Дорогие профессионалы и непрофессионалы! Хочу узнать ваше мнение по этой теме...Откройте секрет: как происходило ваше личностное развитие как музыканта, всегда ли вашими мотивами руководило только стремление к высшим целям творчества, искусства и т.д Или всё же самолюбие и стремление самоутвердиться за счет искусства тоже имело место быть? Нужно ли самолюбие музыканту и в какой степени? Как направить развитие ребенка - как научить его адекватно реагировать на успех и неудачу, на критику и похвалы?
06.03.2008, 23:58
Андрес
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Самолюбие - не нужно, даже вредно. Самоуважение - да, необходимо.
07.03.2008, 00:31
Амальтея
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Андрес
Самолюбие - не нужно, даже вредно. Самоуважение - да, необходимо.
Ту, по-моему, вопрос терминологии. Каждый из нас вкладывает в это слово чуть различные понятия. Для меня самолюбие - это прежде всего чувство собственного достоинства, что, в свою очередь, подразумевает предельную взыскательность к самому себе, независимо от того, что думают о тебе окружающие. В отличие от честолюбия и тщеславия. Тщеславный человек стремится стать лучше других, логическое продолжение этого стремления - желание увидеть других хуже себя и радость чужим неудачам. Самолюбивый же в первую очередь стремится реализовать свой потенциал и страдает от того, что сделал дело хуже, чем мог, даже если все вокруг пребывают в полном восторге. Вот где-то так... ИМХО.
07.03.2008, 00:36
avg
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
Или всё же самолюбие и стремление самоутвердиться за счет искусства тоже имело место быть? Нужно ли самолюбие музыканту и в какой степени?
Мне кажется, что Хелен Прекрасн неудачно выразилась, имея в виду под самолюбием честолюбие.
07.03.2008, 07:03
Helen Prekrasn
Цитата:
Сообщение от avg
Мне кажется, что Хелен Прекрасн неудачно выразилась, имея в виду под самолюбием честолюбие.
Хотелось бы получить ответ по сути, а не по терминологии
Цитата:
Сообщение от Амальтея
Тщеславный человек стремится стать лучше других, логическое продолжение этого стремления - желание увидеть других хуже себя и радость чужим неудачам. Самолюбивый же в первую очередь стремится реализовать свой потенциал и страдает от того, что сделал дело хуже, чем мог, даже если все вокруг пребывают в полном восторге.
Согласна. Но только конкурсы, участие в которых является на сегодняшний день основой профессионального становления музыканта, разве не развивают в человеке чувство соперничества? В них ведь всегда есть победитель и проигравший. И все чистые побуждения музыканта в конечном итоге приводят к осознанию себя "лучше других" или "хуже других".
07.03.2008, 11:12
avg
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
Хотелось бы получить ответ по сути, а не по терминологии
В зависимости от "терминологии" ответы по сути будут разными. :!:
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
Согласна. Но только конкурсы, участие в которых является на сегодняшний день основой профессионального становления музыканта, разве не развивают в человеке чувство соперничества? В них ведь всегда есть победитель и проигравший. И все чистые побуждения музыканта в конечном итоге приводят к осознанию себя "лучше других" или "хуже других".
Вот Вы сама себе и отвечаете: если эти мотивы начинают преобладать, творчество страдает. А пока не преобладают -- работают как дополнительный стимул. Так сказать, диалектика количества и качества. (Причем здесь Вы говорите скорее о честолюбии.)
07.03.2008, 11:21
Узюм
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
Как направить развитие ребенка - как научить его адекватно реагировать на успех и неудачу, на критику и похвалы?
Вы о конкретном ребенке? А в чем заключается неадекватность? Слишком болезненные переживания неудач или наоборот - пофигизм и пассивность; "комплекс отличника" или самоуничижение и депрессивность? Требование похвалы за каждый чих или "мировая трагедия" по поводу малейшего замечания?
07.03.2008, 11:28
SvetlanaShtrom
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Узюм
Слишком болезненные переживания неудач или наоборот - пофигизм и пассивность; "комплекс отличника" или самоуничижение и депрессивность? Требование похвалы за каждый чих или "мировая трагедия" по поводу малейшего замечания?
Можно и я присоединюсь с вопросом?
Меня вот как раз интересует "комплекс отличника" и прочие болезненные реакции оттуда проистекающие. Что с этим делать?
07.03.2008, 11:57
avg
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Амальтея
...В отличие от честолюбия и тщеславия. Тщеславный человек стремится стать лучше других, логическое продолжение этого стремления - желание увидеть других хуже себя и радость чужим неудачам.
