В практике одноголосного исполнения диезы нужно испонять повыше, а бемоли – пониже.
Насколько, все же, оправданным является это наставление, приводимое, например, у Рагса:
16.06.2011, 19:40
vcirkov
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Математик
Насколько, все же, оправданным является это наставление, приводимое, например, у Рагса:
На столько оправдано, что, если сравнить с мотоциклом, которому при поворотах необходимо делать наклон в сторону поворота, это для него подойдет. Для других средств передвижения - нет. Например, для саночника важно поймать опору на противоположном повороту борте жёлоба. У каждого инструмента своя специфика, которую по возможности нужно учитывать. Вот и весь ответ. В этой связи интересно почитать, как путается в определении строя григорианских хоралов один известный профессор:
17.06.2011, 00:45
Математик
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от vcirkov
На столько оправдано, что, если сравнить с мотоциклом, которому при поворотах необходимо делать наклон в сторону поворота, это для него подойдет. Для других средств передвижения - нет.
Мне известно это Ваше мнение; Вы уже неоднократно высказывали его ранее.
Я принял его к сведению.
Мне, однако, важно понять, что имел в виду Риман, когда писал: Чтобы не потерять нити в этом лабиринте возможных предположений, следует всегда руководствоваться основными положениями, именно теми, которые вытекают из строго тональной логики. С этой точки зрения все повышенные тоны стремятся пойти кверху, все пониженные – книзу:
“Упрощенная гармония”, с. 241:
Почему эти положения, по мнению Римана, вытекают из строго тональной логики?
Olorulus разыскивал указанную книгу Римана; в предположении, что он ее нашел, быть может он посмотрит контекст этих Римановских высказываний?
Или кто-нибудь другой, у кого есть книга Римана “Упрощенная гармония”.
17.06.2011, 22:36
zezapel
Re: Диезы надо исполнять повыше
"Упрощенная гармония" в переводе на русский язык (1901 года издания) есть на archive.org:
19.06.2011, 16:32
Математик
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от zezapel
"Упрощенная гармония" в переводе на русский язык (1901 года издания) есть на archive.org:
Что-то мне не повезло. Скачанный по указанной ссылке pdf-документ не открывается.
У кого-нибудь получилось скачать нормально?
19.06.2011, 18:48
Martin Ludenhoff
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Математик
Что-то мне не повезло. Скачанный по указанной ссылке pdf-документ не открывается.
У кого-нибудь получилось скачать нормально?
Да, всё там нормально, скачайте ещё раз, иногда файлы скачиваются повреждёнными.
19.06.2011, 20:01
commator
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Математик
Что-то мне не повезло. Скачанный по указанной ссылке pdf-документ не открывается.
У кого-нибудь получилось скачать нормально?
У меня файл сначала плохо скачался. Усёкся.
Второй раз загрузился в полном объёме, но Foxit Reader Pro 1.0 на нём сбрасывается, а Acrobat Reader 9.4 читает его без проблем.
Ув. zezapel'ю слава, за ссылку!
19.06.2011, 20:31
zezapel
Re: Диезы надо исполнять повыше
Рад помочь. У меня никогда проблем не было со скачиванием, пользуюсь часто. На странице с выбранной книгой нажимаю сначала на All Files: HTTP. Открывается окно со списком форматов книги. Выбираю PDF. Дальше - как обычно: правой кнопкой "сохранить объект как..." Сбоев не было.
19.06.2011, 21:53
commator
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Математик
...
Мне, однако, важно понять, что имел в виду Риман, когда писал: Чтобы не потерять нити в этом лабиринте возможных предположений, следует всегда руководствоваться основными положениями, именно теми, которые вытекают из строго тональной логики. С этой точки зрения все повышенные тоны стремятся пойти кверху, все пониженные – книзу:
“Упрощенная гармония”, с. 241:
Почему эти положения, по мнению Римана, вытекают из строго тональной логики?
...
Я не думаю, что из контекста Римана следует столь желанное для Оголевца оправдание тенденции к завышению диезов и занижению бемолей.
Речь идёт только о том, что после хроматически диезной ступени (происхождение и высотность хроматизма не оговорены) естественным будет ход к другой ступени сверху. После хроматически бемольной ступени естественным будет ход к другой ступени снизу.
22.06.2011, 09:50
rockbass01
Re: Диезы надо исполнять повыше
блин 3 раз качаю, файл поврежденый оказывается, что делать?
22.06.2011, 10:20
commator
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от rockbass01
блин 3 раз качаю, файл поврежденый оказывается, что делать?
Этот файл не повреждённый. Его не каждой программой читать можно.
Цитата:
Сообщение от commator
... Foxit Reader Pro 1.0 на нём сбрасывается, а Acrobat Reader 9.4 читает его без проблем ...
22.06.2011, 19:28
Zub01
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Математик
В практике одноголосного исполнения диезы нужно испонять повыше, а бемоли – пониже.
Это просто некий исполнительский принцип, сформировавшийся примерно со 2-й половины 19 века, связанный, по всей видимости, с принципами "романтической выразительности", под которые подогнали якобы "общие мелодические принципы" с "тяготениями" и "вводнотоновостью". Кто-то из известных виолончелистов (Казальс? не помню точно - это приводится в какой-то книжке Рождественского, кажется) говорил прямо, типа такого: "я вас удивлю, но для меня ре-бемоль гораздо ниже до-диеза". До того (конец 16 - начало 19 века) то, что диезы НИЖЕ бемолей (т.е. хроматический полутон меньше, а не больше диатонического) - было общим местом, совершенно независимо от "сольности" или "несольности" игры.
В любом случае - этот принцип (расширять хроматические полутоны и сужать диатонические) - не стОит абсолютизировать в том смысле, что это якобы тождественно "пифагорову строю".
Цитированную фразу Римана (во всяком случае, так, как она процитирована - вне контекста) - не стОит прямо понимать так, что хроматические полутоны шире диатонических. Это последнее - лишь некая опциональная и лапидарная "реализация" принципа, о котором сказал Риман.
22.06.2011, 21:19
vcirkov
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Zub01
Это просто некий исполнительский принцип, сформировавшийся примерно со 2-й половины 19 века, связанный, по всей видимости, с принципами "романтической выразительности", под которые подогнали якобы "общие мелодические принципы" с "тяготениями" и "вводнотоновостью".
Совершенно верно, но отбросим исторический контекст, чтобы понять саму природу этого явления. Романтизм ведь коснулся не всех жанров музыки, например, фольклора.
Цитата:
Сообщение от vcirkov
Изменение вводного звука по высоте (можно говорить о любой полутоновой попевке) имеет выраженную пропорцию. Чем выше вводный звук, тем его полюсный потенциал (ян) меньше. Он как бы обретает природу противоположного значения. При понижении вводность ощущается так, что удаление вводного звука порождает силу (ян).
Цитата:
Сообщение от Zub01
В любом случае - этот принцип (расширять хроматические полутоны и сужать диатонические) - не стОит абсолютизировать в том смысле, что это якобы тождественно "пифагорову строю".
Я вообще стал сомневаться в том, что круг квинт имеет отношение к строю. Особенно раздражает, когда говорят о пифагоровых терциях.
