-
Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Посоветуйте, пожалуйста: как быстро научиться отлично читать с листа?
Дело в том, что когда меня учили читать с листа, то учили так: внимательно просмотреть весь текст, выявить возможные трудности и мысленно проиграть их. А затем читать ноты в более медленном темпе без остановок, даже если ошибся. Проблема вот в чём: прочитать с листа в более медленном темпе, не обращая особого внимания на оттенки можно. А вот когда к тебе приходит какой-нибудь скрипач, кларнетист или ещё лучше того певец дает ноты аккомпанемента и просит подыграть ему, то садишься за рояль и играешь всё в темпе в характере, чтобы солисту тоже приятно было петь или играть и со усякими там агогическими моментами ( касающихся дыхания у духовиков и певцов). :eyecrazy:Вобщем, надо читать с листа так, чтобы не ударить лицом в грязь, как говорится. :appl::appl:А то какому солисту понравится играть с концертмейстером, который фальшивит и ошибается, тем самым играя с солистом не вместе?……:tomato: Поделитесь мыслями по этому поводу! Как добиться не просто хорошего, а блестящего результата в читке с листа? Нужны ли для этого врождённые способности или это добивается только практикой, т.е. каждый день понемножку читать всё, что попадётся из нотного шкафа???:grab:
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Значит так. Пока не пришли концертмейстеры ( сама очень люблю аккомпанировать, но поскольку первый инструмент скрипка...) - чисто теоретически.
Играть все, что под руку попадется из возможного репертуара - хорошая идея. Техническая подготовка - чтобы в принципе могли сыграть то, что первый раз видите так, как этого требует подготовка солиста. Тренировать зрение - уметь в ноты смотреть далеко вперед, все замечая. Если что - уметь схватить главное из текста, что-то не сыграть, но не ляпнуть мимо. Что еще? Параллельно с этим чувствовать солиста. Перечитала. Тру-у-удно это. Легче играть соло.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Одна из моих знакомых пианисток рассказывала, что с листа раньше читала не очень.
Сейчас, на мой взгляд, она делает это превосходно.
Она мне поведала историю о том, что попала на работу в ВУЗ, где ее начали дрессировать.
Она была концертмейстером с оркестром народников. Ставили её буквально в тупик.
То одно произведение поставят перед ней, то другое. Не успели это сыграть - третье поставили!
Она рассказывала, что её охватывал ужас.
Но играть то надо. И она героически пыталась.
В итоге - блетяще стала читать с листа и в хорошем темпе.
Значит, дрессировка (простите за грубость) - великое дело!
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Читать, читать и ещё раз читать с листа.... Другого совета нет.... :(
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Самсон
Читать, читать и ещё раз читать с листа.... Другого совета нет.... :(
ты абсолютно прав!
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Яло
Значит, дрессировка (простите за грубость) - великое дело!
Дрессировка, конечно, штука правильная, особливо, если к ней подходить с толком. Тупое перелопачивание гор нот само по себе пользы принесет мало. Хитрость, как я понимаю вот в чем. Нужно играть не ноты, а их внутреннее слуховое представление. Вот тут-то и скажется вся польза сольфеджио. Впрочем, если у Вас с ним были проблемы - еще не все потеряно. Старайтесь вопреки всему, пусть и в медленном темпе играть СРАЗУ ВЫРАЗИТЕЛЬНО, желательно, пропевая про себя основуную мелодическую линию. На самом деле, как это ни парадоксально, результат будет лучше, нежели играть только "чистый" текст.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Начинать учиться читать в пять лет. Нет, не издеваюсь. Знаю несколько живых примеров, лучшие пианисты из мне знакомых читают нотный текст, как книжку с буквами. У Вас ведь нет проблем в чтении? В идеале хорошо бы начать учиться читатъ ноты раньше, чем буквы. Но, раз уж не вышло — просто отнеситесь к нотному тексту, как к книге, где Вас интересует сюжет.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Ну, я так и знала, что всё сведётся к дрессировке, поэтому незамедлительно начала этим заниматься:fan:. Впринципе, я это знала, просто интересно совпадает ли моё мнение по этому поводу с мнениями окружающих. Итог: совпадает. Ещё хочу таким образом узнать что-то новое о читке с листа. Итог: узнала. Понравилось сравнение нот с книгой, где меня интересует сюжет. Moroka::appl::appl::appl:Вообще-то это и есть так. Но, как говорится: истина проста и лежина поверхности.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Moroka
Начинать учиться читать в пять лет. Нет, не издеваюсь. Знаю несколько живых примеров, лучшие пианисты из мне знакомых читают нотный текст, как книжку с буквами.
