Иногда, в процессе сочинения кажется, что где-то уже слышал эту мелодию или мотив.
Однако, точно вспомнить где и что, довольно проблематично :).
В результате чего возникают сомнения, из-за которых бросаешь композицию или просто не выкладываешь её на всеобщее обозрение.
Как вы поступаете в подобных ситуациях?
Или, я слишком серьезно к этому отношусь :)
03.04.2012, 19:55
lerit
Re: Боязнь случайного плагиата
Когда дочери было 6 лет, она как-то объявила, что сочинила музыку. Мы, конечно, захотели послушать. Она уселась за рояль и стала играть... финал 17-й Бетховена. И на мягкий намек, что нечто похожее уже есть у Бетховена, она, несколько огорчившись, ответствовала, что не виновата в том, что Бетховен сочинил это раньше.
04.04.2012, 07:00
marinello4ka
Re: Боязнь случайного плагиата
У меня на сольфеджио случай был - задали придумать окончание к какой-то украинской песне, я пришла домой и сразу записала это окончание, не зная, что оно именно таким и должно быть в оригинале - видимо, где-то слышала раньше. Учительница была потрясена.
По теме - не стоит заморачиваться, думая чье это - Ваше или чужое. Со временем найдете свое. Или не найдете.
04.04.2012, 07:25
Эленна
Re: Боязнь случайного плагиата
Помню, в училище у моего преподавателя была любимая игра: отыскивать сходные мелодические ходы в разных произведениях и прикалываться: мол, кто у кого украл - Яншинов у Моцарта или Моцарт у Яншинова? Но он-то игрался - а ведь можно это делать всерьёз и с последствиями... проблема в том, что в музыке проще всего навесить обвинение в плагиате...
04.04.2012, 08:17
Pan Szymanowski
Re: Боязнь случайного плагиата
У меня, если придумалась своя тема, в самый первый момент очень хорошо чувствуется, что я ее действительно придумал сам. Не знаю, даже, как объяснить. Просто это настолько очевидно, что и сомнений нет. Но. Спустя уже несколько минут тоже начинают лезть подозрения, что где-то уже слышал. Оно и понятно. У себя в голове и слышал, после того как придумал. Так что я всегда доверяю самому первому впечатлению. Оно четкое.
Хуже, если действительно сам придумал, а оно совершенно независимо придумано еще кем-то. В смысле, я этого никогда не слышал, но по совпадению получилось то же самое. Я таким образом "позаимствовал" такт из Вагнера один раз.
04.04.2012, 11:09
usman
Re: Боязнь случайного плагиата
Цитата:
Сообщение от lerit
Когда дочери было 6 лет, она как-то объявила, что сочинила музыку. Мы, конечно, захотели послушать. Она уселась за рояль и стала играть... финал 17-й Бетховена.
В начальных классах муз. школы у меня тоже была пара подобных случаев. Я сочинил какую-то пьесу и даже записал. Самозабвенно её разыгрывал, но никому особо не показывал... Потом, через несколько лет нашёл эти листочки в каком-то портфеле для старых бумаг. Это был... Революционный этюд Шопена, только в фа-диез миноре и на три четверти :-), но основные очертания вполне прослеживались... Другим опусом того времени была первая тема фа-минорного клавирного концерта Баха :-), только в патетической аккордовой фактуре... Думаю, детские впечатления от услышанной и полюбившейся музыки бывают настолько яркими, и так проникают порой в восторженное сознание, что иногда рождают отклики, практически идентичные первоисточнику, но искренне принимаемые за свои (!)
05.04.2012, 05:14
Pan Szymanowski
Re: Боязнь случайного плагиата
Цитата:
Сообщение от usman
В начальных классах муз. школы у меня тоже была пара подобных случаев. Я сочинил какую-то пьесу и даже записал. Самозабвенно её разыгрывал, но никому особо не показывал... Потом, через несколько лет нашёл эти листочки в каком-то портфеле для старых бумаг. Это был... Революционный этюд Шопена, только в фа-диез миноре и на три четверти :-), но основные очертания вполне прослеживались... Другим опусом того времени была первая тема фа-минорного клавирного концерта Баха :-), только в патетической аккордовой фактуре... Думаю, детские впечатления от услышанной и полюбившейся музыки бывают настолько яркими, и так проникают порой в восторженное сознание, что иногда рождают отклики, практически идентичные первоисточнику, но искренне принимаемые за свои (!)
У меня странный случай был. Будучи в первом классе придумал пьеску. Отцу сыграл, тот говорит "То ж Бетховен". Отец мой, кстати, был большим знатоком Бетховена. "А что именно из Бетховена?" - спрашиваю. Он ответить не смог, просто сказал, что ему так очень кажется. Ну ладно. В школе училке сыграл. А она и говорит - Бетховен. Я спрашиваю - что именно? Она тоже сконфузилась и сказала, что ну... типа... по стилю догадалась.
