Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
Я предлагаю поговорить об интересной теме, например, о нашей молодежи, о музыкантах, закончивших консерваторию и др муз вузы. Кто куда устраивается, работает-ли в сфере музыки после Московской консерватории, аспирантуры?... Или большинство работает не по специальности, в силу обстоятельств? Особенно интересно услышать пианистов...
28.05.2012, 01:57
boris
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
Вузы пишутся с маленькой буквы. 8)
Пианисты замуж выходят и преподают. 8) Плодя таких же безработных. Считанные единицы становятся хорошими профессионалами - солистами или концертмейстерами. Хорошими педагогами не становится почти никто.
В целом, тема много раз уже поднималась на форуме - поиск все еще работает.
В тему (почти) - статья, написанная в восьмидесятых, опубликованная в двухтысячных, а актуальности не потерявшая до сих пор.
«Анализируя сегодняшнее положение с обучением и уровнем исполнительства на духовых инструментах и сравнивая это положение с тем, что было 20—30 лет назад, приходится сделать вывод, что деградация в этих взаимосвязанных областях налицо.
Это вызвано многими причинами. Значительная их часть находится в стенах вуза, еще более значительная часть — вне этих стен, но все вместе они образуют то, довольно печальное, сегодняшнее положение.
<…>
Музыкант-духовик изначально обучается с единственной целью — быть артистом оркестра. В нашей стране пока нет прецедентов профессиональных духовиков-солистов, т. е. занимающихся и кормящихся только от сольных концертов. Казалось бы, такое положение должно соответствующим образом ориентировать весь педагогический процесс.
На деле с первых издаваемых нот из ученика начинают делать концертанта, и продолжается это весьма последовательно от музыкальной школы до консерватории включительно. Т. е. то, чем будущему артисту оркестра придется заниматься всю жизнь, все основные навыки оркестровой ансамблевой игры, он получает с большим удивлением и трудом уже после того, как закончит вуз.
Оркестр, ансамбль — дисциплины в вузе формальные, а руководители оркестровых классов — не всегда те люди, которые должны этим заниматься.
<…>
Уровень игры на духовых инструментах в прошлом нами оценивается намного более высоко, чем теперешний. Объективно говоря, он действительно был выше. Здесь есть некий парадокс.
Выдающийся советский валторнист и педагог М. Н. Буяновский заканчивал Петербургскую консерваторию в 1911 году Первым концертом Рихарда Штрауса. В то время он был единственным в Российской империи валторнистом, который мог исполнить этот концерт. Сейчас у меня в ЦМШ этот концерт играет ученик 8 класса. Исходя из этого, можно сделать ошибочный вывод, что сейчас почти все играют лучше Буяновского.
Но игра Буяновского в 1911 году не только удовлетворила комиссию, но искренне ее восхищала. Достаточно сказать, что его поклонником был такой требовательный музыкант, как Направник.
Уровень исполнения наших сегодняшних мальчиков, и не только мальчиков, даже удовлетворяет нас редко, не говоря уже о восхищении.
<…>
Чем вызвана неудовлетворенность сегодняшним состоянием? Приходится еще раз сказать, что причин очень много, и я понимаю, что все мне даже не перечислить. Постараюсь коснуться только тех, которые кажутся мне главными.
Если мы начинаем сравнивать качество игры наших лучших оркестров с лучшими, скажем, американскими, вообще, западными оркестрами, то в 90% случаев делаем вывод, что это похоже на сравнение наших автомобилей с американскими. Не развивая эту аналогию, постараюсь объяснить, в чем самое главное. Главное в качестве ансамбля.
Лично меня больше всего поражает то, что страна, провозгласившая принципы коллективизма основополагающими, демонстрирует в игре своих оркестров полное непонимание друг другом людей, делающих одно дело, удивительное непонимание общей цели. В итоге мы часто видим не коллектив, а собрание более или менее интересных индивидуальностей. Напротив, представители мира индивидуализма, мира волчьих законов, демонстрируют редчайшее единение, общность цели и сливаются в удивительные коллективы, воодушевленные едиными задачами. Очевидно, что-то неладно с информацией о вышеупомянутых принципах. Попробуем разобраться, что же с этими принципами не то. Мне думается вот что.
С первой изданной на духовом инструменте ноты и педагог, и ученик знают, чем будет заниматься в случае успешного обучения духовик всю свою жизнь до пенсии — он будет играть в оркестре, т. е. в ансамбле. Надо думать, что мы и учим его главным образом этому искусству компромисса, ансамбля, очень высокому искусству, напоминающему искусство жить и работать среди людей и для людей.
