-
11.10.2009, 15:45 #1
Опасность фанатизма и маний.
Последний разговор о безобидном Давиде Фрее, подтолкнул меня начать отдельную тему.
В той теме - Фрею, безусловно оличному и весьма тонкому пианисту. мой собеседник почти отказал в умении играть полифонию (!)
И это было бы совсем уж нелепо...
если бы не одна деталь:
ПО СРАВНЕНИЮ С ГУЛЬДОМ.
Еще раньше в потоке в потоке, посвященном Рихтеру, то и дело приходилось встречать регулярные выпады в адрес других великолепных музыкантов.
Эти выпады "оправдывало" и даже странным образом стимулировало одно -
а это все ПО СРАВНЕНИЮ С РИХТЕРОМ, или как-то даже в "его защиту"!!
Казалось бы - глубокое и высочайшее по "содержанию" искусство этих мастеров всегда призывает его поклонников быть прежде всего человечными и любящими существами, искать в себе камертон для того, чтобы быть на высоте осознания, дарованного им и всем нам музыкой в исполнении великих артистов.
Ан, нет. Нигде, как на площадках "рихтероманов" и "гульдоманов" не расцветает таким яростным цветом нетерпимость, злоба, двойные стандарты, лицемерие и агрессивность.
История фанатизма, вообще-то вся замешана на бессмысленных побоищах "болельщиков".
Думается механизм тут весьма прост. Фанатам, как правило, нет дела до предмета их любви. Их любовь - целиком и полностью ЭГОИСТИЧНА. Это не любовь к искусству своего кумира, или к тем истинам. которые тот "исповедует", но прежде всего к самому себе - к СОБСТВЕННОМУ внутреннему миру, достоянием которого стало присвоенное наследие мастера.
Ну не странно ли, что определенная последовательность устойчивых нейронных связей в мозгу человека, начинает ассоциироваться и узнаваться" человеком, как игра Гульда. Софроницкого или кого угодно..
Существует ли реальность в нашем представлении или вне нас в некоем непроявленном состоянии? Приборы нам говорят о существовании объективной реальности, но та не имеет никакого значения, пока не осмыслена и не воспринята нами через органы чувств.
Мне всегда несколько удивляла степень зависимости человека от его представлений. даже если те ложные...
Но прежде всего - фанатическая убежденность в том, что твое личное представление самое, что ни на есть истинное - делает человека слепым к объективному восприятию мира вообще.
С другой стороны иногда бывает и так, что некий гипотетический "дурак", узнав об "относительности" многих аспектов, начинает утверждать, что нет ни в чем вообще никакой разницы. Что все только - "дело моего личного вкуса".
первый упрек, с которого начинают все на свете - это вопрос такого рода - "а с чего ты взял, что именно твой вкус и твоем мнение верны?"
Против этого возразить трудно, но практически есть один самый верный путь - накопления и осмысления КОЛИЧЕСТВА информации в данной области. Осмысление должно же быть максимально глубоким. Изучай данные произведения, учи их, выступай с ними, Слушай то, что оставили другие, анализируй их решения, пробуй применить новое..
И тогда ты. может быть чуть более яснее будешь понимать суть предмета.
Как правило, такие люди, лишены и тени фанатизма. Для них имена гениев - как имена старших братьев, которых они понимают и любят.
Фанатизм же - следствие прежде всего невежества. Когда человек не понимает, каким образом "организовано" перед ним очередное "ЧЮДО", какова его "технология", он нчинает слепо поклоняться ему. заодно сжигая на кострах тех, кто осмелился усомниться и критически осмыслить наследие кумира.
история стара, как мир.
Определенно можно сказать - истинная любовь к человеческому гению, кто бы он не был, состоит в том, чтобы осмыслить его наследие, методы и развить его достижения. И первый шаг к этому - не слепое поклонение а критический анализ и раскрытие, сколь возможно, "природы" достижений гения.
Этому единственному достойному человека пути препятствует единственный же и вечный враг - слепое и невежественное поклонение ленивых разумом и душой потомков, топчушихся на месте там, где гений открыл перед ними новые пути и перспективы.
