашему выбору. Мне кажется, ее обсуждение могло бы быть плодотворным. Может быть, даже присутствующие на форуме журналисты примут в нем участие. Заранее спасибо.
26.10.2004, 23:26
deitch
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Не далее как сегодня между нами произошёл след. разговор:
Вот URLы, которые он прислал:
27.10.2004, 07:52
Михаил Лидский
Re: Хорошая статья про хороший концерт
А знаете, Deitch, мне статьи Ильи Овчинникова скорее нравятся (я зашел в полный список его статей и прочитал несколько). Приятно удивлен. :-)
Я, кажется, помню этого юношу - ведь это сын пианиста и альтистки? К тому же, ученик моего экс-студента Яши Кацнельсона. Так что, вполне приемлемый уровень легко объясним. :lol:
Заметен некий "антиромантический" крен, но это с годами должно пройти:-) . Не могу сказать, чтобы мне статьи Овчинникова нравились более статьи Кривицкой (последняя кажется мне все же несколько более содержательной и менее водянистой, что ли), но тем не менее...
Спасибо.
27.10.2004, 07:54
Дмитрий Ларош
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Равель - инструментовщик...
;-))))))))))))))))))))))))))))))):tomato:
27.10.2004, 10:04
deitch
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Михаил Лидский
Спасибо.
пжлст пжлст :roll:
27.10.2004, 10:31
Olorulus
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Кривицкая дело знает. Это так же очевидно, как и то, что статья скучна. Очевидно, кроме "правдивого отчета" (в т.ч. опирающегося на профессиональные знания) нужен еще писательский талант. А он, к сожалению, в рецензии не просматривается.
У "журналюг" как раз часто наблюдается обратно: ловко писать они научились (есть такой понятие -- дар рассказчика), им бы еще подбавить объективности и профессионализма (чтоб Антона Рубинштейна с Николаем не путали) и будет совсем хорошо. 8)
27.10.2004, 13:58
До ля
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Olorulus
кроме "правдивого отчета" (в т.ч. опирающегося на профессиональные знания) нужен еще писательский талант.
А мне нравились статьи Бориса Филановского. Жаль, теперь он меньше обозревает. Последее, что читала про ЁOлимьюзик
- совсем уже не то, что бывалочи. :cry:
А вот писал, видимо, для души. Никто не теребил, не стоял над ним с ножом "срочного отчета":
горячо-холодно
Зима похожа на Средние Века. Воздух не занят событиями. Это потому, что звук на холоде вянет, не летит. На дереве нет украшений, оно одноголосное. Злокаменный собор торчит как дерево, в нем даже летом холодно. Зимой и дерево может звенеть как камень. Литография. Ксилофония: ветки разнообразно трещат. Когда я в 1-й раз увидел Кёльнский собор, был сырой акварельный ноябрь. Но он вокруг, а собор весь ушел в зиму, давно, как только построили. Освещен сине-зелеными прожекторами, сморчок ядовитый, сатанинский гриб. Во Франции историческая зима не так сурова, одноголосие потеснилось раньше. Если на весы бросить всю их готику против Кёльнского собора, французы взлетят на воздух.
Петр Чайковский родился весною, скончался симметрично, а больше всего зиму любил. Первая симфония Зимние грезы. Флейта с фаготом разбежались по октавам, как пристяжные без коренника. Тему ведут. Меж ними пустота, это дистанция между черным и белым. Глазу просторно, зим фония. Спит оркестр как медведь, кончится тема у дудок - проснется и пойдет шататься по хладным тональностям. Зимой Шуберт плохо себя чувствовал и стал писать Зимний путь, летом перестал и продолжил поздней осенью, закончил опять зимой, уже последней. Рояль тогда был еще не рояль, а хаммерклавир, звуки из него торчали как каменные шпили. Шпильклавир, колоть тенора-мазохиста. Теперь рояль стал жиже, водопиано. Очень гуманно. Чем дальше вспять, тем холоднее музыку слушать. Клавесин - колючий шерстяной свитер на голое ухо, пользуются им большие любители. Орган жжет как сухой лед. Хильдегарда подыгрывала себе на маленькой арфе, как кифаред, щипля ея сладострастно. Доступная зима средних веков, тонкая и стильная. Дизайн in aeternum: точим невидимую иголку, в небеса тычемся. Про одного совр. композитора написали, что у него отточенная звуковая палитра. А что- Небесное царство силой берется. Истончается летняя плоть, и остается позвоночник, ствол. Древо музыки. Корневая система в возрасте, 1 тыс. лет. Господи, скажем честно, по-стариковски: велик ты, Господи. Уж сколько времени ч-к восхваляет профессионально, попривык Master! У него Св. Дух - белый шум, сипит где хочет, Master увидит шприц-собор, сядет на иглу. Рече безумец в сердце своем: Бог умер. От передозняка духовной музыки снизу. Смерть моя в игле - Лахенман поломал. Но и это энергия, запас акустических жиров. Худеет ухо на бесплотном морозе? Употребляйте зимнюю музыку, в ней содержатся все необходимые вашему внутреннему стержню минеральные существа и амфетамины.Статья со скидкой, не в сезон. В жару напоминать, как она звучит - станет еще жарче. O Lebensbдume, o wann winterlich? Когда придет зима-диета, про музыку лета буду писать. Греться.
