Насколько помню, раньше в репертуарном протоколе конкурса Чайковского был довольной четкий регламент программы по турам. Так,
на первом туре играли:
Прелюдию и фугу Баха
Сонату (Моцарта, Бетховена - возможно, иногда Гайдна, но, кажется, Гайдн особо не приветствовался)
Четыре этюда (Шопен, Лист, Рахманинов, Скрябин)
Пьесы из "Времен года"
На втором:
В разные сезоны были - либо Соната Прокофьева, либо Прелюдия и фуга Шостаковича
Крупное произведение европейское
Крупное произведение русское
Соната, Вариации или "Думка" Чайковского
Обязательное произведение
Современное произведение страны конкурсанта
Ну, и в третьем туре - два концерта
Был удивлен, когда пришел послушать пианистов на 1-й тур прошлого (XIII-го) конкурса и ни "обязательного" Баха, ни этюдов на первом туре не обнаружил. А хотелось-то послушать именно это. "Тарантеллы" и "Данте-сонаты" все умеют играть (ну, конечно, не все, но... большинство ;-)), а, как раз, Бах и этюды - это некий пробный камень на музыкантскую и техническую зрелость пианиста.
В также Бах и этюды вынесены в отборочный тур (по DVD), т.е., слушатель также этого не услышит. И налицо определённый уклон в сторону программы "по выбору исполнителя".
Разумеется, если речь идёт о концертной практике, то вряд ли стоит строить программу по типу экзаменационной (полифония - соната - этюд - пьеса :-)), именно "выбор исполнителя" и создает в том числе некий модуль индивидуальности концертанта, и бывают программы, которые сами по себе составлены по всем законам искусства и отражают именно особенности того или иного исполнителя, его стиль и его вкус. Но в ситуации конкурса - может, более четкая регламентация репертуара создавала бы более четкий "конкурсный ракурс"?
Мне почему-то жаль, что наметилась такая репертуарная тенденция, жаль, что ни "Хорошо темперированного клавира", ни этюдов Шопена или Рахманинова, ни обязательных сонат Прокофьева на конкурсе не будет (конечно, будут отдельные - "по выбору исполнителя", но не как особая конкурсная "рубрика")... А вам?
20.08.2010, 12:25
avg
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от usman
Мне почему-то жаль, что наметилась такая репертуарная тенденция, жаль, что ни "Хорошо темперированного клавира", ни этюдов Шопена или Рахманинова, ни обязательных сонат Прокофьева на конкурсе не будет (конечно, будут отдельные - "по выбору исполнителя", но не как особая конкурсная "рубрика")... А вам?
Мне тоже. Это действительно пробный камень.
24.08.2010, 23:23
gunj1730
Re: О репертуаре
Конечно жаль....Я вообще была разочарована последним конкурсом,он упал в моих глазах...Легче всего конкурсанту подогнать под свои способности репертуар,выявить,так сказать свои самые лучшие качества. А Бах является своего рода лакмусовой бумажкой для музыканта,я уже не говорю о классических сонатах и этюдах(это лично мое мнение)...
22.09.2010, 09:01
V.G.
Re: О репертуаре
Полностью присоединяюсь к высказанным мнениям. Конечно, надо было сохранить принципы построения программы! Считаю, что убедительно сыграть, например, Фуги cis-moll или es-moll из ХТКI намного сложнее, чем упомянутые сочинения Листа. В отношении Этюдов я бы, сохранив в "неприкосновенности" Шопена, дал бы некоторую свободу (разумеется в пределах творчества великих композиторов).
22.09.2010, 18:21
Сергей
Re: О репертуаре
А я только рад, что отсев "по Баху и этюдам" вынесен на предварительный этап. Думаю, это для того так и решили, чтобы отобранных участников можно было оценивать более по и "совокупному художественному лицу", которое включает и репертуарные предпочтения и которое (или отсутствие коего) лучше проявляется именно в условиях свободной программы.
А cis-moll или e-moll едва ли кто вообще станет играть в конкурсной программе, зачем рисковать, если это не требуется? :) Достаточно сыграть A-dur или иную красивую, но достаточно несложную фугу, научить играть которую можно почти кого угодно. :)
Иначе говоря, в узких рамках требований "Бах-этюды", как они были сформулированы прежде, можно определить лишь уровень профессионализма состязающегося, но из-за этих же требований там много возможностей прикрыть музыкантскую несостоятельность, выбрав складно звучащие, но не по-настоящему трудные вещи. А научить сыграть такие вещи корректно и приятно могут теперь почти любого студента (тем более азиатского) и почти во всех ВУЗах, пожалуй.