Слепое поклонение мутит наши глаза, не давая даже самого гения увидеть в окружении горной системы других по-своему выдающихся артистов.
Наверное будет лишним раздражителем для таковых заявить, что мне или тем, кто "не любит" две одиозные мании, гораздо более очевидно величие этих артистов в некоторых САМЫХ ВАЖНЫХ достижениях их искусства, нежели самолюбующихся в зеркале своих рефлексий.
особенно же противна мне лично такая позиция, как в детском анекдоте. Позиция "ащитника сильного"
Брюс Ли - Ну, кто на меня!?
Кинг Конг - ну, Я!
Брюс Ли - Ээ.. Кто на нас с Кинг Конгом?
Вот эта позиция, напоминающая создания "президентских руководящих партий" и молодежных движений с пеной у рта поддерживающих действующую власть. - мне глубоко противны.
Какой нибудь пьяный ублюдок, плюющийся дерьмом во все стороны под предлогом "защиты святого" от даже намека критики - истинный враг того артиста, спортсмена или футбольной команды, которым он выражает подобным образом "преданность".
Re: Опасность фанатизма и маний.
Спасибо за замечательное содержательное письмо! Очень многие, вероятно, смутно ощущают нелепую несправедливость табели о рангах в искусстве, но не все могут так сформулировать!
Это всё неведение... Надо просто попытаться найти этого самого "Я", который почему-то берётся выносить суждения, и всё сразу станет на место.Мне всегда несколько удивляла степень зависимости человека от его представлений. даже если те ложные...
My God, it's full of stars!
Re: Опасность фанатизма и маний.
Ой, тут оказывается тоже что-то такое!
Надеюсь, Вы не меня имеете в виду под этим собеседником. Ведь я отказал Фрею в общей музыкантской грамонтости, и без всякого сравнения с кем бы то ни было. По поводу Гульда я только высказал недоумение - что же можно видить между ними общего?
Впрочем, там все это написано, и здесь не охота продолжать.
А о проблемах мнения, знания, эстетического переживания, неизбежности сравнения было тоже достаточно уже написано и в "семе", и в других темах.
Re: Опасность фанатизма и маний.
Re: Опасность фанатизма и маний.
Очень хорошая тема, но только с кем ее обсуждать? Ни один фанатик сюда не зайдетЯ понимаю, что наболело, но все фанатики сидят в темах, посвященных своим кумирам или типа того. Вот туда это и надо писать
![]()
Re: Опасность фанатизма и маний.
Re: Опасность фанатизма и маний.
Ну почему же? Вон, зашел один фанатик Горовица.Правда, он забыл о том что он фанатик Горовица
, и все забыли
, и вообще, он должен был быть фантатиком Гульда по сценарию автора передовицы, но не был им
. Особенно тогда, когда писал о том, что ему не нравится у Фрея.
Даже я, профан, боюсь, что понял то, что он там вещал про полифонию. И согласился с ним, спроецировав его умные слова на свое впечатление.
А что касается самой передовицы, то она как всякий программный текст данного автора поражает своею мощью
И как всегда автор поднимается над юдолью субъективных мнений, представляя свое мнение, как если не единственное, то глубоко объективное.![]()
...навязывание мнения о том,что каждый имеет право на свое мнение... ослабляет чужие мнения, разьеденяет их (с) Adriano, Классика, 18.06.2009
Re: Опасность фанатизма и маний.
а мне представляется весьма полезным иногда опомниться и сказать себе, что музыка это лишь определенным образом активированные нейронные связи в нашем мозгу...
так, например, Лунная соната появилась сначала, как такие связи в голове Бетховена. Он это записал и передал нам, чтомы мы "раздражили" "те же самые" клетки в своем мозгу (ну. грубо говоря...).
Аналогично и с представлениями о любимых исполнителях...
Где он живет, Софроницкий? Рихтер... а там же...
Похожие темы
-
Опасность распевочных упражнений
от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 1Последнее сообщение: 13.02.2009, 00:11




Ответить с цитированием

Социальные закладки