Собственно вот:
Автор Филипп Судо
У кого какие мысли на этот счет???
Вид для печати
Собственно вот:
Автор Филипп Судо
У кого какие мысли на этот счет???
Я эту книжку когда-то видела в магазине.
Она мне не понравилась.
Практического смысла в ней нет: это не методическое пособие. Это околофилософские рассуждения, которые сами по себе играть на гитаре никого не научат.
Что же касается вопроса о том, должен ли ученик философствовать, осваивая инструмент... хм... Ежели он склонен к этому, то философствовать будет, но его мысли будут рождаться из его опыта общения с инструментом, а не из книжки. А если он жаждет вычитать в книжке что-нибудь морально поддерживающее и вдохновляющее, то... не нужно столько слов.
Вот, пожалуйста, тоже восточное, прекрасно подходит к занятиям музыкой (как и к любому другому ученичеству), но значительно яснее и короче:
...ученик должен держаться следующих принципов:
Постоянства. Обучение подобно течению реки.
Постепенности. Знания следует получать малыми глотками.
Последовательности. Поднимайся со ступени на ступень.
"Следования за стрелой". Следуй правильному направлению.
Спокойствия. Не подгоняй себя, не ставь рекорды.
"Озера радости". Получай удовлетворение, граничащее с наслаждением, от любой деятельности.
"Беря большое, не упускай малое". Обращай внимание на все детали, не забывая о мелочах.
"Озера удивления". Не переставать удивляться. "Только разлитое спокойное удивление миром приносит наслаждение, заставляет каждодневно ощущать его вкус по-новому и дает знание о нем", - говорил учитель Ли.
"Слепец с поводырем". Следуй учению, не видя дороги, даже не веря в результат.
Цитируется отсюда:
Не могу настаивать. Вы педагог, Вам виднее.
Ой, не люблю общих соображений, когда речь идет о практике.
А в практике моего любительского и фрагментарного музыкального ученичества было достаточно много случаев, когда педагог требовал "непонятно чего и непонятно зачем". Понятно становилось только тогда, когда из этого получалось то, что ему и было нужно. Попытки педагога объяснить смысл происходящего, как правило, ничего не объясняли: ну, у меня складывалась в воображении какая-то схема, но по достижении результата становилось ясно, что она не имела ничего общего с реальностью.
Кстати, я-то послушная, а часто взрослые начинающие сопротивляются педагогу очень упорно, не желая делать то, необходимости чего не понимают. Что из этого получается - лучше спросить у педагогов, работающих со взрослыми.
А как в таком случае будем ставить звук, к примеру, на духовых инструментах? Или вокальный? Там ведь начинающему "ничего непонятно", и наглядно показать технику практически невозможно. Ученик может даже знать, что ему "нужно", но не будет знать, что ему в этой связи делать, а интенции педагога таки будут странны.
Год-два назад читала нечто подобное по другой ссылке на другом сайте. Тем, кто любит обставлять занятие эффектными декорациями может и понравится. Чтобы потом этак небрежно ронять перед знакомыми: "Осваиваю дзэн-гитаризм..."
:-P
Так, экзотическая игрушечка, наравне с пресловутым фэн-шуем гламурно-европейского розлива.
Тот, кто так скажет - просто пустой хвастун.
На самом деле там очень доступным языком описаны психологические проблемы людей, обучающиеся музыке. Например, про ритм, которые мы столько спорили.
Цитата:
РитмГлавное в моей игре — ритм. Каждый раз, когда я нахожу новый ритм, на свет появляются несколько новых песен. Я учусь танцевать, играть на барабане, иначе двигаться, и через это обретаю новые ритмические фигуры. Как только вы начинаете двигаться иначе, вы и играть начинаете иначе.
Эпиграф:
Стоун Госсард, « Pearl Jam »
Я часто слышу, как люди жалуются на то, что у них нет чувства ритма. Неправда. У каждого человека, в груди которого бьется сердце, который способен дышать и ходить, есть чувство ритма. Главное — почувствовать этот ритм и вложить его в музыку.
Одно из японских слов, обозначающих ритм, звучит как хёси и дословно переводится как «хлопок руками ребенка». Именно таким чувством ритма вы должны овладеть. Необходимо, чтобы оно было таким же естественным, как звук от детского хлопка в ладоши.
Дзэн гитары не требует, чтобы вы играли в каком-нибудь определенном ритме, но и не запрещает этого. Однако вам следует выработать способность подстраивать свой ритм под другие ритмы. Эта способность есть у всех, она врожденная. Обратите внимание, как аплодирует и бисирует публика после концерта. По сути дела, каждый человек хлопает в ладоши в своем ритме. Однако индивидуальные ритмы сливаются в единый ритм. Это хёси группового уровня.
Вы можете найти хёси в чем угодно: в смене времен года, дня и ночи, в убывании луны, в приливах и отливах, в прибое, в каждой из волн, набегающих на берег и откатывающихся от него. Хёси встречается не только в природе. Его можно услышать в щелканье дворников на лобовом стекле автомобиля, звонке телефона, гуле стиральной машины. Хёси можно обнаружить в абстрактных понятиях, таких как «красота», «пространство», «образ жизни». Хёси присутствует в отношениях между людьми в эманациях, которые мы друг другу передаем. Хёси повсюду: на улицах, рядом с вашим домом, в крупных городах и небольших селениях.
Вы должны чувствовать хёси в каждом мельчайшем аспекте вашей жизни и передавать это чувство игрой. Баскетболисты часто говорят, что их цель — ввести мяч в ритме, подразумевая ритм игры. Иными словами, они хотят, чтобы их действия были естественными. Это и есть хёси.
Научитесь чувствовать хёси в цифрах и числах. Люди, склонные к математике, наверняка заметят сходство музыки и точных наук. В музыке полно математики: гаммы, такт, время, частотность. Найдите ритм, почувствуйте, как он дробится на части. Главное — чувствуйте его, вне зависимости от того, где он находится — на пике такта или в глубинах вашего сердца.
Помните, что вы не можете почувствовать ритм умом, вы его должны почувствовать телом. Если вы повторите ритм достаточное число раз, то он останется с вами навсегда, вне зависимости от степени его сложности.
Если вы обладаете достаточной силой духа, вы почувствуете хёси даже там, где его, на первый взгляд, не может быть. У всего в этом мире есть свой ритм, и источник его один и тот же.
Научиться чувствовать ритм одна из самых сложных задач на Пути дзэн-гитары.
Достаточно правильно все описано, просто с претензионностью на философичность.
А как же тогда "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"? Имхо, пример преподавателя действует лучше любых объяснений "на пальцах". И как объяснить, для чего ученику знать ноты, если он и без этих знаний может импровизировать на курае, например (народный инструмент). Запомнил мелодию на слух и вперед! При этом неплохо получается :lol:. Тем более - зачем ему теория, сольфеджио и гармония?:silly:
Дорогой Лерит, я не возражаю. Я спрашиваю, как бы Вы на месте педагога объяснили первокурснику-кураисту музыкального училища без музыкального образования зачем ему нужно учить ноты и длительности, если без нот можно играть, и неплохо. :-) Вопрос не гипотетический, вполне реальный.:silly:
Насколько я поняла, Вы ведь считаете, что можно объяснить ученику цель его занятий.:-)
Действительно так бывает? Свободно импровизирующие "безнотные" кураисты приходят в училище, но не знают зачем?
(Я знаю, что есть "безнотные" импровизаторы, иногда очень музыкальные и технически неслабые на своем уровне. Но они либо уверены, что музыкальное образование им ни к чему - и тогда не поступают в училище. Либо переживают по поводу своей "неграмотности" и поступают - но тогда их не надо убеждать учить нотную грамоту. А у вас какой-то загадочный случай... Региональная специфика, может быть?)
(А вообще-то, скажу вам по секрету, мы тут с самого начала в глубоком оффтопе. Califf поинтересовался нашим мнением о книжке про "дзен гитары". Я в ответ процитировала принципы чуть ли не Шао-Линя. И далее мы с lerit'ом и взялись дискутировать по поводу принципа "Слепец и поводырь", а Вы вот сейчас к сей дискуссии присоединились - но вообще-то она не имеет прямого отношения к вопросу Califf'а :-) )
Да это все по поводу "поводыря". Так что не совсем офф-топ:lol:. А по поводу Вашего вопроса - ну.. представьте себе... человек из далекой деревни хочет играть на курае. Он и в училище приходит - играть. Все очень легко объяснимо и никакой местной специфики.:lol:
Все, тему не развиваю, действительно уже офф-топ получается.:silly: