20 и 21 век. "Корабли на море и в пустыне". Записи о прослушанных произведениях
Как и в параллельном потоке "" (музыка 19 века) решил записывать впечатления о только что прослушанных сочинениях (здесь - 20 и 21 века).
Предлагаю присоединяться! На форуме есть темы "Кто что читает", "кто что смотрит". Можно, наверное, вести и коллективный поток "Кто что слушает".
***
Записи пианиста Томаса Гюнтера с его компакт-диска
Иван Вышнеградский. Deux Preludes pour Piano op. 2 (без микрохроматики)
1. Grandioso
Очень короткая пьеса, в стиле позднего Скрябина. "Неравновесие" патетических и лирических элементов, но слушается приятно.
2. Allegro irato
Быстрые аккорды с репетициями в пунктирном ритме. Начальное громкое звучание к точке "золотого сечения" сходит на пиано, после короткой связки - укороченная реприза. "Пост-листианский" стиль. Пианисту следовало бы играть быстрее.
Иван Вышнеградский. Etude sur le Carre Magique Sonore op. 40 (Этюд в звучащем магическом квадрате), 1956 (без микрохроматики)
В основе, как указал сам Вышнеградский, - 6 магически организованных тактов. Красивая, "скрябинская" музыка. Довольно медленное начало, аккорды сочетаются с мелодическими фрагментами. Остинатная фигура во 2м разделе добавляет свежести звучанию. В след. разделе появл. быстрые пассажи вниз - для контраста их маловато. Хороши повторяющиеся аккорды с паузами в басу и возвр. позже фигура остинато. К концу - "петрушечьи" пассажи.
Николай Обухов. Invocation/Deux Pieces
"Эпизодическая" музыка, звучит интересно. Создается ощущение прерывистого движения многоголосных линий (зигзаги, круги, прыжки).
04.01.2011, 16:12
Затактов
Сергей Протопопов. Вторая соната для фортепиано
С того же диска слушал с нотами Вторую сонату Сергея Протопопова (сочинена в 20-е годы). Ноты: (там же и другие соченинения Протопопова)
Много грузных звучностей, но они то непосредственно, то большими кусками чередуются с более легкой фактурой, поэтому не утомляют. Сюрприз перед репризой - колючие форшлаги и стаккато в эпизоде Vivacissimo (с. 16, "остро, со звуком стали"). Придает свежести. Потом эти стаккато вростают в репризу. Под занавес Протопопов наконец-то надолго задерживается в верхнем регистре, а то его не хватало в быстрых эпизодах.
Форма "нарезная", но слушать удобно - из-за контрастов, моментов "прорастания" (хотя их могло бы быть и больше) и в целом не слишком долгой длительности (13 минут).
Мне было бы интересно послушать оркестрованный вариант сонаты (если бы такой существовал), в которым протяженные звуки длились бы столько, сколько написано, и образовывали бы связные линии (с. 14). И красок бы добавилось.
05.01.2011, 21:15
Затактов
Малер. Пять песен на стихи Рюкерта
Переслушал Пять песен на стихи Рюкерта, которые Малер сочинил в самом начале 20 века. Исполнители Вальтрауд Майер (сопрано/меццо) и Николас Карти (фортепиано), запись с концерта 18.07.1999.
Сколько интересных подробностей - взять хотя бы окончания песен. В крайних песнях вокальная партия завершается не на тонике и не на звуке из тонического трезвучия. Почему?
Интересно, что, кроме первой, все идут в довольно медленном движении.
Исполнители замечательные. Но благородная Майер временами слишком "строга" (например, ритмически). Мне не хватает рубато и уязвимости. Зато какой прекрасный голос!
07.01.2011, 02:00
Затактов
Фортепианная соната Берга
На днях Альфреду Бренделю исполнилось 80 лет. Переслушал по этому поводу фортепианную сонату Берга op. 1 в исполнении юбиляра, запись 1982 г.
Конечно, этот Берг - еще очень ранний, "романтический". Вспоминается не только Скрябин и Вагнер, но и Лист, и Шопен (секунды до-си в конце - чем не отголосок ми-минорной прелюдии?). Но связность всего со всем, малая контрастность, вязкость и тягучесть - истинно берговские. Во всей сонате - ни одного стаккато. И почти всё - в четырех- и еще более многоголосном изложении.
Послушал эту же сонату в исполнении молодого пианиста Йонатана Блисса. Запись с его концерта выложена "официально":
Брендель играет разнообразнее и интереснее. "Разговорчивее".
08.01.2011, 01:10
Затактов
Реквием Тююра для сопрано, тенора, хора и камерного оркестра
Впервые слушал Реквием Эркки-Свена Тююра для двух солистов, хора и камерного оркестра (1994). Запись с концерта 06.09.1998. Эстонский филармонический хор и Таллиннский камерный оркестр, солисты Кайа Урб (сопрано), Тиит Когерманн (тенор), Анне Тююр (фортепиано), дирижер Tonu Kaljuste.
Живая и талантливая музыка. Но средства, может быть, слишком прямого воздействия. Скрипки постоянно мечутся в растерянности. Треугольник эффектно начинает и заканчивает композицию. Фортепиано позванивает в высоком регистре. Отлично даны голоса, их схождения, расхождения, контрастные контрапункты, диалог линий. Умный ход - тревожный и неуверенный "Санктус". Может быть, самый красивый момент - соло сопрано на фоне "метели" в высоком регистре (потом к ним добавляется солирующая скрипка). "Модальные" попевки. Интересная ритмика, разнообразная фактура, сильные чувства. Музыкальный Альмодовар с Балтийского моря.