Еще два слова "о словах", потому что "Дать вещи название -- это начало ее познания" (Г.Г. Нейгауз). Я бы сказал, что истоки честолюбия и тщеславия соответствуют раличным степеням адекватности самооценки. Грубо говоря, "Я уверен, что могу этого добиться, значит, я должен добиться!" -- это здоровое честолюбие; "Я хочу, чтобы меня высоко оценили [и не интересуюсь тем, заслуживаю этого или нет]" -- это тщеславие.
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
Как направить развитие ребенка - как научить его адекватно реагировать на успех и неудачу, на критику и похвалы?
Цитата:
Сообщение от Узюм
Слишком болезненные переживания неудач или наоборот - пофигизм и пассивность; "комплекс отличника" или самоуничижение и депрессивность? Требование похвалы за каждый чих или "мировая трагедия" по поводу малейшего замечания?
Цитата:
Сообщение от SvetlanaShtrom
Меня вот как раз интересует "комплекс отличника" и прочие болезненные реакции оттуда проистекающие. Что с этим делать?
Искать общие рецепны в таких делах -- занятие не слишком перспективное. Думаю, что в любом случае на пользу пойдет расширение кругозора, ненавязчивый показ хороших и плохих примеров -- лучше всего не абстрактных, а попадающих в поле зрения самого ученика.
07.03.2008, 12:05
Амальтея
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
Согласна. Но только конкурсы, участие в которых является на сегодняшний день основой профессионального становления музыканта, разве не развивают в человеке чувство соперничества? В них ведь всегда есть победитель и проигравший. И все чистые побуждения музыканта в конечном итоге приводят к осознанию себя "лучше других" или "хуже других".
Совершенно верно. И моё глубокое ИМХО: любые соревнования и конкурсы, особенно в творческой области, и, тем более, в применении к детям, чрезвычайно вредны и разрушительны. Поскольку вызывают к жизни очень негативные проявления личности как таковой и человеческих отношений.
07.03.2008, 12:57
Infinity
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от SvetlanaShtrom
Меня вот как раз интересует "комплекс отличника" и прочие болезненные реакции оттуда проистекающие. Что с этим делать?
Вообще отличники делятся на две категории: "карьеристы" и "мамины радости".
Первые - это "отличники для себя". Они хорошо учатся, потому что им самим достаточно интересно учиться, как правило, добиваются отличных оценок по своей воле и по известной им мотивации, поэтому им в чем-то гораздо проще. А вот вторая часть встречается куда чаще, и нередко получает от своей отличной учебы больше проблем, чем привилегий. Такие дети становятся отличниками потому, "что так хочет мама". Строго говоря, человек с "комплексом отличника" живет не для себя, а для своего оценщика. Он зависим от похвалы, поглаживаний, одобрений. Если говорить в общем, то люди с таким комплексом "не умеют падать". Им кажется, что, если они не оправдали ожиданий (своих или чужих – неважно), то их "не за что любить". Вообще все это не так безобидно, как кажется, и человек с такой установкой рискует в будущем стать эгоистом. Эгоист не способен любить ни себя, ни окружающих, и пытается восполнить эту пустоту гонкой за всяческими удовольствиями – карьера, престиж, деньги, слава… Пардон за лирически-пессимистическое отступление. :-)
Просто нужно уважать ребенка, его интересы и желания, и развивать его самодостаточность. Ну и главное - любить таким, каков он есть, со всеми его недостатками и неудачами, и он ответит тем же по отношению к себе и окружающим его людям.
07.03.2008, 13:18
vladsam
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
Дорогие профессионалы и непрофессионалы! Хочу узнать ваше мнение по этой теме...Откройте секрет: как происходило ваше личностное развитие как музыканта, всегда ли вашими мотивами руководило только стремление к высшим целям творчества, искусства и т.д Или всё же самолюбие и стремление самоутвердиться за счет искусства тоже имело место быть? Нужно ли самолюбие музыканту и в какой степени? Как направить развитие ребенка - как научить его адекватно реагировать на успех и неудачу, на критику и похвалы?
В профессии музыканта важная составляющая - публичная деятельность. Самолюбие, честолюбие и другие качества в публичной деятельности - основа личностного самосовершенствования. В период творческого роста молодой человек должен самоутверждаться - и в том, что он делает, и в том, как он выглядит, и в том, что он не только может повторить известный качественный результат, но и выразить уникальность, неповторимость своего дара, и в том, что он должен вызвать интерес зрителя. Последний момент у некоторых музыкантов, как мы знаем, самый существенный, потому что это имеет отношение к пиару.
08.03.2008, 04:02
Helen Prekrasn
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Узюм
Вы о конкретном ребенке? А в чем заключается неадекватность? Слишком болезненные переживания неудач или наоборот - пофигизм и пассивность; "комплекс отличника" или самоуничижение и депрессивность? Требование похвалы за каждый чих или "мировая трагедия" по поводу малейшего замечания?
