Уважаемые участники!
Не знаете ли вы - кто и сколько раз пытался завершить последнюю фугу И.С. Баха из цикла "Искусство фуги"? И насколько эти попытки были удачны? Лично я слышал только одно такое завершение (в редакции Р.Баршая). Нет ли других вариантов?
С уважением.
Да, действительно, эффект есть, но он внемузыкальный - то есть производит впечатление только потому, что мы знаем, что автор умер во время сочинения этой фуги. И все же хотелось бы услышать достойноое завершение. По этой же причине была завершена "Турандот" Пуччини, "Реквием" Моцарта. И попытки реконструировать 10-ю симфонию Малера и 9-ю Брукнера в "полной версии" тоже имеют достаточно вескую причину (хоть и не прижились в концертной практике, но все же... ). А эта фуга интересна еще и тем, что основная тема цикла не успела появиться, хоть вполне могла бы... В версии Р.Баршая ее нет. Хотелось бы знать мнения уважаемых участников.
С уважением.
Да, действительно, эффект есть, но он внемузыкальный - то есть производит впечатление только потому, что мы знаем, что автор умер во время сочинения этой фуги.
Бах умер во время диктовки Альтниколю хоральной фантазии "Vor deinen Thron tret' ich hiemit" BWV 668 (Пред Твоим предстолом я являюсь). Его иногда включают в "Искусство фуги".
Интересно, что авторы "продолжений" нарочито нарушают стиль 18 столетия. Не нужно быть профессором, чтобы увидеть в громогласных альтерированных аккордах "коды" собственное "Я" "продолжателя" последней фуги.
Этот аспект несомненно снижает для слушателей нашего поколения ценность таких "продолжений".
А в 19 веке, это, возможно, было не так, наоборот, слушателям/исполнителям нравилось: Вот солидный, эффектный финал!!, не хуже Рейнбергера
Небольшой пример, как в 19 веке воспринималась музыка Баха.
Как-то раз Мендельсон, будучи в Париже исполнил на органе несколько хоральных прелюдий Баха.
-Ну как?
-Очень миленько, а одна из прелюдий даже немного напоминает начало дуэта Монсиньи!
(смеяться здесь)
А что скажут знатоки, была ли известна знатокам/любителям в 19 веке семантика риторических фигур.
Если говорить о временах Моцарта, то, видимо, - да, - музыка была обильно насышена тайным смыслом, а позже??
Бах умер во время диктовки Альтниколю хоральной фантазии "Vor deinen Thron tret' ich hiemit" BWV 668 (Пред Твоим предстолом я являюсь). Его иногда включают в "Искусство фуги".
А как же это - "При работе над этой фугой, на том месте, где в противосложении проводится имя BACH, автор скончался" (запись, сделанная рукой К. Ф. Э. Баха)?
Сообщение от Andrei987
Да, действительно, эффект есть, но он внемузыкальный - то есть производит впечатление только потому, что мы знаем, что автор умер во время сочинения этой фуги
Эффект - именно музыкальный. Не знаю, как Вы с этой фугой познакомились, а я в очередном лихорадочном приступе чтения с листа открыла её и начала читать совершенно случайно - ничего про неё не зная. Так по моим скромненьким ощущеньицам - гробовая тишина (которая чувствуется именно так) после такого интенсивного развития, после появления второй, третьей темы, после нагнетания, сгущения напряжения - просто оглушает. Всё то, что происходило до этого, все те вопросы, которые поставил Бах (ну, можете камнем кинуть за примитивные параллели) - не находят разрешения. И повисает над Вами этот знак вопроса. И ходите Вы потом, и это неразрешённое напряжение - чувствуете.
А как же это - "При работе над этой фугой, на том месте, где в противосложении проводится имя BACH, автор скончался" (запись, сделанная рукой К. Ф. Э. Баха?
Эффект - именно музыкальный. Не знаю, как Вы с этой фугой познакомились, а я в очередном лихорадочном приступе чтения с листа открыла её и начала читать совершенно случайно - ничего про неё не зная. Так по моим скромненьким ощущеньицам - гробовая тишина (которая чувствуется именно так) после такого интенсивного развития, после появления второй, третьей темы, после нагнетания, сгущения напряжения - просто оглушает. Всё то, что происходило до этого, все те вопросы, которые поставил Бах (ну, можете камнем кинуть за примитивные параллели) - не находят разрешения. И повисает над Вами этот знак вопроса. И ходите Вы потом, и это неразрешённое напряжение - чувствуете.
А приписка рукой сына просто довершает.
Я с Вами совершенно согласен. Иногда я даже, после прерывания этого контрапункта, встаю и читаю вслух эту приписку К. Ф. Э.. Один зануда как-то упрекнул меня, дескать, "театр устраиваешь", но, на мой взгляд, это не театр, а текст. В данном случае и музыкальный и литературный логично следуют один за другим. Кстати, задолго до того, как я начал учить ИФ, часто слышал по радио Гульда именно с этим контрапунктом. К сожалению, не помню, как он заканчивает. Может, кто-то напомнит? Или выложит запись?
Сыграла её ещё раз - ощущения те же. Пролистала ноты, пробежала глазами вступительную статью - и вот ответ, Андрей, на Ваш вопрос - наиболее полный на 1974 год:
"Попытки "дописать" заключительную фугу предпринимались неоднократно. Можно упомянуть издание под редакцией английского теоретика Д. Ф. Тоуви (The Art of Fugue by Johann Sebastian Bach. Edited and Completed with a Dissertation by Donald Francis Tovey, Reid Proffesor of Musilt in the University or Edinbourgh. Oxford University Press, 1931), издание для органа под редакцией Хельмута Вальхи, уже указанное нами, запись под управлением Р. Баршая, а также примеры, приведенные в статье немецкого исследователя Бернарда Мартина (Martin В. Zwei Durchformungmodi der Tripelfuge zum Fragment aus der "Kunst der Fuge" von Johann Sebastian Bach. — "Bach-Jahrbuch", 37. Jahrgang, 1940—1948, S. 37—39, 50—52)."
Цит. по изданию 1974 года - редакция и вступительная статья Н. Копчевского.
Кстати, задолго до того, как я начал учить ИФ, часто слышал по радио Гульда именно с этим контрапунктом. К сожалению, не помню, как он заканчивает. Может, кто-то напомнит? Или выложит запись?
Гульд играет неоконченную версию и завершает ее неким жестом (к счастью, есть видеозапись, где это можно увидеть). Эффект именно такой, о каком написала Schonheit.
Последний раз редактировалось Апчх; 26.12.2005 в 02:19.
Причина: исправил фактическую ошибку
Гульд играет неоконченную версию и завершает ее неким жестом (к счастью, есть видеозапись, где это можно увидеть). Эффект именно такой, о каком написал Schonheit.
Внутреннее освещение играет ключевую роль в создании комфортной и функциональной среды в жилых, офисных и коммерческих помещениях. От правильного монтажа световых приборов зависит не только внешний...
Выбор детского центра — важный шаг для родителей. От правильного решения зависит не только развитие ребёнка, но и его эмоциональный комфорт, безопасность и интерес к дальнейшему обучению. С...
Современный интерьер невозможно представить без качественного освещения. Оно не только обеспечивает комфортное восприятие пространства, но и подчеркивает стиль помещения, делает его уютным и...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
18.12.2025, 16:44
Социальные закладки