27.10.2004, 14:34
deitch
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Ну, это уже гораздо дальше, чем журналистика. Очень славно. :angel:
27.10.2004, 14:41
Tristan
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Михаил Лидский
А что, по Вашему мнению, должно быть написано в статье, дабы убедить не слышавшего концерт читателя в том, что концерт был хорош?
Я не уверен в том, что описание технических ляпов или, наоборот, технических удач должно занимать какое-то существенное место в статье в том случае, если это не оказало какого-то серьезного влияния на художественное впечатление от концерта. Вот об этом-то впечатлении, о произведениях (если они не общеизвестны) и об особенностях их интерпретации (всегда), об особенностях именно описываемого концерта, о его "месте в музыкальной жизни" вообще и рецензента в частности мне было бы интересно прочитать. Все это помогло бы мне понять: имеет ли смысл в следующий раз пойти на концерт этих исполнителей, купить ли CD, записанный ими?
Цитата:
Сообщение от Михаил Лидский
Об этом опять же см. выше. Если бы Вы могли прислать сюда лучшие статьи из газет, был бы Вам признателен. Можно было бы и обсудить.
Присоединяюсь к мнению Deitch'а о статьях Ильи Овчинникова.
Хорошими (даже при том, что я не всегда согласен с оценками, приводимыми в них) мне представляются также статьи Ольги Комок -
27.10.2004, 14:41
Михаил Лидский
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
горячо-холодно
Да, но ведь это и в самом деле несколько из другой оперы...
27.10.2004, 15:14
opus_posth
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Tristan
об особенностях их интерпретации (всегда), об особенностях именно описываемого концерта
Ничего этого как раз-таки в исходной статье потока не наблюдается, но предъявлять претензии автору её по крайней мере странно, ибо, как я понимаю, целью этой статьи вовсе и не было раскрытие каких-то "глубин" - её целью было простое упоминание некоего события и не более того.
Т.е. весьма скромная и без претензий.
Я бы так выразился: это не "хорошая" статья, а "добренькая" и т.с. "проходная", стереотипная.
Но ведь глубокое содержание вовсе не было её целью !
Поэтому я не стал бы отпускать иронические реплики в адрес автора, которому было неведомо намерение некоторых доброжелателей выставить сию статью как образец передовой музыковедческой мысли.
Можно легко догадаться, что цель цитирования статьи на форуме лежит вовсе не в музыкальной плоскости, а в плоскости сохранения хороших личных отношений всех упомянутых в ней, а также цитирующих её лиц, в чём, впрочем, не вижу ничего плохого :-)
Единственное что - предлагаю не смешить друг друга, всерьёз обсуждая её.
К тому же, как опять же легко догадаться из последующих постов зачинателя потока, данное цитирование было необходимо, чтобы лишний раз "устыдить" и пнуть "неугодных" критиков. Не будем показывать пальцем.
Короче, дело яйца выеденного не стоит.
27.10.2004, 15:44
Михаил Лидский
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Tristan
Я не уверен в том, что описание технических ляпов или, наоборот, технических удач должно занимать какое-то существенное место в статье в том случае, если это не оказало какого-то серьезного влияния на художественное впечатление от концерта. Вот об этом-то впечатлении, о произведениях (если они не общеизвестны) и об особенностях их интерпретации (всегда), об особенностях именно описываемого концерта, о его "месте в музыкальной жизни" вообще и рецензента в частности мне было бы интересно прочитать. Все это помогло бы мне понять: имеет ли смысл в следующий раз пойти на концерт этих исполнителей, купить ли CD, записанный ими?
Пожалуй, согласен, но мне кажется, что статья Е.Кривицкой в большой мере удовлетворяет этому критерию - в особенности учитывая особый характер рецензируемого концерта. Впрочем, тут важно одинаково понимать термины, а следовательно, этот разговор можно продолжать в потоке "Теория и практика".
Цитата:
Сообщение от Tristan
Хорошими (даже при том, что я не всегда согласен с оценками, приводимыми в них) мне представляются также статьи Ольги Комок -
Ознакомился с рецензией на концерт ансамбля Florilegium в Глазуновском зале ЛГК (), благодарю Вас. Признаюсь, я довольно далек от т.н. early music, поэтому судить по существу темы едва ли могу.
Стилистически статья кажется мне корректной, но едва ли много больше того. Не без претенциозности: мне кажется, автор берет на себя слишком много, когда судит о "причинах недоуспеха" исполнителей - откуда бы Ольге Комок знать это наверняка? Всегда ли мы можем знать причины событий? Вероятно, это лишь предположение г-жи Комок, но тогда, на мой взгляд, его следует высказывать в адекватном тоне, а вовсе не безапелляционно-утвердительно.
Не думаю, что корректно упрекать исполнителей в том, что на их концерте "не было чуда". Можно подумать, что чудеса случаются, как грибы после дождя вырастают. И упрек в том, что было скучно, - профессионален ли? Мало ли, кому и отчего бывает скучно... Думаю, большей части народонаселения от любой непопсовой музыки будет скучно. Вдруг рецензент был не в настроении, не вполне здоров, чего-то не понял... Я полагаю, такие оценки следует мотивировать более тщательно, тем более, что издание "Laterna magica" - не обычная ежедневная газета.
.
27.10.2004, 16:00
Zub01
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Olorulus
У "журналюг" как раз часто наблюдается обратно: ловко писать они научились (есть такой понятие -- дар рассказчика), им бы еще подбавить объективности и профессионализма (чтоб Антона Рубинштейна с Николаем не путали) и будет совсем хорошо. 8)
Ну Вы хватили :). Вы еще потребуйте от всех музыкантов какой-то образованности или духовных глубин, отличающихся от просто-интуитивной техники по молодости, которая часто к зрелому возрасту наглядно являет свою реальную сущность - внутреннюю пустоту и попсовость (e.g. Кремер). Это в 18 веке общество могло себе позволить требовать университетского образования от музыкантов, занимающих мало-мальски приличные должности, а в современных условиях это сложновато, а так на худой конец поблещет какой-нть Спиваков со своей бесконечной болтовней на типа околобиблейскую тематику, вроде "евангелистских мыслей" -
см.
Впрочем, справедливости ради, нашлись образованные редакторы, которые преобразовали все-таки это в правильные слова в других местах. Но какая же это неуместная ассоциация, скажем так... см.
То есть я к тому, что все-таки хорошо, что есть Туровы-Поспеловы-Бедеровы, которые вносят какую-то живость, интерес, дискуссионность супротив разного рода мертвечинки вроде цитированного писания мадам Кривицкой. Но все же я надеюсь, что уважаемая Евгения (запамятовал отчество - Александровна (?), Ароновна (?) ) простро выпекла блин комом, и в дальнейшем будет что-то более осмысленное, коли она будет продолжать и если это писание не было заказухой насчет Г-штейна и молодых талантов. К счастью, я не "все-таки музыкант", а то я подумал бы, что кабы так отозвались о моем гипотетическом концерте, я бы, наверное, расстроился сильно... (хотя, в общем, довольно все равно, но все же если была допустимость пожеланий, я хотел бы выглядеть все-таки живым человеком - например, играющим в слона - см. напр.
).
Насчет сочетания "профессионализма" с "даром слова" вспоминаются, например, Прокофьев... Онеггер. Хотя оба они по Лидскому пошли бы однозначно в необъективисты и клеветаторы, поскольку "предвзяты" и т.п. (подумать только, как Онеггер посмел наехать на такую святыню, как 9 симфония Бетховена.... Тут не замай какой-нть септет Сен-Санса только потому, что Сен-Санс, а тут такое... ) А про Прокофьева и говорить нечего... Как он, скажем, опускал очень интересный "композиторский пианизм" (сколько раз Вы слушали? Сколько раз изучали партитуру?) какого-нть Станчинского. Впрочем, ср.