23.06.2011, 16:07
commator
Re: Диезы надо исполнять повыше
В другой теме об этом:
Цитата:
Сообщение от commator
... немного цитат :
стр. 164
<<... перейдем к анализу позиции Вольфганга Амадея Моцарта. В уроках, что он давал Томасу Этвуду (1785-7), он следовал тому, что содержится в Violinschule Леопольда, а значит поддержке синтонических соотношений гипотонов.134 В результате Чеснат считает, что современные интонация экспрессивно-функционального типа, "является не надлежащей, если нашей целью является воспроизведение музыки Моцарта так, как он сам хотел играть".135 Тем не менее, мы знаем, что Моцарт путешествовал в различных местах по Франции и Италии, именно в те годы, когда данные (о чем говорилось выше) о новой интонации были умножающиеся, так что вероятно, он также применял её, даже если всего лишь бессознательно...>>
стр. 164-165
<<... C.6.2. 'Гармонические' ('септимальные') 6-ты и 7-мы. Естественная тенденция к снижению интонации бемолей, вероятно, один из факторов, которые - в ходе 18-го века - благоприятствуют попыткам допускать в практике 7-ю гармонику, до того полагаемую ‘дьяволом в музыке’. Среди скрипачей, первым, чтобы заявить, что он воспользовался ею был Джузеппе Тартини (который употребил её в виде малой 7-мы), а затем Michele Stratico, также той же школы. В то же время, композитор Франческо Бьянки говорит нам, что скрипачи также использовали 'септимальное соотношение (14:9) чтобы играть неаполитанскую 6-ту. Вопрос рассмотрен и задокументирован в разделе D.4.
...>>
стр. 165
<<... C.6.3. 'Выразительные' интонации в девятнадцатом веке. Хотя ссылка на пифагорейскую интонацию стала почти обязательной в ходе нового века,l36 её эффективная, реальная практика должна была значительно обусловлена факторами, которые мы могли бы назвать "выразительными". Например, Бернард Ромберг - в своем знаменитом методе для виолончели, опубликованном в 1840 с согласия Керубини, Спонтини и других музыкантов - утверждает, что вводные тоны в минорных ключах были интонированы выше, чем в мажорных ключах. После предписывания равномерной темперации (правда, только для начинающих), он затем добавляет:l37
[Стр. 20] Будет в равной степени излишне учить ученика с самого начала, разнице между гипотоном в результате диеза (#), что поднимает натуральную ноту, и бемоля (b), что снижает её. Эти различия не сделали бы ничего, но запутают его. И все же часто бывает - как мы увидим в главе "О вкусе" - что для выразительности должно играть, для диеза, ноту, что несколько выше, или для бемоля чуть ниже, чем те, которые указаны в теоретических расчётах. Есть случаи, когда теория и музыкальная чувства вступают в конфликт. [...] [Стр. 127, из главы "О вкусе"] [...] это сладкое и меланхоличное затенение, что составляет атрибут минорного лада. К этому надо добавить, что - в целях активизации специфики этого лада – вводная нота интонирована немного острее, и малая 7-ма немного ниже, чем в мажорных ладах ...>>
:
У Барбьери на этот счёт написано на стр.3 (прикладываю её целиком с переводом):
<<... Настоящая глава будет принимать во внимание только пифагорейскую, синтоническую (чистая интонация) и среднетоновую энгармонические системы настройки: как видно из названия, таковые все открыто-цепные, т.е. неповторяющиеся шкалы. Закрыто-цепные системы, т.е. те, которые основаны на многих равномерно темперированных системах (РТСах), будут рассмотрены в Части II.
...>>
По Барбьери выходит, что незамкнутая пифагорейская настройка является одной из множества энгармонических. Какими будут модуляции в энгармонических настройках, если не энгармоническими же?
Дурит нашего брата лесманов редактор, ой дурит!
24.06.2011, 00:47
Математик
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от commator
В другой теме об этом:
У Лесмана мы находим утверждение, что выдающиеся инструменталисты-практики (например, Винченцо Галилей) придерживались мнения о том, что "современная диатоника является пифагоровой и что полутон, чтобы быть точным, должен стать в отношение 256:243, а не 16:15":
О Винченцо Галилее см.:
24.06.2011, 04:50
commator
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Математик
У Лесмана мы находим утверждение, что выдающиеся инструменталисты-практики (например, Винченцо Галилей) придерживались мнения о том, что "современная диатоника является пифагоровой и что полутон, чтобы быть точным, должен стать в отношение 256:243, а не 16:15" ...