Лично я начал заниматься серьезно музыкой и игрой на фортепиано только в 11 лет. И ничего - не жалуюсь. По крайней мере, пока была практика - читал ноты очнь сносно.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Мельниченко Майя
Ну, я так и знала, что всё сведётся к дрессировке, поэтому незамедлительно начала этим заниматься. Вообще-то это и есть так. Но, как говорится: истина проста и лежина поверхности.
Странно, что Вы не заметили позитивный моментв моем совете - поверьте - это не просто красивые слова. Есть исследования на эту тему - почти все приходят к выводу, что чтение нот, это, проежде всего - "внутренее предуслышание" нотного текста. Здесь, таким образом, можно выявить два этапа: преобразование нотного текста "внутренним" слухом в звучащее представлние, второй - игра "по слуху" - а не "по нотам". Если этих навыков нет - то Вам придется туго. Впрочем, еще не все потеряно - лучший способ развить эти способности - ЧРЕЗМЕРНО ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ игра нот сразу, пусть и в очень спокойном темпе. Попробуйте - сэкономите много времени.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Самсон
Читать, читать и ещё раз читать с листа.... Другого совета нет.... :(
По-моему тоже!Совершенно с тобой согласна!
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Есть одна ошибка,которую часто делают(и я в том числе-до сих пор):oops: - когда так вдруг просят почитать с листа,не надо пытаться играть ВСЕ ноты сразу,это нереально.Нужно попытаться вычленить из фактуры,грубо говоря,бас и мелодию,и их в основном играть.А если по пути успеется что-то еще-прекрасно!И надо внимательно слушать солиста-обычно тогда сразу понятно,где какие цезуры и т.п.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Chamber
Есть одна ошибка,которую часто делают(и я в том числе-до сих пор):oops: - когда так вдруг просят почитать с листа,не надо пытаться играть ВСЕ ноты сразу,это нереально.Нужно попытаться вычленить из фактуры,грубо говоря,бас и мелодию,и их в основном играть.А если по пути успеется что-то еще-прекрасно!И надо внимательно слушать солиста-обычно тогда сразу понятно,где какие цезуры и т.п.
Совершенно согласна. Так же, как и с высказыванием Мороки о прочтении книги. Действительно, прочитать каждую нотку парактически невозможно, поэтому играю только важное (со временем наУчитесь видеть это самое важное). Ведь и читая книгу, мы не вычитываем каждое слово, а выхватываем глазами целые предложения, иногда и абзацы...
Зато характер старайтесь прочувствовать сразу. Но об этом тоже уже говорили.
Удачи!
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Fire
По-моему тоже!Совершенно с тобой согласна!
То есть, Вы отрицаете возможноть методически ускорить процесс обучения этому навыку, а полагаетесь только на "количественный" метод? Ну-ну...
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
[quote=Solnyshko;361436]... Действительно, прочитать каждую нотку парактически невозможно, поэтому играю только важное (со временем наУчитесь видеть это самое важное). Ведь и читая книгу, мы не вычитываем каждое слово, а выхватываем глазами целые предложения, иногда и абзацы...
