Дорогие друзья-поклонники и сочувствующие

,
имею честь пригласить вас на свои сольные концерты, которые пройдут в ближайшие выходные в павильоне Круглый зал павловского парка. Начало в 14.00, вход на концерт и выход свободный, посещение же парка при этом не бесплатное.

Комментарии к программе
Регламент променад-концертов предполагает выступление два дня подряд, не требуя обновлений, однако программы концертов лишь отдалённо напоминают друг друга. Обе они открываются крупными и достаточно серьёзными произведениями Моцарта, причём в первый день это будет достаточно редко исполняющаяся у нас прелюдия и фуга C-dur, написанная явно с оглядкой на барочные образцы, с развёрнутой прелюдией, составленной из нескольких контрастных эпизодов и монументальной, по-органному размашистой фугой. Я иногда оговариваюсь и объявляю этот цикл как "Фантазия и фуга", и ничего, никто ещё в претензии замечен не был.

После Моцарта прозвучит по сонате - "Патетическая" и гайдновская c-moll. Обращаю внимание на сонату, что будет исполнена в воскресенье. Там мне особенно нравится (при достаточно прохладном отношении к Гайдну в целом) первая часть, в которой, вопреки известному стремлению композитора к однородности материала (которое музыковеды обычно называют жутким словом "монотематизм"

) отличается обилием контрастных противопоставлений, некоей "фантазийностью", что ли; в разработке же события по-бетховенски захватывают дух, хотя нельзя не упрекнуть автора в некоторой скованности в обращении с материалом, тот же Бетховен не упустил бы случая поиаграть регистрами с характерным коротким "соскальзывающим" мотивчиком. Последующие две части мне нравятся куда меньше, и пусть в финале тоже встречаются достаточно яркие эпизоды, всё же обилие общих мест невольно наводит на мысль, что то ли Гайдн с его извечным стремлением стремлением к равновесию и гармонии сознательно написал их в "правильном" сонатно-"монотематичном"

ключе (хотя с точки зрения классических норм это было и необязательно), то ли просто не смог убедительно развить удачную, яркую идею 1-й части (менее вероятно, конечно, но всё же...) Так или иначе, учить эти части приходилось через силу, у меня даже возникала мысль ограничиться одной первой, но всё же, решил я, даже если Гайдн сочинил их, потому что "так положено", значит, и нам положено играть всё целиком...

В качестве своеобразного "антракта" (настоящий антракт регламентом не предусмотрен) прозвучат "Лирические пьесы" Грига. За последние два с половиной года я уже сыграл в Круглом зале 7 тетрадей из 10-и, и, наконец, добрался до 8-й. К лету, надеюсь, переиграю все.
Продолжения программ резко отличаются друг от друга. В субботу прозвучит другая, более компактная и простая по содержанию соната Гайдна и несколько в основном популярных пьес. Особо хочу обратить внимание на вальс практически забытого ныне Александра Шефера - капельмейстера народного дома имератора Николая II на Петроградской стороне, автора оперы "Цыганы" по А.С. Пушкину... В 1,5-минутной пьесе, избегая прямых цитат, собраны различные - не только интонационные, но и тонально-гармонические, фактурные и пр. аллюзии на произведения Чайковского, передаётся атмосфера его личности гораздо полнее, точнее и глубже, чем это в состоянии сделать самый искушённый музыковед...

Программу первого дня завершают ноктюрны Шопена. Именно в этом жанре, пожалуй, как ни странно, проявилась способность Шопена за короткий срок производить полное перерождение материала, а также страть к эффектным, как в рассказах О'Генри, концовкам.

Отобранные мной ноктюрны наглядно это демонстрируют.

В вокресенье во второй половине концерта прозвучат 32 вариации Бетховена и одна из 3-х последних сонат Шуберта, написанных как бы "памяти Бетховена" с намёками на тему тех самых его вариаций в 1-й части и на 2-ю часть "Патетической" - во второй... Этот своеобразный диптих я не играл уже года 2, решил вот вспомнить...
Таким образом, вся программа второго дня (за исключением Грига, разумеется) оказалась в до-миноре. Насколько это убедительно - как говорится, вскрытие покажет...

12.12
МОЦАРТ Прелюдия и фуга С-dur KV 394
БЕТХОВЕН Соната c-moll op.13 "Патетическая"
Grave - Allegro moderato/Adagio cantabile/Allegro
ГРИГ 6 лирических пьес ор. 65
Из ранних веков
Крестьянская песня
Меланхолия
Салонная пьеса
В духе баллады
Свадебный день в Трольдхаугене
ГАЙДН Соната g-moll Hob. XVI №44
Moderato/Allegretto
ЧАЙКОВСКИЙ 3 вальса
ор. 40 №9 fis-moll, ор. 51 №4 "Ната-вальс", ор. 51 №6 "Сентиментальный вальс"
ШЕФЕР Меланхолический вальс
памяти П.И. Чайковского
ШОПЕН 4 ноктюрна
op. 32 №1 H-dur, op. 27 №1 cis-moll, op.15 №3 g-moll, op.55 №1 f-moll
13.12
МОЦАРТ Фантазия c-moll KV 396
ГАЙДН Соната c-moll Hob. XVI №20
Moderato/Andante con moto/Allegro
ГРИГ 6 лирических пьес ор. 65
БЕТХОВЕН 32 вариации c-moll
ШУБЕРТ Соната c-moll D. 958
Allegro/Adagio/Menuetto. Allegro/Allegro
Социальные закладки