А вот меня как раз волнует больше болезненное переживание успеха. Если у ребенка не все получается, то есть куда "расти", есть осознание этого (должно быть, по крайней мере), и есть стремление преодолеть трудности (в идеале, конечно). А вот ситуацию успеха, на мой взгляд, значительно труднее пережить...Во-первых, большая ответственность и как следствие, тревога: "А вдруг в следующий раз не получится?". Во-вторых, тонкая детская психика не всегда может понять: "А что с этим успехом делать? То ли гордиться, то ли, наоборот, испытывать чувство вины, что у кого-то не получилось..." И вот тут-то, на мой взгляд, я возникают ростки тщеславия...
08.03.2008, 04:31
Helen Prekrasn
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
По поводу "комплекса отличника". На мой взгляд, любой, даже зрелый музыкант им страдает. Ведь что такое "отличник"? Это человек, отличный от других. В музыке, - это человек, отличающийся по способу передачи художественного образа, умеющий сделать это оригинально, неповторимо и убедительно. Деятельность музыканта - это всегда контакт с публикой. А публика, как известно, - живые люди, которые всегда имеют мнение и дают оценку...И тогда получается, что деятельность артиста вообще теряет смысл, если не соответствует ОЦЕНКАМ. Вот и получается, что вышеназванный комплекс преследует музыканта на каждом шагу.
08.03.2008, 10:45
Infinity
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
Ведь что такое "отличник"? Это человек, отличный от других. В музыке, - это человек, отличающийся по способу передачи художественного образа, умеющий сделать это оригинально, неповторимо и убедительно. Деятельность музыканта - это всегда контакт с публикой. А публика, как известно, - живые люди, которые всегда имеют мнение и дают оценку...И тогда получается, что деятельность артиста вообще теряет смысл, если не соответствует ОЦЕНКАМ. Вот и получается, что вышеназванный комплекс преследует музыканта на каждом шагу.
Напомнили... "Да ну вас, одним одно, другим - другое, я всех удовлетворить не могу." :lol: Музыкант, зависящий от мнения публики, не может быть убедительным.
08.03.2008, 12:25
Узюм
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
По поводу "комплекса отличника". На мой взгляд, любой, даже зрелый музыкант им страдает. Ведь что такое "отличник"? Это человек, отличный от других. ...
Ну это примерно то же, что утверждать, что все люди психически нездоровы. :)
Разумеется, большинство из нас неравнодушно к оценкам окружающих. Только вот степень неравнодушия может быть самой разной. И "комплексом отличника" называют именно неадекватное состояние психики, когда человек настолько упивается своим совершенством, что любой промах, малейший сбой воспринимает как непоправимую трагедию. И неважно, он сам для себя старается или жаждет угодить требовательной мамочке. Главное, что он теряет способность соразмерять реальную важность своих успехов и степень фатальности ошибок. Были случаи, например, даже самоубийств детей, получивших случайную четверку на фоне круглых пятерок.
08.03.2008, 14:34
Alexander Москва
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
А
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
А вот ситуацию успеха, на мой взгляд, значительно труднее пережить...Во-первых, большая ответственность и как следствие, тревога: "А вдруг в следующий раз не получится?".
Вы абсолютно правы. У ребенка с тонкой и ранимой психикой, уровень тревожности в этой ситуации возрастает. Формирующаяся установка "я непременно обязан оправдать возложенные на меня ожидания" при первой же неудаче может привести к серьезнейшим последствиями, вплоть до невротических состояний.
Что делать? Любыми способами препятствовать формированию этой установки. Задача, стоящая и перед педагогом, и перед родителями.
Во-вторых, тонкая детская психика не всегда может понять: "А что с этим успехом делать? То ли гордиться, то ли, наоборот, испытывать чувство вины, что у кого-то не получилось..." И вот тут-то, на мой взгляд, я возникают ростки тщеславия...
Здесь все зависит от родителей. Спокойное и ровное отношение к успехам своего чада, как правило, не дает развиться "звездному" комплексу.
В тоже время, ощущение собственного успеха является для ребенка мощным стимулом для занятий.
08.03.2008, 16:52
Helen Prekrasn
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Узюм
Ну это примерно то же, что утверждать, что все люди психически нездоровы. :)
Почему все? Я имею ввиду людей творческих профессий. Говорят, гениальность и помешательство - очень близкие понятия. Вот как раз недавно читала переписку Чайковского с Фон Мекк. На протяжении всей переписки прослеживается неуверенность в себе Чайковского, тревожность, боязнь общества, публичных выступлений и зависимость от оценок окружающих. Причем эта зависимость касается не только музыки, но и других сторон жизни. Например, Чайковский очень тревожился по поводу даже такой мелочи, как неудачно сделанная фотография. А о постоянных мыслях о самоубийстве композитора мы все знаем...
