1. #1

    По умолчанию Инструментальный фольклор и академическое исполнительство

    Как-то прочитал у В.Мартынова, что распространения нотного письма привело к тому, что слуховой опыт, оперирующий подобиями, уступает место визуальному, использующему категории тождества и различия. Перенося эту сентенцию на развитие народно-инструментального исполнительства от традиционного фольклора до академизма ХХІ века, возникает мысль: а не в этом ли кроется главная причина академизирования народных инструментов по принципу европейских, изменения мышления народного музыканта, и, как следствие, постепенное вытеснение в народно-инструментальном исполнительстве импровизаторского начала, главного составляющего процесса музицирования. Может современные проблемы народно-инструментального исполнительства связаны, в значительной мере, с удалением современных форм народно-инструментальной культуры от базисных форм ее существования, кроющихся в традиционном фольклоре?


  • #2

    По умолчанию Ответ: Инструментальный фольклор и академическое исполнительство

    Факт!

  • #3

    По умолчанию Ответ: Инструментальный фольклор и академическое исполнительство

    Поставлю вопрос по-другому. Есть ли перспектива в развитии инструментального фольклора на основе традиционных способов аудиального (слухового, естественного для устной культуры) мышления? Не будет ли этот путь, в конечном итоге, повторением тенденций академизации, свойственных современному академическому народно-инструментальному исполнительству?

  • #4

    По умолчанию Ответ: Инструментальный фольклор и академическое исполнительство

    Правомерность постановки вопроса о путях развития традиционного народно-инструментального исполнительства кроется хотя бы в том, что устная культура, существующая несоизмеримо (в несколько раз) дольше письменной и на пространстве гораздо более широком (Азия, Африка, Америка), чем старая Европа (в некоторой степени это, конечно, условно). Заслуживает более глубокого внимания этот вопрос как на уровне научных исследований, так и изысканий современных методов овладения основами традиционного исполнительства.

  • #5

    По умолчанию Ответ: Инструментальный фольклор и академическое исполнительство

    Цитата Сообщение от leko Посмотреть сообщение
    Есть ли перспектива в развитии инструментального фольклора на основе традиционных способов аудиального (слухового, естественного для устной культуры) мышления?
    Не совсем понятно, что Вы понимаете под "традиционными способами аудиального мышления"...уточните, пожалуйста

  • #6

    По умолчанию Ответ: Инструментальный фольклор и академическое исполнительство

    Аудиальное мышление свойственно традиционному инструментальному музицированию бесписьменной традиции. При таком способе мышления музыкант больше полагается на свой слух, память, слуховой опыт, фантазию (умение придумывать). Ведь, зачастую, приходится самому додумывать то, что призабылось, поскольку подсказок (нот) нету. При этом вырабатывается способность соотносить уже сыгранный фрагмент с тем, что играешь, а также представлять, чем это все закончится. Здесь речь уже может идти о наработке навыков импровизации.
    При визуальном мышлении, свойственном письменной музыкальной культуре, мы также используем память, слуховой опыт. Но игра по слуху здесь полностью отсутствует, а фантазия, умение придумывать, используются только в плане построения темпово-динамической структуры исполняемого произведения.

  • #7

    По умолчанию Ответ: Инструментальный фольклор и академическое исполнительство

    Спасибо большое за пояснение!
    Цитата Сообщение от leko Посмотреть сообщение
    Есть ли перспектива в развитии инструментального фольклора на основе традиционных способов аудиального (слухового, естественного для устной культуры) мышления?
    Мне кажется, есть. Думаю, этот путь был бы наиболее оправданным.

    Цитата Сообщение от leko Посмотреть сообщение
    Не будет ли этот путь, в конечном итоге, повторением тенденций академизации, свойственных современному академическому народно-инструментальному исполнительству?
    На мой взгляд, такой путь просто не может быть повторением этих тенденций, т.к. они исходили из принципа "поставить балалайку(к примеру) на один профессиональный исполнительский уровень со скрипкой(к примеру) и тем самым привлечь внимание композиторов, музыкантов и т.д.". Таким образом мы целый век пытались сделать из народного инструмента "непонятно что", а главное, скрыть его "народность".А ведь в этой самой "народности" и кроется индивидуальность инструмента!(ИМХО)

  • #8
    Новичок
    Регистрация
    03.12.2007
    Сообщений
    69
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Ответ: Инструментальный фольклор и академическое исполнительство