Отнюдь!
С первой ноты в музыкальной школе и до госэкзамена в консерватории мы учим его исключительно сольному, виртуозному концертантству, а существующие в учебных планах ансамбль, оркестр — чисто формальные предметы, лишь отнимающие время. Т. е. вся наша система преподавания, вся методика, учебные планы, установки направлены на обучение солиста-виртуоза, что само по себе неплохо, если отвлечься от того, что наш ученик будет всю жизнь заниматься совсем другим делом. И в этом заключается наша главная ошибка. В этом корни всех недостатков, вышеупомянутых различий и т. д.
<…>
У нас в стране от силы десятка два время от времени выходящих на эстраду солистов-духовиков, а десятки консерваторий продолжают воспитывать виртуозов, которых не будут слушать. Это очень напоминает многочисленные истории с выпуском товаров, которые чуть ли не прямо с завода идут в утиль. А между тем, окончивший консерваторию виртуоз приходит в оркестр (разумеется, по конкурсу, который тоже проводится повсеместно по критериям виртуозности), и выясняется, что он ничего не умеет делать, т. к. ему нужно много лет учиться играть в оркестре, и это просто совсем другая профессия.
Разумеется, благодаря малому числу наших оркестров и талантливости и многочисленности нашего народа лучшие наши оркестры пополняются достаточно крепкими ансамблистами.
Мне пришлось работать с американскими музыкантами, и больше всего меня поразило полное отсутствие у них проблем, которые у нас настолько распространены, что их уже почти не замечают. А именно строй, единый штрих, абсолютная ритмическая грамотность, чувство меры в количестве звука, четкое понимание своей роли в общем деле. Объясняются эти замечательные качества отнюдь не большей одаренностью американцев (или немцев, голландцев и т. д.), а осознанным воспитанием с самого начала именно этих качеств.
<…>
Вышесказанное не следует понимать как призыв к запрету воспитания и обучения виртуозов и виртуозности — это призыв перестроить систему обучения музыкантов-духовиков в соответствии с теми целями, которые настоятельно диктует наша музыкальная действительность.
<…>
Возвращаясь в стены вуза, отметим невероятную занятость студентов огромным количеством нужных и ненужных предметов и наук. Наше стремление воспитать широко образованного специалиста на практике привело к тиражированию малообразованных дилетантов, знающих изученные предметы в основном по названиям.
Время на изучение, а точнее, „прохождение“ этих предметов отнято у занятий по специальности, и этим, отчасти, объясняется, в том числе, и снижение нашего „лауреатского“ показателя.
Приходится удивляться тому, что многие (сравнительно) действительно достигают высоких степеней виртуозности и не бывают выгоняемы из консерватории за нехождение в класс.
Для меня загадка: когда эти виртуозы занимаются? При том количестве наук, которые они успешно изучают? К тому же стипендия, даже повышенная, не обеспечивает прожития, и они все вынуждены работать, а это тоже время.
<…>
А ведь существует еще проблема первоначального обучения, серьезнейшая проблема среднего, училищного периода обучения, проблема подбора педагогических кадров…
О причинах ухудшения нашего исполнительства, лежащих вне области музыкального образования, можно написать тома, но я коснусь только материальной стороны, обеспеченности наших музыкантов и связанной с этим напрямую престижностью нашей профессии. Обучение музыканта-духовика начинается в 10—12 лет, и решение посвятить жизнь нашей замечательной профессии принимают, разумеется, родители будущего виртуоза, предварительно, безусловно, поинтересовавшись материальными перспективами предполагаемой деятельности своего чада. Легко представить отношение этих родителей к нашей профессии, если они узнают, что зарплата солиста оркестра Большого театра — 400 р., и еще легче предсказать их решение о будущей профессии своего ребенка, зная, что ежедневно в автобусе они читают объявления, которые гласят, что зарплата водителей этих автобусов — 400—500 р. После весьма недолгого обучения со стипендией, равной зарплате среднего артиста среднего оркестра. Если же родители, не дай бог, еще узнают, что Большой театр один, и попасть в него можно только по конкурсу, а автобусных парков много, и во всех них не хватает водителей, то решение этих родителей можно предсказать с большой долей вероятности.
<…>
Заканчивая эти заметки, не беру на себя смелость предложить законченную кардинальную систему преобразования нашего музыкального образования, хотя, на мой взгляд, нужда в такой перестройке более чем необходима, и начинать ее рано или поздно придется. В этом случае нужно начать с тех элементов существующей системы, которые в будущем станут основными — я имею в виду камерный ансамбль и оркестр, сейчас являющиеся аутсайдерами. Ведь именно этим наши студенты будут заниматься всю оставшуюся жизнь, и мы должны научить их делать это профессионально.
