Страница 1 из 4 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 32

Тема: Дмитрий Китаенко

              
  1. #1

    По умолчанию О тех, кого помню и люблю. Дмитрий Китаенко

    Хотя подводить жизненные итоги рано, но я в последнее время всё чаще вспоминаю. Да, просто вспоминаю. А что же было в моей жизни интересного? Кого я видел? Кого слышал? Что за эпоха проходила передо мной и чему свидетелем я был. Наверное, не всем это интересно. Но всё же я начал потихоньку писать. не знаю, может быть, когда-нибудь из этих воспоминаний и очерков родится небольшая книга. А пока я просто оставляю для себя небольшие портреты и "зарисовки" о тех, кто произвёл на меня в жизни сильное впечатление, стал для меня примером в искусстве, стал человеком с помощью которого я сделал важные для себя открытия. Кто знает, если хватит времени и сил, да ещё форумчанам понравится эта тема, то можно сделать целый такой разворот, посвятив его воспоминаниям о великих людях. Впрочем, почему великих? Просто тех, кого мы бы вспоминали с радостью и удовольствием.

    Мой первый персонаж - ДМИТРИЙ КИТАЕНКО, один из выдающихся дирижёров, на концертах которого я рос. ныне этот, без приувеличения выдающийся дирижёр почти забыт или, по крайней мере, наверное, мало известен широкой публике. Я написал о нём целый очерк. Но, к сожалению, не имею возможности пересканиовать его и дать полностью. Поэтому я изложу материал, как бы "по мотивам" мною написанного.

