Есть, как я понял, несколько записей с Каллас, есть с Сазерленд, есть с Кабалье... прямо глаза разбегаются, решил обратиться за помощью к форумчанам.
Вид для печати
Есть, как я понял, несколько записей с Каллас, есть с Сазерленд, есть с Кабалье... прямо глаза разбегаются, решил обратиться за помощью к форумчанам.
не будет Вам совета... этот вопрос сродни "на ком жениться?" ;-) ну познакомьтесь со всеми тремя - потом и выбирайте! :-)
Кто же за Вас может сказать - кто Вам будет милее?!
Я бы сказал: эти три примадонны - три совершенно разных мира! в каком лучше Вам... ?! :roll:
(уж если бы Вы спросили: какую из записей конкретной исполнительницы выбирать - это совсем другое дело! :-))
Каллас - она и есть Норма )))
Стерео берите 1961 года - не прогадаете, голос более сумрачный, чем в ранних записях, что идет на пользу образу, полноценный звук оркестра, и партнеры как на подбор.
Но Запись 54 года более ценится продвинутыми знатоками. Но Ebe Stignani поет как старушка, не в пример Кристе Людвиг в 1961.
чтоб попробывать - 54 год Каста Дива
я (безусловно! :lol:) посоветую запись
54 года с Филлиппески и Серафином
60 года с Корелли
и замечательную и неповторимую живую запись 55 года с дель Монако и, опять-таки, Серафином (Рим) - эта запись неровная, но Каллас там такая...! что на других записях такого не услышишь :-)
Выбирайте любую! (а потом остальные ;-) не пожалеете)
воистину!
60-го она, шестидесятого!Цитата:
Стерео берите 1961 года
А с Кабалье и Йоном Викерсом есть замечательная видеозапись в открытом театре (забыл где...) очень темная, ветренная... но потому особо живая запись (аудиотрек вполне на уровне!), в духе самой оперы! может, попадется где...
Не хотел обидеть поклонников Стиньяни - !!!
Есть просто определенные интонации (
мое личное восприятие манеры исполнения конкретной партии
MARIO FILIPPESCHI то же какой то усталый
Думаю просто я под первым впечатлением от 60 года где голоса Корелли и Людвиг так свежи, они и навязали образы.
В записе 54 года Каллас агресивнее, в 60 усталость есть. Но списывать запись 60 года не стоит.
сравниваем Кристу и Франко с Марио и Эбе
1954.mp3
1960.mp3
Очень заметно как изменилась манера студийной записи - вместо "вокал впереди - оркестр позади" , попытки первые поставить вокалистов "на место" - собственно, это больше похоже на правду.
Особняком стоят живые записи, к слову порой они очень "живые" как например Травиата 55 года - звукоинженер и продюсер неизвестны - оно и понятно - нечем похвалится - зато сколько драйва )))
запись "с колена" )))
могу выложить
кусочек 1955 Traviata live
На самом деле она из Оранжа, но действительно 1974 год. Для меня, это вообще идеальное испонение партии Нормы - Кабалье здесь просто превзошла саму себя - чучшего пения от нее я никогда не слышал, но интерпретация тоже на высшем уровне. И полный нонсенс для Кабалье - она здесь замечательна и убедительна, как драматическая актриса.
Спасибо всем за отклик... Похоже, действительно, брать надо все)) какой бы банк ограбить))
несправедливо - влияние бренда не прослеживается.
Те, кто оперу не любят, но Каллас "уважают", как правило ее и не слышали дольше 3 минут. Конечно истерия вокруг ее имени порой отпугивает некоторе чувствительные натуры. Неприятно осознавать, что ты причастен к "толпе" - но будем честны перед собой - ее творчество прекрасно.
PS Мне поздние записи Марии нравятся больше, они человечнее.