Считаю своим долгом заметить, что стопроцентно отрицательное содержание этих заметок вызвано искренним желанием поднять музыкальное образование наших музыкантов-духовиков на высший мировой уровень.
Игорь Лифановский»
28.05.2012, 10:09
obligato2
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
Азиаты многие вообще практически ничем не занимаются кроме специальности. Сдают как-то экстерном или по интернету, чисто формально. С утра до ночи занимаются одной специальностью. У них прекрасные конкурсные результаты. С концертными сложнее.
28.05.2012, 10:30
BLAGOVREMENIE
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
ачччч!!!! рожают себе подобных, вырождаясь ))))
28.05.2012, 13:19
boris
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
Цитата:
Сообщение от obligato2
Азиаты многие вообще практически ничем не занимаются кроме специальности. Сдают как-то экстерном или по интернету, чисто формально. С утра до ночи занимаются одной специальностью. У них прекрасные конкурсные результаты. С концертными сложнее.
Так это и в российских музыкальных спецшколах так. I.e. в ЦМШ и Гнесинке. Еле-еле читать умеют..
Цитата:
Сообщение от BLAGOVREMENIE
ачччч!!!! рожают себе подобных, вырождаясь ))))
Макс, я знал, что тебе понравится. 8)
- - - Обновлено - - -
Да и вообще сейчас время специализации в каком-то смысле, к сожалению.
28.05.2012, 15:53
Parkslde
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
Занимательная статья. Порождает ряд сложных вопросов.
К примеру, проводится аналогия с водителями автобусов: там и зарплата побольше, и конкурировать не надо - сдал права и иди работай, водители всегда нужны... А как представлен в статье корень проблемы? В отсутствии профильного образования.
Но, может, и зарплаты поменять нужно? И то, что нам не нужно такое количество концертирующих музыкантов, обращает внимание на то, что государству и обществу вся эта классическая музыка не очень-то нужна?
Да, тех же пианистов "нужно отстреливать" (как Петров говорил). Но, в то же время, сколько наших солистов побеждают на множестве международных конкурсов? По количеству лауреатов с нами, наверное, даже Китай не сравнится. Хотя, может, уже и сравнится. Но там обучение пианистов на государственную основу поставлено, а не на основу рентабельности.
Теперь по поводу того, что сейчас в 8-м классе играют тот же репертуар, что 100 лет назад могли исполнить единицы. Может быть, потому никого кроме этих единиц и не было, потому что обучение еще не достигало нужного уровня массовости?
А если говорить по поводу уровня игры, то не всех сейчас удовлетворяют записи тех лет даже выдающихся музыкантов (которых было мало)... Помню одно здешнее обсуждение, где была высказана одна крамольная вещь: пожалуй, может, и к лучшему, что у нас нет записей Листа)
29.05.2012, 19:46
Дубльбекар
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
Цитата:
Сообщение от boris
Вузы пишутся с маленькой буквы. 8)
Пианисты замуж выходят и преподают. 8)
За кого выходят замуж пианиСТЫ??:-o
29.05.2012, 20:35
Сольбекар
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
Цитата:
Сообщение от Дубльбекар
За кого выходят замуж пианиСТЫ??:-o
За виолончелисток. Очень даже обычная история.
08.06.2012, 08:55
АнатолийКонтрабасист
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
Процитирую высказывание одного известного в пределах нашей страны дирижера и педагога.
"В музыке есть две профессии - струнник и духовик. Остальные - теоретики, панисты, хоровики, народники - просто будущие безработные."
К сожалению, это похоже на правду. :(
18.06.2012, 02:00
Oshikuru
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
В конце мая выдалось свободное время, чтобы сходить на выпускные экзамены к пианистам в Московскую консерваторию. В зале было 3 человека, иногда подходил кто-то из группы поддержки. Интересно, что выпускники не интересуют никого. Не было журналистов, которые пишут даже для консерваторской газеты. Что уж говорить об инструменталистах. На из экзаменах не была, но думаю, что тоже зрителей не было. А это самое, насколько возможно, элитарное образование. Трудоустройство - реальная проблема для всех творческих людей. Мне кажется, что в этом есть конфликт амбиций и больших, иногда неоправданных ожиданий. Если выпускники не будут сами креативно относится к жесткой реальности, ничего в их жизни не изменится. Нужно заявлять о себе всеми возможными способами. В той же Москве можно найти много площадок для выступлений. Нужно как-то кооперироваться, заниматься собственной раскруткой. В прошлом году в Голландии в маленьком городке, где есть небольшой концертный зал, играла Муллова. А в наших замечательных небольших городах вообще никто годами не играет.