    Жизнь идёт вперёд. Память смазывает даты. Пусть ты не помнишь, когда это было. Главное, что ЭТО БЫЛО, и ЭТО стало тебе дорогим. И этот факт греет душу, став достоянием истории. И не важно какой - твоей, или общей. ты можешь прикасаться к своим воспоминаниям и они будут греть тебя, покуда ты помнишь и в тебе горит этот огонёк...
    наверное, молодое поколение сегодня не помнит,кто такой был ДМИТРИЙ КИТАЕНКО. А ведь это была настоящая звезда дирижёрского искусства второй половины 20 века. Ученик л.Гинзбурга, был главным дирижёром в музыкальном театре Станиславского, в котором поставил "Кармен" с В. Фельзенштейном и "Пиковую даму" с Л.Михайловым. Китаенко сменил К.Кондрашина на посту главного дирижёра Симфонического оркестра Московской филармонии, которым руководил с 1976 по 1990 год. В этом качестве мне и довелось видеть его на конйертах.
    Впервые я попал на концерт оркестра под управлением Китаенко в конце 1970-х годов. Мне было лет 10. Концерт проходил в Большом зале консерватории. В первом отделении играли фортепианный концерт Шнитке. Солировал В. Крайнев.Самого исполнения я не помню. Но мне запомнилось, что во время игры Крайнев издавал разного рода звуки, кидая в зал гроздья аккордовых пассажей, словно рубил дрова топором, Я сидел в первых рядах партера и меня это всё сильно забавляло. Во втором отделении играли "Иберию" дебюсси. Музыку эту я слышал тогда впервые и был заворожён насыщенным, красочным звучанием оркестра. Тода я не очень обращал внимание на работу дирижёра,поскольку был заворожён музыкой...
    ... Следующая встреча с дирижёром и его оркестром произошла через несколько лет, в феврале 1984 года. Тогда, в концерте памяти выдающегося хормейстера Клавдия птицы прозвучала кантата танеева "Иоанн Дамаскин". Трудно передать словами,что испытал я тогда, слушая поистине великую музыку в интерпретации маэстро. наверное, если бы тогда меня спросили, что пережил я тогда, и как бы я это объяснил, то я не смог бы. Не всегда чувства можно выразить словами. Но понял я и "увёз" домой после концерта нечто важное для себя...
    В январе 1987 года, гуляя по москве, я случайно попал в зал Чайковского на концертное исполнение оперы римского-Корсакова "Золотой петушок".Вечер обещал быть праздничным. Дирижировал Китаенко, да и состав исполнителей обещал быть интересным:
    додон - Нестеренко
    Шемаханская царица - Устинова
    звездочёт - Б.Тархов
    Сыновья Додона - Войнаровский и Свистов, и др.
    Это был один из счастливейших моих вечеров. Дирижёр великолепно "Развернул" партитуру великого композитора-сказочника. оркестр под егог руками Сверкал и переливался всеми цветами радуги, тембрами и нюансами. И здесь нельзя не сказать о дирижировании Дмитрия Георгиевича. Отточенный, филигранный, плавный, полный экспрессии и эмоции жест прекрасно передавал музыку и её содержание. Облик дирижёра и его дирижирование было эстетически красиво - всё точно, ничего лишнего. А оркестр под руками маэстро "живёт" и "Дышит".
    Солисты, несмотря на концертное исполнение оперы во фраках не только спели,но и "сыграли" оперу. Образы, созданные ими, были не только видимы, но и слышимы.
    Через полгода дмитрий Георгиевич сделал запись этой оперы на радио. Но я, с нетерпением ожидая выход оперы на пластинках, был несколько разочарован. Было ощущение искусственности, несколько ненатурального звучания оркестра, созданного звукорежиссёром. Сам Китаенко был "зажат", не было того концертного вдохновения. Казалось, бутто играют старый, заигранный спектакль, который надо было срочно реанимировать, а дирижёр был поставлен в строгие рамки формата записи. Но при всём этом нельзя не отметить прекрасное исполнение титульных партий и выразительное пение хора. Так что, при всех нареканиях, запись можно считать состоявшейся.
    Дмитрий Георгиевич, как и его предшественник, создатель Московского Филармонического оркестра С. Самосуд, любил обращаться к концертному варианту оперы. Помню его потрясающее исполнение "Мефистофеля" Бойто, "Алеко" Рахманинова...
    После "Золотого петушка" Я стал постоянным слушателем концертов дмитрия Георгиевича. Помню цикл из симфоний и концертов С. Рахманинова. И снова появившиеся позже записи несколько разочаровали. Казалось, они делались второпях. Оркестр словно читает с листа. куда делось то восхищающее качество игры, вдохновение дирижёра? Вместо этого - неверные ноты, шатания в темпах, запоздалые вступления. Это особенно слышно на диске с 1 симфонией и "Утёсом" Рахманинова. Но Совершенно изумительными были записи второй симфонии и "Колоколов". Запись "Колоколов" Я вообще считаю одной из лучших. Удивляет разница между записями и концертами. насколько потрясающими и интересными были концерты и насколько неровными были записи. Ведь концерты помнят не все, а вот записи остаются на века. И судить о музыканте будут именно по ним...
    ...настоящим, подлинным шедевром Китаенко стало исполнение в январе 1988 года "Реквиема" Моцарта. Это произведение всегда пользуется слушательской славой и билеты на него всегда раскупаются задолго до концерта. Этот случай не был исключением. Концерт состоялся в Колонном зале дома союзов. В исполнении принял участие Хор мальчиков свешниковского училища. Солистами в тот вечер были Устинова, Романова, Мартынов и Сафиулин. Это исполнение было потрясающим. лишённое монументальности и помпезной тяжеловестности, коими иногда грешили исполнения, слышанные мною, оно приобрело лёгкость, искренность и нежность. Никогда не забуду слышанной мной "lacrimosa". Это была настоящая молитва, устремлённая к Богу. да и весь реквием прозвучал по-новому, заставив тебя соприкоснуться с великими тайнами человеческого бытия и понять,почувствовать всё то, благодаря чему человек остаётся человеком, великим человеком...
    В том же году реквием Моцарта был записан на пластинку с тем же хором,но солистами там были уже мальчики и юноши.
    В следующем году дмитрий Георгиевич продирижировал премьерами ещё двух "Реквиемов": реквиемом памяти жертв Сталинизма В. Артёмова и реквиемом Э.Л.Уэббера. Оба были исполнены с огромным успехом...
    Премьерами был наполнен и юбилейный сезон, посвящённый 35-летию оркестра Московской филармонии. (1988 - 1989). Здесь и сыгранная впервые в СССР Восьмая симфония Малера, и авторская версия фантазии "Ночь на лысой горе" Мусоргского, а так же премьера его же "Картинок с выставки" в оркестровке В. Ашкенази.
    Аскетично, в "немецкой" традиции прозвучала у Китаенко высокая месса си минор Баха с солистами, свешниковским хором мальчиков и Московским Филармоническим оркестром.
    Блестящим завершением юбилейного сезона стали концерты оркестра под управлением маэстро с великим В. Клайберном...
    ...Последний концерт, слышанный мной под управлением дмитрия Георгиевича состоялся в декабре 1989 года. В программе были произведения Чайковского, 150-летие которого отмечалось в следующем 1990-м году. Чувствовалась какая-то нервозность, угнетённость маэстро. Мог ли я тогда предполагать, что через полгода маэстро сложит с себя полномочия художественного руководителя и главного дирижёра Московского филармонического оркестра...

