1. #1

    По умолчанию Музыка как средство контакта цивилизаций

    Господа, предлагаю обсудить в данной теме музыковедческие проблемы контакта цивилизаций - причём не только космических, но и земных, существовавших в разное время или сосуществующих на разных уровнях развития в нынешнюю эпоху смешения культур. Является ли музыкальное высказывание средством обмена информацией, может ли смыловая фраза симфонии или фуги нести нечто большее, чем смутное свидетельство об эфемерных чувствах сиречь электрических импульсах в нейронной сети, а именно - содержать объективные данные о человеке, культуре, цивилизации?...

    Считается, что да, может. Вот несколько характерных цитат из фундаментальной монографии Гиндилиса:

    Гиндилис Л.М. SETI: Поиск внеземного разума. – М.: Изд-во физико-математической литературы, 2004. – 648 с.

    …Гораздо более богатая информация, адресованная внеземным цивилизациям, находится на борту космических аппаратов «Вояджер-1» и «Вояджер-2» (они были запущены в 1977 году)… На борту каждого аппарата находится информационная пластинка с записью звуковых и видеосигналов. Пластинка покрыта золотом для предохранения эрозии от действия космической пыли. Что же содержит послание? 75% записи посвящено музыке. По мнению авторов послания, сам корабль, с его сложной научной аппаратурой и компьютерами, будет достаточным свидетельством нашего технического развития. Но он ничего не скажет об эстетической или философской сторонах человеческой личности. Музыка представляется хорошим средством выражения этих аспектов. В запись включены произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Стравинского, западная лёгкая музыка (джаз, рок-н-ролл, блюз), классическая музыка Индии, Явы, Японии, древнекитайское произведение для семиструнной гитары, народная музыка Перу, Болгарии, Австралии, Африки, мелодии народов Советского Союза: русские песни, азербайджанская музыка для волынки и грузинское хоровое пение. Остальные 25% записи послания «Вояджеров» состоят из голосов людей, различных звуков Земли (шум ветра, плеск волн, пение птиц) и 116 рисунков, закодированных в видеосигнал. Человеческие голоса записаны в виде приветствий на 55 наиболее распространённых языках Земли…

    …В конце ХХ века отправить своё послание в космос решили дети Земли… Музыкальная часть послания включает 8 мелодий… В качестве позывных выбрана мелодия романса Е. Шашина на стихи М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», где содержатся такие замечательные слова: «…И звезда с звездою говорит», которые могут быть эпиграфом ко всему проекту. Далее следует финал 9 симфонии Бетховена на слова оды Шиллера «К радости». По мысли авторов, в этом произведении раскрывается суть каждого человека и всего человечества, его гуманистические идеи и психология. Третий раздел музыкального послания – Токатта и фуга ре-минор Баха. Авторы так комментируют свой выбор: «…вся картина представляет собой 8-минутный восход солнца, где широкие и певучие аккорды живо описывают нам туман и облака, а беглые пассажи – лучи солнца, пробивающиеся сквозь туман. Чем не пейзажное представление о нашей планете?» Ещё одна пейзажная зарисовка: Антонио Вивальди, «Времена года. Март». Allegro. Помимо изображения природы, музыка несёт в себе радостный позитивный весенний настрой земного человека. Затем следует Этюд №12 опус 10 «революционный» Фредерика Шопена. Здесь слышится смятение, боль, злость и отчаяние от бессилия что-либо сделать; и в то же время поверх всей этой гаммы чувств – призыв к борьбе. Авторы считают, что это произведение достойно того, чтобы быть посланным, как «чистый пример человеческих эмоций, не отягощённых никакими образами»… Наконец, в музыкальную часть Послания ребята включили музыкальную интерпретацию энцефалограммы человеческого мозга, выполненную Егором Киселёвым… Передача состоялась в конце августа – начале сентября 2001 г. с помощью мощного передатчика, установленного на 70-метровой антенне П-2500 Национального центра управления и испытания космических средств Украины.