18.06.2012, 08:56
obligato2
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
[QUOTE=Oshikuru;..... Трудоустройство - реальная проблема для всех творческих людей. Мне кажется, что в этом есть конфликт амбиций и больших, иногда неоправданных ожиданий. Если выпускники не будут сами креативно относится к жесткой реальности, ничего в их жизни не изменится. Нужно заявлять о себе всеми возможными способами. В той же Москве можно найти много площадок для выступлений. Нужно как-то кооперироваться, заниматься собственной раскруткой. .... А в наших замечательных небольших городах вообще никто годами не играет.[/QUOTE]
Так "трудоустройство" и "раскрутка" - это разные вещи. Какое отношение трудоустройство имеет к поискам площадок для выступлений? Трудоустройство - это конкретные конкурсы в оркестры, поступление на работу в музыкальные образовательные учреждения, ну и т..д А если Вы имеете в виду сольную деятельность, там вообще термин "трудоустройство" не подходит. А именно "раскрутка". И боюсь поиск площадок и бесплатные выступления на площадках наших замечательных небольших городов, да и столичных тоже, вряд ли помогут. Там все несколько иначе.:lol:
18.06.2012, 10:18
stanly
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
Очень толковая статья, которая абсолютно не утратила своей актуальности. Преподаватели по специальности, которые, к слову сказать, сами почти всегда работают в оркестре, подвержены стремлению сделать из ученика виртуоза, умеющего играть 2-3 концерта. При этом ученик (неважно какого класса, вплоть до выпускников), совершенно не умеет читать с листа, не говоря уже о каком-то осмыслении своей роли в ансамбле и умении слушать и слышать партнёра. Могу сказать совершенно определённо, что просвета не видно, причём ни малейшего. Косность преподавания в той же ЦМШ просто чудовищна. Когда бывший директор А. Якупов увеличивал нагрузку в оркестровом классе, то преподаватели по специальности начинали бурно протестовать-а как же?! Ведь игра в оркестре "портит интонацию", "утомляет сверх всякой меры", "отвлекает"(!) от занятий и т.д. Преподавательские амбиции в части получения их учениками лауреатств различных конкурсов, в итоге полностью искажают представления учеников о том, зачем, с какой целью, собственно, они учатся в данном учебном заведении. Участие в конкурсах не поможет пройти по конкурсу в оркестр, потому что там совсем другие требования. Взывать к какой-то "сознательности" преподавателей по специальности бесполезно. Никакая дирекция, администрация и т.п. тоже ничего сделать не может (да и не хочет, т.к. "не в теме"). Всё сказанное относится как к струнникам, так и к духовикам. Понимаю, что ничего нового не сказал, но ситуация на сегодняшний день не оставляет места для оптимизма.
18.06.2012, 12:10
pochetta
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
*предыдущему оратору* да ну... разговорам этим (что надо готовить оркестрантов, а готовят солистов) сто лет в обед - почти буквально. Им столько же лет, сколько обеим русским консерваториям - уж мне-то можете поверить, в силу личного увлечения я владею историей вопроса. Моё мнение - что всё идёт как дОлжно. Оркестры все это время существуют и играют худо-бедно, слава Богу, и ансамбли тоже. А что не как берлинские филармоники, возможно, то на это много причин, и главная из них скорее "в воздухе", чем в том, что в консах МАЛО занимаются предметом "оркестр" в его нынешнем виде. Не знаю, может, у кого-то какой-то другой опыт, но мой студенческий (опыт) говорит, что это было совершенно бессмысленное времяпрепровождение, и удлинение времени привело бы только к удлинению бессмысленности. Мансуров был, Николаев, ещё кто-то... взаимодействию с дирижёром учили? нет - я вот только после консы поняла, что он вообще-то не для публики там стоит и ручками чего-то изображает... взаимодействию групп? нет... единственное, что можно было оттуда вынести - это умение пятой точкой чувствовать, когда надо спрятаться. Всё равно пока в настоящий оркестр не попадёшь, не поймёшь ничего - и хорошо. Всему своё время, и педагоги по спец правы, когда протестуют против чрезмерной оркестровой нагрузки в школе. В школе! Да там владению инструментом надо учиться, а не партитуры озвучивать часами - с их тоскливейшей (для отдельно взятого игрока) по большей части фактурой - это можно делать только за деньги (почти не шутка). А что до оркестровых трудностей, то если сыграешь концерт Сибелиуса - и партию сыграешь... собственно партию сыграешь, а вливание себя в работающий оркестр - это вопрос совершенно другой, в котором школа и конса почти не могут помочь. Разве что палки в колёса не ставить, когда студент начинает подрабатывать, то есть идет-таки во взрослую жизнь и боевые условия. И всё узнает заново, даже кто такой директор и кто такой инспектор и чем они отличаются. Может, это смешно звучит, но если родители не оркестранты, то даже такое узнать просто нЕоткуда.
