приглашает Сергей Ходнев
"Троянцы" Гектора Берлиоза не из тех произведений, постановку которых любой среднестатистический оперный театр может позволить себе не задумываясь. Это огромное оперное полотно, требующее масштабных исполнительских сил (певцов-солистов почти два десятка), большого и необычного оркестрового состава, крепких и выносливых голосов — в общем, практически как в случае великих музыкальных драм Вагнера, которые, кстати, Берлиоз явно имел в виду, сочиняя своих "Троянцев". И все же теперь может показаться, что это такая "опера оперовна", опус, рассчитанный на пышную, ультразрелищную постановку с большими хорами, балетами, роскошными историческими костюмами и чуть ли что не со слонами на сцене, эдакий блокбастер по меркам любящего размах и эффекты французского театра 1860-х годов — словом, что-то наподобие оперы "Ганнибал", придуманной Эндрю Ллойдом-Вебером ради того, чтобы украсить своего "Призрака оперы" пародией на подобные зрелища.
На самом деле никакие импресарио, конечно, не стояли над Берлиозом, требуя: "Больше размаха, cher maitre! Больше блеска!" Более того, композитору так и не довелось увидеть на сцене полную постановку "Троянцев". Единственный театр Парижа, который мог бы "потянуть" такой спектакль,— Опера Гарнье — долго угощал композитора пустыми обещаниями. В конце концов оперу согласился ставить менее крупный "Театр лирик", однако по ознакомлении с амбициозной партитурой композитору поставили ультиматум: целиком опера не пойдет, можно поставить только три последних акта из пяти — сюжетно обособленную часть оперы, уже не "троянскую", а "карфагенскую". Так и получилось, что "Троянцы" долгое время воспринимались как дилогия. Только в ХХ веке оперу стали давать в один вечер целиком, так, как задумывал композитор. И только в последние десятилетия это самое величественное из творений Берлиоза получило настоящее признание в оперных театрах не только Франции, но и всего мира.
То есть замысел целиком и полностью принадлежал Берлиозу, да и либретто, вдохновленное "Энеидой" Вергилия — одной из величайших эпических поэм античного мира,— тоже сочинил он сам. "Энеиду" композитор обожал чуть ли не с детства, а желание перенести действие поэмы на оперную сцену (причем затмив все более ранние оперы с теми же вергилиевскими сюжетами) великодушно подогревала в сомневавшемся поначалу композиторе приятельница Листа, княгиня Сайн-Витгенштейн. В результате действие оперы начинается в осажденной Трое, радующейся по поводу того, что ахейцы якобы сняли осаду, да еще оставили в подарок огромного деревянного коня, и продолжается последствиями этой доверчивости — падением и разграблением Трои. Если в этой части главный женский образ — несчастная прорицательница Кассандра, то в следующих трех актах наступает черед другой великой несчастной — карфагенской царицы Дидоны, переживающей так нехорошо закончившийся роман с Энеем, которому по пути в Италию пришлось задержаться в ее государстве. Классический сюжет с самого начала мог бы привлечь к опере повышенное внимание французов: между прочим, согласно средневековым легендам, народ франков происходил именно от троянцев. Но, как уже было сказано, не сложилось.
У нас "Троянцам" тоже долго не везло. Отечественную премьеру, весьма скромную, опера получила только в конце 1990-х на сцене театра Санкт-Петербургской консерватории. Было ясно, что для большого и серьезного исполнения стоит дождаться инициативы дирижера масштаба Валерия Гергиева — и наконец дождались. Прошлым летом "Троянцы" прозвучали в Мариинском театре в концертом исполнении, а в самом конце 2009 года театр выпустил сценическую премьеру в постановке каталонца Карлуша Падриссы и его труппы La Fura dels Baus (на фото). Говорят, что и этот спектакль Валерий Гергиев готов показать на главной сцене Большого театра, когда она наконец откроется (больше в Москве этот спектакль показывать попросту негде), но и предстоящее концертное исполнение "Троянцев" по московским меркам — само по себе событие. Тем более что в качестве исполнителей главных партий шеф Мариинского театра привезет в столицу отборных солистов — меццо-сопрано Екатерину Семенчук (Дидона) и Екатерину Губанову (Кассандра), а также тенора Сергея Семишкура (Эней).
Большой зал консерватории, 11 апреля, 19.00
09.04.2010, 19:00
Vera_St
Вот на что очень хотелось бы попасть
10.04.2010, 16:17
roma
Завтра посмотрим как оно. 8)
12.04.2010, 15:31
adriano
и как оно ?)))
12.04.2010, 16:05
Андрей C.
Пишет _arlekin_ в Живом Журнале: "Троянцы" Г.Берлиоза, Мариинский театр в БЗК, дир. В.Гергиев (концертное исполнение) Так и знал, что можно спокойно досмотреть по телевизору парижскую "Сильфиду" и успеть в БЗК - когда такое было, чтобы Гергиев не задержал начало хотя бы минут на двадцать? Говорят, спектакль "Троянцы" в Мариинке идет пять с половиной часов и начинается в шесть. В БЗК Гергиев уложился в четыре с небольшим, включая и два антракта, чистой музыки - немногим более трех часов, но не берусь судить, были ли сделаны купюры или выигрыш во времени получился за счет антрактов короче обычного, отсутствия необходимости перемонтировать декораций или просто быстрых темпов. А темп Гергиев поначалу задал оркестру и хору такой, что голова кругом пошла - удивительно, как это хор с оркестром - они все-таки в Мариинке превосходные - не разошлись и не запутались. Еще удивительнее, что в дальнейшем мне эти резкие перепады темпов показались музыкально и драматургически убедительными, а сама опера увлекла, как редко увлекает какая-нибудь музыка. Последний раз слушал концертное исполнение с таким же воодушевлением, наверное, когда Курентзис дирижировал "Золушкой" Россини, но одно дело - Россини, а другое, как мне казалось, Берлиоз, французский романтизм - не моя стихия. А "Троянцы", на самом деле - идеальная оперная музыка, эффектная, драматичная, каждая партия - характер, но при этом партитура не распадается на отдельные хитовые номера, разрушающие драматургическую структуру достаточно громоздкого целого - две части, пять актов.