Я не уверен, что "критика в нашей стране не играет роли", как сказал avchep. Для части снобов, противопоставляющих себя "быдлу" (Gtn - кажется, Вы упоминали про "быдло", дык я вот вышел из детского возраста и я - безусловно - "быдло" - вместе со всеми) - может быть. Но все-таки тут - ок, за многими ошибками - высказывается нечто важное, и стимулируется производство качества от музыкантов, а не культивируется почивание их на лаврах и т.п. и т.д. Я знаю достаточное количество "быдла", приучившихся к музыке именно через Туровско-Поспеловский стиль, потому что им стало интересно.
"Страшно далеки они от народа" (вспомнилось из Ильича) - это я про Кривицкий стиль и поучения Лидского о том, как надо писать, когда "глубина" и компетентность выражается исключительно в анализе вступления валторн и цельности подачи главной и побочной партий и т.п. Наверное, бедные, они думают, что народ ходит на концерты, слушать в миллионный раз какой-нть концерт Рахманинова живьем исключительно чтобы проанализировать вступления валторн или подачу ГП\ПП в их взаимосвязи... Как будто ученые профессорши и дамы бальзаковского возраста (безусловно, глубокие знатоки), не подрагивают от "плечистости" какого-нть Мацуева или в глазках старичков не играет огонек от вида нового платья Кати Мечетиной :). Я не говорю, что эротизм - основная составляющая, я говорю о том, что это нераздельно, и ничего такого нет в том, чтобы писать о Кэтлин Бэтл и т.п. Публичная профессия подразумевает публичность и не надо лицемерить :).
Больших глупостей говорения об исполнении, чем "не просто реализация нотного текста, а..." или "данный дирижер не терпит интонационных погрешностей" мне представить довольно трудно :).
Хотя я согласен с тем, что Евгения А. (?) Кривицкая бы очень удивилась, кабы узнала, что ее писание было выставлено в качестве "образца".... (согласен с opus posth'ом)
Про сексуальную плечистость Мацуева - это не я выдумал, см.
:appl:
(Илья (Блинов) - это все ведь немножко извиняет "провинциальность", о которой Вы как-то писали).
А насчет "постепенного роста" - я думаю, все устаканится постепенно: журналюгам желаю все решительнее выходить на "серьезность", а исполнителям лучше играть и каждый день сдувать с себя налипшую пыльцу божественности и помнить о происхождении своей профессии.
P.S. Я до сих пор не понимаю - может, кроме М.Лидского, мне кто-то объяснит - что же там так написала плохо Бедерова про Горенштейна в том многократно цитированном абзаце, и что там на самом деле надо было написать...
Из-за леса из-за гор (из града Пусана) появился вдруг некто Горенштейн, которому сначала создали какой-то сомнительный, а потом дали некогда хороший оркестр, и первый концерт надо было сразу же возносить до небес? Идея про "поживем-увидим" там была четко высказана, так же как и естественное недоумение от "из-за леса из-за гор", разделяемое значительной частью "быдла".
27.10.2004, 16:10
opus_posth
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Михаил Лидский
Вдруг рецензент был не в настроении, не вполне здоров
Хотел предоставить только эту цитату для всеобщего глубокого обдумывания, но мне помешало странное требование ПО форума ввести сообщение длиной не меньше 15 символов.
Я так понимаю, что "квант мысли" может иметь вербальное выражение длиной никак не менее 15 символов :)))
И вообще, в психологическом плане любопытно предположение, высказанное в цитате относительно некоего рецензента: т.е. здоров ли он, если имеет мнение, отличающееся от нашего ? :-)
Однозначно.
27.10.2004, 17:06
Tristan
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Михаил Лидский
Я полагаю, такие оценки следует мотивировать более тщательно, тем более, что издание "Laterna magica" - не обычная ежедневная газета.
.
Laterna Magica - это ансамбль автора статей. А внизу под каждой статьей на странице, сслыку на которую я приводил, стоит указание в каком издании оно было опубликовано.
27.10.2004, 17:19
Zub01
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Чуть-чуть в сторону, но все равно. По-моему, совершенно все в порядке с "объективностью" (или попыткой к ней, желанием обозревать "непредвзято", т.е. так как оно есть). Вот цитированная мной раньше статья Бирюковой про РНО в этом году:
Цитата:
...После нынешнего ее {симфонии} исполнения - прекрасного по звуку, не по-плетневски эмоционального и торжествующего - за славу оркестра волноваться нечего. Во поле березка стояла, стоит и стоять будет.