    ...Сегодня Дмитрий Георгиевич живёт и работает за рубежом. До нас почти не доходят его записи, сделанные с коллективами германии, скандинавии, трансляции концертных программ. Из того, что мне довелось слышать за последнее время - переписанные фортепианные концерты Прокофьева с Крайневым, замечательная запись симфоний шостаковича с оркестром Кёльна, "Манфред" Чайковского, симфонии Римского-корсакова. За последнее время "Мелодия" издала немецкий реквием Брамса в записи с концерта 1977 года и в сборнике Грига сюиту "Из времён Хольберга".

    Что ещё осталось? Несколько встреч, занятия в классе дирижирвоания в консерватории... и память о концертаз. Сегодня я помню и берегу эти воспоминания,потому что они связаны с моей юностью. Я до сих пор слушаю записи дмитрия Георгиевича, несмотря на их несовершенство, потому что они мне дороги по той же причине - они связаны с моей юностью, с теми впечатлениями и открытиями, которые я сделал, испытал и прочувствовал. И я благодарен за всё это выдающемуся дирижёру и человеку ДМИТРИЮ ГЕОРГИЕВИЧУ КИТАЕНКО.
    Дмитрий георгиевич, спасибо вам за всё!...


    Это лишь краткий пересказ восьмистраничного очерка о Китаенко. Разумеется, многое не вошло и не упомянуто. Просто мне захотелось вспомнить и воздать должное этому замечательному музыканту.

  • #2

    По умолчанию Re: О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ. ДМИТРИЙ КИТАЕНКО

    Спасибо за сообщение о великом музыканте!

  • #3
    Постоянный участник Аватар для ishiwata san 2
    Регистрация
    05.05.2008
    Адрес
    Челябинск
    Возраст
    60
    Сообщений
    503

    По умолчанию Re: О тех, кого помню и люблю. Дмитрий Китаенко

    Большое спасибо, уважаемый Питер !
    Очень интересный рассказ !
    Многие из перечисленных Вами записей Д.Г. Китаенко у меня есть и это действительно замечательные работы !

    Скажите, а где можно прочитать Ваш очерк полностью ?

  • #4

    По умолчанию Re: О тех, кого помню и люблю. Дмитрий Китаенко

    Цитата Сообщение от ishiwata san 2 Посмотреть сообщение
    Большое спасибо, уважаемый Питер !
    Очень интересный рассказ !
    Многие из перечисленных Вами записей Д.Г. Китаенко у меня есть и это действительно замечательные работы !

    Скажите, а где можно прочитать Ваш очерк полностью ?

    Благодарю вас, дорогой друг за оценку моего труда. Как я писал в начале поста, открывающего тему, это просто воспоминания и впечатления о тех, кого слышал и знал. Пока это всё в рукописи. Я нигде этого не печатал. было у меня года два назад сотрудничество с одним музыкальным журналом. Но пришлось с ним расстаться, хотя несколько материалов я там всё же напечатал.
    Что же касается очерка о Китаенко, то он тоже в рукописи. Если удастся его сканировать, то тогда, наверное, смогу переслать вам его в электронном виде, если вам интересно.
    Ещё раз спасибо.

