Думаю настало время поговорить об этой, с моей точки зрения, самой интересной страницей творчества великого композитора.
Уверен, что нельзя выделить какой то отдельно взятый квартет, и все же хотелось бы узнать мнения по этому поводу.
Вид для печати
Думаю настало время поговорить об этой, с моей точки зрения, самой интересной страницей творчества великого композитора.
Уверен, что нельзя выделить какой то отдельно взятый квартет, и все же хотелось бы узнать мнения по этому поводу.
Позвольте поинтересоватся, по какому критерию можно выделить один или несколько квартетов из всего списка?
Готов дискутировать по любому номеру, ну разве что кроме Шестого - действительно для Д.Шостаковича это был шаг назад.
насчет критерия - это вопрос на засыпку. Потому как нет никакого критерия - для меня они сами выделяются. Если нужны номера - пожалуйста: 3-й, 11-й, 13-й.
Как мне представляется, фраза "шаг назад" предполагает, что Вам удалось выстроить все квартеты в одну линию. По какому принципу - не подскажите ли ?
Хотелось бы сразу уточнить один момент: когда я писал, что нельзя выделить какой то один из квартетов, то подразумевал, как мне кажется, очевидную вещь - во всех квартетах царит мир высоких идей,философских обобщений, раздумий и т.д. Во всех, кроме Шестого! Не хотелось бы сейчас углубляться в музыковедческий анализ всех произведений, но смею напомнить, что Квартет №6 был написан в период кризиса Д.Шостаковича и наравне с Одиннадцатой симфонией, Испанскими песнями и Вторым концертом для рояля не является произведением "высокого полета".
Шестой квартет так и хочется назвать "Пасторальным".Все остальные квартеты обладают в большей или меньшей степени одним очень важным признаком (по Вашему - построены по принципу) - музыка в них достигает почти речевой выразительности, особенно в трагедийных кульминациях. Превзойти или хотя бы приблизиться к этому ни одному композитору пока не удалось.
Ваш список из трех квартетов интересен.Это Ваши личные пристастия, почему не 2-й, 8-й и 15-й?
да, конечно личные. То есть, для меня они вовсе не выглядят как пристрастия, а словно бы характеристика самих произведений. Вот как если бы их всех построили в одно шеренгу, а три означенных взяли бы да самовольно шагнули вперед.
Почему не 8-й? Когда-то он был для меня чуть ли не единственным из "квартетов Шостаковича", а почему сейчас "ушел в тень" - не знаю. Может, слишком много его слушал...
Хотелось бы сразу уточнить один момент: когда я писал, что нельзя выделить какой то один из квартетов, то подразумевал, как мне кажется, очевидную вещь - во всех квартетах царит мир высоких идей,философских обобщений, раздумий и т.д.
Честно говоря, я не знаю, что это значит - "мир высоких идей". Т.е я способен (как мне представляется) отличить боль, трагедию от веселья или иронии, но дальше, к "философским обобщениям" дело не идет. Вот назовите для примера 2-3 философских идеи Шостаковича, пожалуйста.
Во всех, кроме Шестого! Не хотелось бы сейчас углубляться в музыковедческий анализ всех произведений, но смею напомнить, что Квартет №6 был написан в период кризиса Д.Шостаковича и наравне с Одиннадцатой симфонией, Испанскими песнями и Вторым концертом для рояля не является произведением "высокого полета".
Кстати, Шестой не нахожу "провалом". По мне, так он очень даже симпатичен и выразителен.
Шестой квартет так и хочется назвать "Пасторальным".Все остальные квартеты обладают в большей или меньшей степени одним очень важным признаком (по Вашему - построены по принципу) - музыка в них достигает почти речевой выразительности, особенно в трагедийных кульминациях. Превзойти или хотя бы приблизиться к этому ни одному композитору пока не удалось.
Неужели основное в музыке - это речевая выразительность? Мне представляется, что и без этого музыка может являть собой откровение.
А если уж придираться к частностям Вашего высказывания, то, например, в Восьмом трагедийность скорее "танцевальная", чем "речевая". Имхо, разумеется.
Наконец, мне представляется сомнительным, что взвешенную оценку способен дать один-единственный принцип. Скорее, этого можно ожидать от некоторого комплекса критериев. Вот как на конкурсах исполнителей - комплекс оценок.
Превзойти или хотя бы приблизиться к этому ни одному композитору пока не удалось.