Конечно, если в тексте, который я читаю с листа сложная подголосочная или аккордовая фактура, то читаю в главную очередь бас, верхний голос, а там уже что глаза увидят, а мозги переварят и успеют передать информацию мышцам. :lol:Но вот насчёт книг... :-?:-?я, например, читаю все слова. Ну, кроме, наверно, многочисленных реплик автора в диалоге героев. Как-то не получается за одну секунду пробегать глазами целый обзац и понимать смысл написанного во всех необходимых деталях. :-(Бегло читая, можно же и что-нибудь интересное пропустить. Тем более иногда писатели такие интересные фразы пишут:fan:: красиво-упоительные, с философским смыслом, двусмысленные, над которыми надо задуматься, или точно описывающие, простые до удивления.Возьмите почитать того же Булгакова или Драйзера, или Мопассана.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Добрый вечер:-o!
Очень интересная и наверное одна из самых волнующих муз. тем современности:-P.
Жаль, что в учебных заведениях России это не практикуется. У струнников нот поменьше, конечно, но тренировка никогда не бывает лишней.
Мне помогает предварительное визуальное изучение текста, кое где аппликатурку проставить, самое главное быть в теме, т.е. в музыке, иначе бесполезно, нужно нацеливать свой слух воспринимать по максимуму вокруг. А еще реакция молниеносная Играешь один такт, а глазами уже готовишь следующий.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Мне кажется, что у пианистов с чтением с листа проблемы только тогда, когда они не могут играть, не глядя на клавиатуру. Только начнут выискивать клавиши, сразу теряют и текст, и солиста.
Поэтому, если проблема в этом, то нужно тренироваться без взгляда на клавиатуру. Если этот этап пройдет успешно, то все остальное - гораздо проще.
Как метод можно использовать и такое: открываете первую попавшуюся страницу, смотрите на первую строчку несколько секунд и играете ее наизусть (не глядя на клавиатуру). И для начала даже не важно, что не все запомнили. Количество того, что запомнили со временем возрастет. Если со строчкой проблемы, то запоминайте, например, один такт или небольшую фразу (2-3 такта).
Можно переиграть гору литературы, но так и не научиться читать, если будете останавливаться и исправлять ошибки.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Ещё хочу таким образом узнать что-то новое о читке с листа.
где-то в разделе музыкальное образование есть поток "софт Моцарт" , или что-то в этом духе. к сожалению, нет сейчас времени искать - я сама подробно этим не занималась, но авторы утверждают, что их метод позволяет даже маленьких детей обучать игре с листа с легкостью чтения книги.
хотя лично полностью согласна со всем выше сказанным:-)
практика, практика и еще раз практика, но самое главное с применинем серого вещества!:fan:долой тупую дрессировку:tomato:
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
murom
Как метод можно использовать и такое: открываете первую попавшуюся страницу, смотрите на первую строчку несколько секунд и играете ее наизусть (не глядя на клавиатуру). И для начала даже не важно, что не все запомнили. Количество того, что запомнили со временем возрастет. Если со строчкой проблемы, то запоминайте, например, один такт или небольшую фразу (2-3 такта).
Можно переиграть гору литературы, но так и не научиться читать, если будете останавливаться и исправлять ошибки.
:appl:
Гениально! И при этом, что может быть проще:solution:. Благодарю за ценный совет!
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
еще пришла в голову мысль: важно избывиться от своебразного комплекса, страха сделать ошибку при чтении с листа . Особенно когда приходится читать с листа прямо на сцене, да еще с партнером. Чего греха таить, ведь такое случается частенько.
Мне кажется здесь можно провести аналогию с разговором на иностранном языке: учишь -учишь, вроде и словарный запас большой, и грамматику знаешь, а сказать ничего не можешь.......
Так ведь и с чтением с листа бывает - вроде и технически оснащенный пианист, и со слухом все в порядке, и навык есть..... а не идет.
Я стала хорошо читать с листа когда начала работать концертмейстером. Класс мне достался большой, а репертуаром не владела совершенно...... все время новые ноты, каждый день и на каждом уроке..... Надо сказать, через неделю ни страха ни больших потерь при чтении с листа не было. Просто некогда было бояться и думать об ошибках - играть надо!
Так часто и с языками - учишь годами, и почти ничего сказть не можешь, попал в среду - деваться некуда, надо общаться,и сразу навыки появляются......
