Ответ: музыкальная семантика
Цитата:
Сообщение от
барух
Универсальным средством тут является - повторение (/изменение). Ясно, что повторяться=изменяться должны такие элементы, «про которые» можно это заметить. Т. е. слышимый текст должен предоставлять мне возможность установления в нем закономерностей (не важно, тех, ли, что "имелись" в виду, или - тех, что я привнес сам от себя).
Я называю это смысловой горизонталью. В Вашей терминологии это формализация?
Цитата:
Сообщение от
барух
Наконец, помимо такой игры-ребуса должна быть возможность "узнавания", отождествления слышимого (не важно чего - и касательно формы, и касательно материала) с чем-то "жизненным", внемузыкальным (Повторение и изменение сами по себе, например, являются такими вещами, но, конечно, границы тут не положены).
Это - смысловая вертикаль. Референция, денотация, "спуск" к некоей предметной области. В Вашей терминологии - семантизация?
Цитата:
Сообщение от
барух
Из этих трех процессов - формализация, онтологизация и семантизация, - и складывается, по-моему, музыкальное восприятие, причем они, конечно, идут не по-очереди, а все сразу. Кроме того, без семантизации на самом базисном уровне невозможны вообще никакие операции. Текст же должен обладать соответственно одним качеством - интерпретируемостью.
Что есть онтологизация? Что такое интерпретируемость?
Ответ: музыкальная семантика
Цитата:
Сообщение от
Daddy
Я называю это смысловой горизонталью. В Вашей терминологии это формализация?
[font=Arial][font=Verdana]
Это - смысловая вертикаль. Референция, денотация, "спуск" к некоей предметной области. В Вашей терминологии - семантизация?
[font=Arial][font=Verdana]
Что есть онтологизация? Что такое интерпретируемость?
Формализация: Для начала он должен быть физически воспринимаем, - все его отдельные параметры: высота, ритм, динамика, фактура и тембр.
Онтологизация:
Тогда появляется возможность из этих элементов (всех сразу, или по отдельности, - ритм, например,+динамика) устраивать такие сочетания, которые каким-то образом и хоть кому-нибудь кажутся формально осмысленными т. е. в которых можно услышать закономерность (метр, например). Универсальным средством тут является - повторение (/изменение). Ясно, что повторяться=изменяться должны такие элементы, «про которые» можно это заметить. Т. е. слышимый текст должен предоставлять мне возможность установления в нем закономерностей (не важно, тех, ли, что "имелись" в виду, или - тех, что я привнес сам от себя).
Семантизация:
Наконец, помимо такой игры-ребуса должна быть возможность "узнавания", отождествления слышимого (не важно чего - и касательно формы, и касательно материала) с чем-то "жизненным", внемузыкальным (Повторение и изменение сами по себе, например, являются такими вещами, но, конечно, границы тут не положены).
а также:
Хочу только добавить, что, говоря о семантике, я имел в виду не только и не столько интонации, мелодические и ритмические фигуры, гармонии, тембры и варианты фактуры, обладающие более или менее постоянным значением в музыке - на трех уровнях: межстилевом, внутристилевом и внутритекстовом (примеры без труда отыщет любой любитель музыки), - и – не только и не столько о жанровых истоках (ведь любое музыкальное явление генетически восходит к какому-то жизненному явлению).
В первую очередь я имел в виду то, что без семантизации, позволяющей выделить разделы, темы, приемы развития, тип изложения и т. д., слышимое произведение превратится в недеферренцированную кашу без начала и конца, в которй что угодно может следовать за чем угодно.
:-):-):-)
Интерпретируемость - свойство текста быть основой, источником для этих трех процессов восприятия.
Я думаю, есть как бы "шкала" инерпретируемости, связанная напрямую с нашей оценкой. (От "слишком понятно" - до "совсем непонятно")
Ответ: музыкальная семантика
Цитата:
Сообщение от
барух
Интерпретируемость - свойство текста быть основой, источником для этих трех процессов восприятия.
Я думаю, есть как бы "шкала" инерпретируемости, связанная напрямую с нашей оценкой. (От "слишком понятно" - до "совсем непонятно")
Хорошо бы иметь примеры неинтерпретируемых музыкальных текстов.
А вот следующий немузыкальный текст интерпретируем:
"Глокая кудзра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка"?