Эта же авторша год назад писала в тех же "Известиях", причем ссылка на эту статью имеется в статье по приведенной выше ссылке:
Цитата:
Концерт 3 сентября {2003! г.} показал, что того РНО, который во всем мире известен по записям "Deutsche Grammophon", на сегодняшний день не существует. Не исключено, что со временем новый состав, где теперь много совсем молодых и, как говорят, полных энтузиазма музыкантов, обретет прежнюю стройность и легкость....
27.10.2004, 17:32
Olorulus
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Zub01
Ну Вы хватили :). Вы еще потребуйте от всех музыкантов какой-то образованности или духовных глубин, отличающихся от просто-интуитивной техники по молодости, которая часто к зрелому возрасту наглядно являет свою реальную сущность - внутреннюю пустоту и попсовость (e.g. Кремер). Это в 18 веке общество могло себе позволить требовать университетского образования от музыкантов, занимающих мало-мальски приличные должности, а в современных условиях это сложновато, а так на худой конец поблещет какой-нть Спиваков со своей бесконечной болтовней на типа околобиблейскую тематику
Леша, я не требую, нет. Но! я конкретно верю, что будущее принадлежит именно и только музыкантам в самом высоком, классическом (античном) смысле этого слова. Блаженны те, кто уже сейчас, тэсэзэть "в эпоху кризиса фсего", понял, что музыка -- это математическая наука.
Я серьезно.
Цитата:
Сообщение от Zub01
Насчет сочетания "профессионализма" с "даром слова" вспоминаются, например, Прокофьев... Онеггер.
И незаслуженно "отъигноренный" Вами Стравинский -- быстрее даже, чем Онеггер, входит в компанию красноречивых (ну не всегда может быть, политкорректных :-)) профессионалов.
27.10.2004, 17:37
Дима
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Zub01
подумать только, как Онеггер посмел наехать на такую святыню, как 9 симфония Бетховена....
А можно вас попросить выложить эту рецензию Онеггера, если она примечательна сама по себе вне того факта, что она о Бетховене. Спасибо, заранее.
27.10.2004, 17:57
Дима
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Olorulus
И незаслуженно "отъигноренный" Вами Стравинский -- быстрее даже, чем Онеггер, входит в компанию красноречивых (ну не всегда может быть, политкорректных :-)) профессионалов.
А чем отличился Стравинский в области критики? Можно ли выложить? Я как-то кроме отдельных завистливых и злобных его высказываний ничего не видел.
27.10.2004, 18:10
Zub01
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Дима
А можно вас попросить выложить эту рецензию Онеггера, если она примечательна сама по себе вне того факта, что она о Бетховене. Спасибо, заранее.
Ок, Дима, к счастью, я храню архив одной мэйл-конфы ( ), в которой я как раз несколько лет назад написал ровно об этом же, и свой тогдашний пост (с небольшими исправлениями собственно моего текста, но, естественно, не текста Онеггера) - предлагаю ниже Вашему вниманию. Я не буду пользоваться тегом QUOTE, чтобы не утомлять большим количеством курсива. Мне трудно "абстрактно" сказать, насколько она покажется "примечательной" лично Вам, но мне она таковой показалась (см. мое "предисловие"). Итак, вот мой тогдашний текст.
==========================
Маленькое предисловие от меня. Я думаю, стоит обратить внимание на "классификацию" суждений о "великих произведениях". Лично мне .... ОБЫЧНО больше всего импонирует "позиция гурона" (комментарий см. в тексте). У меня тоже была эволюция с возрастом - ну, в детстве - отношение как к "богам" - "великие сочинения" не подлежат обсуждению, в юности - критичное отношение ко всему, потом, годам к 27 - опять ... я любил "улыбаться старым взглядам и относиться к великим сочинениям как к таким, которые не допускают "оценочных критериев"", а сейчас, к 32-м - опять взялся за старое (что было в юности), только, конечно, с некоторыми коррективами.