23.09.2010, 09:38
V.G.
Re: О репертуаре
Вообще-то мысль о свободном репертуаре была высказана (и интересно аргументирована) еще Г.М. Коганом после, если я не ошибаюсь, II конкурса. Но у меня уже возникла ностальгия по "старой" программе с Бахом, Этюдами, "Временами года" и "Думкой". Что касается Баха - по-моему, на прошлых конкурсах были показательные удачи и неудачи (интересно, кстати, проверить - какие именно Фуги играли лауреаты). Конечно, мне трудно спорить с Сергеем, который знает проблему "изнутри".
01.11.2010, 22:38
Пионист
Re: О репертуаре
я где-то слышал, что теперь у 2 тура будет 2 части: 1-как была, 2-концерт Моцарта с камерным оркестром(кантилена)
07.11.2010, 20:18
konsuelo
Re: О репертуаре
правильно слышали-надо играть концерт Моцарта-это сложно стиллистически.Наверное по этому.
26.01.2011, 03:03
Tatiana
Re: О репертуаре
Вот как раз концерт Моцарта - ещё какая проверка на прочность! А что касается программы в целом - я тоже за свободный выбор, ведь в концертной практике исполнителю желательно творчески подходить к составлению программ. Конкурсов же разного калибра с Бахом-Скарлатти-этюдами в мире предостаточно.
26.01.2011, 09:10
usman
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от Tatiana
Конкурсов же разного калибра с Бахом-Скарлатти-этюдами в мире предостаточно.
В мире - должно быть, действительно предостаточно. Но не буду же я ездить по миру и слушать всякие возможные конкурсы! Я живу не в мире, в а в Москве :-), и хотелось бы иногда "вживую" послушать высокого калибра "конкурсный" конкурс, а не низкого калибра "концертный"...
29.01.2011, 02:27
Tatiana
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от usman
хотелось бы иногда "вживую" послушать высокого калибра "конкурсный" конкурс, а не низкого калибра "концертный"...
А если высокого калибра "концертный", не прельщает?
29.01.2011, 02:40
usman
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от Tatiana
А если высокого калибра "концертный", не прельщает?
Да, в принципе, тоже можно... :-) Чего уж привередничать! - ешь что дают...
24.02.2011, 15:10
mikeV
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от usman
Да, в принципе, тоже можно... :-) Чего уж привередничать! - ешь что дают...
Конечно, все-равно будем слушать!! Только вот так хотелось все-таки ХТК, да еще и в исполнении талантливых.. Не так часто этим балуют, особенно в последнее время..
02.03.2011, 19:04
assai
Re: О репертуаре
Не мог бы кто-нибудь выложить этюд Родиона Щедрина "Чайковский", обязательное произведение второго тура?
17.03.2011, 00:24
gunj1730
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от mikeV
Конечно, все-равно будем слушать!! Только вот так хотелось все-таки ХТК, да еще и в исполнении талантливых.. Не так часто этим балуют, особенно в последнее время..
Полностью с вами соглашусь!!
19.04.2011, 20:21
Любитель транскрипций
Re: О репертуаре
Абсолютно согласен с Usman.
Кстати, я тут недавно к себе припёр 20 кило различной музыкальной литературы (и теперь мучаюсь, ищу место), там как раз все книжки-брошюры Чайковских с 1958 по 1986 год, так что интересно сравнивать, что играли тогда, и что играют теперь.
14.06.2011, 15:00
usman
Re: О репертуаре
Кстати, никто не знает: на ноты "обязаловки" - Р. Щедрин. Концертная пьеса «Чайковский-этюд» - можно где-нибудь глянуть? Может, где выложено в сети? :roll:
14.06.2011, 21:21
Пионист
Re: О репертуаре
Кстати, а где можно посмотреть программу, которую они должны играть и время исполнения?
14.06.2011, 21:55
usman
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от Пионист
Кстати, а где можно посмотреть программу, которую они должны играть и время исполнения?
(написана на странице каждого участника)
Вот , а вот е, тут даже - кто куда приходится (мерси, avg!)
14.06.2011, 23:39
boris
Re: О репертуаре
Я надеюсь, что скоро удастся выложить цифровые копии буклетов.
14.06.2011, 23:57
usman
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от boris
Я надеюсь, что скоро удастся выложить цифровые копии буклетов.
О, это было бы весьма кстати!
15.06.2011, 00:05
boris
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от usman
О, это было бы весьма кстати!
Если получится - сделаю. По нынешним временам это, считай, нормально..
15.06.2011, 10:08
Любитель транскрипций
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от usman
Кстати, никто не знает: на ноты "обязаловки" - Р. Щедрин. Концертная пьеса «Чайковский-этюд» - можно где-нибудь глянуть? Может, где выложено в сети? :roll:
Ни на IMSLP, ни на Тараканове, ни на Piano.ru, ни на Notomania не нашёл. Она, наверное, свеже-написанная (во всяком случае, раньше так было)...
15.06.2011, 10:12
Пионист
Re: О репертуаре
Я имею ввиду что они должны играть, а не что будут.
15.06.2011, 10:13
usman
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от Любитель транскрипций
Ни на IMSLP, ни на Тараканове, ни на Piano.ru, ни на Notomania не нашёл. Она, наверное, свеже-написанная (во всяком случае, раньше так было)...
Ну, в общем-то, все "обязаловки" бывают свеженаписанные. Просто, думаю, может кто успел где-то подглядеть и в сеть выложить? ;-) Интересно, конкурсантам она рассылалась в электронном или в бумажном виде?
15.06.2011, 10:24
usman
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от Пионист
Я имею ввиду что они должны играть, а не что будут.
Да-с... Не так-то просто найти :oops: ...
Вот, удалось "вытащить" с англоязычного варианта:
Preselection Round (DVD Auditions)
A recital not to exceed fifty minutes in length and consisting of the following works:
Any Prelude and Fugue from the Well-Tempered Clavier by J.S. Bach.
Four virtuosic etudes, one of which should be by F. Chopin, one by F. Liszt, and the other two by S. Rachmaninov and/or A. Scriabin.
A sonata by J. Haydn, W.A. Mozart or L. van Beethoven.
One or more compositions of the candidate’s choice.
Only complete works will be accepted.
Round I
A recital not to exceed fifty minutes in length and consisting of the following works:
A sonata by J. Haydn, W.A. Mozart, L. van Beethoven or F. Schubert.
Two or more contrasting works by P.I. Tchaikovsky.
One or more compositions of the participant’s choice.
Works performed in the DVD auditions may be repeated.
Only complete works will be accepted.
Round II
Phase I:
A recital not to exceed sixty minutes in length. The repertoire will consist of works chosen by the pianist and must include the composition written for the Competition (no more than seven minutes in length)*. Besides the composition written for the Competition, the program must include one or more compositions by a Russian composer(s). Works from Round I may not be repeated. Only complete works will be accepted.
*The score of the composition written for the Competition for the piano, violin, and cello divisions will be submitted two month before the Competition. The composition does not need to be memorized.
Phase II:
One of the following piano concerti by W.A. Mozart with a chamber orchestra:
No. 9 in E-flat major, K. 271
No. 12 in A major, K. 414
No. 20 in D minor, K. 466
No. 21 in C major, K. 467
No. 23 in A major, K. 488
No. 24 in C minor, K. 491
No. 27 in B-flat major, K. 595
Round III
Two concerti for piano and orchestra:
P.I. Tchaikovsky Nos. 1 or 2.
A concerto of the performer’s choice (excluding the one performed in Round II). If the score and parts are not readily available, the Organizing Committee has the right to request that the participant sends them in advance.
Rules and Procedures Relating to Repertoire
Total performance times, which will be strictly enforced, include pauses. The Jury retains the right to stop a performance if the competitor exceeds the allotted time. Repeats are at the discretion of the performer.
If requested, competitors must provide the chairman of the Jury a copy of the edition of the score used in the preparation of each work performed.
Changes in submitted repertoire or running order may be made only with permission of the Organizing Committee. No changes will be accepted after May 1, 2011. Any proposed changes must include timings.
16.06.2011, 08:49
rar
Re: О репертуаре
А не подскажет кто-нибудь из близких к конкурсу: в качестве сонаты в 1 туре можно было играть вариации Бетховена?
16.06.2011, 10:08
marmor
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от Сергей
А cis-moll или e-moll едва ли кто вообще станет играть в конкурсной программе, зачем рисковать, если это не требуется? :) Достаточно сыграть A-dur или иную красивую, но достаточно несложную фугу, научить играть которую можно почти кого угодно. :)
В ХТК есть из чего выбрать, и выбор сам по себе показателен. И интерпретация Баха сразу покажет зрелость пианиста, владение полифонией, стилевое чутье. А если Бах получится школьным - ну что ж, значит пианист такой.
Я - за полифонию!!!
А фуга A-dur мне отнюдь не кажется ни несложной, ни красивой (это не значит, что некрасивая, а значит, что там другое важно).
16.06.2011, 11:42
КузяБилли
Re: О репертуаре
Да, кстати, вот репертуар на русском: Отборочный тур (прослушивание по DVD)
Сольная программа продолжительностью не более 50 минут и состоящая из следующих произведений: 1. Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха.2. Четыре виртуозных этюда, один из которых – Ф.Шопена, второй – Ф.Листа, и два этюда С.Рахманинова и/или А.Скрябина.3. Одна из сонат Й.Гайдна, В.А.Моцарта или Л.Бетховена.4. Одно или несколько произведений по выбору исполнителя.Все произведения следует исполнять целиком.
Первый тур
Сольная программа продолжительностью не более 50 минут и состоящая из следующих произведений:
Одна из сонат Й.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бетховена или Ф.Шуберта.
Две (или более) разнохарактерные пьесы П.И.Чайковского.
Одно или несколько произведений по выбору исполнителя.
Возможно повторение произведений из Отборочного тура. Все произведения следует исполнять целиком.
Второй тур
Первый этап
Сольная программа продолжительностью не более 60 минут.Право выбора произведений принадлежит исполнителю.Программа должна включать произведение, специально написанное к Конкурсу (продолжительностью не более 7 минут). Помимо произведения, специально написанного к Конкурсу, программа должна включать одно или несколько произведений русского композитора или композиторов. В программу не могут включаться произведения, исполненные в Первом туре. Все произведения следует исполнять целиком. Второй этап
Один из следующих фортепианных концертов В.А.Моцарта с камерным оркестром:
№9, Ми-бемоль мажор, KV 271; №12, Ля мажор, KV 414; №20, ре минор, KV 466; №21, До мажор, KV 467; №23, Ля мажор, KV 488; №24, до минор, KV 491; №27, Си-бемоль мажор, KV 595.
Третий тур
Два концерта для фортепиано с оркестром:
П.И.Чайковский. Концерт №1 или №2.
Концерт по выбору исполнителя, за исключением концерта, исполненного во Втором этапе Второго тура. В случае отсутствия партитуры и голосов Оргкомитет вправе потребовать, чтобы участник предоставил их заблаговременно.
16.06.2011, 14:53
boris
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от КузяБилли
Да, кстати, вот репертуар на русском:
А можно ссылку, где это все лежит на сайте? Программа, условия.. А то удалят потом, и ищи-свищи. А я б на форум скопировал для истории..
16.06.2011, 14:58
lerit
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от rar
А не подскажет кто-нибудь из близких к конкурсу: в качестве сонаты в 1 туре можно было играть вариации Бетховена?
Можно, но не засчитывают.
16.06.2011, 15:18
КузяБилли
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от boris
А можно ссылку, где это все лежит на сайте? Программа, условия.. А то удалят потом, и ищи-свищи. А я б на форум скопировал для истории..
Сейчас уже нет, почему-то, на сайте. До жеребьевки все было там выложено, я просто я скачала себе на комп.
16.06.2011, 15:40
boris
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от КузяБилли
Сейчас уже нет, почему-то, на сайте. До жеребьевки все было там выложено, я просто я скачала себе на комп.
По-русски? Если да, то не затруднит ли Вас бросить меня всем этим по адресу boris@lifanovsky.com ? Буду невероятно признателен! 8)
28.04.2013, 14:43
par_ole
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от Любитель транскрипций
Абсолютно согласен с Usman.
Кстати, я тут недавно к себе припёр 20 кило различной музыкальной литературы (и теперь мучаюсь, ищу место), там как раз все книжки-брошюры Чайковских с 1958 по 1986 год, так что интересно сравнивать, что играли тогда, и что играют теперь.
Простите, пожалуйста, а как называются эти брошюры, и есть ли в них конкурсные программы всех участников? Ищу, когда играли сонаты Рахманинова.
28.04.2013, 15:22
avg
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от par_ole
Простите, пожалуйста, а как называются эти брошюры, и есть ли в них конкурсные программы всех участников? Ищу, когда играли сонаты Рахманинова.
Насколько помню, они все назывались "<Такой-то (номер)> международный конкус им П.И. Чайковского. <Специальность>" (кажется, только на первых двух конкурсах буклет был общим, а потом число участников настолько выросло, что стали печатать по каждой специальности отдельно). В буклетах всегда полностью помещали программы всех участников.
28.04.2013, 21:08
Любитель транскрипций
Re: О репертуаре
Цитата:
Сообщение от avg
Насколько помню, они все назывались "<Такой-то (номер)> международный конкус им П.И. Чайковского. <Специальность>" (кажется, только на первых двух конкурсах буклет был общим, а потом число участников настолько выросло, что стали печатать по каждой специальности отдельно). В буклетах всегда полностью помещали программы всех участников.
Вы абсолютно правы, мне перепали именно такие буклеты.