08.03.2008, 17:21
Helen Prekrasn
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Infinity
Вообще отличники делятся на две категории: "карьеристы" и "мамины радости".
Скажите, пожалуйста, а Максима Венгерова вы к какой категории отличников отнесете? Не читали ли Вы книжку-воспоминания его мамы о том, как рос и развивался этот ребенок? На мой взгляд, до определенного возраста (наверное, лет до 14-15, пока ребенок еще не очень осознает свои поступки), большинство детей, которые чего-то потом добиваются в жизни, являются как раз "мамиными радостями". Не сам же ребенок приходит в 4 года в музыкальную школу и заявляет: "Научите меня играть на этом инструменте!". И первый свой концерт, состоящий из легких пьесок, для кого он играет, как не для своей любимой и любящей мамочки?
А домашние задания, которые уже в пять лет получает в больших объемах ребенок, кто с ним делает? Причем, мама Венгерова, казалось бы, очень безжалостно относилась к ребенку, - занимались даже ночью...Об этом обо всем читайте в книжке...
Ну а чуть-чуть попозже, лет этак в 15, когда к ребенку приходит определенное осознание своих действий ну и в добавление к этому определенный сценический опыт (которого могло бы и не быть, не будь рядом заботливых родителей), ребенок постепенно превращается из "маминой радости" в "карьериста", способного ставить самостоятельно цели и их достигать.
09.03.2008, 14:40
Infinity
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
Скажите, пожалуйста, а Максима Венгерова вы к какой категории отличников отнесете? Не читали ли Вы книжку-воспоминания его мамы о том, как рос и развивался этот ребенок? На мой взгляд, до определенного возраста (наверное, лет до 14-15, пока ребенок еще не очень осознает свои поступки), большинство детей, которые чего-то потом добиваются в жизни, являются как раз "мамиными радостями". Не сам же ребенок приходит в 4 года в музыкальную школу и заявляет: "Научите меня играть на этом инструменте!". И первый свой концерт, состоящий из легких пьесок, для кого он играет, как не для своей любимой и любящей мамочки?
А домашние задания, которые уже в пять лет получает в больших объемах ребенок, кто с ним делает? Причем, мама Венгерова, казалось бы, очень безжалостно относилась к ребенку, - занимались даже ночью...Об этом обо всем читайте в книжке...
Я не читала книжку-воспоминания мамы Максима Венгерова, мне это не очень интересно. Но обычно "чистые" типы в психиатрии встречаются довольно редко, чаще - смешанные с преобладанием того или иного... В общем, если Вы обратитесь к более компетентным источникам в этой области, Вы и сами без труда определите, к какой категории отличников отнести М.Венгерова. :-)
09.03.2008, 17:26
Ольга Гинзбург
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
А вот меня как раз волнует больше болезненное переживание успеха. Если у ребенка не все получается, то есть куда "расти", есть осознание этого (должно быть, по крайней мере), и есть стремление преодолеть трудности (в идеале, конечно). А вот ситуацию успеха, на мой взгляд, значительно труднее пережить...Во-первых, большая ответственность и как следствие, тревога: "А вдруг в следующий раз не получится?". Во-вторых, тонкая детская психика не всегда может понять: "А что с этим успехом делать? То ли гордиться, то ли, наоборот, испытывать чувство вины, что у кого-то не получилось..." И вот тут-то, на мой взгляд, я возникают ростки тщеславия...
Если речь идёт о конкретном ребёнке, то прежде всего Вы должны знать его натуру, характер.
Прежде всего не надо бояться успеха. Успех, удача - это в идеале то, к чему мы все стремимся. (и большие, и маленькие). И если он пришёл, то надо дать понять ребёнку, что на данном этапе, в сию минуту- да, это успех, достижение, но завтра - это уже пройденный этап, и если что-то получилось, то ты стал только на первую ( вторую, третью) ступеньку лестницы в сто этажей. А чтобы подняться на следующую, надо работать и не почивать на лаврах.
09.03.2008, 18:26
Muzylo
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
Дорогие профессионалы и непрофессионалы! Хочу узнать ваше мнение по этой теме...Откройте секрет: как происходило ваше личностное развитие как музыканта, всегда ли вашими мотивами руководило только стремление к высшим целям творчества, искусства и т.д Или всё же самолюбие и стремление самоутвердиться за счет искусства тоже имело место быть? Нужно ли самолюбие музыканту и в какой степени? Как направить развитие ребенка - как научить его адекватно реагировать на успех и неудачу, на критику и похвалы?
У меня, грешного (увы!), часто именно стимул "сделать круче, чем N", или же: "N играет плохо, и признан; чем же я хуже?" определял желание взяться за ту или иную задачу... :oops::oops::oops:. Потом, правда, этот сомнительный стимул всегда перерождался в нечто более эстетично-бескорыстное. Жаба правит миром! ;-) (та самая, к-рая давит...)