Я сейчас перечитал книжку Онеггера, и вот вспомнилось, что когда я читал ее в юности, эта статья особенно запомнилась тем, что Онеггер "покатил бочку" на САМУ 9-ю симфонию Бетховена, и особенно приятно было прочитать его мнение о ее 3-й и 4-й частях, поскольку то, что 3-я часть мне всегда казалась крайне нудной, а после прослушивания 4-й перед моим мысленным взором всегда вставал большой вопросительный знак, я в 15 своих тогдашних лет был склонен относить к ущербности :). И умный Онеггер выразил как нельзя лучше выразил суть этой неудовлетворенности 4-й частью, которую я не мог тогда выразить словами - он сказал "обещание... не выполнено..." (см. ниже).
Понятно, что ссылка на авторитеты - не аргумент, но в нежном возрасте всегда приятно узнать, что и квалифицированные в соответствующих вопросах взрослые люди разделяют твои взгляды.
Итак, вот заметка Онеггера
------------------------------- Артюр Онеггер. "Бетховен".
из сборника "Заклинание окаменелостей" (1948 г.)
Примечания переводчика (в пересказанном виде - в двойных фигурных скобках: {{ }}
------------------------------- БЕТХОВЕН
В суждениях о таком произведении, как Девятая симфония Бетховена, можно исходить из трех разных позиций. Из них и надо выбирать. Прежде всего, это позиция верующего, который преклоняется перед высокочтимым божеством и малейшее сомнение считает богохульством, а всякую попытку к обсуждению - пустой бессмысленной затеей.
Вера ведь не обсуждается.
Затем, это позиция музыковеда, который снова разбирает все по частям в
надежде почерпнуть еще неразработанную остальными мысль, которую он сможет долго развивать в заметках столь же проницательных, сколь тонких.
Наконец, это позиция простака, пренебрегающего всем сакраментальным ореолом, окружающим шедевр, с тем чтобы слушать его с чистым сердцем и составить о нем собственными силами свое собственное мнение.
Лично я охотнее всего присоединился бы к первой категории, ибо, хотя я уже давно избегаю посещать концерты, где так абсурдно злоупотребляют симфониями этого мастера, я остаюсь, однако, тем же ярым бетховенианцем, каким был в пору моей юности. Но тогда я не имел бы никакой причины браться за перо. Нужно ли пересказывать без должного искусства восхищение, которое испытывали и выражали по поводу этой симфонии самые высокие умы? Вместо того, чтобы цитировать высказывания хотя бы только двух столь знаменитых ее комментаторов, как Вагнер и Берлиоз, не лучше ли было бы отослать читателя к написанным ими страницам? Вот поэтому я выбираю третью позицию - позицию гурона.
{{ Гуроны - племя индейцев. Вольтер сделал гурона, привезенного во Францию, главным героем своей повести "Простодушный" (1767), где его глазами - глазами "естественного человека", судящего обо всем с точки зрения природного здравого смысла - заставил своих читателей взглянуть на современную им эпоху }}
Начало этого произведения - захватывающее. Длительно звучит квинта с
пунктирами, которая приводит к первой экспозиции темы (прелюбопытно ее гармоническое предвосхищение - такой прием Бетховен часто применял в своих последних сочинениях). При этом тоника появляется как бы случайно, так как ее ожидаешь двумя тактами позднее. Примечательно причудливое сжатие вступительной доминанты перед повтором вступления. Но не могу задерживаться больше на всех этих подробностях, которые грозят увлечь меня на путь музыковедческого педантизма.
Позволю себе просто указать, что после нескольких энергичных и мрачных по характеру волн развития наступает великолепнейшая кода. Здесь у медных и деревянных слышится своего рода траурный марш, который поднимается на фоне грозового рокота струнных вплоть до утверждения начального мотива. Красота всей I части совершенна!
Следующее за ней Скерцо целиком построено на одной теме. Так сделано, чтобы Скерцо резче противопоставить Трио, которое, против обыкновения, является двухдольным. Трио - пасторальный напев, сопровождаемый контрапунктом, который переходит от инструмента к инструменту и звучит то выше, то ниже. Меня удивляет, что ни один музыковед еще не указал, что в этом мотиве появляется первый зародыш певучей темы Финала.
{{Онеггер не знал, что А.Н.Серов еще в 1868 г. указал на это обстоятельство}}
Длительно развиваемая музыка Скерцо ни на мгновение не производит
впечатления чего-то просто повторяемого. Противопоставление "di tre e
quattro battute" * обновляет ее ритмический пульс. Скерцо звучит великолепно; всю свою свежесть сохраняет знаменитый эффект литавр.