Музыкальное качество оказалось неравноценным. В первом отделении доминировала, безусловно, Екатерина Губанова - Кассандру она спела гениально, просто потрясающе, причем создавала образ исключительно за счет голоса, интонаций, не прибегая к дешевым вспомогательным приемам. Однако формально главный герой оперы все же Эней. Сергей Семешкур очевидно был нездоров и перед вторым отделением ведущая даже оговорила это обстоятельство особо, но во втором и третьем отделении он пел лучше, чем в первом, героически, подстать своему персонажу, довел партию до конца, хотя и покашливал между делом. Правда, в первом отделении свою партию катастрофически провалил Александр Гергалов-Хореб, и не только соло, но и великолепный, возможно, наиболее выигрышный по музыке во всей опере дуэт Хореба и Кассандры в первой части. Екатерина Семенчук пела Дидону немногим хуже Губановой, но с излишней аффектацией, жестикуляцией, то обхватив голову, то заламывая или простирая руки, вообще со второго отделения пошла совершенно никчемная театрализация. Даниила Штоду в партии Иопаса в последний момент заменил Станислав Леонтьев, что обидно, потому что хотя роль и небольшая, у Иопаса в четвертом акте очень красивая и большая ария, впрочем, Леонтьев тоже ничего себе. Вполне прличний бас Юрий Воробьев пел Нарбала, Злата Булычова в партии Анны, сестры Дидоны, некоторые ноты просто прохрипела, но в остальном ее вполне можно было слушать, а ансамблевые и хоровые эпизоды прозвучали практически безупречно.
Хорошо бы, однако, увидеть, как идут "Троянцы" на театральной сцене в постановке поляка Карлуша Падриссы. Накануне мне попалась дельная статья Норы Поповой в "Страстном бульваре", где рецензентка не без иронии, но все-таки с интересом отнеслась к режиссерской концепции, и с куда большим скепсисом - к музыкальному качеству проекта, особенно к вокальной его составляющей, и в первую очередь прошлась по Ларисе Гоголевской-Кассандре. Выходит, нам еще повезло, потому что в БЗК пела Губанова и была в этом составе самой лучшей. Да и идея с вирусом Троян, проникающем в виде железного чудища-трансформера, увешанного мониторами ноутбуком, достаточно примитивна в сравнении с драматургической концепцией Берлиоза. Считается, что драматургия "Троянцев" слабовата. Но то ли Гергиев был слишком убедителен, то ли специалисты не во всем правы - мне показалось, что конструкция композиционно очень четко выстроена. Она держится на двух женских образах, не пересекающихся по сюжету, и одном сквозном мужском. В первой части дилогии "Взятие Трои" главная героиня - Кассандра, во второй, "Троянцы в Карфагене" - Дидона, обе части объединяет Эней. Троя разрушается, Эней отплывает из Карфагена, который позднее тоже будет разрушен, в Италию, чтобы основать там Рим. Но и Римская империя падет - о чем не знал Вергилий, но знал, и, вероятно, имел в виду Берлиоз. Так что "Троянцы" не только музыкально, но и концептуально актуальны куда больше, чем компьютерные вирусы. Даже если польский режиссер этого предпочел не заметить.
12.04.2010, 20:51
adriano
Спасибо,там же еще
Пишет paslen (paslen) http://paslen.livejournal.com/855524.html
@ 2010-04-12 14:10:00
"Троянцы" Г. Берлиоза. Концертное исполнение; Мариинский театр, Гергиев. БЗК
Недавно впечатлялся инфернальностью Берлиоза, а вчера, несмотря на больное ухо, попал на концертное исполнение оперы "Троянцы" в БЗК (в рамках "Пасхального фестиваля").
В правом ухе фонило, создавая акустические помехи (звучание словно бы слегка окислялось внутри ушной раковины), слегка гудело и резонировало (вплоть до головокружения, но я погрешил на силу Гектора) от громкой музыки и наиболее сильных голосов, поэтому после второго отделения пересел с первого ряда амфитеатра, дающего возможность обзора испарений всего оркестра в партер к приятелю, чтобы симфоническая шапка зависала чуть выше головы; в партере, действительно, было комфортнее и я почти не прикрывал свой отит невзначайным мизинцем.
Тем более, что опера забирала, уводила, реально меняла сознание. Берлиоз - композитор мгновенных перепадов давления, кровяного и воздушного; дискобол и сторонник ассиметрии, когда невозможно предугадать последующие вспышки и сползание в затухание, точки бифуркации, чередующиеся с музыкальной минус-материей, чрезвачайно насыщенной и изобретательной (десятки маленьких открытий и эффектных разворотов разбрызгиваются им за просто так, от щедрости, от избытка) и, при этом, тщательно драматургически выстроенной и весьма конкретно иллюстрирующей сюжетные переливы историй Троянской войны (Дидона и Эней, Кассандра и Гекуба, Приам, далее по списку)...