Да ещё и разговоры эти (даёшь оркестрантов вместо игроков концертов) всегда имеют неприятный, злорадный какой-то привкус по типу "размечтались тут, а жизнь вам крылья-то пообломает - лучше б к этому готовились". Оттого почти всегда неприятно в них участвовать и хочется противоречить просто из чувства противоречия ))
18.06.2012, 12:17
stanly
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
Цитата:
Сообщение от pochetta
Да ещё и разговоры эти (даёшь оркестрантов вместо игроков концертов) всегда имеют неприятный, злорадный какой-то привкус по типу "размечтались тут, а жизнь вам крылья-то пообломает - лучше б к этому готовились". Оттого почти всегда неприятно в них участвовать и хочется противоречить просто из чувства противоречия ))
В том-то и дело, что оркестр учебный должен быть максимально приближен к оркестру "настоящему". А это, в первую очередь,зависит от дирижёра учебного оркестра. Такой оркестр существует не для удовлетворения дирижёрских амбиций, а для обучения. Только дирижёры учебных оркестров об этом не подозревают))) Они "программы делают". А по поводу "размечтались тут" - то это реальное положение вещей-именно "размечтались".
18.06.2012, 12:20
pochetta
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
Цитата:
Сообщение от stanly
В том-то и дело, что оркестр учебный должен быть максимально приближен к оркестру "настоящему". А это, в первую очередь,зависит от дирижёра учебного оркестра. Такой оркестр существует не для удовлетворения дирижёрских амбиций, а для обучения. Только дирижёры учебных оркестров об этом не подозревают))) Они "программы делают"
вот это 100%. А почему тогда Вы сетуете на цмшовских педагогов? или Якупов как раз учёбой занимался? что-то слабо верится...
А что касается "размечтались" - то нет другого пути для того самого обучения владению инструментом и его разнообразием, чем игра-таки концертов, ничего с этим не поделаешь. Другого не изобрели пока.
18.06.2012, 13:04
stanly
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
Цитата:
Сообщение от pochetta
вот это 100%. А почему тогда Вы сетуете на цмшовских педагогов? или Якупов как раз учёбой занимался? что-то слабо верится...
А что касается "размечтались" - то нет другого пути для того самого обучения владению инструментом и его разнообразием, чем игра-таки концертов, ничего с этим не поделаешь. Другого не изобрели пока.
Да всё изобрели ))) Просто нужно играть разную музыку и побольше))) Причём ОЧЕНЬ разную. И такой подход нравится ученикам. Они тоже не хотят застревать на рутинном репертуаре. А Якупов не занимался учёбой-он "делал программы", причём исключительно для реализации дирижёрских амбиций. Разумеется, с использованием "административного ресурса". Это известно. Из положительных моментов-зарубежные гастроли школьного оркестра и оплата за игру в оркестре (сейчас оплаты нет). Сетую на ЦМШовских преподавателей, так как сам там работаю, следовательно знаю проблему "в лицо", что называется. Потому оснований для оптимизма пока не вижу. Вероятно нужно дождаться ощутимых социальных потрясений, чтобы и в музыкальном образовании что-то изменилось, а то в ожидании "смены поколений" пройдёт слишком много времени.
18.06.2012, 13:38
Michelin
Re: Трудоустройство молодых музыкантов, закончивших консерваторию и другие вузы
Цитата:
Сообщение от Oshikuru
В конце мая выдалось свободное время, чтобы сходить на выпускные экзамены к пианистам в Московскую консерваторию. В зале было 3 человека, иногда подходил кто-то из группы поддержки. Интересно, что выпускники не интересуют никого. Не было журналистов, которые пишут даже для консерваторской газеты. Что уж говорить об инструменталистах.
Да - это Вы правы. Зато у вокалистов на гос. экзамене как всегда - полный зал! Одни звёзды, мастера своего искусства, как всегда ГЕНИАЛЬНО поют и восхищают публику своим неповторимым голосом! Овации, нескончаемые крики БРАВО !!! Всем на зависть!