    …Идея использовать музыку и игры в обмене информацией между космическими цивилизациями принадлежит замечательному советскому астрофизику Викторию Фавловичу Шварцману. Он высказал её в 1975 году на Зеленчукской школе-семинаре CETI… Передача произведений искусства, и прежде всего музыки, позволяет сообщить важные сведения о самих себе. Так, об устройстве человеческой психики наша музыка или поэзия могут поведать высокоразвитой цивилизации много больше, чем данные нейрофизиологии и нейропсихологии, считает Шварцман. При различии в уровнях цивилизаций важную роль играет многоплановость и многоуровневость произведений искусства. Научное сообщение построено на иерархическом принципе. Пропуск той или иной части сообщения – вследствие технических помех или по каким-либо ещё причинам, например, из-за лингвистического непонимания текста – затрудняет или даже полностью исключает возможность понимания большинства следующих частей. К произведениям искусства это не относится…

    …Что касается технической стороны передачи музыки внеземным цивилизациям, то, по мнению Л.А. Зайцева, наилучшим способом её реализации является использование терменвокса… Зайцев предложил подготовить первый термнвокс-концерт и передять его в космос из Аресибо или Евпатории…
    My God, it's full of stars!


  • #2

    По умолчанию Re: Музыка как средство контакта цивилизаций

    ...однако неплохо бы для начала понять - способствует ли музыка межцивилизационному общению на матушке-Земле? Есть ли, т.с., положительные примеры? М.б., имеются некие музыкальные программы под эгидой ЮНЕСКО?

    Особенно просим поделиться мнениями участников "Пифийских игр" - не являются ли подобные мероприятия моделью Контакта?...
    My God, it's full of stars!

  • #3
    Упрямец Аватар для Андрес
    Регистрация
    08.07.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    51
    Сообщений
    1,543
    Записей в дневнике
    34

    По умолчанию Re: Музыка как средство контакта цивилизаций

    Не могу не вспомнить в этой связи забавный рассказ Ильи Варшавского "Контактов не будет"

