Кстати, на этом форуме я неоднократно сталкивался с попытками найти какой-то вербальный эквивалент музыкальным произведениям. Безусловно, без поэзии тут не обойтись. Однако мне кажется, что музыка прекрасна именно своей абстрактностью. Таким образом она лишена многих недостатков, связанных с невозможностью выразить всю метафизическую гамму с помощью средств языка.
"Вопрос назрел" :-) Давно хочу спросить у уважаемой публики...
Нередко - на обложках пластинок и компактов, в оформлении книг... - можно встретить довольно устойчивые параллели между именами из мира музыки и живописи.
Ну, например (можно спорить и дополнить ;-)):
Вивальди — Боттичелли
Мусоргский — Суриков
Дебюсси — импрессионисты :-) (от Моне до Вламинка (Vlaminck))...
А вот некоторые имена у меня уже давно вызвают безрезультатные раздумья... Какие "параллели" у вас вызывают эти вот фамилии:
Vermeer, Jan (Dutch, 1632-1675) - ?
Иероним Босх (Dutch, 1450-1516) - ?
Тёрнер (Joseph Mallord William Turner, 1775 - 1851) (особенно более поздние его работы, см. здесь
Рахманинов — ? (Левитан? Врубель?)
Несмотря на некоторую очевидность напрашивающихся ответов, всё не так просто, особенно если задуматься о датах жизни названных Художников. ;)
(Эта тема не последняя из подобных... ;-) )
25.02.2003, 22:07
Дмитрий Ларош
Одна из лучших ассоциаций, какие я только встречал: Сурбаран и Бах.
26.02.2003, 00:54
Anonymous
Имею я хорошего приятеля, виноград выращивающего и слишком много знающего в деле своем ехидно-винодельческом, который жутко помешан на музыке. Живет он в деревеньке жутко-электpофицированой на севере Нью Йорка и имеет чудный способ превращать свое время в чьи-то деньги. Разъезает он себе по дорогим ресторанам и отелям и составляет им wine-lists, сoнсультируя в подборе вина переoценненого к ихней селедке недосоленой. У, сволачь cчастливая!
Как бы там ни выло... Имеет он xобби: подбирать асоциаци на винна к конкрытном музыкальным произведениям. Как ни появатся он, так сразу начинает собщать мне что эти примитивно-двуногuие человекобразные не срособны воспринять правильно определеную кантату Палестрины без серьезного предварительного погруженние их сознания хвостообделенного в определенныe винна. Это вам не с yмным видом смычком в балалайкe ковырятьса а демонстрация глобокого понимания сyщнoсти мyзыкальной….
Rgs,
Чучело-Мяучело
26.02.2003, 10:35
Eugene
Re: Босх и Рахманинов - живопись и музыка
Цитата:
Сообщение от Алексей
Рахманинов — ? (Левитан? Врубель?)
Айвазовский :roll:
26.02.2003, 14:55
krivitch
Не, Айвазовский - плосковато 8) Скорее уж Врубель, и то не уверена....
Босх - Малер?
26.02.2003, 15:49
Eugene
Цитата:
Сообщение от krivitch
Не, Айвазовский - плосковато 8) Скорее уж Врубель, и то не уверена....
Ну извините, я тут своей дилетантской плоскостью в серьезный разговор влез... :(
Цитата:
Сообщение от krivitch
Босх - Малер?
Это мне тоже нравится...
26.02.2003, 16:20
flo
По моему Врубель слишком слащав, в нем нет Рахманиновской боли.
А Рахманинов у меня почему-то всегда ассоциировался с детксими книжками, в них часто были совершенно гениальные иллюстрации. Очень глубокие, и трогательные. Например у меня до сих пор есть книжка, котрую мне папа на 5 лет подарил. "Сон с продолжением" Михалкова. Там рисунки А. Кошкина. У меня на всю жизнь эти картинки связались с СВР, почему-то....
