-
07.01.2007, 14:54 #1
Утопия 2007, или Искусство будущего...
Утопия 2007.
Здесь на форуме неоднократно поддерживались мысли о том, что мы имеем честь пребывать в завершении периода культурного упадка европейской культуры. Последние по времени высказывания на эту тему изложены господином Пироженко в теме «Шопен и шопенисты».
В этом плане форум классика – это такое временное лежбище динозавров, источающих сочувственное понимание по отношению к друг другу, что прекрасно...
Сегодня Рождество... Уже и в наши дни где-то рождаются ростки новой эпохи, новой культуры... Они еще слабы ... и едва ли заметны...
Самое время набросать контуры неких утопических видений грядущей новой культурной фазы...
Позвольте изложить свои бредовые соображения на этот счет... Какое оно, далекое будущее?
В нем сочетаются техногенная оснащенность, с одной стороны, но и первобытная неискушенная универсальность, спонтанность.
От музыканта в равной степени будет востребованы умение найти общий язык с тигром и воробышком, возможность и умение сказать любому живому существу – как Маугли – мы с тобой одной крови... Исполнитель будет пользоваться и живыми инструментами, и своим голосом и сложнейшей электроникой...
Чтобы не вызвать смех и нарекания, лучше вовремя замолкнуть... Но может быть найдутся желающие высказать свои соображения на этот счет...И ни туды...
И ни сюды...
Re: Утопия 2007, или искусство будущего...
У меня почему-то нет пессимизма по поводу будущего классической (условное название) музыки.Во все времена она была уделом наиболее просвещенной части общества и, надо добавить,его небольшой части, наиболее освобождённой от "суеты сует". Всегда будет существовать прослойка общества, которая не мыслит своего существования без классической музыки. Просто технология резко уменьшает потребность в количестве музыкантов. Если во времена Баха графу Кайзерлингу нужен был Иоганн Готлиб Гольдберг, то теперь он спокойно обошелся бы хорошим музыкальным центром и диском Гленна Гульда с версией 1981 года.
Последний раз редактировалось Nataly; 10.01.2007 в 18:09.
" Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого". Козьма Прутков.
Re: Утопия 2007, или искусство будущего...
Всё-таки, на мой взгляд, очень важен сам факт исполнения. Ведь нельзя сравнить и поставить на одном уровне живое исполнение (оркестровое ли, сольное) и запись. Классическая музыка (в общем смысле этого слова) безусловно никогда не потеряет свою аудиторию. Правда, за увеличение этой аудитории я ручаться, к сожалению, не буду...
искренность наказуема
Re: Утопия 2007, или искусство будущего...
Тема, мне кажется, сейчас очень актуальна. Я согласна с Nataly - "классика" всегда была прерогативой отдельной части общества, не только музыка, но и исскуство в целом. Мне, например, трудно представить себе крестьянина, цитирующего отрывки из Данте. Классическая музыка уже давно общедоступна, но так ли необходимо, чтоб она стала "популярной"?
Re: Утопия 2007, или искусство будущего...
Вот такая цитата из Жюля Верна:
Здесь путешественники расположились, как обычно, лагерем, и ночь прошла бы спокойно, если бы вокруг не было обезьян-сапажу и диких собак. Эти шумные животные исполняли, видимо в честь европейцев, одну из тех примитивных симфоний, от которой, пожалуй, не отрекся бы какой-нибудь композитор грядущих лет.
Он писал это в конце одной эпохи и, как мне кажется, предвосхитил другую. Может, и нам у фантастов поискать?
Re: Утопия 2007, или искусство будущего...
Хотела бы четче обозначить предлагаемую к обсуждению тему.
Речь не идет о том, чтобы погрузиться в созерцание апокалипсиса - как грядущая эпоха варварства накрывает нас с головой и как она будет выглядеть, отражаясь в наших расширившихся от ужаса зрачках...
Речь не идет и о созерцании умильных картинок в духе соц. реализма, как во всех старших группах детского сада дети под руководством чутких воспитателей распевают хоралы Баха...
О чем же идет речь?
Речь идет о том, что очень компактная в своих временных рамках европейская музыкальная культура с мощной традициями сольного,ансамблевого, оркестрового исполнительства и с развитым институтом композиторства – а что такое 400-500 лет на фоне тысячилетий – обнаруживает признаки перерождения и кризиса...
Прежде всего, кризиса внутри самой себя...
Удобной площадкой для наблюдения и фиксации признаков этого кризиса является и наш форум...
Вы обратили внимание на некую изоляцию и даже конфронтацию разделов современного исполнительства и современного композиторства?
Историки фортепианного исполнительства (в лице того же г-на Пироженко) заявляют, что после Прокофьева и Шостаковича ничего сопоставимого с ними на горизонте не появлялось...
Композиторы же сетуют на консервативность современных исполнителей, зацикленных на обойме одних и тех же авторов, одних и тех же сочинений. Ясно что система кровоснабжения в культурном организме нарушена...Нарушена и связь с публикой..
Грядет что-то новое. Не плохое, не хорошее, не лучшее, не худшее... Просто Другое...
Фигура творца предстанет более универсальной... Как средневековый монах... Он и поэт, и философ, и композитор, и певец, и исполнитель, и импровизатор в одном лице ( а может быть, еще и спортсмен, и красавец!!!)... Но он будет оснащен очень мощно технологически... Специалист подобен флюсу... Вот эта крайняя степень профессионализации породит и обратную волну... Должна породить... А то в скором времени мы придем к узким специалистам по первой фп. сонате Бетховена...
И ни туды...
И ни сюды...
Re: Утопия 2007, или искусство будущего...
Тут, как мне представляется, проблема может оказаться куда более серьезной, поскольку в ближайшее врямя речь может пойти о существовании искусства как специализированной формы деятельности. Это самое "искусство" также существует достаточно недолго (немногим дольше музыки классико-академической традиции), ибо фольклор - это не искусство, а "жизнь".
PS
Извините за бессвязность поста - после праздников писать сложно (ии
).
Re: Утопия 2007, или искусство будущего...
Да, это верно. Но это только в России так (может ещё в странах соц. лагеря). А на "диком" западе дела обстаят иначе: там исполняют и слушают современную (имеется ввиду академическая) музыку гораздо больше чем у нас (вспомните историю - совок!!!). Там очень много фестивалей современной музыки, ансамблей, да и самих слушателей побольше...
![]()
Re: Утопия 2007, или искусство будущего...
Уважаемый Крисп!
Спасибо Вам за Вашу содержательную реплику. Она произвела на меня сильно отрезвляющее действие.
То есть, в будущем, по Вашему мнению, вот те горы и глыбы, энергетические культурные емкости, которые существуют, растекутся по всей homo-поверхности и образуют достаточно тонкую пленку.
На смену шаманам, колдунам и фольклорным запевалам явится цех бойких организаторов, массовиков-затейников. Что-то наподобие современных шоуменов, ведущих ток-шоу и реалити-шоу... И айда! Веселись, душа?
И ни туды...
И ни сюды...
Re: Утопия 2007, или искусство будущего...
Уважаемый Селега!
Я отдаю себе отчет в том, что на Западе современной музыки звучит больше и, естественно, больше исполнителей, специализирующихся именно на ней...
Но на общую картину это не влияет. Американский обыватель ничего не слышал и не знает ни о Шенберге, ни о Шекспире, несмотря на наличие первоклассных исполнительских коллективов в этой стране...
И ни туды...
И ни сюды...
Похожие темы
-
Музыка будущего
от Хаммурапи в разделе Искусство композицииОтветов: 0Последнее сообщение: 08.11.2010, 19:14 -
Музыка будущего
от Lois в разделе Искусство композицииОтветов: 14Последнее сообщение: 12.02.2010, 00:40 -
Город будущего
от Lois в разделе Про все на светеОтветов: 7Последнее сообщение: 27.12.2009, 11:42 -
Музыка будущего
от Lois в разделе Современная музыкаОтветов: 4Последнее сообщение: 01.02.2009, 17:11 -
Музыканты будущего
от Ludwig в разделе БеседкаОтветов: 20Последнее сообщение: 22.08.2005, 00:21




Ответить с цитированием






Социальные закладки