  • #5
    Постоянный участник Аватар для ishiwata san 2
    Регистрация
    05.05.2008
    Адрес
    Челябинск
    Возраст
    60
    Сообщений
    503

    По умолчанию Re: О тех, кого помню и люблю. Дмитрий Китаенко

    Цитата Сообщение от piter Посмотреть сообщение
    Если удастся его сканировать, то тогда, наверное, смогу переслать вам его в электронном виде, если вам интересно.
    Ещё раз спасибо.
    Да, конечно, уважаемый Питер !
    Это для меня будет очень интересно (как и все остальное, что Вы пишите).

  • #6
    Маэстро Президент Аватар для Дирижер
    Регистрация
    23.02.2007
    Адрес
    Санкт - Петербург
    Возраст
    50
    Сообщений
    3,176

    По умолчанию Re: О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ. ДМИТРИЙ КИТАЕНКО

    Цитата Сообщение от mari7 Посмотреть сообщение
    Спасибо за сообщение о великом музыканте!
    Абсолютно поддерживаю ! Это был потрясающий дирижер (и педагог !) . . .
    Многоопытный маэстро Караяно и Симонофил ,которому все равно чем дирижировать,лишь бы дирижировать по мнению его оркестрантов...

  • #7
    Активный участник Аватар для Kayli
    Регистрация
    23.01.2003
    Адрес
    Израиль
    Возраст
    63
    Сообщений
    577
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Re: О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ. ДМИТРИЙ КИТАЕНКО

    Почему "был"?!
    Основные качества моего характера с самого детства - застенчивость и любовь к музыке (И. Андроников)

  • #8
    Маэстро Президент Аватар для Дирижер
    Регистрация
    23.02.2007
    Адрес
    Санкт - Петербург
    Возраст
    50
    Сообщений
    3,176

    По умолчанию Re: О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ. ДМИТРИЙ КИТАЕНКО

    Цитата Сообщение от Kayli Посмотреть сообщение
    Почему "был"?!
    Потому , что по тону некоторых постов можно сделать вывод , что Китаенко уже нет в живых . . . Если это не так , то приношу свои извинения !
    Многоопытный маэстро Караяно и Симонофил ,которому все равно чем дирижировать,лишь бы дирижировать по мнению его оркестрантов...

  • #9
    Активный участник Аватар для Kayli
    Регистрация
    23.01.2003
    Адрес
    Израиль
    Возраст
    63
    Сообщений
    577
    Записей в дневнике
    3

    По умолчанию Re: О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ. ДМИТРИЙ КИТАЕНКО

    Чур-чур... типун вам на язык, однако... по-моему, довольно странно в наш век глобализации и интернетизации быть настолько не в курсе... я многих дирижеров вообще никогда в жизни не видела, однако при этом обычно знаю, что они существуют и живы ли

    Другое дело, что маэстро Китаенко действительно так давно не посещал российские столицы, что вот и получилось такое впечатление
    Основные качества моего характера с самого детства - застенчивость и любовь к музыке (И. Андроников)

  • #10
    Маэстро Президент Аватар для Дирижер
    Регистрация
    23.02.2007
    Адрес
    Санкт - Петербург
    Возраст
    50
    Сообщений
    3,176

    По умолчанию Re: О тех, кого помню и люблю. Дмитрий Китаенко

    Это Вы мне напомнили слова Жванецкого : "Если артиста долго не показывают по ТВ, значит он сидит"
    Многоопытный маэстро Караяно и Симонофил ,которому все равно чем дирижировать,лишь бы дирижировать по мнению его оркестрантов...

  • Страница 1 из 4 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Две темы про Китаенко
      от Kayli в разделе Техническая поддержка
      Ответов: 5
      Последнее сообщение: 09.11.2010, 18:56
    2. Прокофьев Китаенко
      от O1eg DP в разделе Поиск записей симфонических произведений
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 28.01.2010, 21:00
    3. Новая запись всех симфоний Прокофьева с Китаенко, 2008
      от Дима в разделе Продажа и дарение CD и DVD
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 16.11.2009, 10:07
    4. Прокофьев Китаенко
      от hotpil в разделе Симфоническая музыка / дирижеры
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 26.07.2009, 13:06
    5. Рахманинов с Китаенко
      от webber в разделе Где скачать классическую музыку?
      Ответов: 9
      Последнее сообщение: 29.07.2008, 23:03

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100