А ставили они перед собой такую задачу? (достичь речевой выразительности). Входило ли это в их замысел? Если нет, то оценка "не удалось" лишена смысла.
Как мы с Вами знаем Д.Д.Шостакович был человеком легендарно скромным, и тем не менее его доверие к добру, человечности, справедливости рождает не смиренное непротивлению злу, а ненависть: к жестокости, глупости, расчетливости, беспринципности - что так актуально в наше времян - ничтожности интересов. Столкнувшись с предательством и беспринципностью он всю свою жизнь, как мне кажется, будет прямолинеен в решении извечного воппроса: " что есть зло?" В письме Г. Серебряковой мы с Вами можем прочитать следующие строки: "Зло - довольно широкое понятие. Это не только убийство, клевета, ложь. Это и нелюбовь к ближнему и эгоизм."
Теперь к теме "высоких идей". Исключений для Шостаковича НЕТ! Двуличие, лесть, зависть, высокомерие, равнодушие, что самое страшное по моему мнению, все это -"паралич души". С каждым последующим произведением, и особенно с каждым квартетом, зло обнажается им все больше и больше не только как наследие пошлого, но и как сила действительности: зло против ненависти в "Седьмой, Восьмой симфониях, в Четвертом, Пятом и Восьмом квартетах. Зло карьеризма, духовной трусости, страха - в Тринадцатой симфонии,Десятом, Двенадцатом квартете. Ложь - в Сюите на стихи М. Буанарроти, Четырнадцатом, Пятнадцатом струнных квартетах.
Мир воспринимается им как постоянная драма. Не отбрасывая конфликтов, музыка этих произведений вскрывает несоответствие нравственных категорий реальной жизни. МУЗЫКА КАЖДЫЙ РАЗ РЕШАЕТ И УКАЗЫВАЕТ, ЧТО НРАВСТВЕННО.
Увы, Вы не ответили на мою просьбу. А мне бы хотелось услышать примеры именно заявленных "философских идей и обобщений"... А не о личных качествах Шостаковича.
Философские идеи Д.Д.Шостаковича я сформулирую так:
1. Вера в неодолимую силу человека.
2. Сочувствие его "человека" страданиям, а может быть и своим, хотя не уверен.
3. Становление личности своего современника, и пожалуй самого себя.
4. Ненависть к миру насилия, лжи и бесчеловечности.
И наконец, разве можно отделить личные качества композитора, от его же принципов и "философских обобщений". Я уверен, что нельзя. Ведь каждый творец своей эпохи - это зеркало, и в творчестве это проявляется очень заметно. Поэтому нельзя разделять личные качества и идеи. Все едино.
А по жизни идеи мыслителя вполне отделимы от его личных качеств. Например, когда он сам излагает свои идеи, то ведь не прилагает к ним автобиографию. А когда их излагают другие, то обычно разделяют на главы: в одной главе - про жизнь, в другой - про творчество.
Философские идеи Д.Д.Шостаковича я сформулирую так:
1. Вера в неодолимую силу человека.
2. Сочувствие его "человека" страданиям, а может быть и своим, хотя не уверен.
3. Становление личности своего современника, и пожалуй самого себя.
4. Ненависть к миру насилия, лжи и бесчеловечности.
А по-моему, это все не идеи, а чувства. Ненависть и сочувствие - точно чувства. Веру идеей назвать сложно. Становление личности - тем более.
Позвольте привести такую аналогию. В кинематографе есть такой прием: вот идет напряженный диалог двух лиц. Это могут быть мужчина и женщина (романтический вариант), либо два друга (или недруга). Беседуют они на ходу, например в аэропорту, камера следит за их передвижением (стадия 1). Вот они заходят за стеклянную стенку, а камера остается "на этой стороне", и мы их не слышим - только видим (стадия 2). Но диалог продолжается, и судить о нем мы можем только по их мимике. Женщина, например, может внезапно расплакаться. Или рассмеяться - и мы поймем, чем кончился разговор. Поймем без слов. (При этом любопытный момент: режиссер убрал слова - обострилось внимание к мимике).
Так вот: музыка - это "диалог за стеклом".
Достоверно судить о том, что за идеи в ней присутствуют - невозможно. Нельзя сказать, что в таком-то произведении Шостаковича - такая-то идея. Но и отрицать ("в произведениях Шостаковича вовсе нет философских идей") тоже не получается. (У меня, по крайней мере, никак не получается). Налицо парадокс: мир идей есть, а самих идей - нет. Диалог за стеклом...