Я не знаю другого такого композитора-визионера, способного разворачивать перед слушателем картины инополагания - своего собственного, внутреннего, даже нутряного; с таким марсианским, что ли, тщаньем и выделанностью, верой в плотность, ощутимость, даже осязаемость собственных дримсов.
"Энеида" Вергилия, с постоянными глюками, видениями и пророчествами, это именно что его, Берлиоза, материал, дающий возможность средствами музыки нарисовать нечто, в первом приближении, напоминающее блейковские космогонические завихрения.
"Троянцы" сразу же, с места и в карьер, начинаются хорами, то есть, увертюры никакой, мгновенный экшн.
Понятно, кстати, почему Булгаков называет именем Берлиоза персонажа, появляющегося уже на первых страницах "МиМ": сублимирует всю ту же инфернальность, ту же мгновенность вовлечения, вовлечённости.
Как вы понимаете, это идеально ложился на природу Валерия Гергиева, который всегда берёт завышенные темпы, словно бы куда-то критично опаздывая, а здесь так и просто метался по дирижёрскому пятачку мелким бесом, стряхивая с растопыренных, распальцованных кистей рук невидимую людям кровищу.
В театре публики лежало
Не больше трех карандашей,
И дирижёр, стараясь мало
Казался чёртом средь людей
При всей этой неземной стремительности, Берлиоза следует играть примерно так же, как Дебюсси - с повышенным вниманием к полутонам и оттенкам, к переливам звездной, ну, или же морской ткани, чего у Гергиева, увлечённого бегом собственных видений, не было.
Всё пятиактное исполнение меня преследовало ощущение (подкреплённое внутренним зрением) гуаши, затёртой от многократного использования.
Ну, или акварели, которая если её постоянно растирать и продавливать на шершавом альбомном листе, даёт, смешиваясь с бумагой, эффект растекания, лохмотьев, переходящих в бумажные катушки.
Гергиева же всё время ругают за неотрепетированность; за то, что с поезда - сразу в концертный зал, что репетиций мало; с "Троянцами" прямо противоположная история - можно было услышать как играется музыка репертурного спектакля, слежавшегося в долгостройный сугроб, играть которую можно в комотозе, не выходя из накопившейся усталости, на автомате.
Вся эта бесконечная и непрерывная гастрольно-бивачная жизнь позволила сыграть на одном дыхании, позволила сыграться оркестру Мариинки до полного слияния, которое оборачивается не сиянием, но каким-то самодостаточным, подчиняющемся своей, внутренней логике, торнадо, который хорош если его наблюдаешь со стороны; а когда ты попадаешь внутрь вихря то всё смешивается до неразличения...
И тут интересно, что отработанный до последней нотной запятой механизм, разогнанный до самой высокой скорости, со всего размаху сшибается с конкретикой обстоятельств. С московской публикой, ждущей банкета после окончания трехчасового торта, с самочувствием певцов.
Тенор Сергей Семишкур, певший заглавную партию Энея, сидел с серым лицом, а после второго антракта объявили, что, несмотря на плохое самочувствие, Эней, таки, допоёт.
Простуда или отравление? На стационарной сцене "Троянцы" превращены в изобретательную феерию с многочисленными постановочными примочками, однако, концертное исполнение, его намеренный суховатый минимализм, имеет совершенно иные сценические и воспринимательные законы.
В концертном исполнении любая деталь (особенно если музыка лишена бесконечности разливания) способна вырасти до космических размеров - шуршание конфетной обёрткой или нагловатый фотограф, пролезший по задам сцены за хор и всё первое действие нагло фотографировавший Гергиева в ЛИЦО!
А тут болезнь солиста! Поживе нет конца. К оружию, троянцы! Семишкур с мужеством превозмогал недомогание, однако, финальная часть оперы, состоящая из диалога между Энеем и Дидоной, оказалась сплошным бенефисом меццо-сопрано Екатерины Семенчук.
Эффектная крашенная блондинка, всем, в том числе и темпераментом, похожая на Саманту из "Секса в большом городе", без какого бы то ни было сопротивления со стороны партнёров, полностью заполнила собой, своей несдержанной, несдерживаемой игрой и мощным голосом, всё пространство финала.
Ну и выдала такое арпеджио страстей и чувств, что, кажется, по темпераменту заткнула за пояс даже самого маэстро, настолько она резонировала и клокотала, расцвечивая белый шум идеально работавшей машины во что-то руками, точнее, глоткой сделанное.
За что и заслужила, единственная, персональную овацию.
12.04.2010, 21:14
нектарий
Цитата:
Сообщение от Андрей C.