Ни Лесман, ни Галлилей Моцарта миру не воспитали. Его воспитал Леопольд, и у него в Violinschule не 256:243, а 16:15. Да и Казальс не у Лесмана с Галлилеем научился премудростям чистого интонирования без предрассудков пифагорейщины.
Нет, он был выдающимся физиком, математиком и астрономом.
Можете почитать здесь про Галилео:
24.06.2011, 12:02
commator
Re: Диезы надо исполнять повыше
Я читал и про Галилео и про его отца. Бывал на их родине. Если отец к данной теме как-то причастен, то сын вряд-ли.
24.06.2011, 12:07
Olorulus
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от commator
Я читал и про Галилео и про его отца. Бывал на их родине. Если отец к данной теме как-то причастен, то сын вряд-ли.
Вы же спрашиваете про Галилео, вот я и отвечаю. Если же Вы сравниваете отцов, а не детей, то тем более Ваше сравнение не в пользу Леопольда, который, насколько мне известно, не воспитал ни одного физика и математика. :-)
24.06.2011, 13:24
commator
Re: Диезы надо исполнять повыше
Леопольд так воспитал скрипичные навыки у Моцарта, что тот, когда стал сам воспитывать эти навыки у других, не схватился за веяния новой моды к обострениям, а стремился научить прежде всего чистому интонированию.
Что до Галилео, так Вы его в эту тему как-то не к месту вклинили. Лучше своё отношение к обострённому интонированию обозначте.
24.06.2011, 20:46
Математик
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от commator
Я читал и про Галилео и про его отца. Бывал на их родине. Если отец к данной теме как-то причастен, то сын вряд-ли.
Причастен и сын, если верить историческому обзору от Лефевра:
24.06.2011, 21:28
commator
Re: Диезы надо исполнять повыше
О причастности Галилео к моде на обострённое интонтрование у Лефевра ничего не сказано.
25.06.2011, 10:21
Математик
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от commator
О причастности Галилео к моде на обострённое интонтрование у Лефевра ничего не сказано.
Чуть позже я поясню, в каком смысле и Галилео здесь причастен.
25.06.2011, 11:32
vcirkov
Re: Диезы надо исполнять повыше
Представляю, если бы художники, например, спорили о том, какую краску нужно класть: красный кобальт или алую. Разумеется, это зависит от того, какие цветовые пятна уже имеются на полотне. А что же терция, - разве не может быть еще какой-либо кроме чистой или терции ПС. Послушайте лучше как звучат сдвинутые на 10 ц. сбалансированные терции (в теме про баланс я добавил).
25.06.2011, 19:25
Olorulus
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от commator
Что до Галилео, так Вы его в эту тему как-то не к месту вклинили. Лучше своё отношение к обострённому интонированию обозначте.
Помилуйте, это Вы его вклинили невпопад, поставив вровень с неизвестным мне г-ном Лесманом (что должно быть оскорбительно для двух великих итальянцев). Я же просто обратил внимание (а) на неграмотное написание имени (хоть Вы там и "бывали") и (б) на полное Ваше незнание ни первого ни второго Галилея. Никогда не говорите (тем более, не обобщайте) то, о чем не имеете представления. Иначе рискуете оказаться в положении известного парт. деятеля, который "сам Пастернака не читал, но кое-что сказать могу". :-)
25.06.2011, 20:12
commator
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Olorulus
Помилуйте ...
Милую. Ошибку исправил. Спасибо за указание.
В остальном на Ваше примитивное стремление развить в теме склоку, намерен не реагировать.
27.06.2011, 15:12
Математик
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Математик
Мне, однако, важно понять, что имел в виду Риман, когда писал: Чтобы не потерять нити в этом лабиринте возможных предположений, следует всегда руководствоваться основными положениями, именно теми, которые вытекают из строго тональной логики. С этой точки зрения все повышенные тоны стремятся пойти кверху, все пониженные – книзу:
“Упрощенная гармония”, с. 241:
Цитата:
Сообщение от Zub01
Это просто некий исполнительский принцип, сформировавшийся примерно со 2-й половины 19 века, связанный, по всей видимости, с принципами "романтической выразительности", под которые подогнали якобы "общие мелодические принципы" с "тяготениями" и "вводнотоновостью".
Давайте посмотрим, что пишет сам Риман:
Он пишет (в конце XIX века): “это старое правило…” Значит, оно никак не могло возникнуть только лишь в середине XIX века.
Меня интересует:
-- действительно ли существовало такое старое правило,
-- по какой причине оно возникло,
-- в чем его смысл,
-- почему оно (по мнению Римана) следует из строго тональной логики,
-- в чем заключается эта самая строго тональная логика.
27.06.2011, 15:37
vcirkov
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Математик
которые вытекают из строго тональной логики. С этой точки зрения все повышенные тоны стремятся пойти кверху, все пониженные – книзу
Не знаю, какое образование, - философское музыковедческое или юридическое - нужно иметь, чтобы понять, что высота и функция разные вещи. Неужели это за гранью возможного понимания. "Стремятся кверху" - не означает повышения звука. Это всего лишь функциональный стимул, реализация которого зависит от интонационных факторов движения формы. Нельзя это связывать со строем. Строй - это другая отрасль. Отрицательный (как его называют) строй 31РДО не утрачивает способности иллюстрировать функции. Его звуки функционально так же "стремятся кверху".
27.06.2011, 17:29
Zub01
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Математик
Давайте посмотрим, что пишет сам Риман:
Да, давайте посмотрим, и убедимся, что "старое правило", о котором пишет Риман, не имеет отношения к тому, что "диезы выше, бемоли ниже" - речь там идет совсем о другом "правиле". Это уже, кажется 4-й пост на эту тему (что Риман говорит о совсем другой вещи, которая не связана напрямую с "правилом" "диезы выше, бемоли ниже"). Лесману (Оголевцу, или кому там) было угодно это привязать к правилу "диезы выше, бемоли ниже" - как я уже писал, при лапидарном понимании это может быть допустимо (типа, раз хроматическое понижение E-Es стремится к D, то давайте делать Es поближе к D). Риман же упоминает о "кажущемся" противоречии с этим принципом своих примеров 172. И, возможно, даже если принять "позднюю манеру" понижать бемоли, я не уверен, что это следует делать, скажем, в теноре в примере 172 (где "видимое" "нарушение" "старого правила" что после e-es следует f, а не d).
28.06.2011, 00:13
vcirkov
Re: Диезы надо исполнять повыше
На слух мы не всегда правильно можем определить функцию интервала и даже аккорда. Скажем, звучит кварта, а это ув. терция. Здесь играет роль то, как заявлено созвучие и то, как это потом функционально движется. Для строя работает то же правило. Слушая некоторые образцы фольклора, трудно бывает, не то что сразу, а даже после нескольких прослушиваний, разобраться в функциональном построении формы. (Так же та или иная песня, попадая в другую традицию, может даже изменить функциональный остов.) Где-то была у меня грузинская песня, в исполнении старых горцев. Ее начало напоминает полный хаос. И они легко существуют в таком, как казалось бы, искаженном функциональном поле. Слушать это - наслаждение несравненное ни с какой другой музыкой.
Итак, функция не может теоретически определятся строем, хотя строй в значительной мере может отразить стилевые особенности произведений, но это относится больше к эстетике, чем к теории.
28.06.2011, 00:48
Математик
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Zub01
Да, давайте посмотрим, и убедимся, что "старое правило", о котором пишет Риман, не имеет отношения к тому, что "диезы выше, бемоли ниже" - речь там идет совсем о другом "правиле".
Это понятно, что “старое правило Римана” само по себе не является правилом интонирования “диезы повыше, бемоли пониже”. Тем не менее, “старое правило Римана” является важным звеном в объяснении того, почему возникло упомянутое правило интонирования.
Именно это я и хотел сказать.
Само по себе “старое правило Римана” касается неких принципов “естественного движения голосов”, которые сформулированы также, например, у Н. Ф. Соловьева в его книге “Полный курс гармонии”, ч. II, с. 197 (цитировано Оголевцом): Хроматическое изменение ступени требует движения голоса на диатонический полутон вверх при знаках повышения и на диатонический полутон вниз при знаках понижения.
Я повторяю свои вопросы (относительно “старого правила Римана”):
-- действительно ли существовало такое старое правило,
-- по какой причине оно возникло,
-- в чем его смысл,
-- почему оно (по мнению Римана) следует из строго тональной логики,
-- в чем заключается эта самая строго тональная логика.
28.06.2011, 11:11
commator
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Математик
Давайте посмотрим, что пишет сам Риман:
Он пишет (в конце XIX века): “это старое правило…” Значит, оно никак не могло возникнуть только лишь в середине XIX века ...
У Римана, в переводе и с примечаниями Энгеля, написано:
<<... следует всегда руководствоваться основными положениями, именно теми, которые вытекают из строго тональной логики. С этой точки зрения все повышенные [*) Хроматически] тоны стремятся пойти кверху, все пониженные [*) хроматически] –- книзу; этому старому правилу прим. 172 a-d противоречит только с виду. Всякий вводный ход является движением назад [**) Т. е. носящим заключительный характер] (обратно), всякий хроматический -- движением вперёд [***) Т. е. требующим продолжения]; стоит применить эти два положения к примерам 172 a-d, чтобы увидеть справедливость того, что было о них сказано ...>>
На стр. 28 есть ещё одно важное примечание Энгеля: *) Не следует упускать из вида, чтопод вводным шагом автор всегда подразумевает шаг на диатонический (а не на хроматический) полутон.
В свете этого примечания цитированное Оголевцем
Цитата:
Сообщение от Математик
... ...
высказывание:
<<... хроматическое изменение ступени требует движения голоса на диатонический полутон вверх при знаках повышения и на диатонический полутон вниз при знаках понижения" (Н. Соловьев, "Гармония", ч. 2, стр. 197) ...>>
прямо указывает на то, что хроматическое изменение ступени требует изменения не на хроматический псевдотон (неполный тон), или интервал апототомы, а на таковой диатонический или менее широкий интервал лиммы, если опираться на столь любимый Оголевцем пифагорейский строй.
Диезы надо исполнять пониже, а бемоли -- повыше, другими словами.
Цитата:
Сообщение от Математик
Меня интересует:
-- действительно ли существовало такое старое правило,
-- по какой причине оно возникло,
-- в чем его смысл,
-- почему оно (по мнению Римана) следует из строго тональной логики,
-- в чем заключается эта самая строго тональная логика.
Вряд ли эти Ваши вопросы о каком-то старом немецком правиле имеют шанс получить вразумительные ответы по-русски. Правило это и у немцев-то на исключения богато (примеры Римана, внятное пояснение которых он заменил туманом намёков):
Пример 172-а, альт: e' - es' - f' вместо e' - es' - des' по правилу;
Пример 172-b, тенор: g - gis - fis вместо g - gis - h по правилу;
Пример 172-c, альт: a' - as' - b' вместо a' - as' - f' по правилу;
Пример 172-d, альт: c'' - cis'' - h' вместо c'' - cis'' - dis'' по правилу.
28.06.2011, 12:33
Математик
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от commator
В свете этого примечания цитированное Оголевцем высказывание:
<<... хроматическое изменение ступени требует движения голоса на диатонический полутон вверх при знаках повышения и на диатонический полутон вниз при знаках понижения" (Н. Соловьев, "Гармония", ч. 2, стр. 197) ...>>
прямо указывает на то, что хроматическое изменение ступени требует изменения не на хроматический неполный тон, или интервал апототомы, а на таковой диатонический или менее широкий интервал лиммы, если опираться на столь любимый Оголевцем пифагорейский строй.
Я всегда понимал приведенный пассаж Соловьева следующим образом (и Оголевец тоже, как можно показать):
Хроматическое изменение ступени означает ее изменение на хроматический полутон.
Например, хроматическое повышение ступени означает ее повышение на хроматический полутон.
Хроматическое понижение ступени означает ее понижение на хроматический полутон.
Собственно само правило:
Из хроматически повышенной ступени будет “ логичным” движение голоса на диатонический полутон вверх.
Из хроматически пониженной ступени будет “ логичным” движение голоса на диатонический полутон вниз.
Во избежание дальнейших недоразумений предлагаю считать приведенное уточнение равнозначным обсуждаемому “старому правилу Римана”.
28.06.2011, 12:59
commator
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Математик
Я всегда понимал приведенный пассаж Соловьева следующим образом (и Оголевец тоже, как можно показать):
Хроматическое изменение ступени означает ее изменение на хроматический полутон.
Например, хроматическое повышение ступени означает ее повышение на хроматический полутон.
Хроматическое понижение ступени означает ее понижение на хроматический полутон.
Собственно само правило:
Из хроматически повышенной ступени будет “ логичным” движение голоса на диатонический полутон вверх.
Из хроматически пониженной ступени будет “ логичным” движение голоса на диатонический полутон вниз.
Во избежание дальнейших недоразумений предлагаю считать приведенное уточнение равнозначным обсуждаемому “старому правилу Римана”.
Не могу с Вами согласиться.
Я понимаю упомянутое Риманом старое правило так:
После хроматического повышения ступени будет естественным движение голоса на некоторый интервал вверх.
После хроматического понижения ступени будет естественным движение голоса на некоторый интервал вниз.
Упомянутую Оголевцем цитату Соловьева я понимаю так:
Хроматическое повышение ступени означает ее повышение на лимму (диатонический псевдотон).
Хроматическое понижение ступени означает ее понижение на лимму же.
28.06.2011, 13:00
Математик
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Математик
Я всегда понимал приведенный пассаж Соловьева следующим образом (и Оголевец тоже, как можно показать):
Хроматическое изменение ступени означает ее изменение на хроматический полутон.
Например, хроматическое повышение ступени означает ее повышение на хроматический полутон.
Хроматическое понижение ступени означает ее понижение на хроматический полутон.
Собственно само правило:
Из хроматически повышенной ступени будет “ логичным” движение голоса на диатонический полутон вверх.
Из хроматически пониженной ступени будет “ логичным” движение голоса на диатонический полутон вниз.
Во избежание дальнейших недоразумений предлагаю считать приведенное уточнение равнозначным обсуждаемому “старому правилу Римана”.
И у Оголевца, и у Соловьева, которого он часто цитировал, и везде, знак диеза означает знак повышения на хроматический полутон, знак бемоля означает знак понижения на хроматический полутон.
На странице с пассажем Соловьева, который Вы указали, чуть выше есть другой его пассаж, который вполне все проясняет: "нота с диезом должна итти на диатонический полутон вверх, а нота с бемолем — на диатонический полутон вниз" (Н. Соловьев, "Гармония", ч. 1, стр. 9).
28.06.2011, 13:17
commator
Re: Диезы надо исполнять повыше
Цитата:
Сообщение от Математик
... "нота с диезом должна итти на диатонический полутон вверх, а нота с бемолем — на диатонический полутон вниз" (Н. Соловьев, "Гармония", ч. 1, стр. 9).
Я и это понимаю, как правило альтерации ноты: Если перед нотой диез, то повысить её на лимму (диатонический полутон у Соловьёва, надо полагать). Наличие перед нотой бемоля требует её понижения на также не лимму, а не на более широкую апотому (хроматический полутон у Соловьёва, скорее всего).
28.06.2011, 13:19
vcirkov
Re: Диезы надо исполнять повыше
Какой из полутонов больше, а какой - меньше?
28.06.2011, 13:28
commator
Re: Диезы надо исполнять повыше
Рассуждать о неравенстве полутонов нелогично. Если они действительно полутоны, то и равны, как их не называй. Но такое только в системе 12РДО и ей кратных может быть. В эту тему они не вписываются.