вот такая аналогия родилась у меня:roll:
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Sash
еще пришла в голову мысль: важно избывиться от своебразного комплекса, страха сделать ошибку при чтении с листа .:roll:
Абсолютно согласна!
В нашем деле, главное-риск!!! А кто не рискует....:-o
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
hdd
То есть, Вы отрицаете возможноть методически ускорить процесс обучения этому навыку, а полагаетесь только на "количественный" метод? Ну-ну...
Уважаемый hdd!Кто вам сказал что я что-то отрицаю?:-o
Методика-это очень полезная вещь,НО...Без ПРАКТИКИ любая методика превращается в простую демагогию!
Безусловно,всё написанное в этом потоке-ценнейшие советы,которые могут принести хоршие плоды,но при постоянной практике!
Поэтому методическое ускорение процесса обучения этому навыку без "количественного" метода не имеет смысла.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Хорошая тема!
Тут есть еще такой момент: регулярный тренинг (пардон) влияет даже не столько на техническую сторону, сколько на психологическую. И все эти ляпы мимо нот, пропажи басов, неровности звука и прочие глупости во многом происходят из-за крайнего психологического дискомфорта, особенно на сцене: мало того, что надо сыграть что-то похожее на красивые звуки, соблюсти все метро-ритмы, так еще и эмоционально, и певцу чтобы было где дышать, и виолончелиста не заглушить, а там где у скрипочки вот-такая-вот удивительная-певучая-мелодия, у пианиста на его клавишно-ударном инструменте одни тыканья получаются:silly:.
В общем, всем должен. Занервничаешь тут.
Так что горы нот - да, слышать музыку наперед - да, пропевать трудные места, вычленять значимое - да, играть на сцене с разными музыкантами, на разных роялях, разный репертуар.
И этому нельзя специально научиться - это опыт, мастерство, которое приобретается в течение многих лет.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Самый лучший опыт-оркестровый. Вот где можно научиться читать с листа:-)
Смотришь, слушаешь, делаешь выводы... я поняла, что самое главное-жить музыкой, которую играешь, быть уверенным и и видеть дирижера, тогда все получается. Бывают моменты, когда перед тобой очень сильный человек за дирижерским пультом стоит и он видит все..страшно, у меня так было в начале орк.опыта, а потом поняла, не бояться, уверенно и риск! (имела опыт работы в кам. ансамбле с бельгийским очень интересным дирижером и он сказал перед концертом"я хочу, чтобы вы рисковали!" а ведь он попал в точку)
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
murom
Мне кажется, что у пианистов с чтением с листа проблемы только тогда, когда они не могут играть, не глядя на клавиатуру. Только начнут выискивать клавиши, сразу теряют и текст, и солиста.
Как метод можно использовать и такое: открываете первую попавшуюся страницу, смотрите на первую строчку несколько секунд и играете ее наизусть (не глядя на клавиатуру).
А вот тут-то я с Вами соглашусь во всем. Мало того, второй метод, на мой взгляд, может иметь более универсальное приложение, в том числе и для развития музыкальной памяти, точнее говоря, навыка запоминания текста. Я таким образом потихоньку до страницы с одного проигрывания добрался. И, думаю, это не предел.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Fire
Уважаемый hdd!Кто вам сказал что я что-то отрицаю?:-o
Да как-то так сказано было.
Цитата:
Сообщение от
Fire
Методика-это очень полезная вещь,НО...Без ПРАКТИКИ любая методика превращается в простую демагогию!
А кто, в свою очередь Вам сказал, что я практику отрицаю?
Хотел бы я посмотреть на реализацию теории без практики - это абсурд какой-то просто.
Цитата:
Сообщение от
Fire
Поэтому методическое ускорение процесса обучения этому навыку без "количественного" метода не имеет смысла.