Adagio molto, образующее III часть симфонии, начинается в си-бемоль мажоре прекрасной спокойной фразой, каждый каданс которой повторяется как эхо духовыми инструментами. Звук фа повышается на полтона и приводит к трехдольному Andante, где поют альты и вторые скрипки. Этот переход, довольно незаметный, породил ряд подражаний, но большей частью неудачных. За первой вариацией следует повтор Andante. Вторая вариация поручена, главным образом, деревянным и валторнам. При всем нашем уважении к гению приходится признать, что звучит эта вариация плохо. Если бы современный молодой композитор принес нечто подобное дирижеру, тот мог бы с полным правом отослать его в школу.
Наконец, последняя вариация (довольно поверхностная) состоит из орнаментов, которые плетут скрипки вокруг гармонической основы, и они очень мало отличаются от наиболее стереотипных итальянских "воркований". А между тем во многих других композициях, и особенно в Вариациях на тему Диабелли, Бетховен подтверждал свою изобретательность в пределах такой формы. Отсюда мы имеем право сделать вывод, что вариации данного Adagio не принадлежат к числу удавшихся Бетховену.
В целом эту медленную часть нельзя сравнить с великолепными Adagio в его больших квартетах или в последних сонатах. Достаточно сравнить ее с Adagio из ор. 106, и станет ясно, что своей славой она обязана литературным комментариям, которые давно уже окружили всю Девятую особым ореолом.
Начало Финала с его резким диссонансом всегда поражает нас своей мощью. Речитативы басов прославлены неоднократными комментариями так же, как и прием повторения тем из предшествующих частей. Данному приему часто подражали композиторы, желая выразить свои душевные переживания.
Экспозиция темы "Оды к радости" осуществляется с великолепным размахом. Это, на мой взгляд, самый прекрасный эпизод Финала. Сознаюсь, я не испытываю никаких симпатий к последующему эпизоду Alla Marcia. Бетховен справедливо презирал все, отдающее военщиной, и показал это неплохо в этой банальной "турецкой музыке" с ее неотвязными "дзинь-дзинь - бум-бум".
Мотив Andante, который служит далее противосложением, излагается могучим унисоном, а следующая за ним фуга содержит в себе некое неистовство, достигающее драматизма в прерывистом скандировании хора. Чередования квартета солистов и хора приводят, наконец, к финальному вихрю. Осмелюсь ли сказать, но все-таки мне кажется, что обещание, заключавшееся в экспозиции, не выполнено: великий гимн, магистральная тема которого позволяла уповать на широкое развитие, свернулся. Быть может, я кощунствую, но да простят мне это, ибо я с полнейшей откровенностью высказываю мои чувства.
Полагаю, что импозантность оформления многих оркестровых партитур нередко вводит нас в заблуждение относительно истинного величия их концепций. Что касается меня, то сверхчеловеческую мощь фигуры этого титана я лучше воспринимаю в Квартете ор. 131, нежели в этой Симфонии.
27.10.2004, 18:12
Михаил Лидский
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Tristan
Laterna Magica - это ансамбль автора статей. А внизу под каждой статьей на странице, сслыку на которую я приводил, стоит указание в каком издании оно было опубликовано.
Ай, да, не заметил. Впрочем, под той статьей, о к-рой я писал, такой ссылки нет.
27.10.2004, 18:16
Михаил Лидский
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от opus_posth
Поэтому я не стал бы отпускать иронические реплики в адрес автора, которому было неведомо намерение некоторых доброжелателей выставить сию статью как образец передовой музыковедческой мысли.
Вранье. Я, зачинатель потока, ясно сфорумулировал свое отношение к этой статье и в каком качестве я здесь ее представляю.
27.10.2004, 18:18
Михаил Лидский
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от opus_posth
...в психологическом плане любопытно предположение, высказанное в цитате относительно некоего рецензента: т.е. здоров ли он, если имеет мнение, отличающееся от нашего ? :-)
Однозначно.
Передергивание. "Скучно" - это не мнение, а эмоциональная реакция.
27.10.2004, 18:35
До ля
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Михаил Лидский
Да, но ведь это и в самом деле несколько из другой оперы...
Я привела этот отрывок, как пример умения автора владеть пером.