    Цитата Сообщение от Pam-Pam Посмотреть сообщение
    С

    Таким образом мы целый век пытались сделать из народного инструмента "непонятно что", а главное, скрыть его "народность".А ведь в этой самой "народности" и кроется индивидуальность инструмента!(ИМХО)
    На мой взгляд, очень даже понятно, "что" получилось - новый тип культуры, основанный на синтезе европейской музыкальной традиции и фольклора. И сейчас, по-моему, в жизни наших (и "не наших") национальных инструментов ярко проявляются две взаимодополняющие тенденции. Одна связана с академизацией (европеизацией) народных инструментов, т.е. включением в общий "поток" мирового музыкального пространства. Другая основана на стремлении подчеркнуть, выделить индивидуальный национальный "характер" инструмента - и это проявляется, прежде всего, в музыке. Тембр инструмента становится "носителем" архетипических черт той или иной народной культуры (вспомним, хотя бы "мотивы" скоморошины в музыке для домры, балалайки). Иногда тембр инструмента является выразителем инонационального начала ("По мотивам татарского фольклора" для домры С. Губайдулиной и др.)
    Что касается особенностей, взаимоотношений устной и письменной традиции - это большая тема. Несомненно, надо её развивать. Есть такое соображение, что в последнее время они заметно сближаются. В устную традицию (и это уже свершившийся факт!!!) проникают черты, характерные для письменной. И наоборот - один из путей развития культуры, основанной на европейской традиции, видится в разумном заимствовании типичных черт инструментального устного творчества. Примером может послужить огромный интерес к аутентичному - инструментам, манере исполнения и др. Даже в композиторском творчестве (правда, ещё пока не для русских народных инструментов - я не встречала такого) используется следующий момент, типа ремарки "3, 5 мин. оркестр играет что хочет"... и т.п.
    Просьба, если есть у кого, поделиться литературой об импровизации на струнных инструментах.

  • #9

    По умолчанию Ответ: Инструментальный фольклор и академическое исполнительство

    Что устная и письменная традиции в последнее время сближаются - это хорошо, хотя хороших примеров этому не так много (во всяком случае, мне известных). Но давайте посмотрим на ситуацию более критично. Академическая музыка сама находится в кризисном состоянии. Посещаемость концертов, мягко говоря, невысокая, разве за исключение раскрученных исполнителей с мировым именем. В таких условиях народнику академической ориентации еще тяжелее пробиться. Ведь он только что "оттолкнулся" от фольклорного берега, и еще не вполне закрепился на "академическом". Сказывается нехватка высокохудожественного репертуара. Псевдотрадиционных фольклорных исполнителей с концертно-сценическим привкусом тоже хоть отбавляй. Да и интерес к ним тоже поостыл. И вот как в этой ситуации нащупать ту ниточку, в которой органически соединились и аудиальное мышление традиционного исполнительства и наработки письменной музыкальной культуры? Мне кажется, что если проигнорировать аудиальное мышление, мы опять окажемся на повторении пути, который прошла европейская музыка.

  • #10

    По умолчанию Ответ: Инструментальный фольклор и академическое исполнительство

    На счет ремарки композиторов о том, что оркестр некоторое время играет все что захочет, я думаю, это всего лишь изобразительный прием, передающий сумбур или что то в этом роде...и, мне кажется, к импровизации или каким то способам самовыражения это не имеет отношения...
    А интерес к музыке качественной, высокой и несущей какую-либо мысль, на мой взгляд, не пропадал. Просто кому-то необходимо, чтобы человек в свободное от зарабатывания денег время находил отдых не в высоком искусстве(или вообще в проявлении интереса к чему-либо), а в физическом расслаблении и всяческих развлечениях...это, наверное, "грубо говоря", но мне кажется, что так оно и есть.

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Хоровое академическое пение
      от KarrramBA в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 01.10.2011, 10:49
    2. SOS!!! академическое искусство душат!!!
      от mezzo-sopranno1973 в разделе Музыкальное образование
      Ответов: 3
      Последнее сообщение: 19.09.2010, 07:41
    3. Ищу русский фольклор
      от Proteus в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 21.11.2009, 21:30
    4. Фольклор - ищу книги
      от Demoiselle в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыке
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 15.11.2009, 09:47
    5. Историческое исполнительство в кино
      от Philip Nodel в разделе Старинная музыка
      Ответов: 8
      Последнее сообщение: 06.11.2007, 09:36

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100