Не. Вы тут что-то переворачиваете и переиначиваете. Методическое ускорение без практики - это логическое недоразумение. Можно ускорить только некий идущий процесс - то есть практику. Я как раз и предлагаю это сделать "методически", то есть, с помощью неких, по сути психологических установок, позволяющих сконцентрировать определенные способности и сформировать некие навыки. Все остальное - домыслы вражьи.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Sash
еще пришла в голову мысль: важно избывиться от своебразного комплекса, страха сделать ошибку при чтении с листа . вот такая аналогия родилась у меня:roll:
Правильная аналогия:appl:. А еще можно добавить, что все ошибки даже при исполнении хорошо выученного произведения идут именно от страха сделать ошибку. Как мы ходим по узкой тропинке? Нормально! А если эта узкая тропинка на высоте 10 метров? Правильно, боимся и падаем. Боимся за свою единственную жизнь, голова кружится, ноги дрожат - чистый случай со сценой. Ну ошибись и иди дальше - руки ведь не отвалятся и нос кривым не станет.
Я так и работаю с учениками. Приходит ученик на урок и играет пьесу. Например, он делает 10 ошибок. Я говорю: "молодец, всего 10 ошибок сделал. Многие ученики на этом этапе делают до 20 ошибок." Второй раз он играет с 2-3-мя ошибками только.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Fire
Уважаемый hdd!Кто вам сказал что я что-то отрицаю?:-o
Методика-это очень полезная вещь,НО...Без ПРАКТИКИ любая методика превращается в простую демагогию!
Безусловно,всё написанное в этом потоке-ценнейшие советы,которые могут принести хоршие плоды,но при постоянной практике!
Поэтому методическое ускорение процесса обучения этому навыку без "количественного" метода не имеет смысла.
Непонятно. Методика учит правильно практиковаться. А как можно использовать методику без практики, не понимаю. Это вы к чему, Fire?
Я тут хочу предостеречь некоторые горячие головы, которые считают, что от многочасовых занятий вы станете играть лучше. Дудки:makedon:
После многочасовых занятий вы твердо запомните все свои ошибки, если играли только плохо. Думаете такого нет? Есть и сплошь и рядом.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
atika
Самый лучший опыт-оркестровый. Вот где можно научиться читать с листа:-)
Смотришь, слушаешь, делаешь выводы... я поняла, что самое главное-жить музыкой, которую играешь, быть уверенным и и видеть дирижера, тогда все получается.
Вот! Я хотела сказать то же самое! В оркестре постоянно читаешь с листа! Особенно, конечно, ответственно приходится концертмейстеру...Он же, бедолага, одновременно уже и штрихи думает, какие ставить. Самое интересное, что при всем при этом (постоянной читке с листа), оркестранты очень не любят читать с листа, когда приходится это делать на конкурсе на место. Боятся панически. ......(а я не боюсь 8) ...мне нравится)
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Sash
еще пришла в голову мысль: важно избывиться от своебразного комплекса, страха сделать ошибку при чтении с листа . Особенно когда приходится читать с листа прямо на сцене, да еще с партнером. Чего греха таить, ведь такое случается частенько.
Цитата:
Сообщение от
murom
А еще можно добавить, что все ошибки даже при исполнении хорошо выученного произведения идут именно от страха сделать ошибку. Как мы ходим по узкой тропинке? Нормально! А если эта узкая тропинка на высоте 10 метров? Правильно, боимся и падаем. Боимся за свою единственную жизнь, голова кружится, ноги дрожат - чистый случай со сценой. Ну ошибись и иди дальше - руки ведь не отвалятся и нос кривым не станет.
Я так и работаю с учениками. Приходит ученик на урок и играет пьесу. Например, он делает 10 ошибок. Я говорю: "молодец, всего 10 ошибок сделал. Многие ученики на этом этапе делают до 20 ошибок." Второй раз он играет с 2-3-мя ошибками только.
Всех нас в свое время учили тому,как находить(помните у Нейгауза-"охотиться"),изолировать и исправлять ошибки; но никто,нигде и никогда не указал на то,как их делать.Единственное,о чем обычно говорят-как преодолеть,перебороть панику от собственной ошибки во время концерта или экзамена(что намного труднее).Другими словами,ошибки вызывают замешательство-вроде бы аксиома.