08.01.2011, 02:30
Затактов
Вокальные сочинения Кирилла Стеценко
В связи с Рождеством знакомый композитор послал ссылку на "" Кирилла Стеценко (1882-1922).
Я и не знал о таком композиторе. Послушал также некоторые другие его небольшие сочинения в ю-тьюбе. Стиль очень простой с опорой на трезвучную гармонию.
09.01.2011, 01:44
Затактов
Re: Вокальные сочинения Кирилла Стеценко
Еще подумал о музыке Кирилла Стеценко. Почему его, как выяснилось, считают представителем подчеркнуто национального направления в украинской музыке? Гармонии, ритмика, мелодика - все как будто чисто европейское. Звучит иногда и простовато, и наивно. Может быть, как раз сама эта обаятельная наивность, простота, задушевность, "всехность" мелодии и ритма и стала подходящим сосудом для наполнения звука национальным (с точки зрения носителей традиции) чувством. Простое - популярное - народное - национальное... Вагнеровские или скрябинские гармонии сразу бы далеко увели от идеала звучания, которое можно назвать народным. А совершенно "не особенные" тоника с доминантой и начало мелодии с опорой на малую сексту (как в романсе "Забудь меня"), которое можно встретить и у Баха, и у Моцарта - такие элементы легче "присвоить" и представить как выражение национально-украинского. Слушатели скорее поверят.
09.01.2011, 20:28
Затактов
произведения Хоакина Родриго
На днях (03.01.) слушал концерт Хоакина Родриго "Аранхуэс" в переложении для арфы. Солист Xavier De Maistre, Бернская камерата, дир. Антье Вайтхаас. Запись с концерта 07.08.2010.
Этот "неприлично популярный" концерт в новом акустическом наряде зазвучал вдруг изысканно, камерно, волшебно. Фата-моргана с неожиданными подголосками.
Решил посмотреть, что Родриго (1901-1999) сочинил еще. Оказалось, . "В три года, переболев дифтерией, Родриго полностью ослеп". Удивительно.
Послушал сегодня его Sonata a la Esanola для гитары, три короткие части. Исп. Carlos Bonell. Приятная музыка. Несложная по языку, но не сказал бы, что примитивная.
11.01.2011, 18:18
Затактов
музыкальная комедия "Сватанье на Гончаровке" Кирилла Стеценко
Здесь выложена фильм-оперетта (или музыкальная комедия?) "Сватанье на Гончаровке" (1958, к) по одноименной пьесе Г. Квитки -Основьяненко (1835) с музыкой Кирилла Стеценко. Кучкизм в его "экономном" варианте - без модальности и нерегулярной ритмики. Но очень милый.
13.01.2011, 11:10
Затактов
Re: музыкальная комедия "Сватанье на Гончаровке" Кирилла Стеценко
Дослушал-досмотрел "Сватанье на Гончаровке" Стеценко до конца. Все-таки это не оперетта и даже не музыкальная комедия, там слишком много разговорных сцен и нет развернутых музыкальных ансамблей. Или это телеверсия такая?
13.01.2011, 11:22
Затактов
"Русская" из "Петрушки" Стравинского
На днях слушал по радио "Русскую" из "Петрушки" Стравинского в фортепианном переложении (первый номер из "Трех фрагментов..."), играл Евгений Кисин. Сегодня переслушал эту же пьесу в исп. Альфреда Бренделя, запись 1955 года. Насколько все-таки интересней играет Брендель. Сразу открылись "дополнительные" планы, услышались подголоски. Охват целого у Бренделя лучше. А ведь тогда это еще не был "мэтр" и "мудрец", ему было всего 25 лет.
Сама музыка, конечно, роскошна. В отличие от большинства фортепианных транскрипций, это переложение звучит не как бледная копия оркестрового оригинала, а как великолепная фортепинная пьеса.
15.01.2011, 14:14
Затактов
Сюита для арфы Бриттена
Что хочется услышать в музыке 20 века? Интеллект и красоту. И - вот он, волшебный, мудрый сон в летнюю ночь. С увертюрой - "растворяющейся", теряющейся среди шелестящей листвы. С токкатой - игрой воды. С загадочным ноктюрном: неумолимые, как время, басы и "не слышащая" их импровизация мелодии. С эльфовой фугой и роскошным хоралом. Модализмы, ориентализмы (откуда?), бриттинизмы.
Переслушал Сюиту Бриттена для арфы op. 83 (1969) в исп. Астрид фон Брюк, запись 1997 г.
16.01.2011, 21:23
Затактов
Этюды Скрябина op. 42 (1903) и 65 (1911-1912)
Рихтер переносит Скрябина из аристократической и изысканной атмосферы "Мира искусства" в послевоенную черно-белую Европу. Тоска по Прометею.
Шопеновские "вздрагивания" (второе скерцо, 23 этюд) и шумановские "картошки" (лень, матушка...) в этюде op. 42, 8.
Удивительно, насколько Скрябин всю жизнь был верен своим рукам и "внутренним" ушам - однотипные фактурные и ритмо-интонационные решения проходят сквозь все его творчество.
Только в поздних сочиненениях
"взлетают" ноны (op. 65, 1), а не октавы,
басы "вдаряют" не по T, S, D (как в op. 42,5), а по тонике и ее тритону (op. 65,3, Meno vivo),
а пунктирные "трубы" в середине многоэтажной фактуры (op. 8, 11, f в тактах 48, 50-52) теряют свою внятную гармоническую функцию (op. 65, 1, эпизоды Meno vivo).
Этюды Скрябинаop. 42 (2-6 и 8 ) и 65 в записи Святослава Рихтера, 1952 г.
17.01.2011, 11:17
Затактов
"Турангалила 3" Мессиана
Писал ли Мессиан о Стравинском? В этой части так слышно начало "Весны священной". И уже предвещается минимализм. Собственно, остинатность Стравинского & Co. - уже предвещение минимализма.
"Турангалила 3" из одноименной симфонии Мессиана. Исп.: Берлинский филармонический оркестр, дир. Кент Нагано, запись с концерта в марте 2000 г.
18.01.2011, 11:13
Затактов
Сюита из балета "Мнимый Мольер" Нино Рота (1976-1978 )
Этот балет Рота написал для Мориса Бежара. Очаровательная музыка. Стилизация - сицилиана, токката, галоп и проч. Отличная инструментовка.
Вчера по радио: сюита из балета "Мнимый Мольер" Нино Рота. Исп. симфонический оркестр Норрдкёппинга, дир. Ханну Койвула.
1. Ouverture. Un poco lento - Allegro marcato - Un poco maestoso - Tempo I - Allegro marcato - Vivacissimo
2. Il Moliere. Andante - Animato non troppo - Tempo I - Animatissimo
3. Danse de comediens. Allegro
4. Armande. Allegretto calmo
5. Danse du Roi. Allegretto sostenuto
6. La Nature. Quasi Adagio - Un poco piu animato, ma cantabile e rubato - Tempo I - Con maesta
7. Pont Neuf, le Roi. Galop - Andante maestoso - Con solennita
20.01.2011, 13:51
Затактов
Концерт Б. Мадерны для гобоя, "Скотобойня" Й. Калитцке, Камерная симфония Р. Лейбовитца
Как все-таки слышно отличие в качестве. Мадерна - блеск! Калитцке - все логично, но скушно аж жуть. Лейбовитц кажется вообще беспомощным.
Записи с фирмы Neos.
24.01.2011, 21:46
Затактов
Иоахим Менедельсон, Роман Падлевский, Симон Лакс. Струнные квартеты
11 января по радио передавали записи с .
Исполнялись:
1й квартет Иоахима Мендельсона (1897-1943),
2й (1915-1944) и
5й (1901-1983).
Никогда не слышал об этих композиторах. Оказывается, первые два погибли в Варшавском гетто, а Симон Лакс пережил Освенцим.
Слушая квартет Мендельсона, подумал, что каждая из партий сама по себе интересна. Мелодические линии пластичные, выразительные - и логичные. Но вместе... что-то не то. Слушать скучновато. Этот "упрек" можно адресовать и более известным современникам умеренного польского модерниста - вплоть до Берга.
Из слышанного наиболее понравился Лакс. Сам музыкальный язык более радикален, а особенно интересно было услышать включение польской народной песни (м.б., это колядка?) - гармонически чистое вкрапление в диссонантную ткань. Лакс сочинил этот квартет в 1962 году. Идея музыкального коллажа тогда уже "витала в воздухе". Но главное, конечно, не просто идея, а ее убедительное воплощение. У Лакса - получилось.
28.01.2011, 02:13
Затактов
Концертино для флейты с оркестром Сесиль Шаминад (1902)
Романтическая история, которую можно уложить в четыре предложения.
"Композитор Сесиль Шаминад (1857-1944) полюбила флейтиста. Тот не ответил ей взаимностью. В день его свадьбы с другой женщиной Сесиль подарила ему партитуру концертино для флейты. Но и чудесная музыка не "переубедила" возлюбленного."
Так пишут, так говорят об истории возникновения Концертино для флейты с оркестром Сесиль Шаминад.
Насколько, однако, это соответстует действительности? Год создания концертино - 1902. Сесиль к тому времени было 45 лет, она была замужем за музыкальным издателем, который был старше ее на 20 лет.
Трудно поверить, что мотивация создания концертино была именно такая, как написано выше.
А музыка действительно очаровательная. Лирика, юмор... Ясные гармонии, разнообразный ритм, а временами и характерная "бесполутоновость" на французский лад (вспоминается интермеццо из "Кармен" Бизе - кстати, Бизе называл юную Сесиль „petit Mozart“).
Слушал в разных исполнениях, последний раз - сегодня на .
О Шаминад есть очерк в ЖЖ:
(это третья часть; начало см. по ссылкам там же). Приятно было прочитать.
Ноты (этого концерта и многих других сочинений):
02.02.2011, 01:00
Затактов
"Суфле для флейты" Гоффредо Петрасси
Почти ничего не знаю о Гоффредо Петрасси (1904-2003). Впрочем, нет - если прочитать в "" на нашем форуме, то можно представить себе, что это был интересный человек и авторитетный музыкант. Спасибо ув. пользователю kalina за подборку информации о нем!
И тоже есть что почерпнуть.
Цитата:
Среди книг, которые он прочел в юности, особенно его потряс Блез Паскаль, подсказав ему, «что нужно быть как можно более скромным», со всеми вытекающими из этого последствиями... Юношеские произведения Петрасси, рождаются под знаком неоклассицизма...
Да, все, наверное, так и было, так и есть. Неоклассицизм, затем додекафония, затем самостоятельный стиль, занятия с учениками, среди которых - Питер Максуэл Дэвис, Эннио Морриконе, преподавание композиции в Академии Санта-Чечилия в Риме...
Но вот начинаешь слушать его "Суфле" для флейты (1969) - и забывается все. Италия и 20й век растворяются в шорохах и глиссандо, и возникает - Япония какого-то магического века. Может быть, тысячелетие назад. Может быть, это голос будущего.
Приемов игры - бездна, и как все хорошо слажено, как все естественно звучит! Как все изменчиво, текуче... Какое разнообразие и какое единство. Форма - совершенно непонятная, но убеждает.
Одно из немногих произведений последнего полувека, которое можно слушать бесконечно.
Goffredo Petrassi. Souffle for Flute. Запись 1981 г. с компактдиска фирмы Ermitage, исполнитель Северино Гаццеллони.
Выложить?
03.02.2011, 18:43
Затактов
Варез, Density 21.5. для флейты соло
Сколько всего написано об этой пьесе Эдгара Вареза (1936/1946)!
"Новое слово во флейтовой музыке!"
"Полифонические эффекты."
"Сочетание тонального и атонального."
"Первое использование стука клапанов как музыкальных звуков"...
Форма ясная, мелодии простые, все профессионально, длительность всего 4 минуты (61 такт) - и слушать так скучно...
Даже в замечательном исполнении Северино Гаццелони (см. постинг выше).
Название связано с плотностью платины (21.5), из которой была изготовлен инструмент флейтиста Georges Barrеre, для которого и была сочинена пьеса.
03.02.2011, 19:46
Затактов
Прокофьев, "Джульета-девочка" из балета "Ромео и Джульеты", переложение для фп.
Мечтательница и попрыгунья. Немножко самовлюблена. Диатонична, но с малосекундовыми "сдвигами" - знай наших!
Отличное исполнение "Джульеты-девочки" (сегодня по радио) - Анастасия Волчок. Кто-нибудь знает эту пианистку?
03.02.2011, 20:51
Miguel
Re: Варез, Density 21.5. для флейты соло
Цитата:
Сообщение от Затактов
Сколько всего написано об этой пьесе Эдгара Вареза (1936/1946)!
"Новое слово во флейтовой музыке!"
"Полифонические эффекты."
"Сочетание тонального и атонального."
"Первое использование стука клапанов как музыкальных звуков"...
Форма ясная, мелодии простые, все профессионально, длительность всего 4 минуты (61 такт) - и слушать так скучно...
Даже в замечательном исполнении Северино Гаццелони (см. постинг выше).
Название связано с плотностью платины (21.5), из которой была изготовлен инструмент флейтиста Georges Barrеre, для которого и была сочинена пьеса.
я что-то не понял, Вам что же Варез не понравился?...
ещё хорошая музыка для флейты есть у Андре Жоливе
можно послушать напр. тут
Очень красивая (на мой взгляд) музыка у Андре Капле (есть на Погружении)
а вообще это хороший поток (не без гордости замечу, что я - первый ответивший)
так многих композиторов никогда и не послушаешь - раскрутки-то нет ;)
03.02.2011, 21:09
Miguel
Re: Сергей Протопопов. Вторая соната для фортепиано
Цитата:
Сообщение от Затактов
С того же диска слушал с нотами Вторую сонату Сергея Протопопова (сочинена в 20-е годы). Ноты: (там же и другие сочинения Протопопова)
Много грузных звучностей, но они то непосредственно, то большими кусками чередуются с более легкой фактурой, поэтому не утомляют. Сюрприз перед репризой - колючие форшлаги и стаккато в эпизоде Vivacissimo (с. 16, "остро, со звуком стали").
Нет слов Благодарности!!
Без Вас, уважаемый Затактов, ЭТОГО композитора мы бы НИКОГДА не послушали!
(не раскручено-с)
А музыка очень интересная и на мой взгляд очень КРАСИВАЯ!
как раз читаю Холопова - о дублировке. (2-й том практ курса)
Не в первый раз замечаю приём - быстрое чередование аккордов с использованием нижних хроматических вводных тонов. 2-я соната Протопопова сплошь построена на этом приёме. (Есть ещё у Дебюсси, Зонтики, Фейерверк и др. - все эти вещи знают, думается нет нужды перечислять но у Дебюсси обычные терцовые аккорды или кластеры на их основе, а у Рославца квинты).
Казалось бы такая нежная трепетная фактура из пульсирующих квинт во 2-й сонате Протопопова, а звучит, действительно похоже на скрежет стали.
Наверное звук стали был во вкусе того времени (вспомним "Завод" Мосолова)
То ли дело Рославец!! (тоже первый раз в жизни послушал)
нет слов от восторга!!! - немного похоже на "продолжение Скрябина".
Надо же такой талантливый композитор!
Господи! прочитал биографию Рославца - кошмар какой-то !
сразу предупреждаю - не читайте! (биографию)
не уснуть потом будет. Лучше бы не читал. Музыку на кухонные дрязги перевели.
Великий композитор писал гениальную музыку, а его нынешние промоутеры только и могут , что прикрываясь его именем тырить втихую денюшки (на обучение детей (своих конечно же)).
04.02.2011, 01:32
Затактов
"Interant" для флейты соло Тору Такемитцу
Цитата:
Сообщение от Miguel
я что-то не понял, Вам что же Варез не понравился?...
ещё хорошая музыка для флейты есть у Андре Жоливе
можно послушать напр. тут
Очень красивая (на мой взгляд) музыка у Андре Капле (есть на Погружении)
а вообще это хороший поток (не без гордости замечу, что я - первый ответивший)
так многих композиторов никогда и не послушаешь - раскрутки-то нет ;)
Ув. Miguel, спасибо за отклик!
Да, данная пьеса Вареза мне показалась недостаточно интересной. Она, конечно, весьма профессиональна написана и, видимо, действительно важна для истории музыки, в особенности для истории музыки для флейты... Но мне как слушателю не хватает в ней разнообразия и неожиданностей. Можно возразить, что есть много замечательных пьес, в которых тоже не особенно много разнообразия и неожиданностей, а слушать не скучно. Например, "Вокализ" Рахманинова, или "Гимнопедии" Сати... Там сам материал более интересный, и его можно "длить" без особых изменений. А здесь получилось что-то вроде этюда в композиции... IMHO, конечно!
Спасибо за ссылку на другую французскую музыку для флейты! Обязательно послушаю и напишу еще.
А Вы сами что любите слушать из 20-го века?
***
Сейчас вот переслушал "Interant" для флейты соло Тору Такемитцу, играет Роберт Айткен (CD). Совсем другое дело! Хотя по изложению и сочетанию фактуры и ритма как будто не слишком отличается от "Плотности 21.5." Вареза. Но насколько у Такемитцу больше деталей, "цепляющих" слух!
04.02.2011, 02:45
Miguel
Re: "Interant" для флейты соло Тору Такемитцу
в настоящий момент начал изучение Протопопова.
Композитор настолько редкий , что его даже нет в Википедии
вот статью нашёл
04.02.2011, 15:25
Затактов
Re: "Interant" для флейты соло Тору Такемитцу
Цитата:
Сообщение от Miguel
ещё хорошая музыка для флейты есть у Андре Жоливе
Да, соната для флейты и фортепиано - действительно хорошо! Очень толково сделано и слушается приятно. Хочу посмотреть в ноты. Кстати, если не ошибаюсь, Жоливе слушаю вообще в первый раз. Т.е., конечно, знал, что есть такой, но чтобы слушал или сам играл - ничего в памяти не находится... Разве что какие-то детские пьески...
04.02.2011, 18:16
Miguel
Re: "Interant" для флейты соло Тору Такемитцу
Всё что относится к Французский муз. школе вызывает у меня подлинный восторг.
раньше нас кормили только немецко-австрийской музыкой.
кстати, я догадался почему.
В годы Романовской "демократии" (до 1917 года) страна (Россия) была, по сути дела , Германской полуколонией.
Этот факт тщательно скрывался и скрывается по сей день.
Теперь, слава Богу, никто не мешает слушать и Французскую музыку.
У меня быстрый и-нет появился 1.5 года назад, так что каждый день - какое-нибудь новое имя.
(и несколько десятилетий до этого, в течение которых зомбировали типа, что "лучше Моцарта музыки нет")
"история выбирает самое лучшее" - некоторые и до сих пор произносят такие фразы.
Главным образом, это люди с консерваторским образованием. да они даже крышу себе починить не могут... (протекает :) ) какая уж тут додекафония и минимализьм...
07.02.2011, 12:57
Затактов
Re: Сергей Протопопов. Вторая соната для фортепиано
Вторая соната Сергея Протопопова
Цитата:
Сообщение от Miguel
...музыка очень интересная и на мой взгляд очень КРАСИВАЯ!
как раз читаю Холопова - о дублировке. (2-й том практ курса)
Не в первый раз замечаю приём - быстрое чередование аккордов с использованием нижних хроматических вводных тонов. 2-я соната Протопопова сплошь построена на этом приёме. (Есть ещё у Дебюсси, Зонтики, Фейерверк и др. - все эти вещи знают, думается нет нужды перечислять но у Дебюсси обычные терцовые аккорды или кластеры на их основе, а у Рославца квинты).
Казалось бы такая нежная трепетная фактура из пульсирующих квинт во 2-й сонате Протопопова, а звучит, действительно похоже на скрежет стали.
Наверное звук стали был во вкусе того времени (вспомним "Завод" Мосолова)
Да, соната интересна! Играет ли ее кто-нибудь в России или на Украине?
есть запись третьей сонаты (кажется, неполностью - я еще не скачал).
А про вторую А. Ровнер довольно подробно написал в, на которую Вы сослались:
Во Второй сонате, которую мы рассмотрим подробнее, несмотря на сильные скрябинские влияния, уже присутствуют индивидуальные черты зрелого стиля Протопопова. Сочинение завершено в 1924 году и также посвящено Яворскому. С гармонической точки зрения Вторая соната написана даже в более "строгом" стиле, чем Первая и Третья. Она почти целиком опирается на лад "тон-полутон" (исходящий из строгих полных мажорных и цепных ладов) с минимальными "отклонениями" в область побочных тонов, которые, тем не менее, важны для структурного развития сонаты.
В сонате девять разделов, следовательно, девять транспозиций мажорного и цепного ладов. Можно представить здесь схему гармонического построения всей сонаты в виде всех ладов и их транспозиций, определяющих "тональность" каждого из девяти разделов при помощи вспомогательных фрагментов нотных станов, представленных в начале каждого раздела (Пример 17). Большинству разделов предшествует пассаж рокочущих параллельных квинт (или, в дальнейшем, других подобных интервалов и даже аккордов) (Пример 18). Эти паралельные квинты непосредственно представляют собой самые явные отклонения от "строгого стиля" лада "тон-полутон" своим применением "диссонантных тонов", хотя в этом контексте, весьма буквальное использование "диссонантных нот" в виде параллельных нот к "консонантным" гармоническим тонам представляет собой достаточно элементарную, почти что школьно-учебную демонстрацию "диссонанса" в теории Яворского для будущих исследователей.
Основная "мелодическая" линия пассажа не выходит из рамок уменьшенного лада, а звуки дублирующих голосов соответствуют не только "проходящим" тонам, которые присутствуют в дважды-ладах Яворского, но и двум параллельным уменьшенным ладам, извлекаемым из основного полного мажорного дважды-лада.
Через все основные разделы сонаты проводится идея ладового (лад "тон-полутон" без "проходящих" звуков) и тематического единства. Главный мотив сонаты, состоящий из восходящей малой секунды и нисходящей большой терции, развивается по принципу монотематизма ( Пример 19).
Несмотря на фактический отказ от прямого применения классической сонатной формы, она все же присутствует в модифицированном виде: первые три раздела условно могут представлять экспозицию сонатной формы. Их объединяют применения полных мажорных ладов, в то время как все остальные лады являются цепными, то есть "тонально" менее стабильными. Репризная функция девятого раздела подчеркнута возвращением полного мажорного лада в первоначальной "тональности" (B-E).
Ассоциации с сонатной формой могут быть продолжены и в образном плане в плане рассмотрения развития инструментальной фактуры в каждом из разделов. В первом разделе основная тема вступает бравурно, как это свойственно главным партиям (авторская ремарка написанная по итальянски: "apello, minacioso", т.е. "призывно вздымаясь") (Пример 20). Этот первый раздел занимает шестнадцать тактов, включая сюда первый длинный, безметровый "такт" преамбулы.
Во втором разделе, после своей вступительной безметровой преамбулы, основной мотив предстает женственным и лиричным, что нередко характеризует побочную партию (у автора, "dolcissimo, soave, accarezzando", т.е. "очень нежно, плавно, лаская") (Пример 21). Этот раздел носит тональность полного мажорного дважды-лада в тональности D-As.
Третий раздел играет роль "заключительной партии", внося еще большее успокоение. Здесь главная тема представлена с дополнительной канонической имитацией в верхнем голосе на интервал большой сексты. Полный мажорный дважды-лад присутствует здесь в другой транспозицией (Fis-C), подтверждая автономность этого музыкального раздела. Третий раздел заканчивается с более громким оттенком и более плотными фортепианными пассажами арпеджио, подразумевающими завершение крупного раздела сочинения.
Смена лада, фактуры и вторжение беспокойно-драматических построений в четвертом разделе ассоциируется с началом разработки в сонатной форме. Впечатление усиливает столкновение-чередование в фрагментарном виде раздробленных элементов преамбулы и основного мотива, изложенного более плотной фактурой, причем эти фрагментарные куски увеличиваются при каждом повторном изложении. В четвертом разделе впервые применяется цепной лад, который здесь носит тональность Es-A (или Es-Fis-A-C). Пятый раздел обладает более разряженной фактурой и спокойным настроением и в нем можно обнаружить применение полифонических приемов развития, образующее резкий контраст предыдущему и последующему разделам. Здесь цепной лад представлен в тональности Des-G (Des-E-G-B). Шестой раздел, являющийся наиболее драматическим по своему характеру, представляет собой медленное, постепенное движение к кульминации. По своей фактуре и образности раздел напоминает медленный марш с регулярным маршевым аккомпанементом в левой руке, который своим настоятельным подчеркиванием звуковысотностей Fis и C наиболее четким образом выявляет характер "дважды-ладовости", главенствующей в этом сочинении. В течении всего раздела проходит потактовое чередование метровых обозначений 3/4 и 5/4, а также постепенное ровное crescendo от pp вплоть до fff. Последнее придает разделу образность, воспринимаемую как величественное и, в то же время, фантастически-гротескное шествие (у автора: "maestoso, elevato", т.e. "величественно, возвышенно"). Безметровый пассаж, выступающий ранее в виде преамбулы к предыдущим разделам, здесь поставлен в конце раздела в качестве коды, разряжающей драматическую напряженность настроения предыдущей музыки.
Функции седьмого и восьмого разделов менее определенны. Тонально (т.е. в смысле того, что они применяют транспозиции цепного лада) и образно они все же напоминают эпизоды, входящие в разработку, хотя в контексте своего места в форме сочинения и в смысле тематического развития основного мотива они скорее ассоциируются с "заключительной" и "побочной" партиями в зеркальной репризе. В обоих разделах отсутствуют безметровые преамбулы. Седьмой раздел применяет тональность E-B (или E-G-B-Des) цепного лада, представляя фактуру типа скерцо со многими форшлагами и легкими арпеджиальными пассажами. Восьмой раздел возвращается в тональность Es-A цепного лада из шестого раздела. Раздел по характеру медленный, лирический и представляет хоральную фактуру, в которой каждый аккорд вступает в виде арпеджио со свободным ритмом. В этом разделе в каждом такте меняется метр, чередуясь между 3/4 и 5/4.
Девятый раздел, наделенный ладом "тоники", т.е. B-E мажорного лада, начинается с помощью безметровой преамбулы, после которого собственно раздел начинается, представляя собой эклектическое сочетания тематических и фактурных элементов. Музыка начинается с героического, бравурного изложения главной темы, подчеркивающего репризный характер девятого раздела. После двух тактов фактура резко меняется и становится гротескной, скерцообразной и танцевальной (напоминая фактуру седьмого раздела в более драматическом варианте) с растянутым безметровым тактом. За этим опять следует первоначальная тема в бравурном изложении, опять прерываясь этим скерцовым пассажем, после которого первоначальная тема повторяется в третий раз в таком же урезанном виде, после чего следует безметровый виртуозный пассаж, развивающий материал преамбулы с гораздо более плотной фактурой, который представляет собой коду как девятого раздела, так и всей сонаты и завершает все сочинение блестящим драматическим жестом.
По форме, напоминающей сонатную с зеркальной репризой, и по настроениям соната некоторым образом перекликается с "Прометеем" Скрябина, но эстетика Протопопова все же отчуждается как от традиционной формы, так и от прямых литературных средств выражения, свойственных позднему романтизму. Многие из музыкальных задач формального развития и сопоставления разделов решаются Протопоповым сугубо структурно, рассудочно. Особенно заметны различия в прочтении апофеозного итога "Прометея" Скрябина и Второй сонаты Протопопова: в девятом разделе сонаты, выполняющей эту функцию, как бы нарочито и с долей иронии переосмысливается идея "Прометея" при помощи средств нового музыкального языка 20-ых годов.
Цитата:
То ли дело Рославец!! (тоже первый раз в жизни послушал)
нет слов от восторга!!! - немного похоже на "продолжение Скрябина".
Надо же такой талантливый композитор!
Господи! прочитал биографию Рославца - кошмар какой-то !
сразу предупреждаю - не читайте! (биографию)
не уснуть потом будет. Лучше бы не читал. Музыку на кухонные дрязги перевели.
Великий композитор писал гениальную музыку, а его нынешние промоутеры только и могут , что прикрываясь его именем тырить втихую денюшки (на обучение детей (своих конечно же)).
Рославец очень интересный автор. Он и Мосолов, конечно, больше известны, чем Протопопов. У меня есть кое-что Рославца в записях, постараюсь выложить.
07.02.2011, 13:17
Затактов
Re: 20 и 21 век. "Корабли на море и в пустыне". Записи о прослушанных произведениях
Цитата:
Сообщение от Miguel
раньше нас кормили только немецко-австрийской музыкой.
кстати, я догадался почему.
В годы Романовской "демократии" (до 1917 года) страна (Россия) была, по сути дела , Германской полуколонией.
Этот факт тщательно скрывался и скрывается по сей день.
Теперь, слава Богу, никто не мешает слушать и Французскую музыку.
Думаю, дело не в этом. Немецко-австрийская музыка действительно великолепна. Но в 19 веке и первой половине 20 века не только она пользовалась популярностью - и французы, и итальянцы были в России весьма ко двору. У слушателей. Однако знание о музыке развилось прежде всего на немецком языке и система музыкального образования пришла в Россию из Германии. Вспомним, что для директора первой российской консерватории Антона Рубинштейна родной язык был немецкий. Поскольку же система музыкального образования была ориентирована на Германию, то и музыка в учебных заведениях разбиралась "немецкоязычная". Но в театрах и на сцене можно было и много чего другого услышать.
А потом Шенберг провозгласил "господство немецкой музыки" на сто лет вперед - благодаря своей додекафонной системе. И весь мир ему поверил и в большой степени последовал. Еще бы - как все логично и глубокомысленно! Куда там французским "пустячкам" а ля Пуленк! Во Франции только Мессиан предложил действительно интеллектуальную альтернативу... И после него, кстати, опять - милая сонорика в духе Мюррая. Это не тоталитаризм Штокхаузена. А люди после 1914 года (и до сих пор!), увы, оказались падки на Вождей и тоталитарные системы...
07.02.2011, 17:44
Miguel
Re: 20 и 21 век. "Корабли на море и в пустыне". Записи о прослушанных произведениях
Цитата:
Сообщение от Затактов
Однако знание о музыке развилось прежде всего на немецком языке и система музыкального образования пришла в Россию из Германии. Вспомним, что для директора первой российской консерватории Антона Рубинштейна родной язык был немецкий. Поскольку же система музыкального образования была ориентирована на Германию, то и музыка в учебных заведениях разбиралась "немецкоязычная". .
ну мне остаётся только согласиться с каждым Вашим словом!
Про родной язык Рубинштейна я даже не знал.
А если учесть, что большинство населения на протяжении долгих десятилетий слушало "классику" из-под палки, то что заставляли, пардон, изучали в муз.школах и консерваториях, то становится понятна причина "популярности" именно австрийско-немецкой музыки.
А вообще мысль о немецком засилье ко мне пришла после посещения Немецкого кладбища (в СПб) - вся общественная "надстройка" - одни немцы.
Причём их могилы часто поражают своей Огромностью.
т.е. иными словами немцы боялись, что их господство будет не вечным.
В общем-то так оно и случилось. (это к вопросу о тоталитарных вождях).
08.02.2011, 03:53
Miguel
Re: 20 и 21 век. "Корабли на море и в пустыне". Записи о прослушанных произведениях
Интересная подборка атональности
Слушаю "Машину" (№13), кстати действительно оказалось, что Атональность "по ихнему" будет не Атональность, а Екстональность.
Пьеса (Машина) очень благозвучная (на мой слух) неужели действительно А-, то есть Екс-тональная. уж больно благозвучна. Это не иррония, по-моему действительно звучит очень миленько. Множество секвенций , имитаций.
13.02.2011, 00:50
Затактов
"Вальс алмазов" из балета "Сказ о каменном цветке" Прокофьева
Цитата:
Сообщение от Miguel
становится понятна причина "популярности" именно австрийско-немецкой музыки.
Ув. Miguel, Ваши слова напомнили мне слова из этого интервью:
Цитата:
И никакой политкорректности: из десятки шестеро - немцы.
Думаю, со многим в этом тексте Вы согласитесь.
В списке "лучших композиторов", о котором идет речь в этом интервью, блистательно отсутствует Сергей Сергеевич Прокофьев. А ведь Прокофьев, наряду со Скрябиным, - один из самых самобытных композиторов 20-го века. В свое время многоуважаемый Эдисон Денисов сказал в теле-интервью, посвященном юбилею Прокофьева, нечто следующее: Прокофьев-де, конечно, хороший композитор, но не самый сильный (или лучший) в своем поколении. Среди лучших Денисов назвал, например, Рославца. Но ведь музыка Рославца, как бы она ни была хороша, - это явный пост-Скрябин. А Прокофьев - это Прокофьев. Стиль узнается мговенно. Первородство!
***
Позавчера включаю радио, и звучит - сразу слышно! - Прокофьев. Музыка незнакомая, во всяком случае, я ее не помнил. Оказалось, "Вальс алмазов" из балета "Сказ о каменном цветке" (исп. Шотландский национальный оркестр, дир. Н. Ярви).
Этот балет принято критиковать. Упадок творчество и все такое прочее. Но вальс - роскошный. Всем бы такой "упадок".
PS. Четыре балета Прокофьева можно скачать здесь:
13.02.2011, 00:53
Затактов
Re: музыкальная комедия "Сватанье на Гончаровке" Кирилла Стеценко
Цитата:
Сообщение от svasiliy32
"Сватанье на Гончаровке" тоже посмотрел. Оставила неплохие впечатления.
Ув. svasiliy32! Да, музыка там вполне "вкусная", хотя и не сложная по языку. Тоже ведь надо суметь!
13.02.2011, 01:01
Затактов
Re: музыкальная комедия "Сватанье на Гончаровке" Кирилла Стеценко
Цитата:
Сообщение от Miguel
Атональность "по ихнему" будет не Атональность, а Екстональность.
Постараюсь понять, что имеется в виду...
17.03.2011, 15:28
Затактов
"Теория струн" Анны Корсун
Так вот какая она - теория струн. Сперва щиплем, затем дудим и скользим.
Начало - как будто минималистическая балалайка, затем используются и смычок, и клавиши, и даже, наверное, губы.
Анна Корсун (г.р. 1986) — Теорія струн (2007)
Насколько я понял, это небольшое остроумное сочинение впервые было исполнено в Санкт-Петербурге в 2008 году на фестивале ", исп. eNsemble, дир. Федор Леднев.
Скачать можно с .
18.03.2011, 18:17
Затактов
Григорий Айриян. Сочинения для струнных
Зашел на московского (говорят, он не московский, а американский) композитора и скрипача Григория Айрияна (род. в Баку в 1964 году).
Музыка в целом мне не близка, но некоторые фрагменты кажутся удачными:
в "Восточном этюде" - с 1:14;
в "Русском этюде" - начало с птичьим пеньем;
понравилась музыка в мини-фильме "Композитор".
Названия, наверное, лучше бы было дать менее "прямолинейные". Конечно, и у Чайковского есть "Русский танец", и у Рахманинова - "Восточный эскиз". Но это было оправданно в те далекие годы, когда "экзотичность" (по сравнению с европейским "мейн-стримом") действительно была чем-то новым и заслуживающим интереса уже самой своей экзотичностью.
Сейчас, когда слышишь название "Восточный этюд", хочется чего-то большего, нежели просто музыкального "указания" на культурную или этническую специфичность. Она сама может быть поставлена под вопрос: что есть "восточное"? Что есть "русское"? (И, кстати, что есть "этюд"?)
Фазыл Сай, музыку которого я не очень люблю, все-таки дает понять своими сочинениями, что под "Востоком" сейчас правильнее понимать весьма сложный комплекс культурных феноменов - не только прямо связанных с традиционной культурой такого-то народа или региона. У Сая присутствует, пусть и не всегда удачно выраженная, "рефлексия" по поводу культурно-этнических стереотипов.
У Айрияна же я такой рефлексии пока не слышу. Представленное на веб-странице воспринимается как созданное по принципу прямого отражения. Этого, повторяю, мне мало. Стоило бы "заглянуть за кулисы", "переспросить" - а так ли все "просто"...
Возможно, таких замечаний бы не возникло, если бы названия были "уже" по значению и не столь избитыми. Например, вместо "Восточного этюда" - "Голос кеманчи" или еще как-нибудь поэтичнее.
01.04.2011, 09:56
Затактов
Ибер. Посвящение Моцарту (1955)
Сегодня по радио: рондо "Посвящение Моцарту" Жака Ибера. Исп. Монтреальский симфонический оркестр, дирижер Шарль Дютуа.
Наверное, в первый раз слышу это сочинение. Перед исполнением не объявили, что прозвучит - и я подумал на 19 век, что-то из эпохи Вебера, Мендельсона, Глинки.
Музыка светлая, быстрая :-), замечательная оркестровка. Правда, контрапункты в середине показались слегка занудными. Но они пронеслись мимолетно. Вся пьеса короткая, минут на пять.
04.04.2011, 16:46
Затактов
Мийо, "Скарамуш" op. 165b, первая часть Vif
Ув. Miguel, специально для Вас еще один француз. И пианистки французские - Katia & Marielle Labeque.
Слышанный-переслышанный дерзкий "Скарамуш" (1937) звучит у них... элегантно. Может быть, поэтому показалось - это же почти салонные музыкальные обороты, слегка приправленные диссонансами. Луи Моро Готшальк двадцатого века!
05.04.2011, 06:30
Miguel
Re: Мийо, "Скарамуш" op. 165b, первая часть Vif
Да, Действительно, Скарамуш Д.Мийо - одна из любимейших пьес. (Битональность) Почему-то этим приемом пользуются довольно редко, хотя открыт (изобретён) он был довольно давно.
05.04.2011, 17:47
usman
Re: Мийо, "Скарамуш" op. 165b, первая часть Vif
Цитата:
Сообщение от Miguel
(Битональность) Почему-то этим приемом пользуются довольно редко, хотя открыт (изобретён) он был довольно давно.
Наверное, потому, что сам прием носит весьма нарочито-декоративный характер, что, соответственно, не предполагает слишком большой его задействованности. Это Мийо - прямо как ребенок :-) - всё не мог наиграться с политональностью, остальные же более сдержанно относились к такому принципу смешения чистых красок в духе фовизма. 8)