В ответ на мою просьбу сформулировать суть опер Моцарта, уважаемый нектарий сделал это так:
Цитата:
Моцарт - это праздник. Это всегда немножко условность, немножко - комедия масок. Моцарт никогда не предендует на правду, и поэтому никогда не врёт. Ему не ведом катарсис - он просто играет. Но за игрой вдруг то тут, то там проглядывает нечто подлинное, нешуточное - надежда и отчаянье, трагедия и мечта. Впрочем, общая сумма всегда положительна. Поэтому и - "праздник".
Отдавая должное точности и искренности, с которой уважаемый нектарий выразил эту известную позицию по отношению к творчеству Моцарта, замечу, что могут найтись люди, которые, будучи хорошо информированы, в здравом уме и обладая здравым смыслом, тем не менее могут эту позицию и не разделять. Например, они могут полагать, что в моцартовских операх подлинное и нешуточное - всегда на первом плане, а условность, как дань оперным традициям и формам того времени, только обрамляет это подлинное и нешуточное, словно рама картину.
Что же в творчестве Моцарта важнее, игра и условность, или подлинное и нешуточное?
Моцартовские оперы - просто игра, из-за которой подлинное и нешуточное только временами проглядывает, но сумма всегда положительна?
Или же они суть всегда подлинное и нешуточное, и в сумме таковы, какова правда, несомая их музыкой и драматургией?
Или - и то, и другое, постижение подлинного через условное? но тогда что же должно иметь больший вес в интерпретации - условность и игра, или то подлинное и нешуточное, которое за ними стоит?
Ведом ли Моцарту катарсис, или не ведом?
Аргументированные мнения приветствуются.
Хамские отповеди типа "всё это болтовня, любому нормальному человеку всё и так ясно" - не приветствуются.
21.11.2010, 13:54
nibelung
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Оперы Моцарта - подлинны, как сама жизнь. Но жизнь сама по себе состоит из шуточного, которое и является подлинным. Притом гораздо более подлинным, чем, скажем, вся драматургия Верди и веристов. Без насмешки над собой жизнь - жалкая ходульная мелодрама.
А катарсис?
21.11.2010, 13:56
lerit
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Цитата:
Сообщение от mitka
Моцартовские оперы - просто игра,
Моцартовские оперы - просто игра. Причем игра вдвойне.
21.11.2010, 18:42
Califf
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Я не могу быть объективным про Моцарта, ибо Моцарт - самый любимый мой композитор.
Для меня моцартовское - все естественное.
25.11.2010, 18:07
tania_spb
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Может быть лучше у современников Моцарта спросить:-o ?
25.11.2010, 18:39
Walter Boot Legge
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Цитата:
Сообщение от tania_spb
Может быть лучше у современников Моцарта спросить:-o ?
Я все ждал когда же появится иония :appl:
Дискуссионный вопрос мне лично напомнил о покойном Курёхине: В.И. Ленин - это гриб или волна?
25.11.2010, 19:09
Walter Boot Legge
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Цитата:
Сообщение от nibelung
А катарсис?
правильной дорогой идете товарищи вслед за Аристотелем, много сделавшим для нашего любимого катарсиса и ученнейшим Нектарием, заставившим лучшие умы сего форума задуматься о катарсисе у\от Моцарта.
Значицца так, г-да ученые. От [ музыки ] Моцарта катарсиса до фига! Даже повышаются удои, и новорожденные развиваются как не в себе.
Но равно катарсис культурные люди получают о каждого путевого композитора классика. То бишь искюйство облагоражует. В том смысле, что изживает на время или навсегда некоторые мрачные аффекты души человеческой. Так что это как бы тривия....
А у Моцарта катарсиса нет, т.к. его либретисты не умели писать для него трагедий! Ну разве там Идоменей какой... не Эсхил и не Софокл конечно. То есть, если катарсис, то умеренный , и тут как правильно пишет коллега: надо посспрашивать современников - переживали ли они Идоменея по Аристотелю или просто кайф ловили :)
Можно конечно расширительно еще трактовать катарсис в музыке, связывая его с минор-мажорным переходом (как в конце фантазии ре минор), но правильно ли это будет?
Всем скорейшего и полного катарсиса!
25.11.2010, 19:11
nibelung
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
От трагедий случается катар, а не катарсис...
25.11.2010, 19:19
Walter Boot Legge
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Цитата:
Сообщение от nibelung
От трагедий случается катар, а не катарсис...
...темный* взгляд, чего и говорить :)
______________________________________
*) е-е а не "ё", впрочем, как читателю больше понравится :)
25.11.2010, 20:10
tania_spb
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Цитата:
Я все ждал когда же появится иония :appl:
а вот и нетушки, это совсем без иронии.
Разве в современные Моцарту времена его оперы не обсуждались серьезными людьми (в письмах, записках и т.п. формах).
25.11.2010, 20:15
lerit
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Я вот, зная Вальтера немного, не был бы так уверен в опечатке. Полез гуглить, что такое "иония"...:-) Есть такое слово.
25.11.2010, 20:46
tania_spb
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
значит, мой ответ мимо:lol:
Даже странно, что можно придумать еще о гениальности Моцарта как автора опер.
Подросток 14-ти лет сочиняет за 2 месяца оперу "Митридат царь Понтийский" ...слушаем эту драму на музыке и собственно уже обсуждать нечего:условность или подлинное?
25.11.2010, 20:58
9999
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Да, вот мне тоже стишок встретился:
..В результате замерзания
в его чернильнице чернил
стихов с кота.. катар.. катарсисом
поэт для них не сочинил.
25.11.2010, 22:14
Walter Boot Legge
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Цитата:
Сообщение от tania_spb
а вот и нетушки, это совсем без иронии.
Разве в современные Моцарту времена его оперы не обсуждались серьезными людьми (в письмах, записках и т.п. формах).
Видите ли, к счастью серьезные (впрочем как и не серьезные) современники Моцарта давно ушли в мир иной. "К счастью" потому, что мне было бы неудобно задавать серьезным людям это вопрос, сформулированный по-кавалерийски :)
Кажется я дал понять это выше. Или нет? В тч. с помощью аналогий.
За заслуги в подозрительности лериту поставить памятник на родине с постаментом в виде колонны в ионическом стиле.
27.11.2010, 04:48
mitka
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Цитата:
Сообщение от Walter Boot Legge
правильной дорогой идете товарищи вслед за Аристотелем, много сделавшим для нашего любимого катарсиса и ученнейшим Нектарием, заставившим лучшие умы сего форума задуматься о катарсисе у\от Моцарта.
Значицца так, г-да ученые. От [ музыки ] Моцарта катарсиса до фига! Даже повышаются удои, и новорожденные развиваются как не в себе.
Но равно катарсис культурные люди получают о каждого путевого композитора классика. То бишь искюйство облагоражует. В том смысле, что изживает на время или навсегда некоторые мрачные аффекты души человеческой. Так что это как бы тривия....!
Так пазвольте, сталобть, Вас записать по разряду "имеется"!
27.11.2010, 07:56
Ольга
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Иногда кажется, что Моцарт в силу какого-то чувства знал что-то такое, о чем не знали его современники. И современен как раз нам, а может быть, и нашим потомкам. И он писал оперы с позиций будущего, т.е. нашего (или последующего) времени. Если исходить из этого - "Митридат" и "Тит" с одной стороны ироничны, с другой - серьезны. Ну и зингшпили тоже.
27.11.2010, 18:11
Walter Boot Legge
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Цитата:
Сообщение от mitka
Так пазвольте, сталобть, Вас записать по разряду "имеется"!
Как хотите, в ЖЭКе я все равно записан по-другому
14.12.2010, 03:07
Виталиус
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
А что есть подлинное? Вообще, например, можно сказать, что все это игры скоморохов. Так наверное, решил бы православный ортодокс. Или что вообще нужно слушать гэнгста-рэп, а не оперу. Так решил бы еще кто-нибудь. По всей вероятности, так широко вопрос вообще ставить невозможно.
Из мнений почти современников, я к сожалению, знаю только, что Бетховен выше всего ставил именно "Волшебную флейту".
13.01.2011, 20:37
A_Karetnikov
Re: Оперы Моцарта - условность или подлинное?
Моцарт - любимый мой композитор!Его слушаешь с замиранием сердца..