А Нетребко звучит как заводная кукла, издающая красивые, но бездушные звуки. Живьем чуток лучше. 8)
Чего про запись с Пикки не вспомнили? Есть еще с дель Монако и Стиньяни, там по-моему вообще дуэт Нормы и Адальджизы лучший из всех что я слышал. Ну вот про Сазерленд с Кабалье сказали, по отдельности, а есть запись где они вместе и поют. И Генчер неплоха. Может и Груберова со Скотто понравятся. Норм много разных и хороших. :solution:
Если абстрагироваться от деликатесных нюансов восприятия (помните -достал - вкус спецфицский :lol:) и тонкостей вокального искуства как такового, Каллас созданы разные образы Нормы - в 54 году это уверенная и даже жестокая местами женщина с некоторым героическим порывом идущая на костер, в 60 это страдающая женщина которую неимоверно жалко :cry:. Второй вариант в целом мне нравится больше :-o. Сильные женщины вообще не в моем вкусе :lol:.
Пела же госпожа Каллас всегда прекрасно, кроме, наверно, печального концерта в Японии :cry:
Прекрасно по разному.
Даже сборники ее можно слушать с огромным удовольствием, а от госпожи Тебальди в сборниках можно вздремнуть., при всем уважении. Именно в сборниках. Она очень разная.
ну сильная и стервозная женщина - две больши разницы 8)
я, собственно, не про образ, а про тембр: ощущение, что тебя обнимают за голову руки в перчатках, усыпанных стеклянными осколками... Ведь Каллас чаще всего превозносят именно за невероятное легато и именно в Норме... Так вот это "НОРМАльное" полутораоктавное (если не ошибаюсь) легато звучит очень резко, истерично, стервозно... В общем, моя Норма - Груберова 8)
Тут и записи собственно разные на разной технике, 60 год это стерео уже почти в современном духе, 54 - то что именуют "архив" правда надо отдать должное высококачественный.
Как не банально но запись 54 года надо слушать на соответствующей простой ламповой технике, и старых бумажных колонках, которая (техника) к сожалению не смотря на простоту значительно дороже технически навороченной современной.
Сильно присел ... Но когда-то всем надо уходить, и несмотря на естественность процесса, это всегда будет печальным событием. Даже те кто сохраняет голос с возрастом не могут изменить возрастные особенности произношения и проч, про внешность и вообще молчу. Переходить на роли старушек и метерей мега-звезды не могут и имеем 50летних и более Джульет и Розин, которые отпугивают от оперы многих потенциальных ценителей.
интонирование может быть неточным позиционно ...
чего про вокал Сазерленд на протяжении всей ее карьеры сказать нельзя! она владела уникальной техникой и чистейшей интонацией!
и выразительность пения, так-же как и ее уникальный тембр выдвинули ее на музыкальный олимп...
слушайте больше разных записей, сравнивайте, вникайте, не скучайте...
это искусство!
спасибо за рекомендации.
"Норма" для сравнений вещь столь же неперспективная, как и "Лючия": каждая делает её по-своему. Предпочтение по адресу той или иной прима-дивы возникает в момент душевного резонанса с тем, что слышишь. Для меня Сазерленд - непревзойденная Лючия: так сделать эту роль, видимо, не сможет уже никто и никогда. Но вот с её Нормой такого "пронзительного воодушевления" у меня не вышло. На меня самое яркое впечтление произвела запись Розы Понселль (1928-29 гг.), а после - только поздние записи Каллас, живьем - Груберова. Но с леди Джоан в "Норме" никак не сложилось.
вы весьма непоследовательны, однако )))
у Сазерленд вибрато минимально-интструментально...
P.S. назовите мне хоть одну певицу которая спела на мировых (а не провинциальных ) сценах партию Нормы хотя бы порядка 50 спектаклей )))
и немножко пресы -
Review of Winthrop Sargeant in The New Yorker
NORMA RECONQUERED
Olympic Games, I am told, occur every four years. At larger intervals, averaging fifteen years of so since the time of Lilli Lehmann, the Metropolitan Opera enters that olympic game of opera, Bellini's "Norma," with its champion coloratura soprano in the title role. There is no doubt in any opera buff's mind but that on November 16, 1927, with Rosa Ponselle, the Met won one of the handsomest victories in its history. In 1937, with Gina Cigna, it suffered a total defeat. Zinka Milanov, in 1943, didn't win either. In 1956 Maria Callas entered the arena. Miss Callas may be marked up as a near winner. Her musical style was impeccable, her agility tremendous, her breath control in long vocal lines admirable, and her treatment of ornamentations immaculate. The only thing she failed at was vocal quality. Her voice was already on the decline and had assumed a reedy, nasal sound. Except for this, she was magnificent, and there was the unforgettable Callas stage presence, which did a great deal to enhance the credibility of Bellini's musical drama. Last Tuesday night, Joan Sutherland joined this succession of gladiators, in a new production of the opera. Miss Sutherland, as everybody knows, has already been acclaimed a champion at lesser events, and there was much curiosity about what she would do with this role, as well as a fairly settled conviction that she would at least conquer its technical aspects. She is a dramatic coloratura soprano (unlike Beverly Sills, who is a lyric coloratura), and that is the kind of soprano that "Norma" requires - a heavyweight capable not only of singing all the "fioratura" but also of heaving great quantities of sound across the footlights.
