30 декабря – композиторы Йозеф Фёрстер (Foerster), Дмитрий Кабалевский, пианист-композитор Алессандро Лонго (Longo), Андре Мессаже (Messager - композитор, дирижёр, пианист, оперный администратор, критик…), певица Джун Андерсон (Anderson)
31 декабря – скрипач Натан Мильштейн (Milstein)
06.12.2007, 01:56
Sarastro
Ответ: Именитые музыканты месяца
С нетерпением жду продолжения... 8)
01.01.2008, 00:16
беглец с ноева ковчега
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от kalina
17 декабря – в этот день был крещён Людвиг Ван Бетховен (Beethoven), день рождения у композитора Доменико Чимароза (Cimarosa)
]
Хотелось бы добавить, что в этот день родился еще и Юрий Фаворин.
30.11.2008, 22:07
kalina
Ответ: Именитые музыканты месяца
ИМЕНИТЫЕ МУЗЫКАНТЫ ДЕКАБРЯ
1 декабря Ги деЛионкур (Lioncourt, 1885-1961). Французский композитор Франц КсаверРихтер (Richter, 1709-1789). Немецкий композитор родом из Богемии Джузеппе Сарти (Sarti, крещён 1729-1802). Итальянский композитор
2 декабря сэр Джон, на самом деле Джованни БаттистаБарбиролли (Barbirolli, 1899-1970). Английский дирижёр Мария Каллас (Callas), на самом деле Калогеропулу (Kalogeropoulou, 1923-1977). Греческая певица Роберт Каянус (Kajanus, 1856-1933). Финский дирижёр, композитор Гарриет Коэн (Cohen, 1895-1967). Английская пианистка Мирослав Понц (Ponc, 1902-1976). Чешский композитор
3 декабря Антон Веберн (Webern, 1883-1945). Австрийский композитор, представитель новой венской школы Лев Константинович Книппер (1898-1974). НиноРота (Rota, 1911-1979). Итальянский композитор АнтониоСолер (Рамос; Soler [Ramos], крещён 1729-1783). Испанский композитор и органист Болеслав Шабельский (Szabelski, 1896-1979). Польский композитор
4 декабря ИвоннМинтон (Minton, род. 1938 ). Австралийская певица Алекс Норт (North, 1910-1991). Американский композитор
5 декабря сэр ДжонБридж (Bridge, 1844-1924). Английский органист и композитор Болеслав Войтович (Woytowicz, 1899-1980). Польский композитор Хосе Каррерас (Carreras, род. 1946). Испанский певец ВитезлавНовак (Novák, 1870-1949). Чешский композитор Крыстиан Цимерман (Zimerman, род. 1956). Польский пианист
6 декабря Николаус Арнонкур (Харнонкурт, Harnoncourt, 1929). Австрийский дирижёр, виолончелист, гамбист ДэйвБрубек (Brubeck, род. 1920). Американский джазовый композитор и пианист Жильбер (-Луи) Дюпре (Duprez, 1806-1896). Французский певец и композитор ЛуиджиЛаблаш (Lablache, 1794-1858 ). Итальянский певец Вирджилио Мортари (Mortari, 1902-1993). Итальянский композитор Адольф Ройбке (Reubke, 1805-1875). Немецкий органный мастер Вильгельмина Шрёдер-Девриент (Schröder-Devrient, 1804-1860). Немецкая певица Хенрык Ярецкий (Jarecki, 1846-1918 ). Польский композитор и дирижёр
7 декабря князь Йозеф Франц Максимилиан Лобковиц (Lobkowitz, 1772-1816). Богемский меценат, певец, скрипач, виолончелист Пьетро Масканьи (Mascagni, 1863-1945). Итальянский композитор Бернардо Паскуини (Пасквини, Pasquini, 1637-1710). Итальянский композитор и исполнитель на клавишных инструментах Эрнст Тох (Toch, 1887-1964). Австрийский и американский композитор, пианист Хелен(Джозефин)Уоттс (Watts, род. 1927). Валлийская певица
8 декабря Мечислав(на самом деле Моисей) Самуилович Вайнберг (1919-1996) Джеймс Гэлуэй (Galway, род. 1939). Британский флейтист БогуславМартину (Martinu, 1890-1959). Чешский композитор МануэльПонсе (Ponce, 1882-1948 ). Мексиканский композитор ЯнСибелиус (Sibelius, 1865-1957). Финский композитор
9 декабря Эмма Абботт (Abbott, 1850-1891). Американская певица и импресарио ПьерАнри (Henry, род. 1927). Французский композитор Джошуа Белл (Bell, род. 1967). Американский скрипач ЭмильВальдтейфель (Waldteufel), настоящая фамилия Леви (Lévy, 1837-1915). Французский композитор и пианист родом из Эльзаса ДавидПоппер (Popper, 1843-1913). Австрийский виолончелист и композитор родом из Чехии Маддалена ЛаураСирмен (Sirmen, Syrmen), урождённая Ломбардини (Lombardini, 1745-1818 ). Итальянская скрипачка, композитор, певица КончитаСупервиа (Supervía, 1895-1936). Испанская певица ХоакинТурина (Turina, 1882-1949). Испанский композитор ЭлизабетШварцкопф (Schwarzkopf, 1915-2006). Немецкая певица
10 декабря Отакар Краус (Kraus, 1909-1980). Британский певец чешского происхождения Луи-СебастьянЛебрен (Lebrun, 1764-1829). Французский певец и композитор Оливье Мессиан (Messiaen, 1908-1992). Французский композитор, органист, педагог, музыкальный теоретик Ода Слободская (Slobodskaya, 1888-1970). Русская и английская певица Юрий Хатуевич Темирканов (род. 1938 ). Дирижёр Сезар Франк (Franck, 1822-1890). Французский композитор, органист, педагог бельгийского происхождения
11 декабря Гектор (точнее Эктор) Берлиоз (Hector Berlioz, 1803-1869 ). Французский композитор Эллиотт Картер (Carter, род. 1908, долгожитель-юбиляр!). Американский композитор ПьетроКоппола (Coppola, 1793-1877). Итальянский композитор Джакомо Лаури-Вольпи (Lauri-Volpi, 1892-1979). Итальянский певец Карл ФридрихЦельтер (Zelter, 1758-1832). Немецкий композитор
12 декабря Дженнаро Манна (Manna, 1715-1779). Итальянский композитор Фрэнк Синатра (Sinatra, 1915-1998 ). Американский эстрадный певец и киноактёр Густав Эрнесакс (Ernesaks, 1908-1993). Эстонский композитор и хоровой дирижёр
13 декабря Сэмюэл Душкин (Dushkin, 1891-1976). Американский скрипач Николай Дмитриевич Леонтович (1877-1921). Украинский композитор
14 декабря РичардКассилли (Кассийи, Cassilly, 1927-1998 ). Американский певец Иоганн(на самом деле Ян) Антонин Кожелух (Koželuh, Kozeluch, 1738-1814). Богемский композитор РозалинТюрек (Tureck, 1914-2003). Американская пианистка Мария Агата Шимановска (Szymanowska, 1789-1831). Польская пианистка и композитор
15 декабря Хосе МарияКастро (Castro, 1892-1964). Аргентинский композитор, дирижёр и виолончелист Ференц Фаркаш (Farkas, 1905-2000). Венгерский композитор
16 декабря АдрианБуальдьё (Boieldieu, 1775-1834). Французский композитор, классик жанра комической оперы КеннетГилберт (Gilbert, род. 1931). Канадский клавесинист Золтан Кодай (Kodály, 1882-1967). Венгерский композитор, музыковед-фольклорист, педагог ТреворПиннок (Pinnock, род. 1946). Английский клавесинист и дирижёр Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998 ). Родион Константинович Щедрин (род. 1932).
17 декабря Людвиг ванБетховен (Beethoven, крещён 1770-1827). Немецкий композитор Макото Морои (Moroi, род. 1930). Японский композитор Гюстав-Ипполит Роже (Roger, 1815-1879). Французский певец Артур Фидлер (Fiedler, 1894-1979). Американский дирижёр и скрипач Доменико Чимароза (Cimarosa, 1749-1801). Итальянский композитор
18 декабря ЭдуардМак-Дауэлл (MacDowell, 1860-1908 ). Американский композитор и пианист МорицРозенталь (Rosenthal, 1862-1946). Польский пианист Флетчер Хендерсон (Henderson), по прозвищу Смэк (Smack, 1898-1952). Американский джазовый музыкант Рита Штрайх (Streich, 1920-1987).
19 декабря ОлафБер (Bär, род. 1957). Немецкий певец (баритон) князь Николай Борисович Голицын, (1794-1866). Русский покровитель искусств, виолончелист БрониславГуберман (Huberman, 1882-1947). Польский скрипач Шарль Данкла (Данкля, Dancla, 1817-1907). Французский скрипач, композитор, педагог Пауль Дессау (Dessau, 1894-1979). Немецкий композитор Стивен Иссерлис (Isserlis, род. 1958 ). Английский виолончелист Луи-НиколяКлерамбо (Clérambault, 1676-1749 ?). Французский композитор Фриц Райнер (Рейнер, Reiner, 1888-1963). Американский дирижёр Венанцио Рауццини (Rauzzini, крещён 1746-1810). Итальянский певец-кастрат и композитор
20 декабря ЭмильКупер (Cooper, 1877-1960). Дирижёр. По старому стилю дата рождения 1 декабря. Лоренцо Перози (Perosi, 1872-1956). Итальянский композитор и церковный музыкант, священник Пьетро Раймонди (Raimondi, 1786-1853). Итальянский композитор Мицуко Утида (Учида, Uchida, род. 1948 ). Японская пианистка ДжонХарбисон (Harbison, род. 1938 ). Американский композитор
21 декабря Дэвид НатаниэлБейкер (Baker, род. 1931). Американский композитор и джазовый виолончелист Герман ФридрихРаупах (Raupach, 1728-1778 ). Немецкий клавесинист и композитор Майкл ТилсонТомас (Thomas, род. 1944). Американский дирижёр Зденек Фибих (Fibich, 1850-1900). Чешский композитор Андраш Шифф (Schiff, род. 1953). Венгерский пианист
22 декабря Джованни Боттезини (Bottesini, 1821-1889). Итальянский контрабасист, дирижёр и композитор Алан(Дадли)Буш (Bush, 1900-1995). Английский композитор Эдгар Варез (Varèse, 1883-1965). Французский и американский композитор Джакомо Пуччини (Puccini, 1858-1924). Итальянский композитор Андреас Халлен (Hallén, 1846-1925). Шведский дирижёр и композитор
23 декабря Эдита Груберова (Gruberová, род. 1946). Словацкая певица ЗараНелсова (Нельсова, Nelsova), настоящая фамилия Кацнельсон (Katznelson, 1918-2002). Американская виолончелистка Росс ЛиФинни (Finney, 1906-1997). Американский композитор КлаудиоШимоне (Scimone, род. 1934). Итальянский дирижёр
24 декабря Франц Ваксман (Waxman, 1906-1967). Американский композитор и дирижёр родом из Польши Маурисио Кагель (Кахель, Kagel, 1931-2008 ). Аргентинский и немецкий композитор Петер Корнелиус (Cornelius, 1824-1874). Немецкий композитор, музыкальный критик Тереза Штих-Рандаль (Стич-Рэндалл, Stich-Randall, 1927-2007). Американская певица
25 декабря Джузеппе Де Лука (De Luca, 1876-1950). Итальянский певец Иоганн АдамХиллер (Hiller, 1728-1804). Немецкий композитор
26 декабря Морис Жендрон (Жандрон, Гендрон, Gendron, 1920-1990). Французский виолончелист Иоганн ГеоргПизендель (Pisendel, 1687-1755). Немецкий скрипач и композитор Георгий Михайлович Римский-Корсаков (по старому стилю 13 декабря; 1901-1965). Композитор и специалист по акустике. Армен Тигранович Тигранян (по старому стилю 14 декабря; 1879-1950). Армянский композитор
27 декабря Андре Жедальж (Gédalge, 1856-1926). Французский композитор, педагог Ференц Сабо (Szabó, 1902-1969). Венгерский композитор
28 декабря Кристиан Каннабих (Cannabich, крещён 1731-1798 ). Немецкий композитор, скрипач, дирижёр, представитель мангеймской школы НайджелКеннеди (Kennedy, род. 1956). Английский скрипач Камилло Лендваи (Lendvay, род. 1928 ). Венгерский композитор (Август Вильгельм) ЮлиусРитц (Rietz, 1812-1877). Немецкий виолончелист, дирижёр, композитор, редактор РоджерСешнс (Sessions, 1896-1985). Американский композитор Франческо Таманьо (Tamagno, 1850-1905). Итальянский певец
29 декабря Роман Влад (Vlad, род. 1919). Итальянский композитор и музыковед румынского происхождения Пегги Глэнвилл-Хикс (Glanville-Hicks, 1912-1990). Австралийский композитор Пабло(или Пау)Касальс (Казальс, Casals, 1876-1973). Испанский виолончелист, дирижёр, композитор Лайонел Тертис (Tertis, 1876-1975). Английский альтист
30 декабря Джун Андерсон (Anderson, род. 1952). Американская певица Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987) Антон(Антонин)Крафт (Kraft, 1749-1820). Богемский композитор и виолончелист Алессандро Лонго (Longo, 1864-1945). Итальянский пианист и композитор. В некоторых источниках датой рождения указано 31 декабря Андре Мессаже (Messager, 1853-1929). Французский композитор, дирижёр, пианист, оперный администратор, музыкальный теоретик и критик Йозеф БогуславФёрстер (Förster, Foerster, 1859-1951). Чешский композитор
(Если заметите неточности, сообщайте в ЛС - дополнительный контроль пойдёт только на пользу)
01.12.2008, 06:20
kalina
Ответ: Именитые музыканты месяца
Итак, в первый день зимнего (по расписанию) месяца родились
Французский композитор Ги деЛионкур (Lioncourt, 1885-1961).
()
Учился в парижской Schola Cantorum у д'Энди (а потом женился на его племяннице) и Русселя. Позже, в 1914-1931гг. преподавал там контрапункт, а в 1932-1934гг. композицию.
Ему принадлежит важная роль в создании Школы Сезара Франка (один из соучредителей и её первый директор).
Как композитора, его привлекала церковная музыка - писал мотеты, кантикли (21), сочинил одну литургическую драму. Он также автор одной оперы, нескольких кантат, симфонических и камерных произведений. Информация:
(на фр.яз.)
Родившийся в Моравии немецкий композитор Франц КсаверРихтер (Richter, 1709-1789).
()
Профессиональный певец (бас), закончивший и семинарию (иезуитскую). Провёл некоторое время в Италии.
Имел практику придворной службы ещё до появления в 1747г. в Маннгейме, где стал заметной фигурой среди музыкантов. К этому времени (в 1744г.) в Париже уже были изданы некоторые из его симфоний.
В 1769-1789гг. был капельмейстером в соборе Страсбурга.
Автор одной оратории, 28 месс, большого количества мотетов и псальмов, а также около семидесяти симфоний и произведений для различных камерных составов. Информация:
Был крещён итальянский композитор Джузеппе Сарти (Sarti, 1729-1802).
()
Композитор, пользовавшийся при жизни большой известностью и авторитетом, а после смерти был сразу же забыт. Лишь некоторые церковные сочинения исполнялись не его родине.
Придворный музыкант в России (1784-1801) - служил Екатерине II, князю Потёмкину...
Из :
Цитата:
В 1793 году он предложил организовать музыкальную академию, но его проект не осуществился. За введение единого "петербургского камертона" и другие работы в области акустики Сарти был избран членом Петербургской академии наук
Дополнительная информация:
02.12.2008, 04:08
kalina
Вложений: 1
Ответ: Именитые музыканты месяца
2 декабря родилась греческая певица
Мария Каллас (Callas), на самом деле Калогеропулу (Kalogeropoulou, 1923-1977).
(
)
"Мария Каллас имела сопрано, которое доводило публику до неистовства. Ее вокальные и личные взлеты и падения были так же драматичны и экстравагантны, как судьбы оперных героинь, которых она играла". (Дэвид Лоу)
"После Каллас опера никогда не будет такой же, как раньше". (Пьер-Жан Реми)
Яркая легенда оперной сцены прошлого века, награждённая зрителями титулом La Divina (Божественная). Настоящее имя - Мария Анна София Цецилия Калогеропулу. Одно время (в 1949-1959) выступала под двойной фамилией Менегини-Каллас. Её блестящая сценическая карьера продлилась не очень долго, с 1947 по 1965 годы. В этот период певица была удивительным трудоголиком, сумев появиться на сцене свыше шестисот раз в сорока различных партиях.
Она блистала и в традиционно репертуарных операх, и в забытых сочинениях прошлого, открывая многие из них современным слушателям. Впечатление от пения усиливал талант драматической актрисы...
Мария Каллас пела в миланском "Ла Скала", лондонском "Ковент-Гардене", в "Метрополитен-опера" Нью-Йорка и Чикагской опере, в Южной Америке и Мексике...
Тембр её голоса узнавали сразу.
Она часто пела на радио и телевидении, много записывалась, а в 1970 году снялась в кинофильме Паоло Пазолини "Медея. Отметилась на преподавательском поприще (работала в Джульярдской школе), попробовала свои силы и в режиссуре...
Каллас отличалась невероятно беспокойной натурой, бескомпромиссностью взглядов и поступков.
А какие задачи она могла себе ставить! Не каждый умудрится похудеть за три месяца на 30 кг...
Запоминаемая внешность, личностные качества, творческий талант и яркое освещение личной жизни певицы в СМИ создали тот образ, что привлекает к Марии Каллас всё новых и новых почитателей.
Кстати, в Греции 2007 год был объявлен Годом Марии Каллас (см. ).
Жизнь и творчество Каллас получили достаточное освещение. Постараюсь дать полезные ссылки.
А мы с вами вспомним эту удивительную женщину добрыми словами. Сегодня исполняется 85 лет со дня её рождения.
Дополнительная информация:
!!! Подборки видеоклипов:
К концу дня. Вспоминали...
02.12.2008, 10:36
kalina
Ответ: Именитые музыканты месяца
Обратите внимание и на следующих именинников сегодняшнего дня :appl:
Финский композитор и дирижёр.
Основатель финской хоровой и оркестровой школы, Хельсинского оркестрового общества (1882г).
02.12.2008, 23:15
Loge
Декабрь
Цитата:
Сообщение от Брунгильда
Спасибо, Брунгильда!)))
Кстати:
Здесь же выложена одна из лучших статей об Ирине Константиновне, из тех, что доводилось читать. О двух записях. Но в целом охвачена более широкая тематика:
Ирина Константиновна, крепкого-прекрепкого здоровья!!!
:beer::beer::beer:
02.12.2008, 23:21
CHIZH
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от placido
Имя маэстро Доницетти всегда было в тени других мастеров бельканто(Россини и Беллини),не говоря уже о том,что его оперы полностью затмил позже великий Верди...
но тем не менее оперное наследие Доницетти все же вернулось к слушателю ,и издаваемые записи его редких и не очень опер,говорит о том,что Г.Доницетти весьма самобытный автор,и его музыка пленительна,отличается декоративной красотой,яркой виртуозностью....
Предвижу возражения здешней итальянской партии, даже не токмо возражения, но и гневные осуждения, но лично я выдержанный , даже местами строгий, написанный с прекрасным внусом Реквием Доницетти ставлю несоизмеримо выше "оперного" и местами уж больно простонародного Реквиема Верди. Все убегаю дабы не быть забросанным камнями.
На минутку вернулся, чтобы напомнить, что у него имеются и другие замечательные духовные сочинения.
02.12.2008, 23:47
Брунгильда
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от Loge
Здесь же выложена одна из лучших статей об Ирине Константиновне, из тех, что доводилось читать. О двух записях. Но в целом охватывается более широкая тематика:
Уважаемый Логе!
Я сегодня читала Ваш дневник "Три портрета", но постеснялась дать на него ссылку ( а зря, очень интересные статьи)
03.12.2008, 00:01
kalina
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от CHIZH
...лично я выдержанный , даже местами строгий, написанный с прекрасным внусом Реквием Доницетти ставлю несоизмеримо выше "оперного" и местами уж больно простонародного Реквиема Верди...
На минутку вернулся, чтобы напомнить, что у него имеются и другие замечательные духовные сочинения.
Неподражаемая у Вас манера, дорогой CHIZH! Типа, бросить свой мяч в ухоженную клумбу и
Цитата:
...убегаю дабы не быть забросанным камнями
Спасибо за упоминание о Реквиеме Доницетти. Его бы ещё выложить (для сравнения)...:roll:
03.12.2008, 00:16
kalina
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от CHIZH
Больно большой! (А обрезать качество не хотелось бы). Если найду ссылку в каком-нибудь закрытом сообществе, непременно, скину Вам на ЛС. Из итальянцев еще люблю Реквием (если Реквием только вообще можно любить) Чимароза, - вот его где-то недавно встречал.
В туманах мы бывали и от главной дороги темы уходить не желаем.
Чимарозе свой черёд, а день рождения Доницетти отмечали совсем недавно.
Обратимся к знатокам, может кто -нибудь выложит его Реквием. Послушала бы с превеликим удовольствием.
03.12.2008, 00:31
CHIZH
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от kalina
В туманах мы бывали и от главной дороги темы уходить не желаем.
Чимарозе свой черёд, а день рождения Доницетти отмечали совсем недавно.
Обратимся к знатокам, может кто -нибудь солидный выложит его Реквием. Послушала бы с превеликим удовольствием.
Я несолидный, - уже отослал Вам на ЛС ссылки на:
1. Видео
2. Флаки
3. мр3
Чего еще прикажете?
Могу еще и в самых разнообразных исполнениях... .
03.12.2008, 00:41
kalina
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от CHIZH
Я несолидный, - уже отослал Вам на ЛС ссылки на ...1. 2. 3.
Спасибо за солидное подношение! :-)
Цитата:
Могу еще и в самых разнообразных исполнениях...
Это в каких же?
Цитата:
Чего еще прикажете?
Спасибо, запомним. :-)
03.12.2008, 04:08
kalina
Ответ: Именитые музыканты месяца
Нино Рота (Nino Rota, 3.12.1911 - 10.04.1979)
(
)
Итальянец из семьи музыкантов скорее всего станет музыкантом. Это напрямую относится и к Нино Рота. Его настоящее имя Нино Ринальди (Nino Rinaldi).
Он получил блестящее образование:
- учился в Миланской консерватории,
- выпускник Римской Santa Cecilia Conservatory (1929, учился у Ильдебрандо Пиццетти и Альфредо Казеллы),
- изучал композицию (получил учёную степень) в американском Кертис институте (Curtis Institute of Music in Philadelphia) в классе Розарио Скалеро,
- закончил отделение литературы Миланского университета.
С конца 1930-х гг. начал преподавать.
Основным и постоянным местом его работы было руководство (директор в 1950-1979 гг.) консерватории Бари.
Задумалась, как при такой затягивающе-рутинной, отнимающей много времени работе, Нино Рота смог стать невероятно плодовитым и всемирно исполняемым композитором? И какой великолепной рекламой для названной консерватории стало имя её директора.
Он сочинял в разных жанрах. Автор: девяти опер (как минимум), 5 балетов, 4 симфоний, нескольких концертов, фортепианых, камерных и хоровых произведений, а также музыки к 150 фильмам. Создавал музыку и к театральным постановкам.
Двадцать пять лет длилось творческое сотрудничество Нино Рота со знаменитым режиссёром Федерико Феллини. Музыка Рота звучит во всех фильмах Феллини, созданных в период 1952-1979 гг.
Среди них:
"Белый шейх" (1952),
"Маменькины сынки" (1953),
"Дорога" (1954),
"Ночи Кабирии" (1957),
"Сладкая жизнь" (1959),
"8 1/2" (1963),
Кроме Феллини, Нино Рота работал с такими режиссёрами, как: Висконти (написав музыку к фильмам "Рокко и его братья" (1960), "Леопард" (1962). С. Ф. Бондарчук (сочинил тему к фильму "Ватерлоо" (1970). Ф. Коппола (сочинил музыку к трёхсерийному фильму "Крестный отец" (1972, 1974, 1990).
Интересно! Нино Рота первый европеец, получивший "Оскара" - за музыку ко второй части фильма ("Крестный Отец").
Ещё одним из популярнейших фильмов с музыкой Рота является "Ромео и Джульетта" Фр. Дзеффирелли (1968 г.).
Музыка Рота лёгкая и ненавязчивая, романтически пьянящая, мелодичная и не слащавая... У неё немало поклонников.
Дополнительная информация:
!!!Подборки видеоклипов:
#
03.12.2008, 11:37
Брунгильда
Ответ: Именитые музыканты месяца
Лев Константинович Книппер (3 декабря 1898 года,Тифлис— 30 июля 1974 года, Москва)
Творческий вечер Льва Книппера. Большой зал консерватории. Москва
Лёва Книппер с сёстрами Адой и Ольгой
Лев Константинович Книппер родился 3 декабря (21.11) 1898 года в Тифлисе.
Брал уроки по фортепиана у Е.Ф.Гнесиной, P.M.Глиэра, Н.С.Жиляева, по инструментовке у Д. Р. Рогаль-Левицкого.
Лев Книппер мечтал быть актером, как его сестра Ольга. Когда наступила мировая война, служил артиллеристом. Добровольно вступил в Белую армию и с войсками Врангеля ушел морем из России.
С 1923 года - член Ассоциации современной музыки. Вёл творческую и пропагандистскую работу в РККА.
Полюшко-поле
[youtube]CfBeeVKhPHE[/youtube]
С 1932 года - инструктор по массовой работе Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии, с 1936 - руководитель музыкальной части Театра народов Востока.
Автор опер "Северный ветер" (1930) и "На Байкале" (1948г, балета "Красавица Ангара" (1959), музыки к фильмам, кантат, 18 симфоний (1929-1971), в том числе 4-я - "Поэма о бойце-комсомольце" (с хором, слова В.Гусева, 1934; включает песню "Полюшко-поле", получившую мировую известность).
заслуженный деятель искусств РСФСР (1968г. и Бурятской АССР (1958г, Народный артист РСФСР (1974), дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1949), награждён орденом "Знак Почета" и медалями.
Умер в 1974 году.
Музыку его забыли, но песню "Полюшко-поле"непременно запоют снова, как старый гимн с новыми словами.
(Л.Славин) из к/ф "Частная жизнь Петра Виноградова"
(А.Коваленков) Ирма Яунзем
Использованы материалы
03.12.2008, 14:28
kalina
Ответ: Именитые музыканты месяца
Антонио Солер (Рамос; Antonio Soler [Ramos], крещён 3.12.1729 - 20.12.1783)
( )
Прочитала, что достоверных портретов Антонио Солера не существует, но в одном из сайтов, который привела в ссылках, увидела изображение и не удержалась от желания показать его в сообщении. Допускаю, что он не подлинный.
Испанский композитор, органист, хормейстер и музыкальный теоретик, посвятивший свою жизнь служению церкви.
В возрасте 23 лет (1753) принял монашеский сан и провёл три десятилетия в принадлежавшем ордену св. Иеронима монастыре
(Monasterio de San Lorenzo de El Escorial). В Эскориале располагалась летняя резиденция испанской королевской четы (короля Фернандо VI и королевы Марии Барбары) и Антонио Солер стал музыкальным наставником инфанта - принца Габриэля.
Одно время тесно общался с Доменико Скарлатти. Был известен и как знаток устройства органа.
Солеру принадлежит свыше полутысячи произведений. Среди них клавирные сонаты (около 130), органные композиции (в т.ч. 6 концертов для двух органов, 6 квинтетов для органа и струнных), 9 месс, 5 реквиемов, камерная музыка, ламентации, мотеты, кантаты, респонсории, музыка к произведениям испанских драматургов, теоретические труды (многие не сохранились) и т.д. К Солеру как к опытному органостроителю обращались за советом, на него возлагалась почетнейшая обязанность подготовки музыкальных вечеров в Эскориале, устраиваемых по случаю королевских визитов.
Солера забыли почти на два столетия. Теперь его сочинения исполняются довольно часто. Клавирные сонаты играют на фортепиано, клавесине, органе и арфе.
Загляните в
!!!
Дополнительная информация:
!! Подборки видеоклипов:
#
03.12.2008, 16:00
CHIZH
Ответ: Именитые музыканты месяца
Ваша цитата:
"Именно в России Сарти создал свою композиторскую школу. Известно, что в Италии у него из учеников как бы был только Луиджи Керубини, а в России к его ученикам относят Степана Дегтярева, Степана Давыдова, Льва Гурилева, Даниила Кашина и даже украинского композитора, который в Петербурге был очень малое количество лет, Артемия Лукьяновича Веделя."
Не знаю писали ли Вы уже о нем (регулярно сюда не заходил), но отмечу, что Артемий Лукьянович Ведель требует отдельного разговора: павловский офицер, затем нищенствующий паломник, затем композитор и, наконец, узник каземата с павловским указом "без права писать музыку" (по-памяти надеюсь не сильно переврал).
Лично меня иные его духовные сочинения впечатляют не менее, чем таковые у Березовского и Бортнянского. Есть у него одна Херувимская, запись которой у нас постоянно крутят в замечательнейшей церкви -музее 12 века, - Кирилловской церкви (она в Киеве немного на отшибе, поэтому не каждый про нее знает), где сохранилось более всего на Руси подлинных фресок 12 века + к этому замечательнейшие росписи Врубеля и Ижакевича с Праховым. Так вот эта минорная Херувимская, особенно, когда звучит в этих сводах, производит, несмотря на простоту гармоний, совершенно неизгладимое впечатление для меня даже поболее нежели Аллегри со своим Мисерере в Ватикане.
ЗЫ. Вроде не очень переврал, - вот краткая биография и еще исполнение (не Херувимской, - ту что надо пока не нашел) Ф.Шаляпина (рекомендую, - там мощнейший финал):
03.12.2008, 17:22
lerit
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от CHIZH
Ваша цитата:
"Именно в России Сарти создал свою композиторскую школу. Известно, что в Италии у него из учеников как бы был только Луиджи Керубини, а в России к его ученикам относят даже украинского композитора, который в Петербурге был очень малое количество лет, Артемия Лукьяновича Веделя."
Не знаю писали ли Вы уже о нем (регулярно сюда не заходил), но отмечу, что Артемий Лукьянович Ведель требует отдельного разговора:
Лично меня иные его духовные сочинения впечатляют не менее, чем таковые у Березовского и Бортнянского.
Ведель намного выше и Березовского, и Бортнянского. Его хоровые концерты - шедевры славянской хоровой музыки.
03.12.2008, 17:43
CHIZH
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от lerit
Ведель намного выше и Березовского, и Бортнянского. Его хоровые концерты - шедевры славянской хоровой музыки.
Абсолютно согласен, но я побоялся (без музыкальной степени:-) ) за одной крамолой (реквием Доницетти выше вердиевского) сразу еще изречь и другую, тем более, что Ведель работал в Киеве, здесь же и сидел за решеткой,- еще бы в национализме и местничестве обвинили бы:-), хотя, впрочем, и Березовский, и Бортнянский тоже хохлы из славного города Глухова... .
А Шаляпина уже прослушали (его лучше оттуда Даунлоадом Мастером извлекать)? В финале аж дух захватывает... .
03.12.2008, 18:53
Ciaccona D-moll
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от lerit
Ведель намного выше и Березовского, и Бортнянского. Его хоровые концерты - шедевры славянской хоровой музыки.
Вы знаете, по тому немногому, что я слышал у Веделя, я с Вами соглашусь. Но они все никуда не годятся по сравнению с Василием Титовым. Знаете его?
03.12.2008, 18:57
lerit
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от Ciaccona D-moll
Вы знаете, по тому немногому, что я слышал у Веделя, я с Вами соглашусь. Но они все никуда не годятся по сравнению с Василием Титовым. Знаете его?
Ну, не надо...
03.12.2008, 18:58
Ciaccona D-moll
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от lerit
Ну, не надо...
Так Вы его слышали или нет?
03.12.2008, 19:01
lerit
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от Ciaccona D-moll
Так Вы его слышали или нет?
Слышал.
03.12.2008, 19:04
Ciaccona D-moll
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от lerit
Слышал.
И что, скажем, "Бемулярная служба" Вас не впечатлила? Или его характерная "оркестровая" трактовка хора?
Кстати говоря, его так мало исполняют - нельзя ли назвать, что и где Вы слышали?
03.12.2008, 19:06
lerit
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от Ciaccona D-moll
И что, скажем, "Бемулярная служба" Вас не впечатлила? Или "оркестровая" трактовка хора?
Я слышал "Днесь Христос", "Златокованую трубу"... Что-то еще, сейчас не помню. С Веделем даже сравнить не могу.
03.12.2008, 19:09
Ciaccona D-moll
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от lerit
Я слышал "Днесь Христос", "Златокованую трубу"... Что-то еще, сейчас не помню. С Веделем даже сравнить не могу.
А я этих вещей как раз не слышал. Давайте я все же "Славу" из "Бемулярной службы" залью Вам?
А что Вы слышали у Веделя, что Вас так впечатлило? Повторяю, я его знаю пока слабо (хотя сейчас очень интересуюсь русской духовной музыкой), поэтому хотелось бы поискать-послушать пристальнее.:-)
03.12.2008, 19:36
Ciaccona D-moll
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от CHIZH
Или создавайте отдельную тему (Титов и иже с ним у меня тоже имеется, даже Страсти русские есть).
А это тот самый ли Титов? Который партесное пение и все такое?
03.12.2008, 19:50
lerit
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от Ciaccona D-moll
А я этих вещей как раз не слышал. Давайте я все же "Славу" из "Бемулярной службы" залью Вам?
А что Вы слышали у Веделя, что Вас так впечатлило? Повторяю, я его знаю пока слабо (хотя сейчас очень интересуюсь русской духовной музыкой), поэтому хотелось бы поискать-послушать пристальнее.:-)
Давайте. Я не только слышал, но и пел 3 концерта. в басовой партии. Считаю, что в этом жанре Ведель - мировая величина.
03.12.2008, 19:59
CHIZH
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от Ciaccona D-moll
А это тот самый ли Титов? Который партесное пение и все такое?
Обижаете:
ВАСИЛИЙ ПОЛИКАРПОВИЧ ТИТОВ (ок.1650 - ок.1710)
У меня его много (как и многих других), но я тоже предпочитаю Веделя.
Кстати, чтобы Калина не ругала нас за оффтопы, - у меня из ее декабрьского списка есть даже такая экзотика, как кузен-учитель Л.Кожелуха вместе со своей пасторальной мессой (про Johann Georg Pisendel-а я уже и не вспоминаю), а Вы говорите Титов:-)
03.12.2008, 22:12
Ciaccona D-moll
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от CHIZH
Обижаете:
ВАСИЛИЙ ПОЛИКАРПОВИЧ ТИТОВ (ок.1650 - ок.1710)
У меня его много (как и многих других), но я тоже предпочитаю Веделя.
О! Вас-то нам и надо! Не напишите кратко ( в соответствующей теме), чем располагаете из Титова? А то и я, и все участники той темы его по крохам буквально собирали, а у Вас, вон, залежи оказывается...:-o:-)
Для Лерита и всех желающих:
фрагмент из "Службы бемулярной" Василия Титова (поют америкосы по-русски, но слова произносят на удивление четко)
03.12.2008, 22:16
kalina
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от Ciaccona D-moll
Вы на одежду-то посмотрите: разе это 18-й век????:-o:-o:-o
И не утверждала оного, отметив свои сомнения (см. начало текста в сообщении про А. Солера).
Заглянула, увидела дискуссию и подумала, что ошиблась веткой. :lol:
День рождения Артемия Веделя в источниках не отмечается (и в указаниях года рождения имеются расхождения).
Однако, кое-что мне встретилось. Цитирую из :
Цитата:
Артемий Лукьянович Ведель (Веделевский) родился и умер в городе Киеве. Причем, если мы точно знаем дату его смерти (14 июля 1808 года), то дат рождения называют целых три (1767, 1770, 1772 годы).
Мы знаем, что свое образование Артемий Ведель получил в Киевской академии, где учился до 1787 года, что совершенствовался он у Джузеппе Сарти, который состоял на службе у графа Григория Потемкина и жил какое-то время в Украине.
Знаем, что Ведель руководил хоровой капеллой в Москве, куда был послан вопреки его воле, что он сбежал оттуда, был послушником Киево-Печерской лавры, где занимался композицией.
Дирижировал капеллами в Киеве и Харькове. Путешествовал по Левобережью.
Написал 29 церковных хоровых концертов, в некоторых заметно влияние украинского романса.
Был замечен в неблагонадежных мыслях и поступках, осужден как человек опасный для государства, умер в заключении...
Вот ещё информация (обратите внимание и на последние ссылки):
03.12.2008, 22:25
kalina
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от Ciaccona D-moll
Кхм... Что-то я не понял сути претензии?
И еще: Вы хотя бы немного с историей фотографии знакомы? Знаете, в каком году было сделано первое фото? Не хотите поискать фоток Баха, Моцарта, Бетховена? Или просто сопоставить дату смерти Солера с датой производства первой в мире фотографии?
Друзья! О чём шумим? :lol:
Реклама сделала своё "чёрное дело" - ветка явно оживилась. Первым предложением отметила отсутствие портретов Солера и то, что сомневаюсь, допускаю, что увиденный снимок не является настоящим. Стало любопытно, что он был выложен в испанском (не знакома с этим языком) сайте. Разместила из интереса. С удовольствием уберу (м.б.). :-)
А Чакона минорыч молодец - как почуял подвох, встревожился не на шутку. Бдительность везде ценится.
Не покидайте нас, пожалуйста. :-)
Цитата:
Сообщение от Ciaccona D-moll
...Повторяю, я его знаю пока слабо (хотя сейчас очень интересуюсь русской духовной музыкой), поэтому хотелось бы поискать-послушать пристальнее.:-)
Вот по этому поводу у Вас могли бы возникнуть недоразумения на родине Веделя... (см. последние ссылки сообщения 1091)
03.12.2008, 22:27
lerit
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от Ciaccona D-moll
О! Вас то нам и надо! Не напишите кратко ( в соответствующей теме), чем располагаете из Титова? А то и я, и все участники той темы его по крохам буквально собирали, а у Вас, вон, залежи оказывается...:-o:-)
Для Лерита и всех желающих:
фрагмент из "Службы бемулярной" Василия Титова (поют америкосы по-русски, но слова произносят на удивление четко)
Спасибо, дорогой Чакона! Ну, как и следовало ожидать, Титов есть Титов, а Ведель остался Веделем. Очень выхолощенно поют америкосы, чужая для них музыка. Но и Шаляпин в Веделе, выложенный Чижом, тоже не то. Очень по-оперному сольно поет Федор Иванович, зачем так противопоставлять соло и тутти, хора-то почти не слышно... Вот так как-то сходятся крайности.
03.12.2008, 22:30
Брунгильда
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от Ciaccona D-moll
А написал, ясное дело, не для того, чтобы упрекнуть, а просто чтобы обратить внимание на эту очевидную несуразность.
Ну и обратили бы внимание на сей факт в личке.
Цитата:
Сообщение от Ciaccona D-moll
И еще: Вы хотя бы немного с историей фотографии знакомы? Знаете, в каком году было сделано первое фото? Не хотите поискать фоток Баха, Моцарта, Бетховена? Или просто сопоставить дату смерти Солера с датой производства первой в мире фотографии?
С историей фотографии не знакома. И вообще, кто такая фотография?:-o:lol:
03.12.2008, 22:30
Ciaccona D-moll
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от lerit
Спасибо, дорогой Чакона! Ну, как и следовало ожидать, Титов есть Титов, а Ведель остался Веделем. Очень выхолощенно поют америкосы, чужая для них музыка. Но и Шаляпин в Веделе, выложенный Чижом, тоже не то. Очень по-оперному сольно поет Федор Иванович, зачем так противопоставлять соло и тутти, хора-то почти не слышно... Вот так как-то сходятся крайности.
Ну, какой есть:-)
03.12.2008, 23:49
Filin
Ответ: Именитые музыканты месяца
Возмущённый, что даже к 125-летнему юбилею Веберна (3 декабря 1883 - 15.09.1945) никто не удосужился написать о нём, за неимением времени просто перепечатываю материал с другого сайта.
Вся жизнь Веберна связана с Австрией. И если он ненадолго покидал ее, то мысленно всегда здесь оставался - в столь близкой ему культурной среде. Но помимо Вены есть Тироль, откуда вышел старинный род Вебернов. Просторы гор. Незамутненный и холодный, как кристалл, воздух. Необозримые луга и ослепительно чистый снег. Вечный покой. Это не только родина Веберна - здесь и источник веры его в гармонию мира. Композитор Крженек сказал об этом так: "...веберновская музыка наполнена чистым, прозрачным воздухом и гнетущим молчанием горных вершин...", она часто звучит "как сверхъестественные, жуткие голоса самой природы, как пугающий грохот подземных вулканов или парящие крылья с других планет".
Антон фон Веберн родился в семье инженера 3 декабря 1883 года в Вене. Сначала там же обучался в гимназии, потом в Граце (с 1890 года) и Клагенфурте (с 1893) - здесь состоялись первые уроки музыки, здесь же - в 1902 году он закончил образование, после чего поступил в Венский университет, где изучал философию и занимался музыковедением под руководством Гвидо Адлера. По окончании занятий, в 1906 году, Веберну была присвоена ученая степень доктора философии за исследование капитального сборника духовных полифонических сочинений Гейнриха Изаака, старшего современника Жоскена Депре. Исследование Веберна вместе с его публикацией были напечатаны в серии "Памятники музыкального искусства Австрии". Случай уникальный: будущий композитор начинает как теоретик-музыковед, ведь многочисленны противоположные примеры! Не отсюда ли научная дисциплинированность, организованность композиторского мышления Веберна? Не отсюда ли также - его увлечение строгой полифонической техникой, интервально-структурной композицией, рациональной выверенностью в соотношении разделов формы, симметрией построений?
Первые композиторские опыты Веберна относятся к рубежу XIX-XX веков. Сначала он увлекся Вагнером (большое впечатление произвело посещение Байрейта в 1902 году), затем Брамсом, позже - Малером; последнее увлечение - Шёнберг. В первых произведениях, еще, правда, не вполне самостоятельных, заложены зерна его дальнейших исканий: это оркестровая Пассакалия, основанная на вариационном принципе, который так широко использовал позже Веберн, и сравнительно краткая пьеса для смешанного хора, написанная в строгой канонической форме - в той полифонической манере, которую в дальнейшем композитор будет все более совершенствовать. Оба сочинения написаны в 1908 году. Однако далеко до завершения этих произведений он стал одним из учеников Арнольда Шёнберга, с которым его познакомил Эгон Веллес - композитор и ученый, позже снискавший большую известность как крупнейший знаток византийской музыки. Он вспоминал, как "...в октябре 1904 года мы начали встречаться и играли вместе на рояле Третью симфонию Малера, которая должна была исполняться в том сезоне. Мы вместе посещали все репетиции, на которых Малер дирижировал этой симфонией, а в последующие годы - репетиции Пятой и Шестой симфоний. На семинарах профессора Адлера мы играли на рояле последние квартеты Бетховена и анализировали их".
Постепенно круг шёнберговских учеников расширялся (Веберн вовлек в него Берга). С 1906 года они поддерживали с учителем почти ежедневную связь. Веллес свидетельствует, что в годы, когда Шёнберг вступил на путь атонализма (то есть с 1908 года) и когда стоял на пороге открытия додекафонного метода композиции (завершение этих исканий приходится на 1921 год), он часто советовался с Веберном по волновавшим его вопросам. Учебные занятия с Шёнбергом прекратились в 1908 году, наступила новая фаза отношений - творческое общение, тесная дружба.
С 1906 года дирижирование - по крайней мере на ближайшее двадцатилетие - становится основным источником доходов Веберна. Места службы: преимущественно театры драматические и оперные. Города: Прага, Данциг, Штеттин.
В 1909 году Веберн пишет Пять пьес для струнного квартета, затем через год Шесть пьес для оркестра, с которых начинается первый период его творчества - это период так называемой свободной атональности. Музыка отличается максимальной афористичностью высказываний. Еще одна характерная черта - преобладание инструментальной музыки. Начинается Первая мировая война. В 1915 году Веберн был мобилизован, но в следующем году освобожден из-за плохого зрения. Он возвращается к музыке и в 1917 году пишет новое сочинение - Четыре песни для голоса и фортепиано. Это произведение словно подводит черту под начальным периодом творчества Веберна.
В последующее десятилетие он, под большим влиянием "Лунного Пьеро" Шёнберга, пишет вокальные циклы с разнообразным камерно-инструментальным сопровождением. Произведения также весьма кратки: все двадцать пять пьес сольных циклов звучат немногим более двадцати минут. Но музыка Веберна предстает теперь еще более строгой и вместе с тем драматичной. Его уже тогда отличает трепетное отношение к звуку. Чувство отдельно взятого звука, его интенсивности ни у кого из композиторов не только прошлых времен, но и современности не было столь раз.-вито, как у Веберна. Звук для него - в своем конкретном высотном, тембровом звучании - нечто живое, одушевленное. Отсюда у Веберна и то, что называется "пуантилизмом", - пунктирное звучание, в котором тонкой вязью интервальных соотношений, связанные друг с другом тона возникают изолированно, будто рожденные в вакууме. В 1920 году Веберну, наконец, удается заключить первые контракты на издание своих сочинений - с венским Универсальным издательством. Это издательство и в позднейшие, трудные времена оказывало ему посильную помощь. После войны оживление дирижерской деятельности наступает в связи с созданием в Вене по инициативе и под руководством Шёнберга Общества закрытых (частных) исполнений (просуществовало с 1918 по 1922 год). С 1921 года Веберн руководит любительскими хорами. Он сближается с рабочими оркестровыми и певческими коллективами, проводит с ними большую работу: они исполняют Девятую симфонию Бетховена и особенно запомнившуюся венцам Восьмую Малера - "симфонии тысячи участников". Веберн был связан с рабочими музыкальными организациями до 1934 года, когда они были разгромлены реакционным правительством Австрии. В 1924 году, а затем и в 1932 году Веберну была присуждена музыкальная премия города Вены. В этом же году он сочиняет свой новый опус - Три народных текста для голоса и инструментального ансамбля. Это одна из вершин композитора. Так считал, например, композитор Игорь Стравинский. В недрах данного периода уже вызревает додека-фонная техника.
В 1927 году Веберн становится дирижером Венского радио. Его приглашает на гастроли и лондонский радиооркестр Би-би-си. С 1929 по 1935 год он выезжал в Англию пять раз.
В это же время в творчестве Веберна вновь преобладает инструментальная музыка - Струнное трио, Симфония, Квартет с саксофоном, Концерт для девяти инструментов. Он переходит к крупным, масштабным замыслам, к более протяженным по длительности произведениям, конечно, веберновской системе отсчета времени! Ведь веберновская музыка небывало лаконична. Сместились обычные представления о временной длительности, и все изданные произведения Веберна - 31 опус - требую! для своего исполнения всего около трех часов. Самое пространное сочинение - шестичастная Вторая кантата - звучит минут двенадцать, а самые короткие - немногие секунды. К примеру, в "Багателях" первая пьеса длится десять секунд, вторая и четвертая - по восемь, третья и шестая - по девять, пятая - тринадцать секунд. Такая афористичность выражения вызывает отдаленную ассоциацию с традиционным японским поэтическим трехстишием - хокку.
Веберн ввел новые параметры времени в музыке. Причем осуществлял это настолько непроизвольно, что иногда ошибался в определении временной протяженности своего произведения: ему казалось, будто оно должно длиться дольше, нежели то было на самом деле. Так, в процессе сочинения в 1943 году своего последнего произведения - Второй кантаты Веберн писал: "Продолжительность - полчаса". Закончив партитуру, тщательно проставив метроном, композитор отметил: "Длительность шестнадцать минут". Однако ее реальное звучание длится не более двенадцати минут. Эта психологическая ошибка, вероятно, объясняется содержательной насыщенностью каждого звучащего мгновения музыки, что нарушает - не только у Веберна, но и у слушателей! - представление о привычном отсчете времени.
На рубеже 1920-1930-х годов композитор находится в расцвете своего таланта. Несколько упрочивается и его материальное положение. Карта дирижерских гастролей расширяется, включая, помимо Вены - Берлин, Дюссельдорф, Донау-Эшинген, Мюнхен, Франкфурт, Цюрих, Барселону, Лондон.
Всего исполнительской работе он отдал более тридцати лет. Только сам Веберн наверняка знает, сколько мучений приносила ему репетиционная работа, как страдал он от фальшивых нот, от грубого и плотного звучания оркестра, от непонимания тех, кем приходилось руководить! Слушателей же поражала беспримерная точность исполнения - результат титанической работы. Знакомый композитора - Крафт приводит любопытный эпизод. Веберн был приглашен в 1936 году в Барселону дирижировать премьерой Скрипичного концерта Берга. "В продолжение двух репетиций - из трех отведенных - он успел удовлетворительно, по его мнению, подготовить только первые восемь тактов. Тогда разразился скандал, после чего оставшуюся репетицию провел менее разборчивый дирижер".
Понемногу к нему приходит признание, правда, не столько как к композитору, сколько как к сведущему серьезному музыканту. Его привлекают на радио в качестве советника, консультанта по вопросам новой музыки. Порой он выступает с лекциями в закрытых аудиториях. Но первый (камерный) концерт, целиком составленный из его произведений, состоялся только в 1931 году. С 1929 года Веберн начинает давать частные уроки. Среди тех, кто у него учился с конца 1920-х и до начала 1940-х годов: К. Ранкль и Г. Зваровски, позднее активно проявившие себя как дирижеры, Э. Ратц и В. Рейх - как музыковеды, П. Штадлен - как пианист, К.А. Хартманн и Ф.М. Гершкович, который переехал в СССР в 1940 году, - как композиторы. Последний рассказывает о том, как проходили занятия с Beберном: "Часто урок проходил так: ученик сидел около рояля, а Веберн говорил в течение двух часов, беспрерывно расхаживая по комнате... Чувствовалось, что Веберн говорит, обращаясь к обоим - к ученику и к самому себе. Для него урок являлся чем-то вроде творческой тренировки. Веберн в присутствии ученика, игравшего роль катализатора, повторял свой урок - урок, полученный им у Шёнберга. Но то, что он повторял, относилось к сказанному десятилетиями ранее Шёнбергом так же, как ягоды к цветам. Что это было так, я мог констатировать, сравнивая слова Веберна с книгами и статьями Шёнберга. Впрочем, я говорю о плодах и цветах не в порядке качественного сравнения. Плод и цветок, из которого он вышел, совсем разные явления и в то же время - одно и то же по своей сущности".
К концу 1920-х годов все заметнее проявляются симптомы фашизации Австрии. Усиливается нажим реакции. Все это не могло не отразиться на положении Веберна: объем его деятельности суживается.
В начале 1934 года, в связи с недавним его пятидесятилетием, друзья Веберна хлопочут о присвоении ему звания профессора. Последовал отказ. Официальная Вена никак не откликнулась на юбилей Веберна, лишь в одной из газет промелькнула краткая безымянная заметка. Такое отношение, конечно, не могло не оскорбить Веберна, но он, несмотря ни на что, продолжает работу.
Крженек пишет о музыке Веберна того времени: "Более захваченная человеческой трагедией, чем тайнами природы, вебер-новская музыка становится сложнее по фактуре, более подвижной и еще более конденсированной". С 1934 года вновь усиливается интерес композитора к вокальной музыке - Веберн пишет кантату "Света очей". Вообще же, вокальной музыке композитор отвел больше половины изданного своего наследия (из тридцати одного опуса - семнадцать с текстом!), а собственно песне - одну треть. В 1936 году Веберн дирижирует последний раз за пределами Австрии - в Винтертуре (Швейцария); спустя два года венское радио освободит его от занимаемой должности. Шёнберг из Германии эмигрировал в США, Берг умер - Веберн лишился самых дорогих ему друзей. В 1938 году у него остался всего один ученик, в 1939-м нет уже ни одного. Универсальное издательство, вопреки нацистскому режиму, все же пытается материально его поддержать: привлекает Веберна к рецензированию и корректуре чужих и, очевидно, чуждых ему сочинений. С 1938 года его более не исполняют. Лишь спустя пять лет, в Швейцарии, ему
удается услышать свои произведения, в том числе оркестровые Вариации - одно из наиболее трагичных его сочинений. Начинается жизнь отшельника, жизнь в скитаниях. Отовсюду приходят печальные вести. В феврале 1945 года, незадолго до перемирия, убит на фронте его единственный сын. Остались еще три дочери. К младшей из них, Кристине - ей посвящена единственная симфония композитора, он едет с женой в Западную Австрию, в местечко Миттерзил, примерно в 100 километрах от Зальцбурга. Здесь 15 сентября 1945 года Веберна настигает случайная пуля американского солдата.
Был объявлен комендантский час: после девяти часов вечера нельзя было находиться на улице. Веберн вышел из дому, чтобы сигарный дым не мешал сну детей Кристины. В газете "Венский курьер" появляется краткая заметка: "Около десяти часов вечера он стоял у дома своего зятя, наслаждаясь последней перед сном сигарой, когда внезапно раздались выстрелы. Д-р Веберн, шатаясь, вошел в дом и сказал жене: "Меня застрелили". Вскоре после этого он скончался..."
"Я понимаю искусство, - говорил Веберн, - как способность придать какой-то мысли самую ясную, самую простую, то есть самую "наглядную" форму... И поэтому я никогда не понимал, что значит "классический", "романтический" и т.п., и никогда не противопоставлял себя мастерам прошлого, а всегда брал с них пример: то есть старался выражать то, что мне дано выразить, по возможности ясно".
03.12.2008, 23:58
lerit
Ответ: Именитые музыканты месяца
А чего же возмущаться? Тут пишут добровольно...:-)
03.12.2008, 23:58
Yuriy
Ответ: Именитые музыканты месяца
Цитата:
Сообщение от CHIZH
отмечу, что Артемий Лукьянович Ведель требует отдельного разговора
Нельзя не вспомнить его замечательный Концерт на 12-ый Псалом: "Доколе, Господи, забудеши мя до конца". Жаль, не могу слушать пластинку с записью в исполнении капеллы под руководством Юрлова. Наверное, можно где-то скачать.