Ответ: музыкальная семантика
Цитата:
Сообщение от
барух
Онтологизация:
Тогда появляется возможность из этих элементов (всех сразу, или по отдельности, - ритм, например,+динамика) устраивать такие сочетания, которые каким-то образом и хоть кому-нибудь кажутся формально осмысленными т. е. в которых можно услышать закономерность (метр, например). Универсальным средством тут является - повторение (/изменение). Ясно, что повторяться=изменяться должны такие элементы, «про которые» можно это заметить. Т. е. слышимый текст должен предоставлять мне возможность установления в нем закономерностей (не важно, тех, ли, что "имелись" в виду, или - тех, что я привнес сам от себя).
Честно говоря, я не очень понимаю, почему это следует называть онтологизацией. Я бы употребил более скромный термин: установление внутритекстовых ссылок, т.е. выстраивание смысловой горизонтали.
Ответ: музыкальная семантика
Цитата:
Сообщение от
Daddy
Хорошо бы иметь примеры неинтерпретируемых музыкальных текстов.
А вот следующий немузыкальный текст интерпретируем:
"Глокая кудзра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка"?
"Чижик Пыжик" - "интерпретируемость 1":-)
вот загляните на темы об Авангарде, там очень много о муз. текстах, семантизируемых как "шум" (интерпретируемость -0:-)).
Об некой абсолютной или даже среднестатистической интерпретируемости я и не говорю, я же разводил уже жуткий суб`ективный идеализм на тему того, что текст существует только как сумма интерпретаций, а не как "инвариант". Вот уже взялись и за философию.:oops:
Ответ: музыкальная семантика
Цитата:
Сообщение от
Daddy
Честно говоря, я не очень понимаю, почему это следует называть онтологизацией. Я бы употребил более скромный термин: установление внутритекстовых ссылок, т.е. выстраивание смысловой горизонтали.
Я имею в виду здесь - установление закономерностей. Что может произойти, а что - "не по правилам".
Ответ: Музыкальная семантика
Мне бы хотелось выделить в этой теме еще одно направление, которое условно можно назвать "историческим". Сразу хочу оговориться, что все сказанное следует рассматривать как одну из возможных гипотез.Вкратце можно было бы наметить следующие ключевые вехи рассуждения. Музыка - искусство интонации. Очень часто утверждают, что музыка произошла от речевой интонации. Однако интонация гораздо древнее слова, это легко доказывается. Может ли слово существовать без интонации? Нет. А интонация без слова? Да. Что же такое интонация? Как ни странно, но определение мне не встречалось,хотя вполне возможно, что и есть. Итак, рабочее определение интонации.
Материализованное в звуке отношение живого существа к жизненно важным для него сторонам бытия без указания на объект отношения.
Ответ: музыкальная семантика
Цитата:
Сообщение от
Daddy
А вот следующий немузыкальный текст интерпретируем:
"Глокая кудзра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка"?
Когда я читаю Хлебникова, у меня есть ощущение, что я "понимаю", за исключением некоторых ранних вещей...
Между прочим, этот пример имеет прямейшее отношение к музыке: грамматика на месте, а смысл - подставляй сам.
Ответ: музыкальная семантика
Цитата:
Сообщение от
Daddy
Хорошо бы иметь примеры неинтерпретируемых музыкальных текстов.
А вот следующий немузыкальный текст интерпретируем:
"Глокая кудзра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка"?
Так, пошла Тартусская школа... чувствую, дело серьёзное.. я ничего не напутал?
Я пока воздержусь от участия в обсуждении, чувствую зияющие пробелы в своей философской, психолингвистической и семиотической подготовке.. пойду читать RTFM...
А вот небольшое отступление, о котором прошу коллег немножко помыслить, чтобы не угодить в одну из ловушек собственной последовательности размышлений.
Есть такой странный постулат на пересечении семиотики и теории хаоса:
"Любая регулярная структура, накладываемая на множество хаотических значений, даёт пересечения, которые могут быть интерпретированы как значимые".
Необходимость в таком постулате была вызвана, в частности, полемикой теологов с интерпретаторами Библейских текстов, которые анализировали поток символов с помощью криптографических алгоритмов в поисках "скрытых текстов", и действительно что-то находили ))