А Босх - Шенберг "Просветленная ночь". И не спрашивайте, все равно не смогу объяснить почему. :roll:
26.02.2003, 16:27
Eugene
Цитата:
Сообщение от flo
По моему Врубель слишком слащав
Врубель - это скорее Скрябин! 8)
26.02.2003, 16:38
Guzal
Цитата:
Сообщение от Eugene
Цитата:
Сообщение от flo
По моему Врубель слишком слащав
Врубель - это скорее Скрябин! 8)
SOGLASNA.NO RACHMANINOV-LEVITAN.YA TAK DUMAYU...TOJE NE SPRASHIVAYTE POCHEMU,U KAJDOGO SVOI ASSOCIACII.A BACH VSEGDA ASSOCIIROVALSYA S BRAT'YAMI LIMBURGI,S DJOTO.INTERESNO UZNAT,A K KOMU MOJNO OTNESTI KOROVINA? :question:
26.02.2003, 16:41
flo
Коровин - Лядов.
26.02.2003, 19:35
Рудольф
Re: Босх и Рахманинов - живопись и музыка
Цитата:
Сообщение от Алексей
"Вопрос назрел" :-)
Ох... :( Сегодня весь день думаю, и никак не дозревает :(
26.02.2003, 19:55
Gtn
развлечение на досуге... почему нет?
Тогда - Симфонические танцы 3 часть - "Триумф смерти" Брейгеля из музея Прадо, <...>
2 часть - вообще не картина - игра повторяющихся зеркал, в их зеленой бесконечности фигуры, двигаются, кажется вальсируют... их давно нет.
1- б.а. (без ассоциаций). просто щемит сердце, вдыхается как воздух, пугает
26.02.2003, 21:23
Алексей
Да - Коровин! Великолепный художник.
В связи с ним я бы назвал и Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, и де Фалью, Пуччини и Дебюсси. ;-)
26.02.2003, 21:28
Алексей
Цитата:
Сообщение от krivitch
Не, Айвазовский - плосковато 8) Скорее уж Врубель, и то не уверена....
Босх - Малер?
Тепло!
Тепло!
Иероним Босх (Dutch, 1450-1516) - Малер (1860-1911) Класс!
Некоторые параллели, рассматриваемые во времени, дают много пищи для размышлений.
Но ближе к теме. Что насчет Тернера (середина позапрошлого века)? ;-) (ссылка была - для знакомства и освежения в памяти)
26.02.2003, 21:37
Eugene
Цитата:
Сообщение от Алексей
Но ближе к теме. Что насчет Тернера (середина позапрошлого века)? ;-) (ссылка была - для знакомства и освежения в памяти)
Лист!
27.02.2003, 08:26
Romka
:-? Здесь говорится о параллелях, а у меня ассоциации основываются исключительно на противоположностях, почему-то... Как вам компания Прокофьева и Ренуара, к примеру?
;) Рисую на красном фоне чёрный прямоугольник и заявляю: "А я вижу Солнце таким!"
28.02.2003, 08:16
Anonymous
..
28.02.2003, 16:30
беглец с ноева ковчега
Модераторы, внимание!
Анекдот:
Брежнев приходит в Третьяковку.
- А это что за картина.
- А это, Леонид Ильич, Демон. Врубель.
- Ты смотри, как хорошо, а главное дешево.
28.02.2003, 17:08
flo
4.33 - не черный квадрат, а белый лист! :lol:
28.02.2003, 17:15
Алексей
Цитата:
Сообщение от flo
4.33 - не черный квадрат, а белый лист! :lol:
Если предположить, что звук (музыка) рождается из тишины...
Если предположить, что темнота - это отсутствие света...
Если вспомнить, что свет (белый) содержит в себе весь спектр...
...то, всё-таки, черный. (Форма холста значения не имеет ;-) )
28.02.2003, 17:34
krivitch
Белый? А может, он разноцветный?
А какая палитра переживаний сменяется за эти минуты в душах слушателей, которые ничего не подозревали... :)
02.03.2003, 05:41
flo
Цитата:
Сообщение от Алексей
(Форма холста значения не имеет ;-) )
А размер? :lol: ;)
03.03.2003, 23:18
Anonymous
..
04.03.2003, 08:06
Romka
;) Хорошо, наверное, быть Чюрлёнисом...
05.03.2003, 03:10
flo
Почему?
05.03.2003, 17:34
Алексей
Спасибо всем высказавшимся, это было интересно (хотя вопрос и не закрыт ;-))
Как инициатор вопроса :-) хочу наградить призами (все призы - первые! :lol: ) два понравившихся мне ответа:
krivitch за "Босх - Малер"
Eugene за "Тернер - Лист"
Специальный приз (тоже первый!) получает Romka за "Хорошо, наверное, быть Чюрлёнисом..."
