Всем доброго времени суток...
Нередко встречал очень скользкие упоминания о технике игры на ф-но прямыми пальцами... Но в итоге у меня больше вопросов, чем ответов..
Что это за техника? Какие у нее преимущества? Недостатки? Где и кого ей учат? Учат ли вообще? Отчетливо помню что в ДМШ для умственно отсталых, меня учили держать пальчики согнутыми, какбуд-то с мячиком в руке... Наверное это техника для профессионалов?
Расскажите пожалуйста кто что знает...
Спасибо..
С Уважением....
На мой взгляд, невозможно вообще говорить о том, что есть какая-то определенная, унифицированная "постановка руки (или техника игры) для профессионалов". Как известно, уже лет 10 назад термин "постановка руки" вышел из методического обихода, на смену этому пришел термин "организация движений" - гораздо более гибкий. Как только не организуют эти самые движения Это касается и положения пальцев. Да, на первом году обучения всем стараются привить этот самый "мячик" ("яблочко", "шарик", "домик из пальцев" и прочие образы)- это необходимо, чтобы сгруппировать руку, первоначально "причесать" ее, так сказать - но дальше у каждого пианиста положение пальцев складывается очень индивидуально, сообразно его физиологии и степени приспособительности.... Я не слышала о школе, сознательно пропагандирующей игру прямыми пальцами, если честно. Да и как можно выпрямить пианисту пальцы на все случаи жизни! Ведь для исполнения барочной музыки вы будете подгибать пальчики, романтическое пианиссиссимо будете играть плоскими пальцами и поглаживающими движениями "на себя"... Какой звуковой результат требуется - такой прием вы и подберете. Да, в целом будет преобладать определенная, самая комфортная для вас позиция пальцев, и у каждого она будет разная.
Мне, помню, в первом классе яростно пытались загибать пальцы, но бесполезно Во втором классе педагог сдалась, сказав: "Ну, значит, ты у нас Горовиц" И всю жизнь я играю довольно-таки прямыми пальцами (а иногда прямо-таки до странности прямыми), но при этом удалось наработать цепкий кончик пальца и овладеть необходимыми штрихами, например, пресловутым венским poco legato. И больше всего на свете люблю барочную и венскую технику, как ни странно... А вот если бы такое положение пальцев ограничивало технические возможности и не позволяло пользоваться всеми штриховыми ресурсами - тогда надо было бы вмешиваться и корректировать постановку. помню, когда пыталась заставить себя загнуть пальцы "правильно" - ощущения были ужасные... А кому-то наоборот - вытягивать бесполезно. И т. д., и т. п., и проч. в том же духе...
Так что, на мой взгляд, все зыбко, индивидуально и неоднозначно. Главное - чтоб получалось Педагог должен очень гибко подойти к особенностям физиологии ученика, чтоб, не ломая его природу, оснастить его всем необходимым арсеналом, произвести ту самую "организацию движений" - кому-то при положении "мячика", а кому-то - Горовица...
Совершенно согласен!
Дело в том, что ТАК, как учат играть - ТАК потом никто не играет .
Необходима, видимо, поначалу некая унифицированная "школьная" постановка рук (то самое "яблочко" или что-то там ещё ) - для выработки пальцевых рефлексов, развития мышечной координации и проч. А потом уже взрослые пианисты "расшатывает" эту "школьную" постановку, и у каждого она приобретает черты, свойственные только ему одному - как в соответствии в индивидуальными особенностями строения рук, так и в соответствии с индивидуальными особенностями художественных намерений.
Точно так же - в художественной школе всех учат поначалу одинаково, но потом у каждого художника складывается свой стиль штриха, мазка и т.д., и даже кисть каждый держит по-разному...
Прямыми пальцами удобно играть если их ставить почти вертикально почти под прямым углом к клавишам. Чтобы понять как их правильно ставить сделайте такое упражнение:
1 Поверните кисть руки ладонью вверх и расставьте широко в стороны прямые пальцы
2 Соедините кончики все пяти пальцев вместе как будто собираетесь сорвать клубничку. Когда пальцы собраны вместе кисть по форме напоминает "птичку", при этом большой, указательный и мизинец выпрямлены полностью а средний и безымянный слегка изогнуты.
3 Ставим кисть с пальцами в форме "птички" на одну клавишу. Итак стоя на пяти пальцах на одной клавише качаем кисть вперед , назад, в стороны и запоминаем новые приятные ощущения опоры всей руки на клавиатуру.
4 Постепенно убираем пальцы: большой, мизинец, указательный, безымянный и остается один средний палец стоящий вертикально на одной клавише, и держащий на себе вес всей руки. Если палец прямой, то он легко держит вес руки, если вы его попытаетесь согнуть,то он может не выдержать (по аналогии с ногами легче стоять на выпрямленных, чем на полусогнутых)
5 Пробуем играть двумя пальцами легато. Для этого чуть-чуть наклоняем кисть в сторону безымянного пальца чтобы он коснулся клавиши и немного расслабив средний палец переносим вес руки на безымянный который извлекает звук. Постояв немного на прямом безымянном опять наклоняем немного кисть в сторону среднего пальца который выпрямляется и с переносом веса руки на него извлекает свою ноту. Итак мы получаем идеальное легато прямыми пальцами. По этому принципу играем и остальными пальцами.
Прямыми пальцами удобно играть если их ставить почти вертикально почти под прямым углом к клавишам...
Имелось ввиду, мне кажется, ситуация наоборот - когда палец практически под НУЛЕВЫМ углом к клавише. Не знаю - насколько так УДОБНО играть , но иногда это неплохой способ добиться мягкости аккордов, снять точечную артикуляцию в кантилене, а также дает некоторую элегантность в легких пассажах perle.
Можно и под нулевым углом к клавишам, но тыльная сторона кисти и прямые пальцы не должны быть на одной плоскости а образовывать угол с так называемыми "торчащими косточками" при этом запястье находится ниже уровня клавиатуры, и пальцы играют подушечками. Но это как прием а не постоянная манера игры. Для сравнения возьмите терцию указательным и безымянным пальцами вертикально или та же терция горизонтальными пальцами. В первом случае получаем удар "каратиста" по клавишам с очень ярким звуком, во втором размазанный шлепок из-за того,что все суставы работают как амортизаторы гасящие силу удара руки.
Оформили кредитку, а спустя несколько дней заметили списание за страховку? Такое происходит часто: банки нередко подключают страховые услуги по умолчанию или «рекомендуют» их при выдаче карты....
Аюрведа — это не просто система лечения, а целая философия жизни, пришедшая к нам из Древней Индии. Её возраст превышает пять тысяч лет, и за это время она доказала свою актуальность, предлагая...
Искусственный интеллект стремительно становится частью повседневной жизни, и ChatGPT-5 — один из самых ярких примеров того, как технологии делают общение между человеком и машиной максимально...
Социальные закладки