Показано с 1 по 3 из 3

Тема: Фестиваль в Инсбруке: www.altemusic.at

              
  1. #1
    Старожил Аватар для femmina
    Регистрация
    02.09.2007
    Сообщений
    6,745
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Фестиваль в Инсбруке: www.altemusic.at

    Город-оркестр
    // Фестиваль в Инсбруке
    Журнал «Weekend» № 28 (124) от 24.07.2009



    1 из 6 Виланд Кейкен. Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ





    приглашает Сергей Ходнев

    Музыкальные фестивали по-разному выстраивают свои отношения с собственным локусом. Бывает так, что дорогой курорт, дорогая публика, а в последней, получается, еще и отдельная прослойка: те, кто ходит на концерты и слегка снисходительно глядит на тех, кому не удалось обзавестись билетами. Бывает как в Байрейте, где городок сам по себе, а Фестшпильхаус живет своей специальной жизнью, приводящей на память сами вагнеровские оперные саги. В Инсбруке тамошний фестиваль старинной музыки — это форма пребывания именно что в городе, а не отдельно от него. Фестиваль — это не только оперные представления в местном театре и формальные концерты, разбросанные хотя бы и по многочисленным сценам. Тематические экскурсии по дворцам и храмам — это тоже фестиваль; парковые концерты старинной музыки для гуляющих (редко где гуляющим достаются настолько профессионально устроенные музыкальные увеселения) — тоже фестиваль, и даже бранч в старинной пивной братьев-августинцев с охотничьими хорами и ансамблем натуральных валторн — опять же фестиваль. Или, если отвлечься от совсем уж плакатно туристических событий: по субботам всех приглашают в часовню замка Амбрас на "медитации", сопровождаемые игрой на виолах да гамба; по воскресеньям в великолепной иезуитской церкви — месса с подлинной музыкой XVIII века, словно в те самые времена, когда Рим еще оставался для художников и музыкантов magna parens, "великой матерью", как и для Вергилия в золотые августовы времена.

    Да, это все и туристические приманки в том числе, но что до уровня главных фестивальных событий, то здесь уж поневоле вспомнишь, что у инсбрукского форума репутация одного из центральных мировых фестивалей старинной музыки. То есть уровень тех кое-как сделанных "концертов старинной музыки", которые туристам много где впаривают в высокий сезон, тут можно вообще не принимать в расчет. Фестивальные камерные концерты в замке Амбрас стартуют еще в начале июля, а вот в конце июля — начале августа начинается самое интересное. График событий становится не в пример плотнее, и наконец открывается оперная программа, по обыкновению состоящая из двух оперных спектаклей, каждый из которых дают по несколько раз.

    В этот раз фестиваль оказался перед нелегким выбором: на этот год пришлось два "старинномузыкальных" юбилея — гайдновский и генделевский.
    В конце концов выбор был сделан в пользу Гайдна, благо сценическую версию оратории Генделя "Валтасар" показывали в прошлом году. Обе выбранные оперы Гайдн написал для дворцового театра князя Эстерхази. Одна из них — "Паладин Роланд", опера-буфф, внушительная по хронометражу, но довольно смешно пародирующая героику "серьезной" оперы на материале сюжета про Роланда, Ангелику, Армиду и прочую ариостовскую компанию. Эта копродукция с берлинской Staatsoper, поставленная режиссером Найджелом Лоури, хореографом Амиром Хоссейнпуром и, разумеется, инсбрукским фестивальным худруком Рене Якобсом,— главное событие фестивальных недель, прибереженное на конец августа. Задействован в ней Фрайбургский барочный оркестр, в данном случае самый влиятельный из представленных на фестивале коллективов, хотя и второй опере тоже есть чем похвалиться. "Необитаемый остров", еще одно комическое музыкальное действо Гайдна (на сей раз на либретто Пьетро Метастазио), будет представлять тоже весьма уважаемый ансамбль — Academia Montis Regalis под управлением клавесиниста Алессандро де Марки.

    На фестивале есть и весьма перспективная молодежь, например подающий надежды австрийский оркестр Moderntimes 1800, с которым в Инсбруке без смущения выступают зубры аутентистского цеха: не только тот же Рене Якобс (в программе — "Magnificat" Баха и его же кантата "Геркулес на распутье"), но и Конрад Юнгхэнель ("Плач Иеремии" работавшего в Дрездене "чешского Генделя" Яна Дисмаса Зеленки). Или бельгийский ансамбль B`rock, или Гари Купер, тезоименитый голливудской звезде середины прошлого века специалист по историческим клавишным. Но, естественно, без более универсально известных и проверенных знаменитостей на фестивале не обходится: из мэтров старшего поколения это Барт ван Орт и Виланд Кейкен, которые соответственно на старинном пианофорте и виолончели будут играть Гайдна и его младшего современника Иоганна Непомука Гуммеля. И если говорить о дуэтах, то многого следует ждать и от концерта скрипачки Петры Мюллейанс и пианиста Кристиана Безуденхаута, которые тоже сопоставляют классицизм и романтизм на материале скрипичных сонат Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта. Свои стандарты, словом, фестиваль блюдет, несмотря на сложную экономическую повседневность, но лучше все-таки не упустить случая убедиться в этом именно теперь: помимо переменчивости финансовой погоды Инсбрукскому фестивалю придется иметь дело и с переменой художественного руководителя.