Пишет _arlekin_ в Живом Журнале: "Троянцы" Г.Берлиоза, Мариинский театр в БЗК, дир. В.Гергиев (концертное исполнение) Так и знал, что можно спокойно досмотреть по телевизору парижскую "Сильфиду" и успеть в БЗК - когда такое было, чтобы Гергиев не задержал начало хотя бы минут на двадцать? Говорят, спектакль "Троянцы" в Мариинке идет пять с половиной часов и начинается в шесть. В БЗК Гергиев уложился в четыре с небольшим, включая и два антракта, чистой музыки - немногим более трех часов, но не берусь судить, были ли сделаны купюры или выигрыш во времени получился за счет антрактов короче обычного, отсутствия необходимости перемонтировать декораций или просто быстрых темпов. А темп Гергиев поначалу задал оркестру и хору такой, что голова кругом пошла - удивительно, как это хор с оркестром - они все-таки в Мариинке превосходные - не разошлись и не запутались. Еще удивительнее, что в дальнейшем мне эти резкие перепады темпов показались музыкально и драматургически убедительными, а сама опера увлекла, как редко увлекает какая-нибудь музыка. Последний раз слушал концертное исполнение с таким же воодушевлением, наверное, когда Курентзис дирижировал "Золушкой" Россини, но одно дело - Россини, а другое, как мне казалось, Берлиоз, французский романтизм - не моя стихия. А "Троянцы", на самом деле - идеальная оперная музыка, эффектная, драматичная, каждая партия - характер, но при этом партитура не распадается на отдельные хитовые номера, разрушающие драматургическую структуру достаточно громоздкого целого - две части, пять актов.
Музыкальное качество оказалось неравноценным. В первом отделении доминировала, безусловно, Екатерина Губанова - Кассандру она спела гениально, просто потрясающе, причем создавала образ исключительно за счет голоса, интонаций, не прибегая к дешевым вспомогательным приемам. Однако формально главный герой оперы все же Эней. Сергей Семешкур очевидно был нездоров и перед вторым отделением ведущая даже оговорила это обстоятельство особо, но во втором и третьем отделении он пел лучше, чем в первом, героически, подстать своему персонажу, довел партию до конца, хотя и покашливал между делом. Правда, в первом отделении свою партию катастрофически провалил Александр Гергалов-Хореб, и не только соло, но и великолепный, возможно, наиболее выигрышный по музыке во всей опере дуэт Хореба и Кассандры в первой части. Екатерина Семенчук пела Дидону немногим хуже Губановой, но с излишней аффектацией, жестикуляцией, то обхватив голову, то заламывая или простирая руки, вообще со второго отделения пошла совершенно никчемная театрализация. Даниила Штоду в партии Иопаса в последний момент заменил Станислав Леонтьев, что обидно, потому что хотя роль и небольшая, у Иопаса в четвертом акте очень красивая и большая ария, впрочем, Леонтьев тоже ничего себе. Вполне прличний бас Юрий Воробьев пел Нарбала, Злата Булычова в партии Анны, сестры Дидоны, некоторые ноты просто прохрипела, но в остальном ее вполне можно было слушать, а ансамблевые и хоровые эпизоды прозвучали практически безупречно.
Хорошо бы, однако, увидеть, как идут "Троянцы" на театральной сцене в постановке поляка Карлуша Падриссы. Накануне мне попалась дельная статья Норы Поповой в "Страстном бульваре", где рецензентка не без иронии, но все-таки с интересом отнеслась к режиссерской концепции, и с куда большим скепсисом - к музыкальному качеству проекта, особенно к вокальной его составляющей, и в первую очередь прошлась по Ларисе Гоголевской-Кассандре. Выходит, нам еще повезло, потому что в БЗК пела Губанова и была в этом составе самой лучшей. Да и идея с вирусом Троян, проникающем в виде железного чудища-трансформера, увешанного мониторами ноутбуком, достаточно примитивна в сравнении с драматургической концепцией Берлиоза. Считается, что драматургия "Троянцев" слабовата. Но то ли Гергиев был слишком убедителен, то ли специалисты не во всем правы - мне показалось, что конструкция композиционно очень четко выстроена. Она держится на двух женских образах, не пересекающихся по сюжету, и одном сквозном мужском. В первой части дилогии "Взятие Трои" главная героиня - Кассандра, во второй, "Троянцы в Карфагене" - Дидона, обе части объединяет Эней. Троя разрушается, Эней отплывает из Карфагена, который позднее тоже будет разрушен, в Италию, чтобы основать там Рим. Но и Римская империя падет - о чем не знал Вергилий, но знал, и, вероятно, имел в виду Берлиоз. Так что "Троянцы" не только музыкально, но и концептуально актуальны куда больше, чем компьютерные вирусы. Даже если польский режиссер этого предпочел не заметить.
Гений-Губанова встала в один ряд с такими колоссами как Курентзис и Гергиев. Эту мудрость никак нельзя было не перепостить.
Как говорится, кому и плохой Вагнер - Берлиоз.
12.04.2010, 21:43
adriano
Наверно были купюры. При первом исполнении Троянцы давались в два вечера и вроде как без купюр. Второй раз купюры были это было заметно, когда опера шла в один вечер. Вроде как в дальнейшем еще купировали,но это со слов очевидцев специалистов А жаль )))), Гергиев известен нелюбовью к купюрам, но видно решил, что народ не осилит ))) два вечера, а для одного - жалко оркестрантов да и публика опять же )
12.04.2010, 23:08
roma
Цитата:
Сообщение от adriano
и как оно ?)))
Завтра напишу. До сих пор стоит ком в горле после сегодняшней "Патетической"...
13.04.2010, 00:53
Эцилопп
Цитата:
Сообщение от adriano
Наверно были купюры. При первом исполнении Троянцы давались в два вечера и вроде как без купюр. Второй раз купюры были это было заметно, когда опера шла в один вечер. Вроде как в дальнейшем еще купировали,но это со слов очевидцев специалистов А жаль )))), Гергиев известен нелюбовью к купюрам, но видно решил, что народ не осилит ))) два вечера, а для одного - жалко оркестрантов да и публика опять же )
В "Троянцах" четыре часа чистой музыки. Купюры были, причём наверняка очень большие.
Похристосоваться с Москвой полноценным питерским спектаклем «Троянцы» в вызывающе масскультовой постановке Карлуша Падриссы из каталонской группы La Fura dels Baus, наверное, было бы правильнее. Но во-первых, в разгар «Золотой маски» проблематично было найти в Москве пустующую сцену. Во-вторых, никто ее и не искал, поскольку сам спектакль, прокатанный в Питере в последних числах декабря, Гергиев счел неудачным. «Троянцы» режиссера Падриссы уже сошли с афиши Мариинского театра — к неудовольствию тех, кто постановкой остался доволен. В стадионной космогонии каталанцев угадывались актуальное расставание с европейским культом логоса и новая надсловесная свобода отношений зрелищного с музыкальным.
Как бы то ни было, для Москвы пятиактная махина «Троянцев» оказалась таким же подарком, каким стал и нарочитый каталанский поп-космизм для оперной режиссуры вообще, нынче худосочной, теряющей внятность ориентиров. Один раз услышать эту оперу все же лучше, чем предаваться унынию по поводу необъяснимо игнорируемого московскими труппами Берлиоза. Уж ему-то нынешний год Россия—Франция вроде бы давал некоторые основания войти в зону слышимости. Пасхальный фестиваль ликвидировал пробел хотя бы концертным исполнением «Троянцев».
Апокалипсис сегодня
О последней опере Берлиоза надо бы сказать, что, конечно, она хороша как французский противовес вагнеровским «божественным длиннотам» и ходульности Верди. Два античных сюжета — «Падение Трои» и «Троянцы в Карфагене» (в оперных версиях более распространенный как «Дидона и Эней») — в середине позапрошлого века Берлиоз вытянул в метамифологическую линию, связав ее части страшными предсказаниями двух падений — Трои и Карфагена и резонирующими с ними историями разрушенной любви Кассандры и Хореба (в Трое), Дидоны и Энея (в Карфагене).
Самому Берлиозу структурированное им либретто (на основе вергилиевской «Энеиды») давало уникальную возможность воспарить над недавней революционной реальностью, зарифмовав гильотинный визг с кинжальными отзвуками древних сражений, а попранную монархию Бурбонов — с эффектно подновленными старинными танцами и умышленно состаренной песней матроса-фригийца. По большому счету либретто в «Троянцах» работает как оптическая обманка. Античный миф нарочно застит глаза публике, отвлекающейся на него от музыкальных разборок автора с современным ему стилем и новым романтическим оркестром.
Все это, надо сказать, до сих пор вызывает у людей испуг. Гомер в массах непопулярен, о его незримом присутствии в «Энеиде» Вергилия уверенно расскажут лишь филологи-специалисты. А поскольку мифология — дело темное, то и из роскошной партитуры, созданной Берлиозом для десятка солистов, богатейшего хора, сценического и закулисного оркестров, углубляющих звуковую перспективу, публика обычно запоминает нечто вопящее хором, бряцающее медью и устрашающее смертью. Какой-то апокалипсис вместо музыки, в котором чего только нет: симфохоровая апологетика мнимых побед, шикарное шествие с троянским конем, троянская да африканская «ночи любви» и лиризм большой трагедии.
Преодоленные трудности
Превосходная музыка «Троянцев» освоена гергиевским коллективом, как говорят, по гамбургскому счету. Вот что значит большая предварительная работа, этапами которой были циклы концертных исполнений на фестивале «Звезды белых ночей» и в концертном зале «Мариинский». Ни швов, ни музыкальных дыр в громадной (почти четыре часа) опере не найти. В изменяемости ритмов, фактур, жанровых основ и стилистических подтекстов оркестр плывет, словно рыба в воде. Рукодельное и фантазийное, многонаселенное сочинение Берлиоза хорошо изучено и приручено мариинцами.
Похоже, гергиевская стратегия расширить мариинскую вагнериану 1990−х поствагнеровским Рихардом Штраусом (удачную постановку «Женщины без тени» Москва оценивала чуть больше месяца назад) и предвагнеровским Гектором Берлиозом оправдывается. 15−летнее освоение опер второй половины ХIХ века не прошло даром: знание деталей и чувство стиля в Берлиозе мариинцы выдавали уже не с бухты-барахты (как на прошлой неделе в «Дон Кихоте» Массне), а со знанием дела.
Из трех меццо — Екатерины Губановой (Кассандра), Златы Булычевой (Анна) и Екатерины Семенчук (Дидона) при всех достоинствах первых двух предсказуемо ошеломила (оксюморон, но иначе не выразиться) последняя. В пятом акте Дидона-Семенчук кроме вокальной неиссякаемости и нездешней силы воли явила немыслимый (на исходе второго часа выступления) поток отчаяния и беды, буквально оглушив публику страстным плачем карфагенской царицы. Впору было и ослепнуть, когда стандарт концертного исполнения вдруг резко повело в театр. Да какой: Дидона метнулась к Энею, умоляя остаться, а потом изобразила в арии мщения такой «шаг от любви до ненависти», что все напрочь позабыли об отсутствии декораций и костюмов.
Из теноров обрадовал безупречный Дмитрий Воропаев в крошечной партии Иласа. Более развернутый номер Иопаса у Даниила Штоды получился скорее намеком, нежели выделанным под «буколическую грустинку» оммажем эпохе Монтеверди (у которого тоже пели моряки, спутники Улисса). С самым статусным «троянским» тенором Сергеем Семишкуром (Эней) приключилась болезнь, о чем после первого антракта публике сообщили из динамиков. Поскольку второго мариинского Энея — Леонида Захожаева под рукой не оказалось, бедный Семишкур домучивал больное горло до последней извиняющейся фразы Энея: «Я должен уехать…» И то, что с повиновением «воле богов» (заложенным в слове «должен») у этого героя и певца полный порядок, публику вполне устраивало. Разбредаясь по домам около полуночи, публика радовалась специфически гергиевскому ощущению преодоленной трудности. С тем же самым ощущением, вероятно, отправлялись в очередной пасхальный вояж и сами артисты Мариинского театра.
13.04.2010, 12:46
roma
Цитата:
Сообщение от Эцилопп
В "Троянцах" четыре часа чистой музыки. Купюры были, причём наверняка очень большие.
Перед началом концерта объявили, что первое отделение будет по времени 1:20:00, 2-е - 1:00:00, 3-е - 40 мин.
Но это было не так. Первое и второе отделения шли по 1:20:00 каждое, причём первое на несколько минут больше. Третье шло час. Было два антракта по ~15 минут. Концерт начался в 19:20-19:25, закончился в 23:30. Получается, что в общей сложности чистая музыка звучала около 4-х часов.
Тут можно посмотреть длительность оперы в довольно известных записях: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=667039 http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2586058
Так что выходит "Троянцы" в БЗК шли без купюр. По крайней мере мне так кажется (с 4-го ряда партера наблюдал за всей "кухней" исполнения, большей частью внимание было устремлено на дирижёра: Гергиев добросовестно перелистывал свои full scores по страничке :lol: )))), да и математический подсчёт говорит о том же.
Ладно, отойдём подальше от математики и займёмся исполнением.
Честно говоря, мне исполнение понравилось. Это, я так понимаю, было первое исполнение оперы Берлиоза в Москве. Если я не прав, поправьте. Конечно, не обошлось и без некоторых погрешностей в прочтении, но а где же их нет?! На всех всё равно никогда не угодишь.
Очень понравилась Губанова. Отличный голос. Пела, продумывая каждую ноту, следя за интонацией. В отличие от Екатерины Семенчук, как уже заметили ранее, её исполнение было лишено театральности, в чём оказалось и более выигрышным. У Семенчук очень красивый и мощный голос с глубоким звуком, очень насыщенный по окраске, хотя и тяжеловесный. Невероятно красивые низы, светлые верхние регистры.
Семишкур, певший Энея, понравился, но, безусловно, его затмили своими партиями Семенчук и Губанова. Многие, пришедшие в тот вечер, вероятно, ожидали от него чего-то большего в партии Энея.
Очень порадовал хор. Оркестр, мне показалось, временами брал очень быстрые темпы. Но это особо пагубно, по моему мнению, не сказалось на исполнении. Вероятно и из-за этого сложилось впечатление, что было много купюр.
13.04.2010, 15:12
adriano
Я потому так внимательно слежу за концертными выступлениями, потому что очень переживаю за этот жанр. Главное, что бы он, жанр, не выродился в концерты)), при современном положении дел с оперной режиссурой -такие исполнения - полные и без купюр, в залах с хорошей акустикой и оркестром - очень радуют. Да и ранее они имели смысл, так Берлиоз отмечал, что оперы Вагнера например, лучше слушать в концертном исполнении - "оперные отрывки, изъятые из соответствующего окружения, проигрывают, хотя и в разной степени, в концертном исполнении; увертюры и интродукции, наоборот, выигрывают — так как ни один обычный оперный оркестр не в состоянии исполнить их с той силой и блеском, с какими они исполняются в концерте более многочисленным и более выгодно расположенным составом оркестра."Гектор Берлиоз. Концерты Рихарда Вагнера. (выделено мной, так как важно, по моему именно то, что оперные отрывки "изъяты" - у Гаргиева имеем именно полные без купюр (или с минимальными) исполнения опер, а часто еще и с игрой и даже некими мизансценами)))вокалистов.
Да и цена вопроса имеет место, есть возможность держать несколько меньшими цены на билеты, так как меньше принимает участие людей в постановке, при этом возможно доход исполнителей все равно выше ))), что хорошо. Результат все же не в зрелище, а в прослушивании, так как опера (по определению РК) есть в первую очередь произведение музыкальное.
13.04.2010, 16:26
Эцилопп
Цитата:
Сообщение от adriano
Да и цена вопроса имеет место, есть возможность держать несколько меньшими цены на билеты, так как меньше принимает участие людей в постановке, при этом возможно доход исполнителей все равно выше ))), что хорошо. Результат все же не в зрелище, а в прослушивании, так как опера (по определению РК) есть в первую очередь произведение музыкальное.
Возможно, убытки от концерта несколько ниже :)))
13.04.2010, 20:51
femmina
Берлиоз воскрес // "Троянцы" на Пасхальном фестивале
http://www.kommersant.ru/Issues.phot...142_1_t207.jpg 1 из 4 Монументальная опера Берлиоза в исполнении певцов и оркестра Мариинского театра оказалась одним из главных пасхальных подарков москвичам от Валерия Гергиева
Премьера опера
На Московском Пасхальном фестивале состоялось концертное исполнение оперы Гектора Берлиоза "Троянцы". Одну из самых грандиозных французских опер под управлением Валерия Гергиева исполняли оркестр, хор и солисты Мариинского театра (в конце прошлого года представившего сценическую постановку "Троянцев"). Слушал СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.
Многочасовое музыкальное событие в очередной раз демонстрировало ряд фирменных черт гергиевских больших концертных проектов: это была уверенная победа над колоссальнейшим оперным опусом, но дававшаяся не всегда легкой ценой. Хотя партитура "Троянцев" прекрасно освоена и оркестром, и солистами (все пели наизусть, все с явной старательностью поработали над труднодающимся нашим певцам французским произношением), на протяжении первых актов исполнение никак не могло отделаться от неровности и неотлаженности. Скорее не в техническом плане, а в смысле наполненности, выделки, логической и эмоциональной выверенности каждого из стремительно наплывавших друг на друга бурных эпизодов. Мнимое завершение осады Трои, ликование троянского народа, втаскивающего в город злополучного коня, пророчества Кассандры, смерть Лаокоона где-то за сценой, тень Гектора, сурово возвещающего Энею его будущие приключения, бегство Энея, самоубийство троянок во главе с Кассандрой и гибель Илиона — из этих событий, торжественно и многословно обрисованных музыкой Берлиоза, далеко не везде на деле ощущались эпическое дыхание и драматическая напряженность, звенящая как громыхнувшее в деревянной утробе троянского коня греческое оружие.
Где-то с партитурой оркестр и певцы обходились с силой, но без подъема, и тщательно сработанные берлиозовские панно звучали величественно, однако утомляюще-формально, словно бесконечная череда массивно вылепленных драпировок на античном рельефе. А где-то (и это в первую очередь касается симфонических эпизодов) оркестр будто бы по случайному вдохновению собирался, увлекался, моментально наращивал объемность и разящую проникновенность звучания — и в музыке проступало что-то властно подлинное, неумолимое, потрясающе образное, почти как сами прекрасные гекзаметры "Энеиды", первоисточника "Троянцев": "Огнями эфир, соучастник союза, / Вспыхнул, и воплями нимф огласились окрестные горы". Вокальная картина тоже выглядела не совсем равномерной: небольшие партии троянской элиты, оказавшейся по объему материала на вторых ролях, оказались очень разными по достоинству исполнения, и если меццо Екатерина Губанова в главной для двух первых актов партии Кассандры выступила уверенно и крепко, то певший Энея тенор Сергей Семишкур смущал глухим звучанием и надсадными верхами, очевидно, вследствие нездоровья, о котором объявили публике в середине концерта.
"Карфагенская" часть (действия с третьего по пятое) в целом показалась более удачной. Довольно статичный третий акт — устроенное царицей Дидоной (меццо-сопрано Екатерина Семенчук) для карфагенян празднество, переходящее в прибытие Энея и его команды,— вполне адекватно и ярко прозвучал в предложенном Валерием Гергиевым прочтении: как не очень содержательная, но пышная кантата с хорами (самоотверженный труд хора Мариинского театра на протяжении всей оперы вообще стоил самых лестных оценок). К тому же и Сергей Семишкур к этому времени несколько распелся, и Оксана Шилова в совсем скромной партии Энеева сына Аскания продемонстрировала тем не менее одну из самых обаятельных и красивых работ всего концерта. Четвертый акт, самый безмятежный и самый мирный по своему настроению (медовый месяц Дидоны и Энея — его, по сути, единственное содержание), исполнили в самый раз — деликатно, чувственно, с трепетной лирикой, которая тем более необычно слушалась после агрессивного зачина оперы.
Все это, как выяснилось, была только передышка, пауза перед ударом, прибереженным напоследок. После третьего и четвертого актов, исполнявшихся во втором отделении, публика заметно поредела — время шло к 11 вечера. Ушедшим на самом деле остается только посочувствовать, поскольку именно на финальный акт пришлась, пожалуй, эмоциональная вершина оперы. Без Екатерины Семенчук, певшей Дидону, об успехе этого исполнения "Троянцев" можно было бы говорить только с некоторыми оговорками. То, как она пела и как она играла в последнем акте, могло бы заставить забыть и про более серьезный набор оговорок. Отчаяние, мольбы, стыд, ярость и бессильные предсмертные проклятия своей героини госпожа Семенчук транслировала в зал с мощью исключительной певицы и большой актрисы, уверенно затмевая прощавшихся с Дидоной Анну (Злата Булычева), Нарбала (Юрий Воробьев) и даже самого сбегающего из Карфагена Энея. Хотел этого Берлиоз или нет, но "Троянцы" в результате выглядели оперой не о бесприютных троянцах и о фатуме Энея, а о двух женщинах, одной троянке и одной карфагенянке, перед человеческими чувствами которых отступало на второй план все плетение историко-мифологических обстоятельств.
13.04.2010, 22:39
нектарий
Молилась ли ты на ночь, Дездемона? Не успела: дирижёр спешил на самолёт
Откручиваем запись 1 на отметку 19 секунд, запись 2 - на 32 секунды. Получаем одно и то же место в партитуре "Бьянто ан Итали, у лё сор лез'аппэле". Фиксируем исходное отставание: 13 секунд.
Прокручиваем дальше. Запись 1 - на 1:37, запись 2 - на 2:17. Получаем другое "бьянто", но теперь "бьянто эль нэ сэра плю". Отставание - 40 секунд. Значит, отыграв 1мин.18 секунд, Гергиев умудрился сэкономить 27 секунд!!! То есть чуть ли не в полтора раза быстрее! При таких темпах на фига нам купюры? Самое забавное, что за эту минуту с хвостиком Губановой посчастливилось рассказать соотечественницам о том, как прекрасна будет жизнь в Италии, поскорбеть о гибели возлюбленного (иль э мор!), пожаловаться на свою бесполезную жизнь (мон инютиле виэ). Ну, и выслушать ответную реакцию хора, исесьно. Неплохая скорострельность, да? Но чем дальше, тем больше - к моменту начала душепотрясающего "гран хора" (3:18 и 4:11 соответственно) чистое отставание Ливайна достигло 40 секунд.
В принципе, больше можно ничего не разбирать: просто послушайте эти две записи и убедитесь, что речь идёт о двух РАЗНЫХ операх. В одной из них все цезуры дирижёром безбожно смазаны, "-Э Корэб? -Иль э мор!" пущены небрежной сороговоркой... В то время как в другой опере Джесси на фразе "иль э мор" скорбно горбится (голос "горбится" тоже!) и некоторое время не может прийти в себя. И т.д. и т.п.
Эти два примера прекрасно иллюстрируют ещё и тот факт, что Берлиоза нельзя петь заглублённым голосом (как Губанова), он требует пения "в маску", пения того качества, которое характерно для лидеров Шуберта, Шумана, опер Рих.Штрауса и т.п. Но не Вагнера, с его "иерихонскими трубами" - где певец зачастую является не более чем дополнением к оркестру.
Сказанное выше ещё в большей степени относится к г-же Семенчук. Ей, по-хорошему, надо было петь Кассандру (если бы для Кассандры было достаточно одного нахрапа) - она бы кого хош отвела "а ля рив энфернале", не то что спокойная как танк Губанова. Но и в Дидоне, как оказалось, есть где развернуться:
Чем, спрашивается, вызвана эта истерика? Происками очередного троянского коня? Ничего подобного! В этом фрагменте Дидона всего-то навсего празднует
успехи "благородных трудов" и благодарит соотечественников за трудовые достижения. Благодарность к соотечественникам прямо-таки разлита в проникновенном исполнении г-жи Семенчук. Стоит ли удивляться, что чудесная лирическая мелодия "Шэр тириян..." несколько повредилась от буйного темперамента певицы и дирижёра? В "неповреждённом" виде её можно услышать на той же самой записи Ливайна, где Т.Троянос приберегла свой темперамент для финала. Впрочем, и в финале она ясно дала понять, что это - совсем-совсем не Вагнер.
14.04.2010, 02:43
Эцилопп
Метрополитеновские "Троянцы" 1983-его года держатся на талантах Норман и Троянос. У Левайна в этих "Троянцах" музыка разваливается - достаточно послушать симфоническую картину "Царская охота и гроза" в четвёртом действии и сравнить её с вариантом Гардинера.
Послушайте-посмотрите-ка, граждане, лучше выложенную на том же ютьюбе целиком (!) запись спектакля из Шатле п/у Гардинера. Вот это образцовый Берлиоз именно с точки зрения дирижёрской работы (и купюры у него только во взятом из первоначальной редакции оперы эпилоге).
Да и насчёт неповреждённого вида я бы на месте Нектария не стал бы распространяться,учитывая жуткий ватный звук метрополитеновоской записи (звукорежиссёра убить мало).
14.04.2010, 07:47
rys68
Ливайн в качестве идеального дирижера для "Троянцев"? М-да...
Голосую за Претра - с Ширли Верретт,разумеется.
14.04.2010, 10:08
нектарий
Цитата:
Сообщение от Эцилопп
Метрополитеновские "Троянцы" 1983-его года держатся на талантах Норман и Троянос. У Левайна в этих "Троянцах" музыка разваливается - достаточно послушать симфоническую картину "Царская охота и гроза" в четвёртом действии и сравнить её с вариантом Гардинера.
Послушайте-посмотрите-ка, граждане, лучше выложенную на том же ютьюбе целиком (!) запись спектакля из Шатле п/у Гардинера. Вот это образцовый Берлиоз именно с точки зрения дирижёрской работы (и купюры у него только во взятом из первоначальной редакции оперы эпилоге).
Да и насчёт неповреждённого вида я бы на месте Нектария не стал бы распространяться,учитывая жуткий ватный звук метрополитеновоской записи (звукорежиссёра убить мало).
Неужто вы хотите сказать, что если бы Джесси выделили полсекунды на рассказ о гибели жениха, в этом спектакле на ней что-то могло "удержаться"?
Именно таков Ливайн. Он не только позволяет певцам открывать рот (впрочем, исключения бывали), но и известен особо чутким отношением к ним. Ну, и примадонны в долгу не остаются. В результате Ливайну за свою карьеру удалось создать такое количество блестящих спектаклей, каким мало кто из дирижёров может похвастаться. Притом что как дирижёр он звёзд с неба не хватает (по чуть ли не общему мнению). Но в опере это, оказывается, не так уж и важно. Ибо если опера продирижировна на 4, а спета на 5 - получается в сумме 5, а если продирижирована на 5, а спета на 4 - получается 4. Тот же принцип работает и в паре пианист-аккомпаниатор/вокалист, поскольку роль дирижёра в опере не многим больше, чем роль аккомпаниатора в лидер-абенде.
Ливайн свою четвёрку честно заработал - а дальше вы можете сколько угодно хвалить Норман и Троянос - это всё равно будет комплимент Ливайну. Ведь именно он уговорил Троянос покинуть Европы ради "поста" хаус-меццо в Мет.
К тому же, даже если Ливайну далеко до Гардинера (как спектаклю Гардинера до спектакля Ливайна?), это никоим образом не отменяет того факта, что Гергиеву далеко до Ливайна.