    Фрагменты:
    _________________________________________________
    ...Неподалеку от места аварии был обнаружен полупрозрачный шар, висящий
    над поверхностью пустыни на высоте около двухсот метров.
    Радужная оболочка шара, напоминавшая мыльный пузырь, излучала
    радиоволны в диапазоне от 21 см до 1700 метров. При этом она, сокращаясь в
    объеме, неуклонно опускалась на землю.
    За сутки, прошедшие с момента обнаружения, размер шара уменьшился
    наполовину.
    ............
    Наконец на пятые сутки шар коснулся поверхности песка и лопнул с
    оглушительным треском. Разразившаяся в момент приземления магнитная буря на
    несколько часов прервала все виды связи по эфиру. Когда же передачи
    возобновились, свыше миллиарда телезрителей, изнывавших в нетерпении у
    экранов, увидели на месте посадки три прозрачных сосуда прямоугольной формы,
    наполненных мутной жидкостью, в которой шевелилось нечто неопределенное.
    Ужасающее зловоние, поднимавшееся из сосудов, не давало возможности
    операторам вести съемку с близкого расстояния. Однако, при помощи
    телеобъективов, удалось установить, что предметы, плавающие в жидкости,
    похожи на осьминогов и все время находятся в движении.
    Теперь уже не было никаких сомнений.
    Наконец-то нашу планету посетили братья по разуму, владеющие
    могущественной техникой межзвездных перелетов.
    Хотя прогнозы Карлсона оказались не совсем точными, а обеты девушек -
    опрометчивыми, ничто не могло омрачить захватывающего величия первого
    общения с обитателями далеких и загадочных миров.
    На время были отставлены всякие научные споры между сторонниками
    антропоцентрической теории и приверженцами гипотезы о сверхинтеллектуальных
    ящерах. Сейчас их объединило одно неудержимое стремление: поскорее
    установить контакт с гостями.
    К всеобщему удивлению, пришельцы не проявляли к этому никакой
    инициативы. Они преспокойно плавали в своих сосудах, не обращая внимания на
    все творящееся вокруг.
    ...............
    В Ливийскую пустыню было стянуто все, что могло способствовать решению
    поставленной задачи,
    Мощные акустические установки, радиоизлучатели, работающие на коротких,
    средних и длинных волнах, прожекторы, меняющие цвет и интенсивность пучка,
    должны были помочь определить, какими же органами чувств обладают пришельцы.
    Однако этого было недостаточно. Странные существа, погруженные в
    жидкость, не реагировали ни на одну попытку привлечь их внимание.
    На бурном заседании комиссии по контактам мнения разошлись. Математики
    считали, что следует переходить на язык геометрии, одинаково доступный всем
    разумным существам, искусствоведы настаивали на музыке, химики предлагали
    структурные формулы, инженеры собирались поразить гостей достижениями земной
    техники.
    Неожиданное и остроумное решение было наивно председательствовавшим
    лордом Ноблом. Он предложил испробовать все методы поочередно, а пока
    предоставить ему возможность установить с пришельцами личный контакт.
    Такой план устраивал всех. В подкомиссиях вновь закипела работа.
    Десятки самолетов перебрасывали
    пустыню материалы для сооружения гигантского крана и раковины, где
    должен был расположиться водный оркестр Объединенных Наций. Шесть
    композиторов срочно писали космическую симфонию до-мажор.
    Некоторые трения
    возникли в технической подкомиссии. В результате длительных дебатов было
    решено предоставить США возможность показать автомобильные гонки во
    Флориде, а Франции - ознакомить пришельцев с производством нейлоновых шубок.
    Тем временем лорд Нобл готовился к ответственной и почетной миссии.
    Он с негодованием отверг предложение специалистов воспользоваться
    противогазом, дабы избежать дурманящего зловония, испускаемого пришельцами,
    и заявил представителям прессы, что истый джентльмен никогда не позволит
    себе показать, будто он заметил что-либо, выходящее за пределы хорошего
    тона. "В таких случаях, - добавил он, - воспитанный человек задыхается, но
    не зажимает нос".
    Группа парламентеров, во главе со своим высокородным руководителем,
    прибыла на место встречи в специальном самолете. Несмотря на палящий зной,
    все они были облачены в черные фраки и крахмальные сорочки, что выгодно
    отличало их от толпы корреспондентов и операторов, щеголявших в шортах и
    ковбойских шляпах.
    Лорд Нобл вскинул монокль и торжественным шагом направился к трем
    таинственным сосудам. Его свита, в составе пяти человек, следовала за ним в
    некотором отдалении.
    Приблизившись к пришельцам на расстояние пятидесяти метров, лорд слегка
    покачнулся, отвесил полный достоинства поклон и тут же упал в глубоком
    обмороке на песок. Остальные члены группы, нарушив тщательно подготовленный
    церемониал, уволокли главу делегации за ноги в безопасное место. При этом
    они не только позабыли подобрать вывалившийся монокль, но еще и самым
    неприличным образом прикрывали носы батистовыми платочками.
    После небольшого замешательства, вызванного этим непредвиденным
    происшествием, инициатива была передана математикам.
    Огромный экран покрыло изображение "Пифагоровых штанов". При помощи
    средств мультипликации, два квадрата, построенных на катетах треугольника,
    срывались с места и, потолкавшись в нерешительности возле квадрата на
    гипотенузе, укладывались в нем без остатка.
    К сожалению, и это свидетельство мощи человеческого мышления,
    повторенное сто двадцать раз, не вызвало никакой реакции в сосудах.
    Тогда, посовещавшись, комиссия пришла к единодушному решению пустить в
    ход тяжелую артиллерию - музыку.
    Пока на экране два известных комика разыгрывали написанную лингвистами
    сценку, из которой пришельцам должно было стать ясным, что землянам не чужды
    понятия "больше" и "меньше", оркестранты занимали места в раковине.
    Солнце зашло, но жар раскаленного песка заставил людей обливаться
    потом. Внутри же нагретой за день раковины было жарко, как в духовке.
    Комики на экране, обменявшись необходимым количеством бутылок и
    зонтиков, уже выполнили задание лингвистов, а оркестранты все еще
    настраивали инструменты.
    Наконец приготовления были закончены.
    Пятьсот лучших музыкантов мира застыли, готовые повиноваться магической
    палочке дирижера.
    Космическая симфония до-мажор началась с низких, рокочущих звуков.
    Исполинский шар праматерии, медленно сжимаясь, вращался в первозданном
    пространстве. Взрыв! Чудовищное неистовство струнных инструментов, хаос
    сталкивающихся и разлетающихся галактик, бушующий океан звуков.
    Но вот, в стремительный, кружащийся рев вкрадывается простой и строгий
    мотив - предвестник нарождающейся жизни.
    Гордо звучат фанфары: кроме простейших углеводородов, появились первые
    молекулы аминокислот.
    Ширится рокот барабанов, пытаясь проглотить нежные звуки свирелей и
    валторн. Мрачную песнь смерти поют контрабасы, пророчествуя победу Энтропии
    над Жизнью.
    Оркестранты изнывают от жары Крахмальные воротнички и пластроны
    превратились в мокрые тряпки, многие уже тайком расстегнули пиджаки и
    жилеты, но палочка дирижера неумолима, она не дает никакой передышки.
    Щелкают челюсти динозавров, раздаются предсмертные вопли живой плоти,
    перемалываемой в огромных пастях, шорох крыльев летающих ящеров, завывание
    бушующих смерчей, грохот извергающихся вулканов, и вдруг - снова чистый и
    ясный мотив. Величайшее чудо свершилось: из унылой серой протоплазмы, через
    триллионы смертей и рождений, на планете появился Хомо Сапиенс.
    Тихий шепот проносится у телевизоров. Впереди оркестра на освещенном
    постаменте возникает обнаженная фигура женщины, воплощенная реконструкция
    Карлсона.
    На ней ничего нет, кроме золотых туфель на шпильках и длинных черных
    чулок, перехваченных выше колен кружевными подвязками с бубенчиками. Она
    танцует. Цветные прожекторы выхватывают из мрака то ее руки, поднятые к
    небу, и откинутую назад голову, то стройный, смуглый торс, то вращающиеся в
    медленном ритме бедра.
    Теперь в круговороте звуков слышится тоска человеческой души,
    устремленной навстречу братьям по разуму.
    Все отчетливей становится партия скрипок, все быстрее вращение бедер,
    все явственнее аккомпанемент бубенчиков.
    И тут случилось то, чего никто уже не ожидал.
    Из аквариумов с пришельцами высунулись три извивающиеся ленты,
    развернулись наподобие детской игрушки "тещин язык" и понеслись по воздуху к
    оркестру.
    Задержавшись на мгновение возле танцовщицы, они проникли в глубь
    раковины, прошли над головами оркестрантов и с той же стремительностью
    вернулись аквариумы.
    Весь мир ахнул. Это было неопровержимым доказательством могущества
    искусства, способного объединять носителей разума в космосе, независимо от
    различия их биологических форм
    Оркестранты, казалось, больше не чувствовали усталости и жары. Громко и
    победно зазвучала последняя часть симфонии, славя новую эру Великого
    Содружества.
    Между тем сосуды с пришельцами вновь окутались радужной оболочкой, и
    сверкающий в лучах прожекторов шар взмыл под финальный аккорд к таинственным
    далям звездного неба.