(Чюрленис был самобытнейшим художником и интересным композитором!)
Всем - :appl:
05.03.2003, 19:21
Сергей
Рахманинов-Ге? И немного Эль Греко (а также одна картина круга Эль Греко, висящая в Нац. Галерее в Лондоне).
05.03.2003, 20:21
Алексей
Рахманинов - это, всё-таки и в первую очередь, Левитан!
На самом деле Левитана не так уж хорошо и знают. Есть много его первоклассных полотен в периферийных музеях, и если начинать всё вспоминать, то немало сходства в настроениях можно найти.
05.03.2003, 20:59
Gtn
Цитата:
Сообщение от Алексей
Рахманинов - это, всё-таки и в первую очередь, Левитан!
На самом деле Левитана не так уж хорошо и знают.
Ну это - хрестоматийно... и в общем верно по каким-то настроениям.
Но нельзя недооценивать принадлежность Рахманинова и к городский культуре. У него, в отличие от Левитана, этого много. И катание на коньках, и огни города, шум улиц, новый год. (напр. финал 1-го концерта) Уж не говоря о пристрастии к автомобилям, а в последствии к катерам.
А Левитана можно узнать, посмотрев хороший альбом, и постояв в галереях у двух- трех полотен, не говоря ни слова (даже мысленно :) ) и лишь вдыхая воздух из этих пейзажей.
05.03.2003, 22:40
Алексей
Цитата:
Сообщение от Gtn
Уж не говоря о пристрастии к автомобилям, а в последствии к катерам.
А Левитана можно узнать, посмотрев хороший альбом, и постояв в галереях у двух- трех полотен, не говоря ни слова (даже мысленно :) ) и лишь вдыхая воздух из этих пейзажей.
Насчет автомобилей и катеров... это тоже в музыке есть? ;-)
Насчет Левитана (как и любого другого автора) КАТЕГОРИЧЕСКИ не согласен. Даже и говорить не о чем.
По нескольким произведениям автора даже оценить нельзя, не то что "узнать"! 8)
Что касается альбомов... только художникам так не говорите, ладно? :-)
Эксперименты с альбомами я проводил неоднократно, разница даже намного больше, чем в грамзаписи (понятно, думаю). И именно с Левитаном - увидев "Март" в Третьяковке, я понял, что эта с детства знакомая картина мне СОВЕРШЕННО неизвестна была до того момента.
06.03.2003, 00:18
krivitch
Цитата:
Сообщение от Gtn
Но нельзя недооценивать принадлежность Рахманинова и к городский культуре. У него, в отличие от Левитана, этого много. И катание на коньках, и огни города, шум улиц, новый год. (напр. финал 1-го концерта) Уж не говоря о пристрастии к автомобилям, а в последствии к катерам.
Да что там город и катер :) У него местами чистая урбанизация - пусть это финал 3 концерта :)
Я, наверное, вообще не знаю, кто из художников обладал именно таким невероятным кругом образов - у любого тесно Сергею Васильевичу...
06.03.2003, 14:43
Алексей
Ясное дело - подобные "параллели" - сопоставления довольно условны, особенно если говорить не об отдельных произведениях, а обо всем творчестве. Но тем не менее... ;)
06.03.2003, 19:07
Anonymous
Позволю себе влезть в дискуссию.
Для меня финал Рах3, (как и первого) - чистейшая пляска смерти - хоть убейте :vamp:
06.03.2003, 19:21
Gtn
А мегаполис - разве не пляска смерти?
18.03.2003, 21:47
Gtn
Цитата:
Сообщение от Алексей
Что касается альбомов... только художникам так не говорите, ладно? :-)
Эксперименты с альбомами я проводил неоднократно, разница даже намного больше, чем в грамзаписи (понятно, думаю). И именно с Левитаном - увидев "Март" в Третьяковке, я понял, что эта с детства знакомая картина мне СОВЕРШЕННО неизвестна была до того момента.
Ну вообще-то знаю некоторых, и не сказал бы что они очень уж щепетильны. Вообще до самого нового времени большинство художников тем и занималось, в смысле образования, что изучало историю мировой живописи по репродукциям, еще раньше черно-белым, еще раньше по гравюрам и копиям картин великих мастеров.