Miss Sutherland's performance was, as might be expected, a triumph of coloratura singing. Her control of the long lines of "Casta diva" was impressive, and her agility elsewhere was very nearly flawless. There were other elements in her singing that were less pleasing, although quite familiar. Hers is a cold coloratura voice, without much emotional coloring, and she has a way of bunching her ornamentations together and hurling them out rapidly. In these matters, Miss Callas was her superior. Then there is Miss Sutherland's peculiar language, which certainly is not Italian though it resembles it here and there as it emerges thorough her faulty diction. Nevertheless, the vocalization of the role was thrilling. She hit the bull's-eye neatly with all her high notes, and her scale and arpeggio passages were, except for a couple of descending chromatic scales, brilliantly executed. Altogether, this was a first-class Norma, and the Met had won again. The feat that this involved is considerable. There are very few sopranos who can even manage to sing the role of Norma in tune and with a decent amount of vocal ornamentation. Miss Sutherland not only managed this; she even added some ornamentations of her own.
The Adalgisa of the evening was Marilyn Horne, who was making her Metropolitan dйbut. It was high time this dйbut occurred, for anybody who has been around singers knows that Miss Horne is, and has been for some years, one of the world's most spectacular mezzo-sopranos. From time to time, with her younger and more expressive voice, she even stole the show from Miss Sutherland, and their duets, which they had sung together many times before in other opera houses, were beautifully coцrdinated - particularly the finest of them, "Mira, O Norma." The Pollione was Carlo Bergonzi, that most cultivated of all contemporary Italian tenors, and he sang with a deep understanding of bel-canto style and much beauty of tone. Cesare Siepi's Oroveso was equally refined and satisfying. Even the minor roles, Carlotta Ordassy's Clothilda and Rod MacWhether's Flavio, were well done. It was an all-star night. I cannot place the conductor, Richard Bonynge, among the stars, however. His production of the score was flabby, unsteady, and a mere slavish accompaniment to the singers.
There were those who didn't like the new staging. I had no serious objections to it. The action, supervised by Paul-Emile Deiber (one of the men in charge of putting the Paris Opera back on the map) was routine and full of statuesque poses and gestures (in extenuation of Mr. Deiber's faults, it must be admitted that "Norma" is a rather statuesque opera and that it is difficult for a director to do much with it). The costumes, of the appropriate nightgown type, were by the British designer Desmond Heeley, as was the basic set - a sort of metallic-colored mini-Stonehenge, which turned one face or the other toward the audience in succeeding acts. One of the great events of the evening was the use of the turntable, for the first time, in the last act, in which, before the audience's eyes, it revolved to disclose the chorus of Druids and the scene of the funeral pyre. The Met hasn't had a workable turntable since the original one broke down during rehearsals for the [new] opera house in Lincoln Center. The new one received a small round of applause the other night.
здорово!, правда в начале носиком посапыват - простудилась наверно :cry:
Если предположить что Каллас переигрывает, то тут другая крайность, совсем не играем - тщательно поем.
Вот Бартоли в последнем альбоме и правда плохо с молитвой справилась :-( к сожалению, а ведь это студия.....была
А Сазерленд конечно достойная соперница - прекрасно, и пение и игра - спасибо
А в молодости она была очень красива - она так же прекрасно пела и тогда ?