    • x x x



    Донесение начальника 136-й космической партии Великому Совету
    Всепознающего Мозга:
    "Волею и мудростью Всепознающего Мозга нами были организованы поиски
    разумных существ на окраинах галактического скопления звезд, занесенного в
    Регистр Совета под номером 294.
    В качестве объекта изучения была выбрана третья планета желтого
    карлика, имеющая в составе атмосферы 21 % кислорода.
    Перенос на эту планету был осуществлен методом перенасыщения
    пространства.
    Поверхность планеты представляет собой гладкий песчаный рельеф. Водоемы
    отсутствуют. Это обстоятельство, а также высокая температура и повышенная
    сила тяжести вынудили нас вести наблюдение, не покидая защитных сосудов с
    компенсирующей питательной жидкостью.
    Биологический комплекс планеты крайне беден и представлен
    передвигающимися на двух конечностях существами.
    Эти существа, по-видимому, обладают некоторыми начальными
    математическими познаниями, в пределах нулевого цикла обучения, принятого на
    нашей планете в дошкольных учреждениях.
    Мы наблюдали их ритуальные игры и пляски, однако полного представления
    о культовых обрядах составить не могли, так как все наши попытки установить
    с ними контакт при помощи обычного языка запахов, неизменно кончались
    неудачей.
    Спектр запахов, источаемых туземцами, весьма ограничен, и проведенный
    лингвистический анализ не мог выделить из них смыслового значения.
    Есть основания предполагать, что в заключительной фазе нашего
    пребывания они всячески пытались усилить излучение запахов, согнав для этой
    цели несколько сот особей в нагретое помещение и заставляя их выполнять там
    тяжелую физическую работу.
    Может быть, эти запахи помогают им организовать
    простейшее общение между собой во время коллективных трудовых процессов,
    что, впрочем, совершенно недостаточно для того, чтобы их можно было отнести
    к числу разумных существ, обладающих запахоречью.
    Учитывая все изложенное, считаем дальнейшие попытки установления
    контактов с населением обследованной планеты бесцельными.
    Начальник 136-й партии".
    Донесение было записано в системе семи запахов на губчатом пластике,
    пригодном для длительного архивного хранения.
    _____________________________________________


    Жирный текст выделен мной. Уж очень нравится. Полный текст рассказа можно взять здесь

    Как говорится: не убавить, ни прибавить...

  • #4

    По умолчанию Re: Музыка как средство контакта цивилизаций

    )) Да, спасибо!!!
    Просто замечательно!
    My God, it's full of stars!

  • #5
    Nowhere Man Аватар для JohnLenin
    Регистрация
    25.07.2007
    Адрес
    Nowhere Land
    Сообщений
    4,967
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Re: Музыка как средство контакта цивилизаций

    Скоро будет ровно год, как Национальное агентство по аэронавтике и исcледованию космического пространства (NASA) передало в открытый космос песню Джона Леннона "Across the Universe" ("Через Вселенную"). Произошло это в 00:00 по Гринвичу в ночь с 4 на 5 февраля 2008 года.