Как научить ребенка адекватно реагировать на успех и неудачу? Мне каатца, вначале нужно твердой педагогической рукой расставить все точки на і: успех на общественных мероприятиях (конкурсы, академконцерты и др.), где тебя судят строгие дяди и тети в комиссии, определяется вовсе не качеством твоей игры, а другими, куда более важными для этих дядь и теть, факторами:evil:
Этот тезис, практически не имеющий исключений в совр. условиях :-(, нужно внушить ребенку сразу - с первых же его шагов в этой сфере. Нельзя допустить, чтобы успех-неуспех на конкурсе связывался у ребенка с его же личными качествами.
Другое дело - одобрение-неодобрение педагога, за к-рым всегда должно оставаться последнее слово.
И совсем-совсем другое дело - конкуренция и соперничество между детьми. Здесь тоже нужно с первых шагов определиться с "точками (уже над ё)": все дети, вне зависимости от того, хуже они играют на данный момент или лучше, пока лишь только учатся. Возможно, ч-з год отстающий Вася будет играть лучше вундеркинда Пети.
И - воспользуюсь случаем для того, чтобы лягнуть вундеркиндизм - эту раковую опухоль нашего музыкального образования:evil::makedon:
Ребенок, к-рый по определению не может ни пережить, ни достойно исполнить, скажем, 3ю сонату Шопена или 31ю Бетховена*, играет её на конкурсе и завовевывает место только оттого, что педагог натаскал(а) его, как обезьянку (+ провела необходимую деятельность среди жюри конкурса)... и в итоге перед нами - потенциальный музыкальный и моральный калека. Такой ребенок, с одной стороны, убежден, что он умеет все; с другой стороны, в плане музыкально-творческой самостоятелдьности он абсолютно беспомощен, и без педагога не может (и не сможет) сыграть ни одной пьесы.
Зато педагогу - дипломы, лавры и прибавки к зарплате (вот он, "сокрытый двигатель"!:evil:).
______________________________________
*Пока что рекорд, к-рый я слышал - 6я Прокофьева в 11 лет. Исполнение - соответствующее. Да, - и 1я премия, конечно :lol::evil:.
09.03.2008, 19:09
lerit
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Muzylo
И - воспользуюсь случаем для того, чтобы лягнуть вундеркиндизм - эту раковую опухоль нашего музыкального образования:evil::makedon:
Ребенок, к-рый по определению не может ни пережить, ни достойно исполнить, скажем, 3ю сонату Шопена или 31ю Бетховена*, играет её на конкурсе и завовевывает место только оттого, что педагог натаскал(а) его, как обезьянку (+ провела необходимую деятельность среди жюри конкурса)... и в итоге перед нами - потенциальный музыкальный и моральный калека. Такой ребенок, с одной стороны, убежден, что он умеет все; с другой стороны, в плане музыкально-творческой самостоятелдьности он абсолютно беспомощен, и без педагога не может (и не сможет) сыграть ни одной пьесы.
Зато педагогу - дипломы, лавры и прибавки к зарплате (вот он, "сокрытый двигатель"!:evil:).
______________________________________
*Пока что рекорд, к-рый я слышал - 6я Прокофьева в 11 лет. Исполнение - соответствующее. Да, - и 1я премия, конечно :lol::evil:.
Когда я как член жюри сталкиваюсь с подобным явлением, то сужу этого конкурсанта гораздо строже, нежели других. Без всяких скидок на возраст. Взялся за гуж... И как бы ни натаскивал педагог, стриптиз бедного духа обеспечен: не за что прятаться. Не только премии не давать, но, наоборот, поставить на вид педагогу, дабы другим неповадно было.
09.03.2008, 22:23
Helen Prekrasn
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Muzylo
У меня, грешного (увы!), часто именно стимул "сделать круче, чем N", или же: "N играет плохо, и признан; чем же я хуже?" определял желание взяться за ту или иную задачу... :oops::oops::oops:. Потом, правда, этот сомнительный стимул всегда перерождался в нечто более эстетично-бескорыстное. Жаба правит миром! ;-) (та самая, к-рая давит...)
Спасибо за откровенность:-)
10.03.2008, 00:01
Ruscomp
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Самолюбия и какой-либо самовлюблённости быть не должно у музыканта категорически!
А значительная доля амбиций как воздух необходима, иначе музыкант, если столкнётся с трудностями (будь то трудности как чисто музыкальные, так и связанные с карьерным ростом), то быстро успокоится и перестанет чего-либо добиваться.
Главное для музыканта - это отвественность перед своим дарованием (если оно есть).
10.03.2008, 00:07
vladsam
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Не могу ни отметить броского афоризма:
Цитата:
Сообщение от lerit
И как бы ни натаскивал педагог, стриптиз бедного духа обеспечен: не за что прятаться. Не только премии не давать, но, наоборот, поставить на вид педагогу, дабы другим неповадно было.