Все же Вы глубоко заблуждаетесь. Разве вера человека, не будем уточнять во что именно, но именно вера - разве не является идеей и смыслом жизни человека? Думаю по этому поводу Вы спорить не будете.Приведенный Вами пример достаточно интересен и , в принципе - правильный. И судить о музыке "достоверно" никто не может, а может лишь сквозь призму своих собственных мыслей, взглядов и идей. В этом, как мне думается, и заключается непроходящая ценность музыки. На основании всего выше изложенного остаюсь при своем мнении, что в творчестве Д.Шостаковича - Философия стала музыкой, а Музыка - философией!
И наконец, разве не для таких людей, как мы с Вами, писал свою музыку композитор? Ведь в споре рождается истина. Чем больше мы будем дискутировать о ней, тем ближе нам будет становиться замысел творца, и через музыку, хотелось бы верить, мы лучше познаем самих себя.
Спорить не буду - поскольку не вижу смысла спорить о вере.
Если же я заблуждаюсь (вполне допускаю это вероятие), то хотелось бы услышать аргументы и узнать - в чем именно.
И судить о музыке "достоверно" никто не может, а может лишь сквозь призму своих собственных мыслей, взглядов и идей.
С этим согласен полностью. Можно привести такой образ: слушатель смотрится в зеркало, поставленное композитором, но при этом воспринимает свой собственный образ как нечто новое, иногда - как откровение.
И наконец, разве не для таких людей, как мы с Вами, писал свою музыку композитор? Ведь в споре рождается истина. Чем больше мы будем дискутировать о ней, тем ближе нам будет становиться замысел творца, и через музыку, хотелось бы верить, мы лучше познаем самих себя.
А вот здесь я с Вами не соглашусь. Скорее всего, Шостакович обо мне и слыхом не слыхивал.
Второе: дискутировать о музыке и понимать музыку - на мой взгляд, это две большие разницы. Слушать ее следует сердцем - (с) Dragomira Hamova. А это два разных психических состояния. Но и в дискуссиях нахожу пользу для слушателя, пусть и опосредованную. В частности, хотелось бы провести для музыки демаркацию "объективное-субъективное".
На основании всего выше изложенного остаюсь при своем мнении, что в творчестве Д.Шостаковича - Философия стала музыкой, а Музыка - философией!
Если так, то корректнее было бы говорить, что Шостакович создал некий "гибрид", открыл новый "поджанр" в музыке. И тогда правомочен вопрос: чем музыкофилософия Шостаковича отличается от собственно философии?
"И тогда правомочен вопрос: чем музыкофилософия Шостаковича отличается от собственно философии?"
Невероятно тяжелый вопрос. Мне думается, что ответа на него нет и быть не может. На сколько я знаю довольно много людей пытались ответить на него, доходило даже до написания очень "умных" трактатов, где было все, кроме ответа на Ваш вопрос. И именно в этом вся прелесть и ценность музыки Шостаковича. Вы правы, о ней нельзя судить, используя какой-то шаблон. Да, действительно, композитор открыл новое направление в музыке, не жанр. Перефразируя Иоганнеса Бехера, слова которого Д.Д.Шостакович любил повторять: "Новое в музыке рождается с новым человеком".
И ценность этой музыки, как раз в ее не системности, "внежанровости", и наверное, она "вневременная", как музыка позднего Бетховена.
Мне хотелось бы верить, что сочиняя свои произведения, композитор был уверен, что его МУЗЫКА все преодолеет: скромность помноженная на веру в себя, на силу человека,который сочиняя, творит страшный беспощадный суд!
И еще, слушая 6-й квартет Бориса Чайковского, не перестаю удивляться, неужели все таки после Шостаковича появился человек, который достойно продолжил его традиции, пусть и с другими взглядами на мир? Очень много общего в музыке, очень.
Ваше мнение?
К сожалению, Борис Чайковский - тот композитор, "отношения" с которым у меня пока "не сложились". Единственное, что могу сказать, послушав его квартеты - что они есть особый мир. В том смысле, в котором говорят, например, "мир Модильяни".
И еще: почему-то 6-й у меня ассоциируется со 2-й частью Andante con moto Одиннадцатого Мясковского.
Надеюсь, что встреча с музыкой Бориса Чайковского у меня впереди...
Из квартетов Шостаковича мне особенно нравятся квартеты №4,5,8,14,15.А вот о 6-м и 9-м ничего не могу сказать,к сожалению не довелось услышать.