Чем же это вызвано?Нашим жестким воспитанием,где те или иные ошибки рассматривались в качестве отклонения от нормы;поэтому надо всеми силами их избегать,а не то- санкции...
Есть области ,где это абсолютно правильно-например минеры-даже санкций не требуется.
Но в музыкальном исполнительстве по сути дела все обстоит по другому.
Ошибки у продвинутых исполнителей из отклонения от нормы превращаются в опцию- и желательно преднамеренную,то есть подконтрольную.А это в свою очередь требует систематизированного подхода-например научиться намеренно фальшивить то слишком высоко(далеко,поздно),то слишком низко(близко,рано)- и делать это по своему желанию.При условии,разумеется,что исполнитель ориентируется в своей игре- где правильно,а где-ошибки.
Работа над преднамеренными ошибками (не упуская правильное исполнение) повышает намного и владение инструментом, и музыкой.
И вот тут -то начинается индивидуальная психологическая работа над эмоциональным
отношением к совершенной ошибке." Ой-ой-ой,какой ужас!Что скажет учитель,комиссия,публика!"(ненужное вычеркнуть).-Эту эмоцию надо вычеркнуть из репертуара требуемых эмоций-есть достаточно других.
Даже для изображения паники в музыке ее не стоит использовать.
Намеренная ошибка как опция-у пианистов к примеру намеренное исполнение фразы ,уже сыгранной с ошибочным звуком,с альтернативным ошибочным звуком,но в другую сторону.
А главное-отнестись к этому по возможности равнодушно:"Да,сейчас я выбрал такой-то звук; а теперь мне захотелось другого,и я его сыграю. Я не забыл,какой звук здесь записан;но раз у меня вышло нечто непреднамеренное, то желательно,чтобы я определил себе-какая ошибка здесь будет сыграна.Могу так,могу и эдак;а коль ЗАХОЧУ-то сыграю как нужно".
Три владеемые опции на выбор;только одной можно воспользоваться,а две оставить себе. Угадайте какие.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
А как можно сразу сыграть с правильными фразами? Музыкант может всю жизнь искать и интерпретировать, репетируя по много часов в день. Я думаю, момент неправильной фразировки вообще не должен никого смущать. С листа же! Хорошо прочитать и не остановиться, этого вполне достаточно. Если агогика будет тоже прочитана, так это вообще пять с плюсом!
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Княжна
А как можно сразу сыграть с правильными фразами? Музыкант может всю жизнь искать и интерпретировать, репетируя по много часов в день. Я думаю, момент неправильной фразировки вообще не должен никого смущать. С листа же! Хорошо прочитать и не остановиться, этого вполне достаточно. Если агогика будет тоже прочитана, так это вообще пять с плюсом!
Имелось ввиду не "правильные абсолютно", а просто с фразами. А правильная - это когда ты точно определил начало и конец фразы и сыграл соответственно этому. А то при читке с листа играют монотонно, не учитывая никакую фразировку и вообще музыкальность.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
А как насчёт репертуара читки с листа? Кто что читает и кто на чём учился читать с листа?? Вот это интересно!
Я, например, играю все подряд романсы Глинки, Гурилёва, Варламова и т.д. и пьесы за 5-6 класс ДМШ.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Мельниченко Майя
А как насчёт репертуара читки с листа? Кто что читает и кто на чём учился читать с листа?? Вот это интересно!
Я, например, играю все подряд романсы Глинки, Гурилёва, Варламова и т.д. и пьесы за 5-6 класс ДМШ.
Когда я еще учился в ДМШ, то покупал ноты "Песни радио и кино" для голоса с ф-но. Когда играл на ф-но, то еще пел песню. А на скрипке только вокальную партию. В училище - переигрывал репертуар своих сокурсников для ознакомления. В консе все было уже серьезней - ездил в разные малые города, где не полные симфонические оркестры и вливался в коллектив за день до концерта.