    Инсбрук, до 28 августа; www.altemusic.at

  • #2
    Старожил Аватар для femmina
    Регистрация
    02.09.2007
    Сообщений
    6,745
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Re: Фестиваль в Инсбруке: www.altemusic.at

    /Из архива - 2008 год/

    Исполнение чудес
    // Фестиваль старинной музыки в Инсбруке

    Журнал «Weekend» № 28 (74) от 25.07.2008



    1 из 4 Рене Якобс



    приглашает Сергей Ходнев
    Фестивалю старинной музыки в Инсбруке два года назад (2006) исполнилось 30 лет. С 1997-го его художественным руководителем числится бельгиец Рене Якобс — едва ли не самый энергичный, жовиальный и смелый из дирижеров, занимающихся старинной музыкой вообще и барочной оперой в частности. Свои версии старинных опер, часто волюнтаристски извлеченных из тотального забвения, он регулярно представлял в том же Инсбруке без малого все эти три десятка лет. И партитуры разной степени запыленности, относящиеся к эпохе от Монтеверди до Моцарта, почти неукоснительно оказывались в его трактовке до изумления живыми, актуальными и непредсказуемыми. Это ощущение можно сравнить разве что с созерцанием старинного портрета, который вопреки всему вдруг вступает с тобой в коммуникацию — то приветливо кивнет, то заговорщически мигнет, а то язык покажет. Слегка отдает безумием, но никакой подтасовки нет, все на месте, все подлинное.

    По традиции на фестивале показывают две оперные премьеры, одну из которых в качестве дирижера готовит сам Якобс, а вторую — кто-либо из его коллег или учеников. В этом году программа фестиваля озаглавлена "Век чудес". Понятно, что самые главные чудеса для барокко — чудеса христианские, так что два подаваемых как оперные спектакля в этот раз не совсем даже оперные. Это две оратории, своего рода "священные оперы", которые в свое время не были предназначены для полноценного сценического исполнения, но у обеих на сегодняшний взгляд слишком очевидный заряд драмы, чтобы не захотеть представить их в виде "настоящих" оперных спектаклей.

    Первой из них будет постановка "Валтасара" Генделя (8-12 августа) — оратории, которая вдохновлена библейской книгой пророка Даниила, но решена скорее как историческая трагедия о падении Вавилона, в которой переложение библейского текста сочетается с цитатами из Геродота и отвлеченными размышлениями о фатуме, власти, истории. Поставленный Кристофом Нелем спектакль — копродукция с берлинской Staatsoper и фестивалем в Экс-ан-Провансе. В качестве оркестра привлечена знаменитая "Берлинская академия старинной музыки", а среди солистов — имена из англо-американской элиты early music: Розмари Джошуа, Беджун Мета, Нил Дэвис.

    Вторая оратория, премьера которой последует ближе к концу фестиваля (23-24 августа), — вещь более ранняя, менее знаменитая и вообще из совсем другого контекста. Это "Мученичество св. Агнессы" Бернардо Пасквини, впервые исполненное в Риме в 1677 году. Это порядком экзальтированное по сюжету (хотя музыкально скорее медитативное) действо о чудесах, сопровождающих нечеловеческие страдания и смерть раннехристианской мученицы Агнессы. Здесь музыкальным руководителем постановки выступает известный итальянский "барочник" Алессандро де Марки во главе своего оркестра Academia Montis Regalis, а режиссером — Венсан Буссар.

    Помимо Театра земли Тироль, на сцене которого идут оперные спектакли фестиваля, последний охватывает немало других площадок: ренессансный Испанский зал замка Амбрас, зал Инсбрукского дворца конгрессов, а также несколько городских храмов. В перечне тех, кто на этих площадках выступает, предсказуемо много почитаемых "аутентичных" знаменитостей — например, легендарный лютнист Конрад Юнгхэнель вместе со своим ансамблем Concerto Koln или французские специалисты по Ренессансу — ансамбли Clement Janequin и Doulce Memoire. Но много и молодежи (хотя это, конечно, молодежь далеко не зеленая в смысле исполнительской искушенности), которую фестиваль всячески привлекает и в педагогических целях. Всякого рода просветительство вообще этому фестивалю свойственно, причем просвещать он старается без снобизма и без позы "тайного знания" — дружелюбно и благожелательно: удовольствие от старинной музыки для него такая же естественная вещь, как любование позднеренессансными архитектурными красотами Инсбрука.

    Инсбрук, до 24 августа 2008

  • #3
    Старожил Аватар для femmina
    Регистрация
    02.09.2007
    Сообщений
    6,745
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Re: Фестиваль в Инсбруке: www.altemusic.at

    Смех сквозь арии
    // ЗА НЕОЦЕНИМЫЙ ВКЛАД




    Гайдну удалось привнести долю комизма в традиционно эпический образ Роланда. Фото: Ruth Walz

    Сергей Ходнев
    В австрийском Инсбруке завершается один из основных мировых фестивалей старинной музыки. Под занавес слушателей ждет премьера оперы "Паладин Роланд" Йозефа Гайдна. Популярного венского классика в связи с 200-летней годовщиной его смерти покажут с наименее известной стороны — как оперного композитора.

    Обычно в Инсбруке показывают две фестивальные оперные премьеры. Одна — большая, солидная, масштабная, высокобюджетная (фестиваль в последние годы наловчился эти бюджетные тяготы для себя самого хоть немного облегчать, организуя копродукции с богатыми оперными домами). Вторая — более камерная, с меньшим составом и меньшими постановочными затратами, причем не с худруком фестиваля маэстро Рене Якобсом в качестве дирижера, а с кем-нибудь из его коллег или учеников рангом чуть пониже. Фестиваль довольно долго пытался понять, как двумя премьерами откликнуться сразу на три крупных юбилея, пришедшихся на этот год. Помимо упомянутой годовщины смерти Гайдна в этом году отмечается 250-летие со дня смерти Генделя, без опер которого не то что фестивали старинной музыки, но даже самые обычные оперные театры на Западе сейчас сложно себе представить. И третья дата — 200-летие Мендельсона, композитора, согласно принятым условностям, вроде бы не совсем старинного, но зато знаменитого. Двоих последних можно было бы почтить, выпустив на инсбрукскую сцену, скажем, "Акида и Галатею" Генделя в аранжировке Мендельсона, но Генделя в Инсбруке и так было достаточно в программе прошлого года.

    В результате оба оперных места в фестивальной программе достались Гайдну, и это довольно непривычная ситуация. Что все знают хотя бы понаслышке из гайдновской музыки? Ну "отец симфонии", это понятно; анекдотические истории о Прощальной симфонии с расходящимися музыкантами и о Симфонии с ударом литавр с подскакивающими в креслах лондонскими дамами; бесчисленные квартеты; "Семь слов Спасителя". Меж тем у композитора было еще и добрых полтора десятка опер — правда, почти все они написаны не для какой-то из центральных европейских сцен, а для дворцового театра князя Эстерхази. До сих пор лишь изредка какая-нибудь из них оказывается в афишах. В Инсбруке же в этот раз уже показали постановку комической оперы "Необитаемый остров" (вторая, меньшая по статусу из премьер), а теперь 25 августа исполнят "ироикомическую драму" "Паладин Роланд", поставленную режиссером Найджелом Лоури и хореографом Амином Хоссейнпуром (это копродукция с берлинской Штаатсопер).

    О "Роланде" в последние десятилетия хоть иногда, но вспоминали, пару раз даже выпустили более или менее полную запись оперы. Но полноценную сценическую версию, да еще и на таком уровне — с известными певцами и неподражаемым Фрайбургским барочным оркестром,— "Паладин Роланд" обретает, пожалуй, впервые со времен самого Гайдна. Случай тем более интересный, что и опера сама по себе полна неожиданностей. Умение напропалую веселиться и проказничать мы больше привыкли связывать с операми Моцарта, чем с добродушным "папой Гайдном", и все же в "Роланде" более чем достаточно самой заразительной веселости. Взять хотя бы либретто, которое вроде бы написано по мотивам "Неистового Роланда" Ариосто,— мало когда прославленный рыцарский эпос подвергали такому почти постмодернистскому пародийному переосмыслению. Но при всей развлекательности в "Паладине Роланде" обнаруживается еще и примета культурного слома эпох: этой "ироикомической драмой" пожилой Гайдн весело распрощался с помпезной героикой "старого режима" — премьера оперы состоялась всего-то за несколько лет до Великой французской революции.
    http://www.kommersant.ru/doc.aspx?Do...7122&NodesID=8
    Сергей Ходнев

  • Похожие темы

    1. Ответов: 18
      Последнее сообщение: 11.04.2013, 21:33
    2. Ответов: 0
      Последнее сообщение: 28.11.2010, 00:24
    3. Фестиваль старинной музыки в Инсбруке
      от femmina в разделе Старинная музыка
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 01.08.2010, 16:56
    4. Фестиваль СТАМ
      от TeeJ в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 27.11.2007, 19:00
    5. Фестиваль в кронберге
      от сергей хачатуров в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 5
      Последнее сообщение: 16.10.2007, 12:49

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100