:appl:
10.03.2008, 00:55
Лена ДАД
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
, какие-то тети дяди кого-то за что-то судят ... Это все так относительно... Сейчас к своим 42 годам только начала осознавать насколько это все относительно...
А самолюбие- это совершенно нормальное состояние любого человека. Человек должен себя любить, иначе другие его точно не полюбят, извините за примитивизм, но считаю, что это так. :lol:
Другое дело - адекватное отношение к своему уровню музыкального развития на даный момент времени...
Записывайте себя побольше дома - будет проще определить проблему. И адекватность будет развиваться в положительную сторону (хорошо, что сейчас есть такие возможности :lol:).
10.03.2008, 01:32
Temp^paiN
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
Дорогие профессионалы и непрофессионалы! Хочу узнать ваше мнение по этой теме...Откройте секрет: как происходило ваше личностное развитие как музыканта, всегда ли вашими мотивами руководило только стремление к высшим целям творчества, искусства и т.д Или всё же самолюбие и стремление самоутвердиться за счет искусства тоже имело место быть? Нужно ли самолюбие музыканту и в какой степени? Как направить развитие ребенка - как научить его адекватно реагировать на успех и неудачу, на критику и похвалы?
У меня второй вариант однозначно. В максимальной степени. При чем не только в музыке но и во всем. И наверно вряд ли появится стремление к высшим целям творчества. Но цель доказать, что я лучший, придает мне достаточно энтузиазма для совершенствования в музыке. С детства мне присущ спортивный азарт (так как занимался долгое время спортом, что, полагаю, сыграло значительную роль), и критика для меня - очередной повод взглянуть глазми другого человека, тем самым позволяет вносить необходимые изменения в мои действия.
10.03.2008, 10:48
Muzylo
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Лена ДАД
, какие-то тети дяди кого-то за что-то судят ... Это все так относительно... Сейчас к своим 42 годам только начала осознавать насколько это все относительно...
А самолюбие- это совершенно нормальное состояние любого человека. Человек должен себя любить, иначе другие его точно не полюбят, извините за примитивизм, но считаю, что это так. :lol:
Другое дело - адекватное отношение к своему уровню музыкального развития на даный момент времени...
Записывайте себя побольше дома - будет проще определить проблему. И адекватность будет развиваться в положительную сторону (хорошо, что сейчас есть такие возможности :lol:).
:-)
Думаю, что Вы к Вашим 42 годам так или иначе неизбежно сталкивались с вопросами детской педагогики. А раз так - знаете не понаслышке, что самоутверждение - важнейший базис развития детской души, и что любое состязание, подтверждаемое "официально признанными" результатами - опаснейший эксперимент над этим базисом. Первое место, полученное не мною*, а Васей - равносильно "сим удостоверяю, что ты - плохой, а Вася - хороший".
Вот этот момент, приводящий в ряде случае в серьезным психологич. травмам (я - свидетель нескольких таких случаев), и должен быть предупрежден. Соревновательность пропитывает всю жизнь современного ребенка априори; что уж говорить о "музыкальных детях"? Любая оценка в учебном процессе - микроконкурс, могущий возыметь отнюдь не микро--последствия...
*здесь и далее местоимения в первом лице не стоит воспринимать буквально: "Поэт - мужчина. Даже с бородою" (С. Черный). ;-)
10.03.2008, 11:33
rupert90
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Чаще всего педагогика сама же и разрушает все то что у ребенка хорошего было заложено....
Я сталкивался с этим много раз
10.03.2008, 11:34
Alexander Москва
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от lerit
Когда я как член жюри сталкиваюсь с подобным явлением, то сужу этого конкурсанта гораздо строже, нежели других. Без всяких скидок на возраст. Взялся за гуж... И как бы ни натаскивал педагог, стриптиз бедного духа обеспечен: не за что прятаться. Не только премии не давать, но, наоборот, поставить на вид педагогу, дабы другим неповадно было.
Вундеркинды, условно, делятся на два типа.
Первый - тот, о котором Вы пишите. Дети с ярко выраженным виртуозным дарованием, намного превосходящим их возраст. С более "взрослым" музыкальным мышлением.
Второй - редчайший. Отмеченый искрой Божей. Пример? Двенадцатилетний Женя Кисин, феноменально игравший оба концерта Шопена. Без скидок на возраст.
Тем не менее, Ваша позиция мне не понятна. Может быть, не ребенка стоит судить строже. Он то в чем виноват? В непомерных амбициях своего педагога? Тогда, по логике, все претензии - к педагогу.
А вообще детские конкурсы для меня нонсенс. Я не знаю, какие страсти бурлят внутри того же "Щелкунчика".