(любопытно у Валишевского в воспоминаниях о восприятии импрессионистов по черно-белым снимкам) И ведь на этом воспитывались целые поколения. Много подлинников за жизнь не увидишь. Так же, как не посетишь лично все концерты даже первых пианистов (пардон, музыкантов :) ).
Я предложил приемлемый способ - увидеть (и не просто, а пережить, почувствовать) две-три картины живьем, чтобы попробовать постичь сам дух художника, и потом изучить его творчество с "количественной" стороны по альбомам.
Иногда бывает ведь и наоборот (т.е. по репродукции представляешь гораздо более внушительный холст) . Например Федотов. Я представлял все его картины гораздо большими по размерам, чем они на самом деле. А я раньше редко ошибался (разве еще Альтдорфер), потому что содержание как бы диктует размер холста. А потом здесь абсолютности бывает еще меньше, чем в музыке. В музыке. как известно камертон постепенно повышался а в 17 веке был мало не на пол-тона ниже.
Краски также меняются с годами. Есть даже художники (Мункачи), которые очень пострадали от этого.
Тут, как и везде не нужно поклоняться материальной стороне искусства. Важен дух. От некоторых картин идет такой поток "power", что начинает кружиться голова (да хоть та же "формула революции" в Русском музее). Так же и в записи, порой самой несовершенной, можно "услышать" все что надо. (пример Софроницкого с его магнитофоном)
26.05.2003, 08:57
Рудольф
Вчера переслушивал 3-ю Малера, и возникли вопросы.
Удивило то, что в каждой отдельной части я не обнаружил развития содержания, они, скорее - зарисовки, система музыкальных объектов, связанных между собой не движением мысли, а пропорциями, как в живописи или архитектуре, что вообще для европейской музыки того времени очень не типично. Ошибаюсь?
Тогда два вопроса к уважаемому форуму:
1. Какие есть в природе качественные музыковедческие разборы симфоний Малера (т.е. в которых, помимо восторгов от гениальности опусов, есть хоть что-нибудь ещё)?
2. Какие существуют ассоциации (точнее, содержательные связи) с Малером в живописи? Например, в случае Дебюсси всё очевидно, его музыка, в значительной мере, - звуковая сторона импрессионизма, а вот с Малером у меня прблемы :(
20.11.2004, 22:29
Gtn
Re: Босх и Рахманинов - живопись и музыка
Ну с живописью более-менее понятно. А вот хотел нынче перечитать Валленрода (заради первой баллады) и на тебе! нет в инете... полдня искал.
Литературные произведения иногда дают (облегчают!) ключ к настройке на музыкальные. А для меня сейчас весьма проблемно начало соль-минорной в плане вхождения в образ-настроение.
Только не надо мне советовать послушать. Мне нужно изнутри быть!
(... так, вспомню: Нейгауз, АБМ, Карреньо, Корто, Гофман, Оборин, Анни Фишер, Гилельс, Рубинштейн, ну и еще типа.. Тимофеева, Горовиц и др..)
Вообще мало кто нравится в проведении главной темы и в выстраивании экспозиции.
22.11.2004, 21:56
Mathilde Wesendonck
Re: Босх и Рахманинов - живопись и музыка
Боже правый... Я подумала сперва, что кто-то открыл новую тему (меня-то в 3-м году тут не было) и сравнил Босха с Рахманиновым.:-o :lol:
Ну, как ужо говорила, Гласс - Малевич (это моя идея. а есть отличное сравнение, сделанное Текиламаном "Гласс - Пикассо", хотя в корне не согласна, всё равно красочно...). Продолжаю - Айги - Дейнека. Брегович - Руссо (который тигру в зарослях изобразил). вот..
23.11.2004, 00:01
Valentin
Re: Босх и Рахманинов - живопись и музыка
Одна моя знакомая писала дисер (не знаю защитилась или нет) на тему, приблизительно звучало так, "Сходство музыки Рахманинова и некоторых элементов архитектуры"... она архитектор по образованию... интересно с какими элементами может ассоциироваться его музыка??? со стилем Gaudi??? :lol:
23.11.2004, 00:15
Mathilde Wesendonck
Re: Босх и Рахманинов - живопись и музыка
вот уж действительно lol...
я б сказала, да вот...
ну...
нет, вы знаете, Гауди, наверное, немного авангарднее будет...
Рахманинов - он как бы... не совсем новатор, штоль.