И опять же прототипа мне не назвали. Пьеску ту я не записывал. А зачем? Все равно играть умел. А потом и забыл ее навсегда. Вот мне до сих пор интересно, это правда был Бетховен, или "по стилю похоже". Вещица была очень простенькая, но мелодичная. Как раз, как у Бетховена "Сурок".
10.04.2012, 10:36
Помешанная на музыке
Re: Боязнь случайного плагиата
У всех начинающих композиторов возникает вот эта боязнь. Но если тренироваться, упражняться в сочинении - глядишь, такая трудность со временем пройдёт и получится найти уже свой, оригинальный стиль. Бывает, что можно настолько впечатлиться знакомыми, любимыми произведениями - и возникают их "отзвуки". Многие произведения часто бывают навеяны другими.
16.06.2012, 21:23
Kateyko
Re: Боязнь случайного плагиата
Ох...с кем не бывает. Но иногда же в литературных сочинениях цитируют других авторов. А в музыке иногда это не принято...я считаю это вздором)))
кстати, лет в шесть я умудрилась записать начало Рондо Каприччиозо)):lol::lol::lol::lol:
17.06.2012, 00:30
Miguel
Re: Боязнь случайного плагиата
Цитата:
Сообщение от usman
Думаю, детские впечатления от услышанной и полюбившейся музыки бывают настолько яркими, и так проникают порой в восторженное сознание, что иногда рождают отклики, практически идентичные первоисточнику, но искренне принимаемые за свои (!)
Чтение книг Ю.Н.Холопова начисто отобьёт способность сочинять Бетховена и Баха!
Применение Центрального элемента, искусственных ладов, симметричных ритмов и др. империалистической заразы сделает Вашу музыку яркой и оригинальной.
Если скажут, что это собачий лай и вой - извольте Золотые СЕквенции. 80 % муз. произведений содержат этот самый популярный со времен Вивальди паттерн ПОЛНОСТЬЮ!
Вспомнил анекдот: Студент консерватории пытается "сочинить" музыку к экзамену. Как быть?
Кто-то подсказывает :
"А ты возьми музыку своего профессора и перепиши задом наперед".
"Да я уже пробовал - ЧАйковский получается" (смеяться здесь)
ТОлько что подумал: а почему не бывает музыки с полной медиантовой цепочкой? (по 24-м тональностям) Ведь воспринимается очень естественно!
А используют только 1642 и все.
17.06.2012, 00:40
usman
Re: Боязнь случайного плагиата
Цитата:
Сообщение от Miguel
Чтение книг Ю.Н.Холопова начисто отобьёт способность сочинять Бетховена и Баха!
Применение Центрального элемента, искусственных ладов, симметричных ритмов и др. империалистической заразы сделает Вашу музыку яркой и оригинальной.
Ну вот прямо представляю малыша-первоклассника, зачитывающегося Холоповым и фанатеющего от какого-то "центрального элемента". Ну, "Пятый элемент" ещё туда-сюда, но чтобы "центральный" кого-то заинтересовал в нежном возрасте... :roll:
21.06.2012, 00:01
Miguel
Re: Боязнь случайного плагиата
Цитата:
Сообщение от usman
Ну вот прямо представляю малыша-первоклассника, зачитывающегося Холоповым и фанатеющего от какого-то "центрального элемента". Ну, "Пятый элемент" ещё туда-сюда, но чтобы "центральный" кого-то заинтересовал в нежном возрасте... :roll:
Да, действительно, доходчиво объяснить ребенку, что такое ЦЭ, и зачем вообще нужна музыка - для этого нужен огромный внутренний такт и чувство меры. Но зато потом, когда дети ухватят самые основы авангарда!, что тогда начнется! Представляете: вместо зубрежки - свободная импровизация с использованием ЦЭ, свободных ритмов и ладов МЕссиана. Никаких Ганонов и Клементиеф с Чернями, Беренсами и Лешгорнами! Максимум свободного творчества и минимум зубрежки. Понятно, что к этакому поворотув учебной практике не готовы именно преподаватели (-ницы), а не детишки. Я уже давно заметил, что Дети, как правило, умнее, чем учителя. Меня больше удивляет другое - откуда такое отношение к "плагиату"? Послушал (поиграл), - поимпровизируй в стиле сыгранной вещи. Что тут непонятного? Проанализировать сыгранное нужно непременно. Какое же слушанье музыки ( не говоря уже об исполнении) может быть без анализа? Сейчас не 19 век, погружение в слушаемую музыку должно быть куда более глубоким! Импровизация на тему - (почти то же самое, что невольный плагиат) - это обычная форма работы (если угодно - наслаждения произведением). Да и Роман Соломонович Столяр в своей монографии об импровизации неустанно рекомендует именно такой метод!
21.06.2012, 00:32
usman
Re: Боязнь случайного плагиата
Цитата:
Сообщение от Miguel
Послушал (поиграл), - поимпровизируй в стиле сыгранной вещи. Что тут непонятного?
Например, непонятно, зачем особо стараться импровизировать в стиле Черни или Клементи :-)
Если стоит задача научить ребёнка хорошо играть (а не только сочинять и импровизировать), то без использования инструктивного репертуара вряд ли это достижимо, но импровизировать на "до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до..." - тоже ни к чему...
21.07.2012, 02:46
Александр Мельников
Re: Боязнь случайного плагиата
Да, бывает, когда мелодию наигрываешь. Но на стадии аранжировки... Наверно это невозможно. Даже если подменить аккорды в Моцарте, то вы получите нечто не совсем похожее на оригинал...
28.08.2012, 13:21
NbP
Re: Боязнь случайного плагиата
У каждого есть то, что отличает его от всех остальных : его внешний вид, его движения , его отпечатки пальцев, его язык , его интонация. Использование собственной интонции, даже путем копирования собственной речи - первый шаг в создании собственной музыки. Сначала надо научиться распознавать интонации других людей(по- моему композиторов этому не учат, а жаль!).
Интонации Колтрейна:
Интонации Реда Родного :
Трансформация To be or not to be :
Нотная запись , основанная на идее to be or not...
I have a Dream М.Л. Кинга -
Музыкализация визуальных образов: интонация начала "Опавших листьев " : траектория падения листа , затем движение волны- Wave Жобима:
28.08.2012, 19:45
wau2009
Re: Боязнь случайного плагиата
Мелодия должна рождаться без кварто-квинтовых мажорно-минорных тыков.
Иначе это импровизация на мажорно-минорные гаммы,импровизация на лады.
Не должна сочиняться,вдохновляясь богатым звучанием синтезаторного тембра.
Иначе это импровизация на обертональный тембровой мотив,тембровую гамму.
"Похожесть" наигранного на "где-то слышал" от этого....
Сочинить "свою" мелодию,и только после обрамить её гармонически не стандартно могут единицы.
Они то и есть настоящие "композиторы".
Холоповским подсказкам для сочинителей верю!
28.08.2012, 20:34
Rallis
Re: Боязнь случайного плагиата
Просто есть такая коварная штуковина - криптомнезия. Заключается в забывании источника информации. Иными словами, услышал ты музыку, забыл, а где-то в глубинах мозга она сохранилась и может вдруг "всплыть" при сочинении, к тому же иногда через очень продолжительное время. Где-то читал или слышал, что Маккартни, когда написал свой незабвенный хит "Yesterday" потом неделю ходил, напевал людям и спрашивал, не слышали ли они где-то эту мелодию :lol:. Такие дела
28.08.2012, 21:39
JohnLenin
Re: Боязнь случайного плагиата
Цитата:
Сообщение от wau2009
Мелодия должна рождаться без кварто-квинтовых мажорно-минорных тыков.
Иначе это импровизация на мажорно-минорные гаммы,импровизация на лады.
Не должна сочиняться,вдохновляясь богатым звучанием синтезаторного тембра.
Иначе это импровизация на обертональный тембровой мотив,тембровую гамму.
"Похожесть" наигранного на "где-то слышал" от этого....
Сочинить "свою" мелодию,и только после обрамить её гармонически не стандартно могут единицы.
Они то и есть настоящие "композиторы".
Холоповским подсказкам для сочинителей верю!
Хорошо сказано!
Можно даже сказать ещё больше: с каждым годом (а сейчас, не исключено, что уже - с каждым месяцем!.. и даже с каждым днём!..) сочинить "свою" мелодию и "обрамить её гармонически не стандартно" становится настолько всё труднее, что... Что вот ещё, кажется, чуть-чуть - и это станет попросту невозможно...
Впрочем, ничего, возможно, страшного в этом и нет: в мире уже сочинено и зафиксировано раз и навсегда тем или иным способом (в нотах, на аналоговых носителях, в "цифре") столько хорошей (и не очень) музыки!.. В том числе и талантливой, и даже гениальной Музыки (с большой буквы!..), что... её может хватить человечеству ещё лет на тысячу!.. :) И, быть может, не стОит уже всё новым и новым начинающим композиторам пытаться "переплюнуть" того же, скажем, Моцарта (или даже - хотя бы "доплюнуть" до того же Таривердиева!.. - просто к примеру упомянул и того, и другого!.. прошу не цепляться к фамилиям!..), а стОит заняться самовыражением в каких-то других областях искусства? Быть может, в каких-то совершенно новых, неожиданных, невиданных досель "жанрах"...
А тем более, если принять во внимание, что каждому, вновь рождающемуся отдельному человеку - и долгой его жизни может не хватить теперь, в XXI веке, для переслушивания всей, даже одной только гениальной, уже написанной (записанной) до до его рождения музыки (не говоря уже о музыке - просто талантливой, которой уже имеется заведомо в разы больше!..)!
28.08.2012, 22:01
RU
Re: Боязнь случайного плагиата
Криптомнезия- очень красивое слово. Но позвольте мне высказать свою точку зрения:
Как мне кажется, всё дело в том, что ВСЯ, абсолютно вся , записанная, и ещё незаписанная музыка УЖЕ существует в своём, нам недоступном измерении. И те, кто думают, что они сочинили, придумали, что-то своё , уникальное, личное, неповторимое, на самом деле были только избраны для ЗАПИСЫВАНИЯ уже существующего. И , таким образом, плагиат в принципе невозможен, посколько невозможно обвинить черпающего из колодца в том, что он пьёт ЧУЖУЮ воду. Но при этом давайте будем помнить о том, что право подойти к колодцу получают далеко не все. Они избранные для вычерпывания, но не они создатели этой Воды.
28.08.2012, 22:30
usman
Re: Боязнь случайного плагиата
2 :
Параллель любопытная. Но уж давайте ей логично и следовать.
Цитата:
Сообщение от RU
... невозможно обвинить черпающего из колодца в том, что он пьёт ЧУЖУЮ воду.
Ещё как можно! Зайдите на территорию частных владений и попробуйте без спросу напиться из колодца — Вам довольно быстро могут объяснить, что Вы пытаетесь пить именно что чужую воду (и не исключено, что не будут пребывать по этому поводу в особом восторге) :-)
Цитата:
Но при этом давайте будем помнить о том, что право подойти к колодцу получают далеко не все. Они избранные для вычерпывания, но не они создатели этой Воды.
Дык, вот и с плагиатом примерно так же. Независимо от происхождения "воды" — попытка на халяву набрать чужой, а потом продать как свою собственную оспаривается как противозаконная.
28.08.2012, 23:35
RU
Re: Боязнь случайного плагиата
@Usman
Понимаю, что Вы имеете ввиду, но , видимо, я недостаточно ясно выразил свою мысль.
Тот "колодец", о котором я писал , принадлежит всем нам сразу, и никому конкретно. Это данность. Это заданность. Как пользование солнечным светом (если вода не самый лучший пример). Мы все суть отражение, к сожалению, столь часто мнящее себя предметом. Музыка первична.
Когда то Арво Пярт писал (и не он один) что он не сочиняет , а записывает. Вот я об этом же. Записывая продиктованное, мы не имеем права считать это только своим.
Бах записывал , Брамс записывал, Чайковский и Вагнер записывали. А продиктовано им всем было из одной книги. Наверное, всё же не случайно, что музыка ближе всего к понятию универсального языка. Не Эсперанто, а музыка.
29.08.2012, 09:31
lerit
Re: Боязнь случайного плагиата
Цитата:
Сообщение от RU
Записывая продиктованное, мы не имеем права считать это только своим.
Бах записывал , Брамс записывал, Чайковский и Вагнер записывали. А продиктовано им всем было из одной книги.
Хм, почему же одним диктуют одно, другим - другое... А третьим - вообще стук по тарным ящикам? И кто написал эту книгу? Тот, кто диктует?
Тут есть еще один немаловажный момент. Если композитор только записывает, то он не несет никакой ответственности за качество написанного: все претензии к диктующему.
29.08.2012, 09:35
NbP
Re: Боязнь случайного плагиата
Эффективно деморализующий топик. Кто хочет писать музыку- пишите, не оглядываясь ни на кого; и как можно больше! Потом разберетесь - что откуда...
29.08.2012, 17:10
dgs
Re: Боязнь случайного плагиата
Цитата:
Сообщение от TwentySix
Доброе время суток.
Иногда, в процессе сочинения кажется, что где-то уже слышал эту мелодию или мотив.
Однако, точно вспомнить где и что, довольно проблематично :).
В результате чего возникают сомнения, из-за которых бросаешь композицию или просто не выкладываешь её на всеобщее обозрение.
Как вы поступаете в подобных ситуациях?
Или, я слишком серьезно к этому отношусь :)
Я думаю ваш страх больше надуманный пока пишется - пишите, потом попросите специалиста проверить на предмет отсутствия плагиата.
Свой ответ не видя ответа выше который почти в слово в слово передаёт ту же идею. Так что вам стоит задуматься. Удачи ;)