10.03.2008, 14:21
Ольга Гинзбург
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
По моему не о вундеркиндах шла речь в самом начале, а о том, как "справиться" с успехом, который вдруг пришёл. Что сделать, чтобы ребёнок не зазнался и не прекратил занятия. (я поняла это так).
10.03.2008, 14:28
Ольга Гинзбург
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Alexander Москва
А вообще детские конкурсы для меня нонсенс. Я не знаю, какие страсти бурлят внутри того же "Щелкунчика".
Почему ребёнок не должен выступить на конкурсе, если он хорошо подготовлен? Да, как победа, так и поражение чреваты непредсказуемыми последствиями. Но для этого и существуем МЫ - родители, педагоги. Перед конкурсом нужно настроить ребёнка на всякий результат. И стараться сделать так, чтобы при удаче он не зазнался, а при неудаче не опустил руки. Чтобы при любом раскладе ребёнок не почувствовал себя дискомфортно.
10.03.2008, 18:55
Лена ДАД
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
, в чем-то конечно вы правы, поэтому адекватность восприятия имеет очень большое значение. Записывать надо себя во время занятий, чтобы учиться анализировать и слышать. Выступления тоже обязательно записывать.
А конкурсы... К сожалению мы всю жизнь играем конкурсы, прослушивания, где результат относителен, где мнение жюри или прослушивающих более чем относительное, потому что не может комиссия быть обьективной, если она не знает элементарных профессиональных нюансов1) и если она по разным причинам кому-то чем-то обязана и зависима2).... Я, правда, тут больше не детские конкурсы имею ввиду, но жизнь другая, чем нам кажется в детстве. А к этому нас вообще не готовят... А зря!
Конкурсы полезны только в смысле собственного тонуса, "быть в форме", а не всмысле сравнения кого-то с чем-то )))
Просто нам с детства немножко не правильно значение этих конкурсов обьясняют. Настраивают на что-то най-найвысшее, заставляя нас зацыкливаться на самом конкурсе, не думая о перспективе саморазвития. А это ложное восприятие.
Конечно, надо играть! Везде где можно! В любом случае! В не зависимости от возможного результата! Но не делать из первого места на конкурсе единственную цель жизни! :-)
10.03.2008, 22:56
Амальтея
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Ольга Гинзбург
Почему ребёнок не должен выступить на конкурсе, если он хорошо подготовлен? Да, как победа, так и поражение чреваты непредсказуемыми последствиями. Но для этого и существуем МЫ - родители, педагоги. Перед конкурсом нужно настроить ребёнка на всякий результат. И стараться сделать так, чтобы при удаче он не зазнался, а при неудаче не опустил руки. Чтобы при любом раскладе ребёнок не почувствовал себя дискомфортно.
Это безумно трудно, Оленька. Почти невозможно. Как ни настраивай - всё равно не избежать негатива в виде обиды, досады и - как следствие - зависти к победителю со стороны проигравшего. Многие ли взрослые способны пережить своё поражение и остаться на высоте по отношению к соперникам? А что же от детей-то требовать!
Больше всего меня удручает и отвращает от детских конкурсов то, что у ребёнка посыл "пусть я буду лучше, чем другие" очень легко, прямо-таки незаметно переходит в посыл "пусть другие будут хуже меня".И радость от неудачи соперника. Это разрушает личность, сеет семена зависти и злобы в детских душах. А педагоги... Ох, как часто они только подливают масла в огонь! Не могу не вспомнить один случай из моего детства, после которого я возненавидела конкурсы лютой ненавистью раз и навсегда.
Будучи школьницей, принимала участие в городском конкурсе юных пианистов. Всё было, как у больших. В том числе и обязательное произведение, написанное специально для конкурса и розданное участникам за пару месяцев до прослушивания. Пьеса старательно притворялась авангардом: ни тональности, ни мелодии. Так...квази пуантилизм+вроде додекафония. И получали мы фотокопию (ксероксов не было!) плохого качества, даже не сброшюрованную, по отдельным листикам. Каждый сам собирал и скреплял. На репетиции передо мной играл мальчик из другой школы. И вдруг я слышу, что он играет неверный текст. Всмотревшись в пьесу, поняла, что у него неправильно сброшюрованы ноты - странички перепутаны. По музыке определить там ничего нельзя, как ни скрепляй - абракадабра получается, вот и недоглядели. Но, поскольку пьеса обязательная, то ошибка будет явно слышна. Конечно же, я сразу бросилась им объяснять ситуацию. Меня поблагодарили. Но тут... на меня коршуном налетела педагог из нашей школы (слава Богу, не моя!) и зашипела, брызгая слюной "Ты дура!!! Надо было промолчать, пусть бы провалился, у тебя одним конкурентом меньше было бы!" Это она так за "честь школы" радела. Кстати, этот мальчик занял более высокое место на конкурсе, чем я. Между прочим, совершенно заслуженно. А Вы говорите...
11.03.2008, 10:17
Ольга Гинзбург
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Дорогая Амальтея! То, что Вы рассказали - не новость. Дело в том, что наши педагоги и родители были так воспитаны. И это не их вина. Вспомните: - наша страна должна быть лучше всех (в любом направлении), - догоним и перегоним, -пятилетку в 4 года, - и тому подобная чушь. Но это глубоко западает в душу. И тогда человек по трупам пойдёт, чтобы устранить всех конкурентов.
Я в классе у себя делала такие вещи: если один ребёнок выступает на концерте, а другому этого не дано, а хочется. - Вместе с двумя педагогами - пианистами, делали такие ансамбли, где нужны были маленькие ксилофончики (детские игрушки были такие), марокассы, и всякие подобные инструменты (только не скрипка). И вот эти детки принимали участие в таких спектаклях. Они у нас проходили даже на неделе детской музыки в филармонии. Т.е я старалась, чтобы у детей не возникло чувство зависти.
Судя по тому, как они дружили, его и не было.
11.03.2008, 13:51
Alexander Москва
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Ольга Гинзбург
Почему ребёнок не должен выступить на конкурсе, если он хорошо подготовлен? Да, как победа, так и поражение чреваты непредсказуемыми последствиями. Но для этого и существуем МЫ - родители, педагоги. Перед конкурсом нужно настроить ребёнка на всякий результат. И стараться сделать так, чтобы при удаче он не зазнался, а при неудаче не опустил руки. Чтобы при любом раскладе ребёнок не почувствовал себя дискомфортно.
Объясню.
У меня нет уверенности, что проблемы, касающиеся "взрослых" конкурсов, обошли стороной детские.
Судейство на детских конкурсах исключительно доброжелательно и объективно? Вы уверены в этом?
Но, если взрослый человек способен понять, почему его не пропустили дальше (хотя, он играл не хуже, а, возможно, лучше тех, кто продолжил борьбу), то ребенку понять это гораздо сложнее.
И амплитуда эмоциональных реакции куда шире, нежели у взрослых исполнителей.
Я знал способного мальчика-скрипача, который по результатам игры должен был пройти в финал. Но не прошел. Итог?
Ребенок забросил музыку вообще, а скрипка заняла свое место на антресолях.
Мое мнение. Хотите конкурсы? Пожалуйста. С шестнадцати лет.
11.03.2008, 14:06
Ольга Гинзбург
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Alexander Москва
Мое мнение. Хотите конкурсы? Пожалуйста. С шестнадцати лет.
А ДО 16? Ведь каждое выступление - это стресс. Это волнение, и...опыт, который приобретается только в процессе выступлений. И конкурс тоже определённого типа испытание. И если мальчик забросил скрипку после первой неудачи, то возможно, так оно и должно быть. Значит у него слабая психика, обидчивый характер. А может педагог не настроил его на поражение. А это обязательно. Никогда нельзя говорить, что кто-то играл хуже тебя, а занял более высокое место. А если -бы ему сказали, что ты играл хорошо, но это твой первый опыт, и надо продолжать работать, чтобы на более престижном конкурсе получить признание
11.03.2008, 14:22
SvetlanaShtrom
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Ольга Гинзбург
А если -бы ему сказали, что ты играл хорошо, но это твой первый опыт, и надо продолжать работать, чтобы на более престижном конкурсе получить признание
Дети гораздо умнее, чем вы о них думаете. Очень многое они понимают совершенно по-взрослому.
А уж когда самые близкие люди начинают врать, уговаривая, что "он сам был виноват", в том, что не прошёл дальше.... Будет ли он им доверять после этого?
Конечно, в любой игре можно найти недостатки, однако ....
11.03.2008, 16:09
Mishka
Ответ: Место самолюбия в развитии личности музыканта
Цитата:
Сообщение от Helen Prekrasn
Дорогие профессионалы и непрофессионалы! Хочу узнать ваше мнение по этой теме...Откройте секрет: как происходило ваше личностное развитие как музыканта, всегда ли вашими мотивами руководило только стремление к высшим целям творчества, искусства и т.д Или всё же самолюбие и стремление самоутвердиться за счет искусства тоже имело место быть? Нужно ли самолюбие музыканту и в какой степени? Как направить развитие ребенка - как научить его адекватно реагировать на успех и неудачу, на критику и похвалы?
Что касается критики, то без нее никуда, если она исходит от кого-либо. Это жизнь! В первую очередь критика должна быть к самому себе. Это важно! Если нет критики к самому себе, то нет дороги для самосовершенствования! Но в тоже время нельзя себя перекритиковывать! И это касается всего остального. Необходимо найти "золотую середину":solution: