Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
"Семнадцать мгновений весны" показали на органе
// В честь юбилея конкурса органистов
Фото: Василий Шапошников/Коммерсантъ
Конкурс классика
Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева отмечает в этом году свое десятилетие. По случаю юбилея в Светлановском зале московского Дома музыки прошел концерт "Органный хит-парад", в котором выступили все шестеро золотых призеров проходящего раз в два года состязания. Имя последней участницы определилось несколько дней назад в Калининграде, где по традиции проходит заключительный этап конкурса. Рассказывает СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.
Органных конкурсов в мире вообще довольно мало, в России же таривердиевский конкурс и вовсе один. Меж тем и спрос, и особенно предложение в смысле органного исполнительства растут. В одной только Москве концертных органов все прибывает: на днях, например, прошла инаугурация органа в зале Микеланджело ГМИИ имени Пушкина. В Москве же проходит и первый тур конкурса имени Таривердиева, вернее, часть этого тура, потому что на тех же правах отборочные слушания конкурса проходят также в Гамбурге и американском Уорстере.
Но подлинная столица конкурса, как можно было в очередной раз убедиться,— это именно Калининград, бывший Кенигсберг. По случаю своего юбилея конкурс устроил концерт на, вероятно, самой неожиданной площадке — прямо в сияющем непривычной хирургической чистотой автосборочном цеху завода "Автотор", где остановили конвейер, поставили рояль и собрали рабочих и детей из подшефной школы послушать, как пианист Алексей Гориболь играет Таривердиева и Десятникова.
Кроме того, теперь и собственно органов в распоряжении конкурса два. Второй тур проходил в бывшей кирхе, служащей залом местной филармонии, а финалисты впервые за историю конкурса, и Калининграда тоже, выступали в кафедральном соборе, где теперь восстановлен огромный барочный орган. В финал вышли три россиянки — Дарья Бурлак (живущая с недавних пор в Германии), Татьяна Лукьянова и Ильсияр Сулейманова, украинец Тарас Багинец, француз Жан-Батист Дюпон и немец Мориц Шотт.
Международное жюри под председательством американского педагога Джеймса Хигдона, назвав уровень финалистов весьма сильным, обошло наградами только Ильсияр Сулейманову: Тарасу Багинцу, показавшему в третьем туре интересного и вдохновенного Баха, но не получившему призовых мест, вручили диплом. Татьяне Лукьяновой досталось третье место, а второе оказалось поделенным между обоими молодыми европейцами. Главный приз, соответственно, достался Дарье Бурлак, кроме этого собравшей во время церемонии официального награждения несметный урожай специальных призов, часто с прилагающимися контрактами (в том числе на выступления в Европе и в США), так что сидеть без дела 22-летней лауреатке теперь явно не придется.
Победа Дарьи Бурлак, действительно сильно выступившей в финале, да еще с непростой программой, доказывает, что наша органная школа (как это ни удивительно для страны со столь неглубокими органными традициями) все увереннее заявляет о себе. Впрочем, на заключительном концерте свежих лауреатов в каком-то смысле взял реванш Жан-Батист Дюпон, изумивший и повеселивший аудиторию органной импровизацией на таривердиевскую тему из "Семнадцати мгновений весны".
20.09.2009, 12:54
Orchestrion
Re: Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
Цитата:
Сообщение от femmina
Кроме того, теперь и собственно органов в распоряжении конкурса два. Второй тур проходил в бывшей кирхе, служащей залом местной филармонии, а финалисты впервые за историю конкурса, и Калининграда тоже, выступали в кафедральном соборе, где теперь восстановлен огромный барочный орган. В финал вышли три россиянки — Дарья Бурлак (живущая с недавних пор в Германии), Татьяна Лукьянова и Ильсияр Сулейманова, украинец Тарас Багинец, француз Жан-Батист Дюпон и немец Мориц Шотт.
Международное жюри под председательством американского педагога Джеймса Хигдона, назвав уровень финалистов весьма сильным, обошло наградами только Ильсияр Сулейманову: Тарасу Багинцу, показавшему в третьем туре интересного и вдохновенного Баха, но не получившему призовых мест, вручили диплом. Татьяне Лукьяновой досталось третье место, а второе оказалось поделенным между обоими молодыми европейцами. Главный приз, соответственно, достался Дарье Бурлак, кроме этого собравшей во время церемонии официального награждения несметный урожай специальных призов, часто с прилагающимися контрактами (в том числе на выступления в Европе и в США), так что сидеть без дела 22-летней лауреатке теперь явно не придется.
Победа Дарьи Бурлак, действительно сильно выступившей в финале, да еще с непростой программой, доказывает, что наша органная школа (как это ни удивительно для страны со столь неглубокими органными традициями) все увереннее заявляет о себе. Впрочем, на заключительном концерте свежих лауреатов в каком-то смысле взял реванш Жан-Батист Дюпон, изумивший и повеселивший аудиторию органной импровизацией на таривердиевскую тему из "Семнадцати мгновений весны".
Прямо-таки невозможно пройти мимо, не задав пару вопросов автору сего текста - Даша Бурлак - это представитель какой-такой нашей школы? Вопрос второй, как можно взять реванш импровизацией на исполнительском конкурсе?
И хотелось бы поподробнее насчет "несметного урожая спецпризов", т.к. на сайте В.Таривердиевой этой информации нет /собственно, как и имен победителей - до сих пор! :tomato: /
20.09.2009, 13:50
darkblond
Re: Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
Под "реваншем", конечно же подразумевалась реакция публики. Если бы вы там были, вам бы стало сразу все понятно. Жан-Батист выступал предпоследним на концерте финалистов. Как только он закончил свою импровизацию, в зале раздался шквал апплодисментов. :appl:Ему апплодировали стоя и так долго, что он выходил 3 раза, чтобы поклониться. А когда после него выступила Даша (при всем моем уважении к ней), то ей достались только жидкие непродолжительные апплодисменты, как и всем, впрочем, остальным участникам. Неслучайно, помимо своей второй премии, Дюпон получил Приз зрительских симпатий, премию от губернатора области, приглашение выступить с концертом в католическом соборе в Москве и нелепую вазу от музея Глинки. Даша тоже получила много приглашений, например, в Германию, США, в Петербург...
20.09.2009, 15:16
Kam4atka
Re: Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
Ну, с таким же успехом Иосиф Кобзон уделал бы всех и сорвал бы шквал оваций у публики, даже не садясь за мануалы, и не прикасаяь пятками к педалям, даже и не дёргая регистры,- а всего бы лишь промурлыкал: " Не думай о секундах свысока..."
Про жидкие аплодисменты,-это по-моему продолжение завистливых уколов,которые начались на предыдущей ветке.
Конкурс был исполнительский, а не импровизаторский, а что выберет публика, это предсказуемо. И вообще,в интернете и в прессе есть более профессиональные обзоры. Кто ищет и хочет узнать правду, тот найдёт.
20.09.2009, 19:12
darkblond
Re: Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
Цитата:
Сообщение от Kam4atka
Ну, с таким же успехом Иосиф Кобзон уделал бы всех и сорвал бы шквал оваций у публики, даже не садясь за мануалы, и не прикасаяь пятками к педалям, даже и не дёргая регистры,- а всего бы лишь промурлыкал: " Не думай о секундах свысока..."
Про жидкие аплодисменты,-это по-моему продолжение завистливых уколов,которые начались на предыдущей ветке.
Конкурс был исполнительский, а не импровизаторский, а что выберет публика, это предсказуемо. И вообще,в интернете и в прессе есть более профессиональные обзоры. Кто ищет и хочет узнать правду, тот найдёт.
Нашел этот форум как раз ища "правды" в статьях, опубликованных в интернете. Чего только не начитался! И конкурс, оказывается, был уже десятым, и Даша премию "Надежда России" получила, и во втором туре уже всем стало ясно, что конек Дюпона - это импровизация... Да если бы в жюри не было людей, которые, очевидно, следят за событиями в органном мире, и если бы они не знали, что он получил первую премию по импровизации в Сант-Олбансе, в Англии, где по интерпритации выиграл Костя Волостнов, то никто бы не догадался, что он может так виртуозно импровизировать и, конечно, ему бы не предложили импровизировать в концерте финалистов. У него же опус 127 Регера в финале был на 35 мин! А каждый финалист должен был выступить в концерте 10 минут.
А насчет зависти, это вы зря. Даша мне очень понравилась, просто хотел объяснить, что мог журналист иметь ввиду под словом "реванш". Это еще один аргумет насчет "правды" в газетах. Фраза же нелепая про "реванш" у них ролучилась...
20.09.2009, 19:21
Kam4atka
Re: Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
Ну тогда я беру свои слова про зависть назад:beer:. Прочла ветку про конкурс и такое вот мнение возникло. Надо всем осторожней подбирать слова,музыканты ведь очень чувствительны.
20.09.2009, 19:45
May
Re: Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
Цитата:
Мало того, что он «Ригер-Клосс», так еще и содержат его просто-таки в непотребном состоянии. Органный мастер давно уже «забил» на всё, что связано с органом, о чем он нам всем тут простодушно и поведал. Кипучая интернет-деятельность мастера, по видимому, не оставляет никакого времени ни для перетягивания пружин трактуры (из-за чего копула II/I является настолько жесткой, что даже моя, не самая легкая и слабая левая рука зажалась еще в первой трети Es-dur’ной баховской прелюдии), ни для настройки штырьков комбинаций (из-за чего те постоянно заползали обратно, обеззвучивая целые мануалы – лично я в современной пьесе дважды попадал на «немые мануалы». Вначале думал, что Таня и Андрей что-то напортачили, а потом увидел, что комбинации, как всегда, просто заползают – типичная ригерклоссовская проблема. Но на органах встречается, как правило, 1-2 таких штырька. Тут их было с десяток). Мало того, иногда регистры перестают звучать даже без заползания штырьков – даже будучи полностью вынутыми, в одной позиции регистр играет, а при небольшом повороте штырька вокруг своей оси регистр звучать перестает. Это уже электроконтакты. Но куда же органному мастеру до таких мелких проблем. Ему ведь денег мало платят – он и делать ничего не будет. Хотя я на месте директора филармонии за такую работу вообще не платил бы. В общем, к проблеме с ассистентами у многих добавились проблемы с состоянием органа.
Вы Тарас просто ВРЁТЕ! Если вы оказались на этом конкурсе ЗА БОРТОМ, то это не значит, что виноват орган и мастер его... Вы, единственный, кто набрался наглости сказать подобное... Бог вам судья , пан Тарас....
20.09.2009, 19:45
Taras Baginets
Re: Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
Цитата:
Сообщение от Kam4atka
Ну тогда я беру свои слова про зависть назад:beer:. Прочла ветку про конкурс и такое вот мнение возникло. Надо всем осторожней подбирать слова,музыканты ведь очень чувствительны.
Да какая зависть?
Просто статья не очень удачная. Такая попсовая.
А апплодисментов Жан-Батист действительно больше сорвал. Во-первых, потому, что импрвизировал на всем известную тему "окна" из "17МВ". Импровизацию наш слушатель уважает, особенно, если это хорошо получается. Тем более, что человеческое обаяние Жана-Батиста очень хорошо слышно в его исполнении.
Даша после исполнения получила меньше апплодисментов. Но не потому, что она хуже или "народ понял несправедливость решения жюри". Просто потому, что играла мало известного широкой калининградской публики Турнемира, потому, что публика немного подустала.
На сцене, во время вручения наград, Даша получила не меньше, а значительно больше апплодисментов, чем любой другой участник.
Так что не принимайте за чистую монету. Наша музыкальная журналистика иной раз и не такие перлы выдает.
20.09.2009, 19:48
Taras Baginets
Re: Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
Цитата:
Сообщение от May
Вы Тарас просто ВРЁТЕ! Если вы оказались на этом конкурсе ЗА БОРТОМ, то это не значит, что виноват орган и мастер его... Вы, единственный, кто набрался наглости сказать подобное... Бог вам судья , пан Тарас....
Во-первых, May, соблюдайте ветки, на которых обсуждаются те или иные темы. На этой ветке я эту тему не поднимал.
Во-вторых, как вижу, Вы не способны оценить текст.
Что значит "оказался за бортом"? По итогам второго тура, где я играл на филармоническом органе, я оказался не за бортом, а на 1-м месте по набранным баллам, причем с хорошим запасом. Потому, скверное состояние органа не повлияло серьезно на мой результат. Повлияло на результаты других.
Неудачным у меня было выступление в финале, но на совсем другом органе и по совсем другим причинам.
Если же Вы не хотите услышать правду, оставайтесь в блаженном убеждении в своей гениальности. Только, пожалуйста, больше не оправдывайте свое бездействие тем, что "денег не платят". Это очень плохо Вас характеризует.
Впрочем, буду рад услышать, что все описанные мной проблемы в Вашем органе отсутствуют - комбинации не заползают обратно, трактура находится в приемлемом состоянии. Скажите - и снимем вопрос.
30.09.2009, 17:49
May
Re: Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
Цитата:
Сообщение от Taras Baginets
Впрочем, буду рад услышать, что все описанные мной проблемы в Вашем органе отсутствуют - комбинации не заползают обратно, трактура находится в приемлемом состоянии. Скажите - и снимем вопрос.
Комбинации заползают и будут заползать, это порок конструкции, не более. И исправить это можно только радикальной модернизацией шпильтиша. Вы что, первый раз на Ригерах играете???(Когда мне приходиться ассистировать, то я внимательно слежу за уползающими комбинациями и в процессе концерта их поправляю. Жалеете, что вам не достался такой ассистент как я?:-) Но тут уж пардон, в этот раз я ассистированием не должен был заниматься...)
Копуляция 1/2 действительно тяжёлая. Но если вы предлагаете мне "её перетянуть", то я скажу на это, что вы вовсе не в теме и посоветую вам заниматься своим делом.:-)
01.10.2009, 08:24
Taras Baginets
Re: Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
Цитата:
Сообщение от May
Комбинации заползают и будут заползать, это порок конструкции, не более. И исправить это можно только радикальной модернизацией шпильтиша. Вы что, первый раз на Ригерах играете???(Когда мне приходиться ассистировать, то я внимательно слежу за уползающими комбинациями и в процессе концерта их поправляю. Жалеете, что вам не достался такой ассистент как я?:-) Но тут уж пардон, в этот раз я ассистированием не должен был заниматься...)
Копуляция 1/2 действительно тяжёлая. Но если вы предлагаете мне "её перетянуть", то я скажу на это, что вы вовсе не в теме и посоветую вам заниматься своим делом.:-)
Пожалуйста, не перекручивайте сказанное.
Ведь прекрасно понятно, что для того, чтобы что-то делать с копулой, первоначально надо отрегулировать и выровнять основные трактуры. В том числе и кое-что перетянуть.
Оно понятно - куда проще забоянить копулу так, чтобы она играла в любое время года и не надо было ничего регулировать. Тогда за ней прочих недостатков регулирования трактуры не будет видно. Отпустить её - самого себя подставить под увеличение количества работы, придется постоянно подрегулировать трактуру под изменение температуры, влажности, начало\конец отопительного сезона и т.д.
Но Вы не ленитесь. А то девушек просто жалко было, как они мучились с этой копулой.
03.10.2009, 16:53
May
Re: Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
Цитата:
Сообщение от Taras Baginets
Пожалуйста, не перекручивайте сказанное.
Ведь прекрасно понятно, что для того, чтобы что-то делать с копулой, первоначально надо отрегулировать и выровнять основные трактуры. В том числе и кое-что перетянуть.
Оно понятно - куда проще забоянить копулу так, чтобы она играла в любое время года и не надо было ничего регулировать. Тогда за ней прочих недостатков регулирования трактуры не будет видно. Отпустить её - самого себя подставить под увеличение количества работы, придется постоянно подрегулировать трактуру под изменение температуры, влажности, начало\конец отопительного сезона и т.д.
Но Вы не ленитесь. А то девушек просто жалко было, как они мучились с этой копулой.
Это не так Тарас. Мне бы хотелось, чтобы здесь высказались мастера, имевшие дело с ригер-клоссовской механической копуляцией. Вы не правы, ей Богу.
25.10.2009, 18:03
May
Re: Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
Цитата:
Сообщение от May
Это не так Тарас. Мне бы хотелось, чтобы здесь высказались мастера, имевшие дело с ригер-клоссовской механической копуляцией. Вы не правы, ей Богу.
Выходит нет здесь таких....?
12.09.2011, 19:37
Ahuramazda
Re: Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева
Выходит что и правда нет..., как не было до сих пор так и нет.:lol: А сегодняшний конкурс, я имею в виду второй тур Таривердиева-2011, прошел на весьма проблемном органе. Даже жюри на закрытии конкурса в лице Даниэля Зарецкого обратилось со сцены Кафедрального собора с пожеланием руководству филармонии и области довести до приемлимого технического состояния филармонический Ригер-Клосс, сделав ему так сказать апгрейд.
Кстати тамошний органный мастер из филармонии уволился ещё весной и за лето орган оброс проблемами. Правда этот мастер работал неделю на конкурсе по приглашению Веры Таривердиевой, но что можно исправить за пару дней если перед этим в течении нескольких месяцев инструмент банально не обслуживался? Похоже этот Ригер-Клосс действительно никому не нужен.:-(