    Трансляция песни в космос с помощью сети антенн "Deep Space Network" NASA состоялась в честь 40-й годовщины записи песни и 50-й годовщины основания NASA и образования группы Битлз. Также упоминались ещё две знаменательные даты: запуск первого американского спутника "Эксплорер-1" 50 лет назад и основание сети "Глубокий космос" 45 лет назад.

    Трансляция была направлена на Полярную звезду, находящуюся на расстоянии 431 светового года от Земли. Песня отправилась через Вселенную со скоростью 186000 миль в секунду. Сэр Пол Маккартни с восторгом отнесся к тому, что песня, написанная Джоном Ленноном, отправлена в космос.

    "Потрясающе! Отлично, NASA! – сказал Маккартни в своем послании космическому агентству. – Передайте мою любовь инопланетянам. С наилучшими, Пол."

    Вдова Леннона Йоко Оно назвала трансляцию песни значительным событием.

    "Я рассматриваю это как начало нового века, в котором мы будем общаться с миллиардами планет во всей вселенной," – сказала она.
    He's a real Nowhere Man, sitting in his Nowhere Land,
    Making all his nowhere plans for nobody...

  • #6

    По умолчанию Re: Музыка как средство контакта цивилизаций

    Да-да, передавали... Вообще по яркости радиоизлучения Земля превосходит Солнце и легко могла быть бы обнаружена на галактических расстояниях, да только вот времени мало прошло... И "есть основания полагать", что эра безрассудного рассеяния энергии весьма кратковременна - именно поэтому мы не ловим инопланетных битлов, бетховенов и сердючек.

    Однако хотелось бы для начала понять - имеются ли примеры применения музыки для передачи если не математически точной, то пусть некой аллегорически обобщённой, но всё же информации о той или иной земной культуре? Является ли баховская темперация свидетельством прагматичности и аналитичности европейского ума, связан ли стиль европейской классики с романскими языками? О чём свидетельствуют заунывные для нашего уха китайские напевы? Ну, и т.д. - музыковеды правильней сформулируют... А потом можно перейти и к светоароматической музыке, хотя очевидно, что прямой обмен электромагнитными импульсами из "мозга" в "мозг" гораздо предпочтительней... Или неочевидно?...
    My God, it's full of stars!

  • #7
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Re: Музыка как средство контакта цивилизаций

    Музыка не сможет служить таким средством, потому что она не называет объект отношения.
    Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...

  • #8

    По умолчанию Re: Музыка как средство контакта цивилизаций

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Музыка не сможет служить таким средством, потому что она не называет объект отношения.
    Не согласен. Источник музыки - любовь. Если есть контраргументы этому утверждению - прошу.

    Сообщество разумных существ лишенных этого чувства не способно развиваться. Поэтому музыка должна являться самым первым положительным сигналом к контакту при "обнюхивании" друг друга.

  • #9

    По умолчанию Re: Музыка как средство контакта цивилизаций

    Цитата Сообщение от Мустафа Посмотреть сообщение
    Не согласен. Источник музыки - любовь. Если есть контраргументы этому утверждению - прошу.

    Сообщество разумных существ лишенных этого чувства не способно развиваться. Поэтому музыка должна являться самым первым положительным сигналом к контакту при "обнюхивании" друг друга.
    Сам себя перемудрил. Если встречаем сообщество разумных существ, мы уверены, что любовь ко всем разумным существам им обязательно знакома. Поэтому, расчитывая на их любовь, сразу приступаем к переговорам о долгосрочном кредите на развитие сельского хозяйства.

  • Похожие темы

    1. «Средство Макропулоса» Л.Яначека в Зальцбурге (10.08.2011)
      от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 19.11.2011, 16:32
    2. Ответов: 1
      Последнее сообщение: 05.06.2011, 02:48
    3. Москва Старинная музыка и музыка XX века на фирменных CD
      от stranger7 в разделе Продажа и дарение CD и DVD
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 24.03.2011, 20:37
    4. Дал отрицательный отзыв - и скрыт от контакта
      от NbP в разделе Техническая поддержка
      Ответов: 14
      Последнее сообщение: 24.08.2008, 20:36
    5. Плиз, подскажите! Средство для очистки скрипки
      от Алтынай в разделе Скрипичная и альтовая музыка
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 02.04.2007, 19:04

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100