При том, что Филановский композитор, он пишет, согласитесь неплохо. Если Вам интересно, можете сходить по данной ссылке
Статьи старые, но читаются (во всяком случае мною) все с тем же интересом, что и 4 года назад. Тем более, что я сходила еще на один концерт Кремера и еще раз утвердилась в справедливости статьи Филановского, что положение в Большом зале мало изменилось, что...
27.10.2004, 18:54
Zub01
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Olorulus
Леша, я не требую, нет. Но! я конкретно верю, что будущее принадлежит именно и только музыкантам в самом высоком, классическом (античном) смысле этого слова. Блаженны те, кто уже сейчас, тэсэзэть "в эпоху кризиса фсего", понял, что музыка -- это математическая наука.
Я серьезно.
Да все ОК, я тоже в это верю (и тоже серьезно). Кстати говоря, вот я тут сменил подпись (если обратили внимание) от Витгенштейна к Лейбницу. Я раздумывал повесить подпись из Лейпцигского энциклопедического словаря конца 17 века или около того (процитировано во вступлении к книге К. Вольфа про Баха) - что "музыка - это род математической науки, посредством коего..." и т.п. Но у Вольфа это на английском, надо бы раздобыть немецкий оригинал для этого :).
....и я думаю, что наиболее подвинутые журналюги тоже это все вполне понимают. По мне, журналисты - это что-то вроде таких комнатных собачек, которые с одной стороны как бы и не нужны с сугубо возвышенных позиций, а с другой стороны, они имеют очень даже большой смысл в жизни. Ну, типа отечественных "правозащитников" или "демократов", скажем. Вроде как и бессмыслица, но без них - никак. К той же категории относится армада разного рода "все-таки-музыкантов" :).
Цитата:
И незаслуженно "отъигноренный" Вами Стравинский -- быстрее даже, чем Онеггер, входит в компанию красноречивых (ну не всегда может быть, политкорректных :-)) профессионалов.
ОК, конечно (собсно, я ведь написал, что просто в голову пришли эти именно эти друзья - Прокоша с Онеггером). А Стравинского, по правде говоря, я недолюбливаю (имея ввиду его прозу), потому что, IMHO - соглашусь с Димой - в большинстве случаев просто зол. Откровенно зол в самом кондовом понимании этого слова, даже когда он писал и в "политкорректном" стиле. Лидский, хоть тоже склонен к истеричности, вот все-таки не зол ("по-настоящему"), например :). Но в любом случае (с чего разговор-то начинался) - разумеется, Стравинский "объективно" должен быть причислен к (довольно обширному) списку "профессионалов", "владеющих словом".
27.10.2004, 20:23
Дима
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от Zub01
Я сейчас перечитал книжку Онеггера, и вот вспомнилось, что когда я читал ее в юности, эта статья особенно запомнилась тем, что Онеггер "покатил бочку" на САМУ 9-ю симфонию Бетховена
Я люблю подобные разборы сочинений с выявлением их достоинств и недостатков. Именно при разборе и сравнении с другими сочинениями в одном жанре можно увидеть, что стоящее, а что нет.
Но после всего, что написал Онеггер, удивляет отсылка на op.131 как пример достижения Бетховена - в то время как 14 квартет это музыка беспомощного композитора. Говоря так, скорее всего Онеггер-гурон здесь уже находился на другой позиции - в положении 2 или в соответствии с его же пунктом 1.
27.10.2004, 21:33
Михаил Лидский
Re: Хорошая статья про хороший концерт
Цитата:
Сообщение от До ля
Я привела этот отрывок, как пример умения автора владеть пером. При том, что Филановский композитор, он пишет, согласитесь неплохо.
Перо бойкое, ничего не скажешь. Но есть хамство - например, "всякие Караяны". Помилуйте, Нина Николаевна, неужто Вы благосклонно отнеслись бы к такому высказыванию о Вашем дорогом усопшем?
Хамство - помимо прочего, признак ограниченности ума, как мне кажется. Вроде как - других средств нету. И неприятно верхоглядство - слова, бросаемые на ветер про то, про се, а вот кстати... - кажется, неосновательно.
Эстетически этот автор мне весьма чужд, хотя явно талантлив. Любопытно было бы ознакомиться с его музыкальными сочинениями - думаю, это помогло бы мне лучше понять, стоящий ли человек, или "охота есть, да мало мозгу". Тематика статей довольно специфична - рецензий на концерты с "нормальными" академическими программами среди них я не нашел.
Но спасибо, любопытно. Хоть хамство и мерзко.