А самый коронный номер - придти на экзамен по камерному ансамблю и играть сонату почти с листа (одна репетиция с пианисткой, чтобы свести партии.) В таких случаях играл современную музыку, которую никто не знал.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
Мельниченко Майя
Нужны ли для этого врождённые способности или это добивается только практикой, т.е. каждый день понемножку читать всё, что попадётся из нотного шкафа???:grab:
Врожденные способности.... Не знаю... Моего друга (пианиста) во Франции носят на руках певцы, виолончелисты, скрипачи, т.к. он все читает с листа. Он англичанин. Как он говорит: "Я не гений, для английской школы совершенно нормально все хорошо читать с листа". Французы, например, в этом не сильны. Вот он и слывет у них "гением". Практика, практика и еще раз практика!!!!
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Хороший ответ напрашивается сам собой: надо больше читать с листа...
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Книги:
-Бергер "Концепция современного музыкального образования".
-Ф. Брянская "Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения"
-Р. И. Хорунжай "Развитие навыка чтения нот с листа".
Мысли (не мои..) проверенные практикой:
«..Есть мини тренинги для решения этой проблемы: берете любое произведение хоральной фактуры (цепочка аккордов разложенных по голосам), записанное для ф-но. Закрываете бумагой ключевые знаки. Теперь представьте, что обе партии (л. и пр. руки) записаны в скрипичном ключе. Прочитайте произведение (там маленький секрет есть: ноты басового ключа очень легко читаются, если знать, что графически это те же ноты, что и в скрипичном. только на терцию выше и в другой октаве располагаются. Например, МИ малой октавы располагается на нотоносце там же, где и ДО 2й октавы. А так как партия лев. руки переместиться только на терцию. то и диссонансов не будет, хотя произведение иногда и странно звучит. Но нам же пока будет вадно не звучание, а процесс читки). Потом прочитайте это же произведение как в басовом ключе. Потом как написано в оригинале. И , наконец, мысленно поменяйте ключи местами. Музыкальный отрезок не должен превышать 8-10 тактов. Сначала дело будет двигаться медленно.
Еще есть варианты упражнения на охват текста, но потребуется чтя-нибудь помощь (что-то подобное есть у Брянской):
1. садитесь играть, а кто-нибудь закрывает Вам партию листом бумаги и двигает его медленно открывая текст по долям. Главное отличие от системы окошка - после каждой взятой вертикали Вы должны снимать руки с клавиатуры. Лист сдвигается, Вы берете вертикаль и т.д. до конца цикла. Муз. текст тоже лучше подобрать хорального типа.
2. Отксерьте текст (небольшой), чтобы ноты не портить. Теперь берем в руки разноцветные фломастеры и обводим своим цветом каждую долю (и сильную и слабую. Например, первая будет красной, вторая синей и т.д.) Теперь исполняем произведение по отмеченным долям. Для чистоты эксперимента надо играть под метроном или чьи-то хлопки….»
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
pROFI
Для чистоты эксперимента надо играть под метроном или чьи-то хлопки….»
Если вы хотите помочь ученику с ритмом, то хлопайте. При маленьких ошибках в ритме, т.е. задержках (ученик не сразу сориентировался, какую ноту сыграть), вы его чуть подождете. метрономом пользуйтесь только для определения темпа (для чего он в принципе и предназначен). Играть под метроном? Лучше сразу гильотина, чтобы ученик не мучился.
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
murom
Если вы хотите помочь ученику с ритмом, то хлопайте. При маленьких ошибках в ритме, т.е. задержках (ученик не сразу сориентировался, какую ноту сыграть), вы его чуть подождете. метрономом пользуйтесь только для определения темпа (для чего он в принципе и предназначен). Играть под метроном? Лучше сразу гильотина, чтобы ученик не мучился.
Что советуете то,кроме критики и пустых слов?:-o
-
Ответ: Как научиться ОТЛИЧНО читать с листа??
Цитата:
Сообщение от
pROFI
Что советуете то,кроме критики и пустых слов?:-o
В этом посте я советую не играть под метроном, а под дирижирование или хлопки учителя. Вы другого мнения? Ну и Бог в помощь Вам. А какой еще совет вы хотите получить, чтобы он не был для вас пустыми словами?